Главные вкладки

    Урок русского языка. Н и НН в различных частях речи. Повторение и обобщение.
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

    Трофимова Елена Валентиновна

    Урок повторения и обобщения материала, изученного в 5-9 классах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Повторение орфографии. Н и НН в разных частях речи

    Цели: 

    1. Систематизировать теоретический материал по данной теме.
    2. Повторить ранее изученный материал.
    3. Отработать практические навыки учащихся.

    Оборудование: раздаточный материал в виде тестов к самостоятельной работе. Возможно использование компьютера, экрана, интерактивной доски.

    Ход урока

    На доске (экране):

    1. Лебеди__ая песня, операцио__ая система, ветре__ый день, глиня__ный кувшин, оловя__ый солдатик, клюкве__ый морс, лу__ая дорожка
    2. Вяза__ый свитер, связа__ый свитер, вяза__ый бабушкой свитер, мороже__ые овощи, асфальтирова__ая дорога
    3. Торжестве__о заявить, испуга__о посмотреть, пута__о объяснять, тума__о намекать
    4. Работа выполне__а, решение найде__о,

    Беседа по вопросам:

    - Что объединяет примеры?

    - Какую орфографическую проблему приходится решать при выборе написания?

    - Знание каких разделов лингвистики нам необходимы в этом случае? Объясните, почему.

    - Знакомы ли вам правила, согласно которым в предложенных примерах осуществляется выбор, или это новый материал?

    - Исходя из того, о чем мы поговорили, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    Формулирование темы и запись ее в тетрадях.

    Разбор примеров – совместная работа, в результате которой составляется сводная таблица .

    Примерные вопросы:
    - По какому принципу примеры разделены на группы?

    -Как нам поможет знание морфологии в выборе правильного написания?

    - Слова каких частей речи встречаются в разных группах?

    - В чем разница между прилагательными первой и второй групп?

    - В чем разница причастий второй и четвертой групп?

    - Какие части речи очень похожи между собой?

    - Вспомним все случаи и соответствующие правила.

    Н и НН в разных частях речи

    Прил.           существ.

    Прил.          глаг. и  полные причастия

    Наречия

    Краткие причастия

    написание зависит от суффикса

    написание зависит от части речи

    написание зависит от исходного слова

    написание запоминается

    Составление опорных схем по правилам. ( Возможно использование частичных заготовок с выводом на экран/ интерактивную доску или презентации с появляющимися по клику частями схем)

    Схема 1

    прилагательное           существ.

                                                             

     

    -ИН- -АН- -ЯН-                                                                                                                - ОНН-     -ЕНН-

    Основа на Н + суффикс Н

    Схема 2

    прил.           глаг.    полное причастие  

                                                         

    Н                                                                                                НН

                                           признаки                                                                                     признаки        

    - отсутствие приставки                                                                                  - наличие приставки

    - отсутствие зависимого слова                                                                   - наличие зависимого слова

    - исходный глагол несов. вида                                                                  - исходный глагол сов. Вида

                                                                                                                                 - наличие суффиксов – ова-

                                                                                                                                                                    -ева- -ирова-

                                                                                                                                   

    Схема 3

    наречие

     

                         Н                                                                                                                                       НН

    в исходном слове одна Н                                                                                                 исходном слове НН

    схема 4

    краткое причастие

    всегда Н

    К каждому правилу ученики подбирают примеры, иллюстрирующие разные случаи.        

    Отдельно вспоминаются и записываются слова-исключения из правил.

    Самостоятельная работа.

    Используя повторенную информацию, выполните задания, аналогичные которым могут встретиться вам в экзамене по русскому языку.

    1. Выпишите слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.

    Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

    1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

    – Спасибо вам, дяденька, – прошептал я.

    Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил:

    – За что?

    – Я не знаю, за что...

    И выскочил из избушки. Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.

    1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н».

    Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. Пусть, если ей так там нравится. Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.

    1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени пишется Н».

    У вокзала квадратный чёрный громкоговоритель простуженно хрипит:

    — Граждане, в городе объявлена воздушная тревога…

    Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолеты. Их так много, что трудно разобрать, откуда они летят. Всё небо усеяно плевками зениток.

    1. Выпишите страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова.

    У Люси аккуратно стриженный затылок. Пальцы её быстро бегают по клавишам, вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятёрки имела. Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Бёклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уральских каменных слоников в буфете, но почему-то всё это мне кажется чужим, далёким, точно затянутым туманом.

    1. Выпишите слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

    Ранним утром лисица вышла из норы и рысцой побежала прямо к болоту: накануне она заметила на кочке утиное гнездо, но, имея много других забот, не успела с ним разобраться. В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят. Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод. Детей нельзя кормить первой попавшейся дрянью: дети — дело нежное.

    Лисица уже приготовилась перепрыгнуть неширокую лужу, отделявшую знакомую кочку от берега, когда вдруг прямо перед её носом на воду шлёпнулась утка и затрепыхалась. Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла. И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.

    1. Выпишите слова, в которых  правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.

    Но  время ежеутреннего контакта с  дочерью истекает,  они приехали.

    А  Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности.  Твёрдо она  уверена  лишь  в  том, что жизнь к ней немилостива и двойка  по  физике  ей  сегодня  обеспечена.

    1. Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

    Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

    Выполненное задание проверяется в парах.

    Итог урока:

    - Какую тему сегодня повторили?

    - Что вспомнили?

    - В каких частях речи чаще всего встречается сложность с выбором Н и НН?

    - Каким правилам подчиняется написание в различных случаях?

    Домашнее задание:

    В открытом банке заданий на сайте fipi (раздел орфография, со стр. 10) найти 10 заданий, касающихся правописания Н и НН и выполнить  их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

    Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

    Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

    Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

    Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....

    План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

    Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...