Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Попова Татьяна Владимировна.

Первый урок по теме "Лексика" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._leksika.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы»

Цели:

  1. Познакомить с однозначными и многозначными словами, синонимами, омонимами, антонимами.
  2. Развивать умение самостоятельно добывать знания, логическое мышление.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

Оборудование: словари синонимов, антонимов, омонимов; компьютерная презентация; цветные карточки с заданиями; карточки с вопросами.

Ход урока.

Слайд 1

1. Орг. момент.

- Здравствуйте! Я вижу, что все готовы к уроку. Выберите фигуру того цвета, который соответствует вашему настроению. Встаньте, у кого хорошее настроение. Я рада, что таких большинство. Надеюсь, что к концу урока вас станет больше.

Слайд 2

2. Проверка д\з.                                             Слайд 3

Отгадать словарное  слово по его лексическому значению:

Платформа – помост, площадка  на ж\д станциях для посадки, погрузки.

Негодовать – испытывать, проявлять чувство возмущения, крайнего недовольства.

Паркет – настил на полу из дощечек, уложенных так, что они образуют какой-н. узор.

Отовсюду – из разных мест, со всех сторон.

Ненавидеть – питать чувство сильной вражды и отвращения.

Необыкновенный – редко встречающийся, необычный.

Пианино – муз. клавишный инструмент, вид фортепиано.

- Какое слово получилось?

- Что такое лексика? (Раздел русского языка, изучающий словарный состав языка)

3. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению.

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

Тема урока – на доске.

Однозначные и многозначные слова.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

- Сегодня мы продолжим изучать тему «Лексика» и познакомимся с новыми  и интересными словами. А помогут нам в этом ваши имеющиеся знания, опыт работы в группах и умение грамотно и доступно излагать материал, потому что именно вы сегодня станете учителями и будете объяснять всем новую тему.

 - У нас работают 5 групп. Каждая группа выполняет задание по индивидуальному плану. После того, как группа подготовиться, один из ее участников заполняет таблицу на доске. Мы все вместе продолжим заполнять конспект по теме «Лексика», а по одному представителю от группы будут нам помогать. Ответы ваши должны быть полными и понятными.

Слайд 4

  1. Объяснение нового материала.

Заполнение конспекта:

Слова

Однозначные

Многозначные

Омонимы

Синонимы

Антонимы

характеристика

Лексическое значение - одно

Лексических значений - несколько

Ч.р. – одинак.

Звучание - одинаков.

Написание – одинак.

Лекс. знач. – совершенно разное

Ч.р. – одинак.

Звучание - разное

Написание – разное

Лекс. знач. – одинак., отличаются его оттенками

Ч.р. – одинак.

Звучание – разное

Написание – разное

Лекс. знач. – противоположное

примеры

Айсберг

Кнопка

Бор (сосновый лес, стальное сверло)

Бежать - мчаться

Белый - черный

По очереди один участник группы вслух объясняет. Класс записывает.

- Итак, я рассказываю, как вас поняла, вы мне помогайте.

- Группа слов по лексическому значению включает в себя ОМОНИМЫ (такие слова, которые относятся к …), СИНОНИМЫ …, АНТОНИМЫ… .

- По количеству лексических значений все слова делятся на однозначные…(класс – одно значение) и многозначные.

- У многозначных слов в отличие от омонимов есть какое-л. сходство. Н-р, КНОПКА.

5. Проверка понимания.

Слайды 5 - 11

Синонимы и антонимы  широко используются в речи, и вам при написании изложения и сочинения на ГИА и ЕГЭ такие слова очень будут нужны, поэтому уже сейчас вы должны пополнять словарный запас.  Для этого существуют словари омонимов, синонимов, антонимов.  

Показ словарей.

Слайд 12

  1. Физминутка.

- Физминутка на повторение темы «Фонетика». Показывайте за мной части тела в соответствии с текстом.

Вот со звуком [л] слова:

Лоб, затылок, голова,

Кулаки, ладошки, локти,

Звука [л] нет в слове «ногти».

 Глазки, тело и лопатки,

Звука [л] нет в слове «пятки».

  1. Закрепление.

Слайд 13

-Докажите, что вы правы.

7. Применение знаний. Устная работа.

А)

-А теперь, ребята, отгадайте загадку. 

Слайд 14

- Как называются такие слова? (Многозначные)

- Если это слово многозначное, то в чем схожи разные его лексические значения? (по функции – предназначено для письма)

- Составьте устно предложение 1 вариант со словом перо гусиное,

 а 2 вариант со словом перо авторучки.

Б)

- Слово бокс - омоним. У него есть три лексических значения.  Придумайте со словом бокс устно словосочетания и объясните каждое лексическое значение.

В)

- А теперь придумайте к данным словам сначала синоним, потом антоним.

Слайд 15

Хворый – больной – здоровый

Смеяться – хохотать – плакать

Мощь – сила – слабость

Большой – огромный – маленький

Слайд 16

8. Обобщение.

- Обобщим полученные сегодня знания. Выбираем вопросы. Отвечаем. Если кто-то затрудняется, помогаем ему.

Какие слова называются однозначными?

Какие слова называются многозначными?

Что такое омонимы?

Что такое синонимы?

Что такое антонимы?

Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

9. Контроль.  Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

- У вас на партах разноцветные карточки с заданиями. Подпишите их с обратной стороны.  Каждый выбирает карточку, выполняет задание, дает проверить соседу по группе справа. Нормы оценок – на столах.

- Я перепроверю ваши работы. В понедельник задам по одному дополнительному вопросу по сегодняшней теме и поставлю оценки.

10. Д\з. (По выбору учащихся)

Учить конспект. Составить синквейны. Придумать сказку.

11. Итог.

- Вы хорошо сегодня работали.  Мне понравились правильные, грамотные полные ответы …                                                                                            Они получают «5».

12. Рефлексия.

- Встаньте, у кого желтые или красные фигурки. Если настроение поменялось, поменяйте карточку.

- Понравился урок? Я рада. Всего доброго. Урок окончен.

Группа № 1

  1. Какие слова называются однозначными?   (Ответ на стр.154)
  2. Приведите примеры однозначных слов.     (Упр.338 и стр.175)
  3. Где можно узнать, сколько значений имеет слово?    (Стр.154)

Группа № 2

  1. Какие слова называются многозначными?   (Ответ на стр.154)
  2. Приведите примеры многозначных слов.     (Стр.154)
  3. Где можно узнать, сколько значений имеет слово?    (Стр.154)
  4. Лексические значения многозначных слов имеют что-то общее или нет? Пример.   (Стр.154)

Группа № 3

Омонимы – это слова, которые …

Часть речи

Звучание

Написание

Лексическое значение

Пример

Группа № 4

Синонимы – это слова, которые …

Часть речи

Звучание

Написание

Лексическое значение

Пример

Группа № 5

Антонимы – это слова, которые …

Часть речи

Звучание

Написание

Лексическое значение

Пример


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи

Урок-повторение и обобщение знаний по теме "Многозначные слова и омонимы", рассмотрение этих понятий как средств выразительности речи. 5 класс....

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...

Практическая работа по теме "Синонимы, омонимы, антонимы"

Практическая работа по теме "Синонимы, омонимы, антонимы"...

Разработка урока "Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление"

Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление....