Литературный язык и современная языковая ситуация
статья по русскому языку на тему

Дивейкина Жанна Михайловна

Роль русского языка в современном мире велика...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_yazyk_i_sovremennaya_yazykovaya_situatsiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный язык и современная языковая ситуация: диалог или монолог

  1. Особенности языковой ситуации в России после середины 80-х годов XX века.

   Вернёмся  лет на 25 назад. Примерно до середины 80-х годов языковой ситуации в России было присуще устойчивое равновесие. Языковое сознание было стабильным, построенным на четком осознании приоритета литературного языка и наличия языковых и речевых норм.

   Смена общественно-политического строя, демократизация общества, снятие запретов на любые виды информации и способы ее передачи вывели языковую ситуацию из состояния покоя и из-под контроля государства. Новая языковая ситуация обозначила проблему переосмысления понятия «литературный язык». Активную роль стали играть просторечие как следствие «свободы слова» и воровской (криминальный) жаргон как следствие криминализации общества.  С другой стороны, русский язык стал средством общения страны, изменившей свое положение среди других государств. С потерей статуса «великой державы» и с утратой США как «врага номер один» Россия включилась в процесс глобализации. Русская культура начала испытывать сильнейшее влияние американской культуры. Эти два фактора не могли не отразиться на языке.

 2.  «Литературный язык» и «нелитературный язык» в современной языковой ситуации.

   Таким образом, новая языковая ситуация обозначила проблему переосмысления понятия «литературный язык». Для прояснения понятия «литературный язык» важно установить, что же является «нелитературным языком».

  Л.В.Щерба противопоставлял литературный язык разговорному. «Если вдуматься глубже в суть вещей, то мы придём к заключению, что в основе литературного языка лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу - разговорной речи «…»Диалог - это в сущности цепь реплик. Монолог- это уже организованная система облечённых в словесную форму мыслей, отнюдь не являющаяся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке». «…репликам свойственны и всевозможные фонетические сокращения, и непривычные словообразования, формообразования, и странное на первый взгляд словоупотребление, и, наконец, всякие нарушения синтаксических норм». Далее Л.В.Щерба говорит о том, что «именно в процессе монолога происходит обработка языка и затем его нормализация».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Учитель русского языка и литературы считает своей наиглавнейшей задачей сохранение норм языка, которые узаконены литературой. Возникает противоречие: современное преподавание русского языка ориентировано на тестирование, на создание небольших по объёму  и композиционно однотипных текстов- шаблонов. Развиваем  ли мы в таком случае у детей монологическую речь? Возвращаясь к мысли Л.В.Щербы о противопоставлении монолога и диалога, понимаем:  литературный язык станет атавизмом, если свести изучение классической литературы к пересказу,  а написание сочинений к созданию более-менее связных  текстов  из вульгарной смеси просторечий, социальных диалектов, жаргонизмов и неконтролируемых  заимствований. Количество учащихся, непонимающих  литературные тексты 19 века, за последние два десятилетия возросло. Слабые навыки письменной речи ухудшают и устную.

  1. Проблема переосмысления понятия «литературный язык».

  Темп современной жизни, несомненно, отразится на качестве литературного языка, а значит, изменятся литературные нормы. В идеале,  новое мышление предполагает переход на более высокий уровень самопознания и создание индивидуального стиля  каждого из нас как « языковых личностей» независимо от нашей национальной, социальной и профессиональной принадлежности. Но культура современного общества неоднородна. Язык может не только объединять, но и разъединять  (социальные диалекты).

  Осложняет ситуацию  продолжающаяся глобализация. Исчезновение русской деревни приводит к исчезновению диалектов, традиционно подпитывавших русскую речь. Речь становится серой, затёртой, лишённой индивидуальности. Пропадает ощущение глубины и широты русского языка, исчезает языковое чутьё.  

  Письменные работы учащихся демонстрируют элементарную нехватку слов для выражения мысли.  Словарный запас оскудел. Складывается впечатление, что работа написана  не носителем языка, а иностранцем. Почему исчезает потребность пользоваться языком легко и свободно? Дети общаются между собой, используя цитаты не из художественной литературы, художественных фильмов, а из низкопробных юмористических передач, из роликов в Интернете.

3. Особенности педагогического труда на современном этапе.

  Поэтому цель преподавания русского языка – сохранить традиции развития монологической речи  учащихся. Уроки развития речи приобретают новый смысл: учитель должен связать «век нынешний» и «век минувший», привить вкус к русскому слову.

  Уже в конце 80-х – начале 90-х гг. появилась потребность обновления методики русского языка. Инновационные способы обучения дают возможность современному учителю разработать новый стиль обучения, не отказываясь  от опыта советской школы (проблемы современной школы напоминают трудности советской  эпохи 20-х-30-х гг. 20 в .).

   Информационно- коммуникационные технологии позволяют активизировать интеллектуальные способности учащихся, максимально включить их в деятельность созидательную, самостоятельную. Организация инновационного обучения- это ответ на вопрос, как учить современного школьника, чтобы учение было ему в радость, но не превратилось в забаву.

  В заключение хотелось бы вернуться к теме сообщения «…монолог или диалог». Оказывается, положительные эмоции связаны с речемоторным оживлением, т.е. говорение и письмо на уроке должны преобладать над слушанием. Процесс обучения детей будет успешен, если нам удастся не только активизировать мышление, но и воображение детей. А. Эйнштейн считал, что развитое воображение важнее знания.

.  Л.В. Щерба: «…литературный язык принимает многое, навязываемое ему разговорным языком и диалектами, и таким образом и совершается его развитие, но лишь тогда, когда он приспособил новое к своей системе, подправив и переделав его соответственным образом. Но беда, если разнородное, бессистемное,… новое зальёт литературный язык и безнадёжно испортит его систему выразительных средств, которые только потому и выразительны, что образуют систему. Тогда наступает конец литературному языку, и многовековую работу по его созданию приходится начинать сызнова, с нуля».

   Не случайно М.Горький в н.20 века организовал компанию о необходимости беречь русский язык от засорения его диалектизмами и вульгаризмами.

    Языковая ситуация через столетие повторилась. Воспользуемся опытом предшественников.

  Успехов, уважаемые коллеги, в благородном деле: остановить иссушительное, катастрофическое обеднение русской речи, помочь овладеть учащимся нормами литературного языка, узаконенные великой русской литературой.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современная языковая ситуация и формирование речевой культуры"

Современное преподавание русского языка в колледже ориентируется на традиционно сложившееся отношение к характеру языкового материала в учебниках и учебных пособиях, который  является и предметом...

Научно- исследовательская работа " Современная демографическая ситуация в Монголии - на примере демографической ситуации в семье"

Даннай работа производилась учащимися 9 класса в рамках реализациии национального компонента при углубленносм изучении темы "Население" ....

Коммуникативные ситуации на уроках немецкого языка в современной школе.

В данной статье мне хотелось бы поделиться опытом работы по созданию и успешному применению коммуникативных ситуаций на уроках немецкого языка....

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"Доклад был представлен на Всероссийской конференции по русскому языку «Речевое развитие обучающихся – основа р...

Русский литературный язык в современном обществе.

Борьба за чистоту русского языка – одна из важнейших проблем, которая решается и на государственном уровне, поэтому и в материалах ЕГЭ много вопросов, связанных с культурой речи. Но понимать про...

Выступление на семинаре "Отрицательные тенденции языковой ситуации в современной России"

Выступление на семинаре "Отрицательные тенденции языковой ситуации в современной России"...

Коммуникативные ситуации на уроках немецкого языка в современной школе

В этой статье автор делится опытом работы по созданию и успешному применению коммуникативных ситуаций на уроках немецкого языка, что является эффективным приемом обучения общению на иностранном языке....