Русский литературный язык в современном обществе.
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Борьба за чистоту русского языка – одна из важнейших проблем, которая решается и на государственном уровне, поэтому и в материалах ЕГЭ много вопросов, связанных с культурой речи. Но понимать проблему – одно, а решать ее – другое. Как же решить эту проблему? Как бороться за чистоту русского языка?  Начинать нужно с себя!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.lit_.yaz_.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: Русский литературный язык в современном обществе.

Цели: привлечь внимание учащихся к проблемам русского литературного языка, способствовать развитию интереса к русскому языку, воспитывать бережное отношение к слову, совершенствовать навыки выразительной речи.

Материальное обеспечение: интерактивная доска,  видео- и аудиоматериалы, созданные в программе notebook, презентация.

Методы: словесный, практический.

                                                      Ход занятия.

П/Н

                      Этапы урока

время

Работа суворовцев

1.

Организационный момент:

- Сдача рапорта; приветствие.

1.Видеофрагмент из к/ф «Джентльмены удачи».

Сл. преподавателя: 

-Вы, наверное, догадались, что тема сегодняшнего занятия связана с речевой культурой. Мог ли предположить И.С.Тургенев, что в начале 21 века наш великий и могучий язык окажется в таком катастрофическом положении?

2.Аудиофрагмент «Русский язык» (на экран проецируется портрет И.С.Тургенева).

10 мин.

Приветствуют преподавателя.

2.

Объявление темы и целей урока.        

1 мин.

Записывают тему урока.

3.

 Основная часть.

I. Работа с эпиграфами к уроку.

Слово преподавателя: Тема нашего занятия – «Русский литературный язык в современном обществе». Пословица, а пословица – мудрость народа, гласит:

     «Что узнаешь в детстве, узнаешь на всю    

                                                              жизнь».

Это первый эпиграф нашего урока, а второй, как бы вы ни удивлялись, устанавливает связь того, о чём мы говорим, с нашим характером.

«Язык, которым говорит человек – это ключ к его характеру». 

                                                К.Станиславский.

II.Актуализация темы.

-Данная тема является очень актуальной в наше время. Перед каждым учебным заведением стоит задача – определить модель выпускника. Наш выпускник должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным молодым человеком. А культура, прежде всего, связана с его речью. И сегодня на уроке и пойдёт речь о русском литературном языке и его «врагах». Нам предоставится возможность посмотреть на себя со стороны и ответить на вопрос, какой язык мы, поколение 21 века, передадим потомкам. В своём уроке я использовал интерактивный метод «синтез идей». Вы предварительно были поделены на группы, которые должны представить свою идею показа «врагов» литературного языка.

Коли метод называется «с.и.», то каждая группа представляет свою идею показа «врагов» литературного языка.

III.Представление творческих групп с их идеями показа «врагов» литературного языка.  На экран проецируется карта России.

1.Выступление 1-ой творческой группы.

  1. Итак, у первой группы возникла идея переложить классическое произведение А.С.Пушкина. Что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое поколение» о его романе.

Сценка  (прил.№1.)

- Какого врага литературного языка выявила 1 группа? Молодежный сленг

Хочу добавить, что первая группа, столь бесцеремонно обошедшаяся с текстом Пушкина, просит у него извинения (фрагмент «Не вели казнить»)

2.Выступление 2-ой группы.

-У 2-ой группы идея иного плана – пересказать готовый фрагмент из «Мертвых душ». В этом фрагменте идет речь о способности Чичикова поддерживать любой разговор. Пожалуйста, слово второй группе.

Пересказ (прил. №2.)

-Представитель 2-ой группы сыграл роль ученика, речь которого не только бедна (преподаватель передвигает на карту  «бедность речи»), но и засорена. Чем? (Слова-паразиты, слова-сорняки.) 

-Давайте посмотрим, что предлагает нам телевидение. Идет фрагмент из фильма «Реальные пацаны».

- Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

3.Выступление 3-й группы.

- Представьте себе, что эти же самые ученики, речь которых так бедна, становятся взрослыми. Как они выглядят при исполнении служебных обязанностей? Об этом видеоидея третьей группы (представитель включает видеоидею). Прил. №3.

   - Комментарии, я думаю, здесь излишни. Я только попрошу вас назвать, с каким «врагом» литературного языка вы встретились. (Нарушение орфоэпии.) Назовите, какие речевые ошибки были допущены? (это предст. 3 гр.)

4.Практическая работа.  Нарушения орфоэпии (слайд по орфоэпии).  

5.Выступление 4 группы.

-Представляем слово 4-ой группе. Их идея – заглянуть на заседание Госдумы. Давайте заглянем. Пожалуйста, депутат.

Выступление (прил. №4.).

- Да, вы что-нибудь поняли? Как называется этот враг? (неоправданное употребление иностранных слов.)

6.Практическое задание на понимание иностранных слов.

- Зачем употреблять слово консенсус, если есть русское слово? Какое?

Консенсус-

Ратификация-

Электорат-

Лигитивный-

      Образованный человек должен знать значение иностранных слов, которые он употребляет в своей речи, а если не знает, то лучше не употреблять и заменить его понятным русским.

20 мин.

Анализируют слова эпиграфа.

Инсценируют отрывок из романа Евгений Онегин (на современный лад).

Один из суворовцев ставит на карту первого «врага» русского литературного языка.

Пересказывают фрагмент из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя.

Ставят на карту очередного «врага».

Демонстрируют видеоидею.

Выявляют следующего «врага» русского языка.

Выполняют практическое задание.

Представитель творческой группы зачитывает речь депутата.

Выявляют следующего «врага» русского языка.

Называют слова-синонимы из русского языка.

4.

Подведение итогов урока:

Товарищи суворовцы, у нас сегодня состоялся очень важный разговор о русском литературном языке в современном обществе (слайд с темой). В ходе занятия вы увидели, что он претерпел серьезные изменения. Вирусы-паразиты медленно, но настойчиво разъедают его. А потому борьба за чистоту русского языка – одна из важнейших проблем, которая решается и на государственном уровне, поэтому и в материалах ЕГЭ много вопросов, связанных с культурой речи. Но понимать проблему – одно, а решать ее – другое.

   Как же решить эту проблему? Как бороться за чистоту русского языка? (ответы аудитории)

 Начинать нужно с себя!

1  мин

Слушают преподавателя.

Отвечают на проблемный вопрос.

5.

Задание на с/п:  

2 мин.

Записывают задание с/п.

                                                              Преподаватель отдельной дисциплины

                                                                    (русский язык и литература)

                                                                             О. Муравьев

               

   

Приложение №1.

Сценка. (Два суворовца.)

— Димка, ну че, прочитал?

  • Прочитал.
  • Прикольно или стремно?
  • Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».
  • Вот лох!
  • А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
  • Ух, ты!
  • Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега... Короче…

                             

Приложение №2.

О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда говорил, если говорили о лошадях, он тоже как бы говорил о лошадях, если говорили о собаках, он тоже говорил как бы о собаках. Он говорил то, что казенные палаты он знает, то, что проделки их тоже знает.  Говорил о бильярде, потом о добродетелях, потом как бы про вино говорил. Короче, он про все знал и говорил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"

Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...

Научно-практическая конференция для учащихся 8-10 классов "Русский язык в современном обществе"

"Русский язык в современном обществе" – тема научно-практической конференции. Самые разные вопросы о современной речи поднимают в своих сообщениях выступающие: это и угрозы для нашего языка в самой Ро...

Факультатив «Русский язык в современном обществе» 8 класс

Данный курс содействует формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социаль...

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

Доклад "Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа"

Доклад "Современный русский литературный язык  как  основа  культуры речи  русского народа"...

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"...