Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Ильясова Фидания Гатаевна

Тип урока: повторительно –обобщительный

Вид урока: урок практических работ;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

Методы: словесный,   поисково - проблемный;

Ожидаемый результат:  качественное  выполнение   задания ЕГЭ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Класс: 11

Тема:  Типы подчинительной   связи в словосочетании

Цели:                  

  1. Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы  связи слов в словосочетании.
  2. Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы;  развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
  3. Воспитательные: воспитание  ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

         Задачи учащихся:  

1) научиться выделять  словосочетания из предложения;

2) научиться определять способ связи слов в словосочетании  

Тип урока: повторительно –обобщительный

Вид урока: урок практических работ;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

Методы: словесный,   поисково - проблемный;

Ожидаемый результат:  качественное  выполнение   задания ЕГЭ

 Материалы и оборудование:

 « Практикум №1, №2» тренажёр, задания для групповой самостоятельной работы; дидактический материал: тесты к подготовке ЕГЭ

 

План урока

Ход урока

  1. Орг. момент

 Приветствие учителя, организация класса на урок.(класс делится на 3 группы

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

(Знаки препинания отделительные, разделительные и выделительные)

Рассказать о знаках препинания и схематично изобразить

1группа                                  2группа                                    3группа

Отделительные                 разделительные            выделительные

Учитель: Какой раздел языка изучает пунктуацию?(синтаксис)

Что ещё изучает синтаксис?(словосочетания и предложения)

  1. Сообщение темы и цели урока.

 Тема нашего урока : «Словосочетания и типы подчинительной связи в словосочетании»

III. Актуализация опорных знаний.

Какие умения формирует синтаксис?  (Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания).

   Работая над экзаменационными тестами по теме словосочетание, уч-ся совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема? ( В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи. )  

      Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока.  ( Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании)

  IY. Работа по теме урока.

    1.Повторение и обобщение ранее изученного материала.

  Что вы знаете о словосочетаниях?

Виды словосочетаний.    

сочинительные                                                              подчинительные        
слова равноправные                                         одно слово подчинено другому
(однородные   члены)                                              главное слово  зависимое
дождь и снег                                                                             осенний дождь

Учитель: Ребята, обращаю ваше внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.  

                                Способы связи слов в словосочетании.

Согласование                  Управление        Примыкание

      ЗАПОМНИ !  

*  ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА   ≠    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

*  СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ   ≠   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  ( возле стола; сравни:   стоять возле)

   

  1.  Работа в группах.

Задание для первой группы

  1. С помощью толкового словаря С. И. Ожегова выдвиньте свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
  2. В предложенном  тексте  найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

Словосочетание

Строение

Тип связи

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.

Ответы:

Словосочетание

Строение

Тип связи

 

Нашему языку

Своём богатстве

Самородном богатстве

чуждого примеса

гордая река

величественная река

нежным ручейком

все меры

человеческого голоса

 

Мест.+сущ

мест+сущ

Прил+сущ

Прил+сущ

Прил+сущ

Прил+сущ

Мест+сущ

Прил+сущ

Прил+сущ

 

Согл.

Согл.

Согл.

Согл

Согл

Согл

Согл

Согл

Согл

Задание для второй группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление.
  2. В предложенном  тексте  найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

Словосочетание

Строение

Тип связи

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.

Ответ:

Словосочетание

Строение

Тип связи

 вливается в душу

образуя меры

журчит ручейком?

заключаются в падении

заключаются в возвышении

Гл.+ сущ  предлогом 

деепр+сущ

гл.+сущ

гл+сущ

 управление

управление

управление

управление

Задание для третьей группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи ПРИМЫКАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.
  2. В предложенном  тексте найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

Словосочетание

Строение

Тип связи

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.

Ответ:

Словосочетание

Строение

Тип связи

 вдруг смягчается

Мелодично журчит

сладостно вливается

вливается образуя

 Нареч+глагол

 Нареч+гл

Нареч+гл

Глагол+деепр

 ПРИМЫКАНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

2.  «Буквенный диктант»

Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.  (3мин.)

У каждого из вас получает листочек ,где даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.

1-6 разных вариантов в каждой группе: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом,  два часа, светит ярче.

 2 вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.и .тд

Ключ:  у всех 6 вариантов СУУПСУППСУП

        

Способ проверки – взаимопроверка. (2мин.)

Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.

Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить)

Y. Проверка самостоятельной  работы

Учитель: с какими трудностями вы столкнулись? 

Учащиеся заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.

Учитель: какую цель мы ставили сегодня на уроке?

Ученик: привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.

Учитель: какую проблему помогает решить данная цель?

Ученик: предупредить ошибки по данной теме.

YII. Конструирование словосочетаний

Работа в парах- (обсуждение в команде)- озвучивание

1 группа

Приложение 3.

1) Выпишите из предложении я все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.  

Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.

Запущенная ракета-С

Запущенная с Земли –У        до ближайшей звезды-С

Современная ракета-С            много тысяч-У    Тысяч лет -У

             Может достать -П

2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной форме (даны в начальной форме).

1) горевать по погибшЕМУ на войнЕ, мужУ;

2) горько плакать по мы;(по НАС)

3) скучать, по, родной, дом;   по дому

4) действовать, вопреки, собственнОЙ, совестИ

5) пойти, наперекор, желаниЮ, родителЕЙ;

6) узнать, по, прибытиИ, к, местУ, службЫ;

Скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам –новая. ... Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали понас, скучаем по вас.

Приложение 3.

2группа

Приложение 3.

1) Выпишите из предложении я все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.  

Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.

2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной форме (даны в начальной форме).

1) Приехать, по, окончаниеИ, школа;

 2) отправиться, по, завершениИ, занятие;

3) сделать, вывод, в, заключениИ, доклад;

4) добиться, успехА, благодаря, интенсивнОЙ, подготовкЕ;

 5) установиться, согласно, прогнозУ, синоптикОВ

 6) тосковать, по, живущЕМУ, в, другоМ, городЕ, сынУ;

        3 группа

1) Выпишите из предложении я все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.  

Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.

2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной

форме (даны в начальной форме).

1) выйти, в, путь, согласно, предписаниЮ;

2) добиться, хорошЕГО, урожаЯ, благодаря, научнОМУ, подходУ;

3) возобновить, по, истечениИ срокА, договорА;

4) сориентироваться, по, приездЕ, на, место;

5) сойти, по, приездЕ, на, станциЮ;

6) благодаря, советУ, хорошЕГО, специалистА;

YIII.   Групповая работа учащихся с тестами  (5 - 7мин.)        

Отработка задания ЕГЭ.

А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в последних тестах звучало, например,  так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание? (Записываем их в тетрадь)

-  выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.

-  исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем,  что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!

-  проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).

     Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».

Практикум № 2

 1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого. 

Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

   2  Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду. 

   3  Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

 4  Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

    Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества? 

5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто  холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

IX. Рефлексия. А теперь ту же работу выполняете самостоятельно . (5 мин.)

1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

  Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.

2 Из предложений 10-13  выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.

11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

3 Из предложения выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Сама история и вызвала к жизни музеи.

4 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

6 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё  увлечение спортом пригодилось очень скоро.

7 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.

8  Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

9 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Пересчитать нельзя всех оттенков  и тонкостей нашего обращения.

10 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.

 Способ проверки  по «ключу»

Каков процент выполнения данного задания? 

IX.  Подведение итогов урока. (3 мин.)

 Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте  письменно на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?»   (Листочки потом сдаются учителю). Оценивание работы учеников.

X. Домашнее задание.

 Стр. 224 -228 (правило), тестовые задания. Выписать по 10с/с на согласование управление , примыкание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

План- конспект урока русского языка в 11 классе "Виды связи слов в словосочетании"

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания н...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1.     Технология здоровьесбережения.2.     Технология коллективного обучения.3....