Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

    Ильясова Фидания Гатаевна

    Тип урока: повторительно –обобщительный

    Вид урока: урок практических работ;

    Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

    Методы: словесный,   поисково - проблемный;

    Ожидаемый результат:  качественное  выполнение   задания ЕГЭ 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    Класс: 11

    Тема:  Типы подчинительной   связи в словосочетании

    Цели:                  

    1. Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы  связи слов в словосочетании.
    2. Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы;  развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
    3. Воспитательные: воспитание  ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

             Задачи учащихся:  

    1) научиться выделять  словосочетания из предложения;

    2) научиться определять способ связи слов в словосочетании  

    Тип урока: повторительно –обобщительный

    Вид урока: урок практических работ;

    Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

    Методы: словесный,   поисково - проблемный;

    Ожидаемый результат:  качественное  выполнение   задания ЕГЭ

     Материалы и оборудование:

     « Практикум №1, №2» тренажёр, задания для групповой самостоятельной работы; дидактический материал: тесты к подготовке ЕГЭ

     

    План урока

    Ход урока

    1. Орг. момент

     Приветствие учителя, организация класса на урок.(класс делится на 3 группы

    1. Проверка домашнего задания

    Учитель: Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

    (Знаки препинания отделительные, разделительные и выделительные)

    Рассказать о знаках препинания и схематично изобразить

    1группа                                  2группа                                    3группа

    Отделительные                 разделительные            выделительные

    Учитель: Какой раздел языка изучает пунктуацию?(синтаксис)

    Что ещё изучает синтаксис?(словосочетания и предложения)

    1. Сообщение темы и цели урока.

     Тема нашего урока : «Словосочетания и типы подчинительной связи в словосочетании»

    III. Актуализация опорных знаний.

    Какие умения формирует синтаксис?  (Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания).

       Работая над экзаменационными тестами по теме словосочетание, уч-ся совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема? ( В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи. )  

          Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока.  ( Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании)

      IY. Работа по теме урока.

        1.Повторение и обобщение ранее изученного материала.

      Что вы знаете о словосочетаниях?

    Виды словосочетаний.    

    сочинительные                                                              подчинительные        
    слова равноправные                                         одно слово подчинено другому
    (однородные   члены)                                              главное слово  зависимое
    дождь и снег                                                                             осенний дождь

    Учитель: Ребята, обращаю ваше внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.  

                                    Способы связи слов в словосочетании.

    Согласование                  Управление        Примыкание

          ЗАПОМНИ !  

    *  ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА   ≠    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

    *  СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ   ≠   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  ( возле стола; сравни:   стоять возле)

       

    1.  Работа в группах.

    Задание для первой группы

    1. С помощью толкового словаря С. И. Ожегова выдвиньте свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
    2. В предложенном  тексте  найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

    Словосочетание

    Строение

    Тип связи

    Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.

    Ответы:

    Словосочетание

    Строение

    Тип связи

     

    Нашему языку

    Своём богатстве

    Самородном богатстве

    чуждого примеса

    гордая река

    величественная река

    нежным ручейком

    все меры

    человеческого голоса

     

    Мест.+сущ

    мест+сущ

    Прил+сущ

    Прил+сущ

    Прил+сущ

    Прил+сущ

    Мест+сущ

    Прил+сущ

    Прил+сущ

     

    Согл.

    Согл.

    Согл.

    Согл

    Согл

    Согл

    Согл

    Согл

    Согл

    Задание для второй группы

    1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление.
    2. В предложенном  тексте  найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

    Словосочетание

    Строение

    Тип связи

    Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.

    Ответ:

    Словосочетание

    Строение

    Тип связи

     вливается в душу

    образуя меры

    журчит ручейком?

    заключаются в падении

    заключаются в возвышении

    Гл.+ сущ  предлогом 

    деепр+сущ

    гл.+сущ

    гл+сущ

     управление

    управление

    управление

    управление

    Задание для третьей группы

    1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи ПРИМЫКАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.
    2. В предложенном  тексте найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

    Словосочетание

    Строение

    Тип связи

    Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.

    Ответ:

    Словосочетание

    Строение

    Тип связи

     вдруг смягчается

    Мелодично журчит

    сладостно вливается

    вливается образуя

     Нареч+глагол

     Нареч+гл

    Нареч+гл

    Глагол+деепр

     ПРИМЫКАНИЕ

    ПРИМЫКАНИЕ

    ПРИМЫКАНИЕ

    ПРИМЫКАНИЕ

    2.  «Буквенный диктант»

    Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.  (3мин.)

    У каждого из вас получает листочек ,где даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.

    1-6 разных вариантов в каждой группе: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом,  два часа, светит ярче.

     2 вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.и .тд

    Ключ:  у всех 6 вариантов СУУПСУППСУП

            

    Способ проверки – взаимопроверка. (2мин.)

    Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.

    Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить)

    Y. Проверка самостоятельной  работы

    Учитель: с какими трудностями вы столкнулись? 

    Учащиеся заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.

    Учитель: какую цель мы ставили сегодня на уроке?

    Ученик: привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.

    Учитель: какую проблему помогает решить данная цель?

    Ученик: предупредить ошибки по данной теме.

    YII. Конструирование словосочетаний

    Работа в парах- (обсуждение в команде)- озвучивание

    1 группа

    Приложение 3.

    1) Выпишите из предложении я все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.  

    Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.

    Запущенная ракета-С

    Запущенная с Земли –У        до ближайшей звезды-С

    Современная ракета-С            много тысяч-У    Тысяч лет -У

                 Может достать -П

    2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной форме (даны в начальной форме).

    1) горевать по погибшЕМУ на войнЕ, мужУ;

    2) горько плакать по мы;(по НАС)

    3) скучать, по, родной, дом;   по дому

    4) действовать, вопреки, собственнОЙ, совестИ

    5) пойти, наперекор, желаниЮ, родителЕЙ;

    6) узнать, по, прибытиИ, к, местУ, службЫ;

    Скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам –новая. ... Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали понас, скучаем по вас.

    Приложение 3.

    2группа

    Приложение 3.

    1) Выпишите из предложении я все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.  

    Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.

    2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной форме (даны в начальной форме).

    1) Приехать, по, окончаниеИ, школа;

     2) отправиться, по, завершениИ, занятие;

    3) сделать, вывод, в, заключениИ, доклад;

    4) добиться, успехА, благодаря, интенсивнОЙ, подготовкЕ;

     5) установиться, согласно, прогнозУ, синоптикОВ

     6) тосковать, по, живущЕМУ, в, другоМ, городЕ, сынУ;

            3 группа

    1) Выпишите из предложении я все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.  

    Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.

    2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной

    форме (даны в начальной форме).

    1) выйти, в, путь, согласно, предписаниЮ;

    2) добиться, хорошЕГО, урожаЯ, благодаря, научнОМУ, подходУ;

    3) возобновить, по, истечениИ срокА, договорА;

    4) сориентироваться, по, приездЕ, на, место;

    5) сойти, по, приездЕ, на, станциЮ;

    6) благодаря, советУ, хорошЕГО, специалистА;

    YIII.   Групповая работа учащихся с тестами  (5 - 7мин.)        

    Отработка задания ЕГЭ.

    А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в последних тестах звучало, например,  так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание? (Записываем их в тетрадь)

    -  выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.

    -  исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем,  что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!

    -  проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).

         Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».

    Практикум № 2

     1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

        Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого. 

    Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

       2  Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

        Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду. 

       3  Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

        При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

     4  Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

        Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества? 

    5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

    Весьма часто  холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

    IX. Рефлексия. А теперь ту же работу выполняете самостоятельно . (5 мин.)

    1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

      Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.

    2 Из предложений 10-13  выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.

    11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

    12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

    13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

    3 Из предложения выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

    Сама история и вызвала к жизни музеи.

    4 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

    Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

    5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

    11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

    12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

    6 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

    Моё  увлечение спортом пригодилось очень скоро.

    7 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.

    8  Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

    9 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Пересчитать нельзя всех оттенков  и тонкостей нашего обращения.

    10 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.

     Способ проверки  по «ключу»

    Каков процент выполнения данного задания? 

    IX.  Подведение итогов урока. (3 мин.)

     Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте  письменно на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?»   (Листочки потом сдаются учителю). Оценивание работы учеников.

    X. Домашнее задание.

     Стр. 224 -228 (правило), тестовые задания. Выписать по 10с/с на согласование управление , примыкание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

    Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

    Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

    Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

    План- конспект урока русского языка в 11 классе "Виды связи слов в словосочетании"

    Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания н...

    Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

    Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

    Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

    Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1.     Технология здоровьесбережения.2.     Технология коллективного обучения.3....