Простые и сложные предложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Липко Татьяна Васильевна

Тема урока: Простые и сложные предложения

Цель урока:  отличать простое предложение от сложного, учиться различать ССП, СПП и БСП, отрабатывать навыки расстановки знаков препинания  в простых и сложных предложениях, умение строить  схемы.

Воспитательная цель: воспитывать у школьников патриотические чувства: любовь  к  Родине, своему народу, выдающимся личностям, которыми по праву может гордиться наш народ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Простые и сложные предложения (продолжение темы).

Цель урока:  отличать простое предложение от сложного,

                     учиться различать ССП, СПП и БСП, отрабатывать навыки расстановки

                     знаков препинания  в простых и сложных предложениях, умение строить

                     схемы.

                     Наибольшее количество ошибок было допущено в административном                            контрольном диктанте в СПП. Поэтому именно им будет посвящена большая часть нашего урока.

Воспитательная цель: воспитывать у школьников патриотические чувства: любовь

                                      к  Родине, своему народу, выдающимся личностям, которыми

                                      по праву может гордиться наш народ.

Методы:   слово учителя, самостоятельная и творческая работа учащихся,

                   активизации           мыслительной деятельности школьников путём

                   привлечения художественного текс, фотографий.

Тип урока: обобщение изученного

Оборудование урока:    фотографии  дома-музея А.П. Чехова в Мелехове,

                                     текст  стихотворения Людмилы Татьяничевой

                                     « Берёзы Освенцима».

                                                         Ход урока    

1. Организационный момент.

2.Повторение изученного.

                             

Начнём урок с повторения. Запишем под диктовку предложение и вы объясните знаки препинания в нём.  

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А.П. Чехов).

- Кому принадлежат эти слова?

- Какие члены предложения называются однородными?

- Когда мы ставим тире при однородных членах предложения?

-Составьте схему предложения, напишите его характеристику.

(Прост.,  повеств., невоскл., распр., двусост., осложн. однородн. чл. предл. с обобщ. сл.)

Эти слова уже звучали на одном из наших уроков, они были записаны в виде эпиграфа к уроку.

- Напомните, о каких двух сторонах человеческой личности здесь говорится?

(о внешнем и внутреннем мире человека)

- С внешностью у нас всё в полном порядке.  «Мы все красивы от рожденья»,- так писал Николай  Доризо.

- Но что необходимо делать человеку, чтобы не испортить свою первозданную красоту?

( Воспитывать в себе лучшие качества)

- Какие?

                      - Честность,

                       - порядочность,

                        - доброту,

                        - милосердие,

                        - скромность,

                         -доброжелательность,

                         - взаимопомощь…

- Это нравственные качества.

                Нравственность -  внутренние, духовные качества

                                                 правила поведения,  которыми

                                                  руководствуется человек

                                                  в своей жизни.

Выберите любые три из них, которые, на ваш взгляд, вам нужно в себе воспитывать и введите их в СПП.

Порядочность, честность и доброта – это нравственные качества, которые мы должны развивать в себе.

(Повеств., невоскл., СПП, сост. из 2-х прост. предл. : 1. главное, двусост. распр., осл. однородн.

подлеж.; 2. придаточное,  двусост., распр.)

Послушайте стихотворение Людмилы Татьяничевой « Берёзы Освенцима»

-Каково стихотворение по содержанию?

( трогательное, печальное, скорбное)

С какой целью фашисты посадили у дверей ада берёзки?

(чтобы берёзки напоминали людям о Родине)

- А зачем поэтесса написала о берёзах Освенцима? Какова основная мысль стихотворения?

(Даже природа против нечеловеческих поступков нелюдей)

-  Зачитайте строчки, выражающие основную мысль.

Природа молила фашистов, чтобы они не сжигали людей.

( Повеств.,  невоскл., СПП, сост. из 2-х простых предл.: 1-главн., 2- прид., двусост., распр.,)

- Найдите ещё одно СПП  предложение в тексте. Запишите его и составьте  схему.

Наш народ не только непобедим, но и удивителен, богат душой.  В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году,  приступили к организации дома-музея А.П. Чехова в Мелехове. В 1940 году жители этой деревни обратились с просьбой к правительству Москвы присвоить имя А.П. Чехова начальной школе, построенной Антоном Павловичем .

Они просили установить мемориальную доску на флигеле, в котором прежде всего была написана знаменитая во всём мире «Чайка».

Текст:

1.  В Мелихове Чеховы начали вести натуральное хозяйство,  и на стол шли

      собственные     овощи, молоко своих коров, масло, грибы, ягоды, фрукты.

2. Вечерами в уютной гостиной спокойно поблёскивал в пламени керосиновых

     ламп выпуклый бок рояля.

3. Гости пели под аккомпанемент, а Мария Павловна и Николай Павлович рисовали их.

4. Счастливый дом называли его те, кому довелось побывать здесь.

Задание к тексту:

-Укажите верную характеристику предложения №3 (вариант I ):

                                                                                      № 1 ( вариант II ):

 

  1. простое
  2. сложноподчинённое
  3. сложносочинённое
  4. бессоюзное

Дополнительное задание для знатоков русского языка:

- Выпишите из 1-го предложения текста словосочетание с

согласованием (натуральное хозяйство, собственные овощи)

управлением  (молоко коров, вести хозяйство, шли на стол,          

 вести в Мелехове)

примыканием ( начали вести)

--Найдите примыкание во 2-м предложении (спокойно поблёскивал)

                                                 Домашнее задание: упражнение 226.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счастливое Мелихово Государственный музей-заповедник

Слайд 2

Антон Павлович Чехов 1860-1985

Слайд 3

Как создавался музей В 1940 году жители деревни Мелихово обратились с просьбой к правительству Москвы присвоить имя А.П.Чехова начальной школе, построенной Антоном Павловичем. Они просили также установить мемориальную доску на флигеле, в котором была написана знаменитая во всем мире «Чайка». В суровые годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, приступили к организации музея и библиотеки Антона Павловича Чехова в Мелихове.

Слайд 4

На крыльце мелиховского дома

Слайд 5

Письменный стол писателя

Слайд 6

Книги с чеховскими автографами

Слайд 7

Аллея вязов в саду

Слайд 8

Личные вещи доктора чехова

Слайд 9

Уголок кабинета в мелихове

Слайд 10

Картина кисти м.П.Чеховой

Слайд 11

Флигель, где была написана «Чайка»

Слайд 12

Кабинет во флигеле

Слайд 13

Старый мелиховский колодец

Слайд 14

Церковь в мелихове

Слайд 15

Подумайте и ответьте Известный русский художник Исаак Левитан называл семью Чеховых самой трудолюбивой и самой одарённой. Как вы думаете, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»

Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение"  Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...

Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"

Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"....

Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"

Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...

5. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А19 «Пунктуация в простом и сложном предложениях»

Данный лингвистический практикум поможет выявить степень сформированности у старшеклассников умения  проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложения,а именно: умения различать просто...

Урок русского языка в 5 классе" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы " Сложные предложения"...

Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...