Урок-игра: Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Липко Татьяна Васильевна

Проводя обобщающие уроки, заметила, что  для большинства детей  из-за отсутствия новизны, такие занятия не всегда интересны. Хочу предложить один из способов, как можно разнообразить  обобщение пройденного материала. Зная о том, что дети любят играть, мною была разработана методика проведения урока-игры по обобщению. Возможно, и вам этот опыт будет интересен. Предлагаю для ознакомления несколько уроков русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цель урока: закрепить и углубить полученные ранее сведения о глаголе ( его грамматических признаках, правописании безударных личных окончаний, гласных в корнях с чередованием,  не с глаголами ; определять синтаксическую роль глагола в предложении).

                               Ход урока

  1. Организационный момент.

                               Ход урока

  1. Жеребьёвка

2.    К колесу удачи  в установленном порядке выходят представители команд.

Определяется игровая станция.

   

                          Теоретическая станция:

  1. Дайте определение глагола. Чем отличается неопределённая форма глагола от других форм глагола?
  2. Что называется спряжением глагола? Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?
  3. Расскажите о правописании  -е –и  в корнях с чередованием.
  4. Когда пишется  ь после шипящих в глаголах.
  5. Приведите примеры глаголов несовершенного и совершенного вида.

                             Практическая станция:

                                             (задания)

  1. Выборочный диктант.

Распределите глаголы совершенного и несовершенного вида по колонкам.

Зам..рать,  расст..лается,  блес..нёт,  соч..тать,  заж..гать, прим..рить друзей,  пол..жить,  возл..гать,  к..снётся,  к..сается.

Несов. вид         соверш. вид

Замирать                                    блеснёт

расстилать                                 примирить друзей

сочетать                                      положить

зажигать                                     коснётся

возлагать

касается

                                                                                                     

  1. Словарный диктант

Негодовать,  не была,  не бережёшь,  зажечь,  поджёг спичку, примерять пальто,  увидел,  будет учиться,  устроить поджёг, спрячь.

  1. Поставьте данные глаголы в форме 3лица мн.ч., предварительно записав их в н.ф.

     

Мел..шь,  стел..шь,  обидишь,  выгляд..шь,  выдерж..шь.

Мелешь (молоть) мелют

Стелешь (стелить) стелют

Обидишь (обидеть) обидят

Выглядишь (глядишь) глядят

Выдержишь (держишь-держать) держат

  1. Синтаксический разбор предложения.

Дорогая подруга , ты можешь рассчитывать на друзей, которые тебя никогда не подведут.

  1. Морфологический разбор слова:

Напишешь пером – не вырубишь топором.

Напишешь – глагол

  1. Что сделаешь?
  2. н.ф.- написать, сов. вид, 1 спр. , ед. ч. ,  в буд. вр., во 2л.
  3. (что сделаешь?) напишешь.

                              Игровая станция

                                     (задания)

  1. Игра «Дешифровщики»  (слово учитель не называет)

Отгадайте слово:

Это слово итальянского происхождения. Его название когда-то имело значение «стремя».

 Некогда срочные письма посылались особыми конными нарочными: они передавали друг другу срочный пакет, едва успев  коснуться стременами на скаку.

Подсказка: теперь мы так же называем состязания с передачей на бегу палочки, заменяющей письмо.

Это слово -  ЭСТАФЕТА

  1. Угадай, кто это?

(Условия игры: отгадывающий выходит за дверь. Ученики  загадывает кого-то из класса. Лучше всего загадать его самого. Отгадывающий, вернувшись в класс, должен угадать, задав 7  или 10 вопросов. Класс отвечает только «Да» или «Нет». Поэтому вопрос должен предполагать однозначный ответ).

                   Сообразительная станция:

                                   (задания)

Викторина из рубрики «Занимательная грамматика»

  1. Во что превратятся глаголы: мели, окуни, пряди, соли,  если перенести ударение?

                                                                                                    (в существительные)

  1. С какой частью речи совпадут глаголы: выть, лаять, покрыть попугать, поцеловать, строить, если от них образовать повелительное наклонение единственного числа?

                                                                            (С существительными: вой, лай…)

     3. В каком глаголе 100 отрицаний?                    (стонет)

4.Что значит  ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ? Кто знает историю    появления этого слова?

(Глагол опростоволоситься – это синоним  глаголов ОШИБИТЬСЯ, СПЛОХОВАТЬ, выражений «СОВЕРШИТЬ ОПЛОШНОСТЬ», « ПОПАСТЬ В НЕЛОВКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ».

Своим происхождением глагол ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ обязан древнерусскому обычаю. В старину на Руси не принято было женщинам появляться на людях с непокрытой головой (простоволосыми)

5.Откуда пошло выражение ПЕРЕСОЛИТЬ в смысле ПЕРЕСТАРАТЬСЯ?

( На Руси хлеб-соль всегда были знаком дружеской встречи. Этот обычай сохранился до наших дней.

    Когда-то соль была очень ценным продуктом. Пищу в старину готовили без соли. Хозяин собственноручно солил еду: кого любил, уважал – тому и соли сыпал нужное количество. Порою, стараясь угодить, удружить, хозяин слишком усердствовал и пересаливал.)

6. Мы говорим: «Учёный прочитал лекцию», «Прочитай стихотворение». А почему ПРОЧИТАЛ? Ведь перед  читающим нет текста .

(В средневековых университетах основным видом занятий было чтение. Преподаватель читал книгу и объяснял, толковал недостаточно понятные места. Книгопечатания ещё не было, книгу переписывали от руки, и была она очень дорога и малодоступна. Книга для чтения перед большим числом слушателей писалась очень крупными буквами. Поэтому старинные книги достигали громадных размеров – до полуметра и больше. ОТ тех времён и сохранилось выражение ЧИТАТЬ ЛЕКЦИИ, СТИХИ).А какая самая большая книга в мире?

Отгадай пословицу по словам:

  1. Коса – камень  (Нашла коса на камень).
  2. Лес – дрова     (Чем дальше в лес,  тем больше дров)
  3. Шило – мешок  (Шило в мешке не утаишь)
  4. Язык – дело     (НЕ спеши языком, торопись делом)
  5. Дело – мастер    (Дело мастера боится)
  6. Труд – лень   (Труд человека кормит, а лень портит)

Найдите слова, начинающиеся буквами: Б, В, К, Л, М, С.

(рисунок-плакат)

Назовите пословицы, в которых употребляется числительное СЕМЬ.

  1. Семеро одного не ждут
  2. Семь Раз отмерь – один раз отрежь.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Семь бед – один ответ.
  5. Семеро с ложкой – один с сошкой

                 Станция «Скороговорки»

                             (задания)

1-я команда:

  1. Кукушка кукушонку купила капюшон.

В капюшоне кукушонок смешон.

    2.Протокол про протокол запротоколировали.

2-я команда:

   1.Собирала Маргарита маргаритки  на горе,

      Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

2. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

3-я команда:

 1.  На дворе растёт трава,

     На траве лежат дрова.

    Не руби дрова на траве двора.

  1. Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.

Подведение итогов урока: подсчёт баллов и выявление победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- игра по теме: "Повторение существительного" 6 класс

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное". Форма игры выбрана, чтобы детям было интересно заниматься русским языком...

Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного

Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...

презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол.Повторение изученного.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного....

Урок русского языка в 6 классе "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"

Данный материал можно использовать на первом уроке при изучении темы "Глагол" в 6 классе или при закреплении темы "Глагол" в 5 классе....

«Глагол. Повторение изученного в V классе». Урок в 6 классе

Тема моего урока «Глагол. Повторение изученного в V классе»Цель рока: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи, формировать умения распознавать морф признаки глагол...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...

Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....