Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения
статья по русскому языку на тему

Шаталина Надежда Михайловна

В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochno_-_modulnaya_pedagogicheskaya_tekhnologiya.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи

Шаталина Надежда Михайловна

Место работы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Киселёвского городского округа

 «Средняя  общеобразовательная школа №11»

Должность: учитель русского языка и литературы.

Краткая информация о себе:

Стаж работы в должности учителя русского языка и литературы – 30 лет.

Хобби: поэзия и театр.

Педагогическое кредо: каждый  шаг педагога  должен быть результативным.

Профессиональная устремлённость: реализация цели и достижение результатов, активность и стремление к самосовершенствованию.

Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения

          Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством образования, которое всегда было в центре внимания российской педагогики.  Концепция модернизации российского образования на период 2010 г. определила, что главной задачей российской образовательной политики  является «обеспечение  современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».  Качественное образование во многом зависит не только от успешного функционирования образовательного учреждения, но и от деятельности каждого педагога, от совокупности приёмов, методов, способов обучения, то есть от использования педагогических технологий учителем, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

Сегодня в связи с введением единого государственного экзамена  и системы мониторинговых исследований качества образования, в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, педагог понимает, что обучение должно быть эффективным, личностноориентированным.   А это значит, что учителю очень важно  определить для себя педагогическую технологию, соответствующую требованиям ФГОС, задачам обучения, потребностью общества и целям модернизации образования в целом.

Одной из технологий, позволяющей построить учебный процесс в максимальном соответствии  целям обучения и имеющимся ресурсам и потребностям рынка  труда, обеспечивающей формирование компетентностей обучающихся,  способствующей повышению качества обучения, учитывающей способности, потребности и особенности учащихся, является технология блочно-модульного обучения, которая имеет следующие преимущества:

  • изучение теоретического материала через блоки-модули;
  • понимание учащимися цели урока;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся и формирование  ключевых компетенций;  
  • развитие способности самостоятельно получать знания и обрабатывать полученную информацию;
  • использование разнообразных видов и форм деятельности учащихся;
  • изменение роли учителя (учитель консультирует и управляет учебной деятельностью учащихся);
  • осуществление индивидуального подхода;
  • определение уровня усвоения нового материала и работа над ошибками и пробелами в знаниях.

Основное содержание блочно – модульной технологии  как способа организации учебного процесса заключается в уровневой дифференциации обучающихся,   содействии развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Блочно – модульная технология имеет чёткую структуру: содержание учебного материала и организация его изучения заключается в блоки и модули, представляющие собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени.  В результате учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий.

Блок – содержание обучения, сумма знаний, умений и компетенций, которые учащийся должен продемонстрировать после  изучения учебного материала, содержащегося в блоке.   Блок состоит из модулей, каждый из которых представляет целевой функциональный узел, в котором объединены  содержание учебного материала, способы, методы и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.  Каждый модуль оценивается.  Блоки и модули формируются как структурная единица в учебный план в виде разделов и тем.

Модуль №1.   Содержание модуля:  изложение учителем основного теоретического содержания учебного материала, раскрытие основных понятий, опора на ранее изученный материал, постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций,  формирование мотиваций к учебной деятельности на следующем уроке.

 В содержание модуля могут войти новые сведения и факты.  Информация может быть предложена в виде схем, таблиц, опорных конспектов.  

Модуль№2  - это выполнение практических упражнений и задач.  Под руководством учителя учащиеся работают с различными источниками информации.  Учитель определяет методику (способы, методы и приёмы) усвоения материала, ориентирует на результаты, создаёт ситуации успеха, организует смену видов деятельности,  использует разные формы обучения (фронтальную, групповую, индивидуальную, парную), формирует компетентности, осуществляет обратную связь.

Модуль №3 – это предварительный контроль знаний и умений, повторение и обобщение изученного учебного материала.  Учитель работает над устранением пробелов в знаниях, осуществляет индивидуальный подход.

Модуль №4 – контроль знаний и умений, это конкретный результат работы учащихся и педагога над всем учебным материалом, содержащимся в блоке.

         Как видим, данная технология направлена на усвоение учащимися учебного материала в соответствии с дидактической целью, обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию и умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной учебной  деятельности.

       Использование блочно-модульных технологий позволяет

  • повысить мотивацию учащихся;
  • реализовать дидактические цели;
  • сформировать ключевые компетенции;
  • осуществлять дифференцированный подход;
  • гарантировать достижение результатов обучения;
  • формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования учащихся;
  • повысить качество обучения в целом.

      Блочно-модульная технология способствует самообразованию, глубокому усвоению базовых знаний, умению анализировать и обобщать изученный материал, учит самостоятельному отбору и использованию необходимой информации и объективности оценивания результатов учебного труда.  Данная педагогическая технология – способ повышения обучения.

Список использованной литературы:

  1. Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений: Пособие для работников образования / В.А. Ермоленко, В.К. Баринов, С.Е. Данькин и др.; Под ред. В.А.Ермоленко; РАО. Ин-т теории образования и педагогики. Центр пробл. непрерыв. образования. - М., 2000. - 92 с.
  2. http://festival.1september.ru/articles/588216/   Блочно-модульная система.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Интеграция как один из способов повышения качества обучения на уроках физики

Физика тесно связана с другими науками, подчеркивая это на уроках, можно значительно повысить качество обучения...

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии

Выступление на педагогическом совете "Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС"...

Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения

В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Статья «Мониторинг знаний учащихся по химии как один из способов повышения качества обучения» опубликована в методическом вестнике № 1 «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения вып...

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве»

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве» предназначен для учителей английского я...