Уроки систематизации и обобщения изученного по теме «Причастие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Чинянина Светлана Владимировна

Форма урока - урок-семинар.

Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинаре (освещение теоретического вопроса), проектно-исследовательскую работу по данной теме (дополнительно подготовленный материал) и за практическое задание, выполненное на уроке.

Конечный результат семинара - орфографическая и пунктуационная грамотность. В процессе подготовки к семинару учащиеся делятся на группы, которым предлагаются дифференцированные задания. Учитель консультирует учащихся, помогает в выборе литературы и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prichastie_v_7_kl.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки систематизации и обобщения изученного по теме «Причастие»

Тип 1  урока: урок систематизации и обобщения изученного.

Ход урока

Форма урока - урок-семинар.

Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинаре (освещение теоретического вопроса), проектно-исследовательскую работу по данной теме (дополнительно подготовленный материал) и за практическое задание, выполненное на уроке.

Конечный результат семинара - орфографическая и пунктуационная грамотность. В процессе подготовки к семинару учащиеся делятся на группы, которым предлагаются дифференцированные задания. Учитель консультирует учащихся, помогает в выборе литературы и т.д.

Вопросы к семинару:

  1. Вопрос о месте причастия в системе частей речи. Мнения ученых-лингвистов о причастии. Роль причастий в тексте.
  2. Причастный оборот. Место причастного оборота в предложении. Интонация предложений с  причастным оборотом.

3.        Ошибки, связанные с употреблением причастий и причастных оборотов в устной и письменной речи.

4.        Система правил и орфограмм причастия (сводная таблица орфограмм, опорных сигналов,
и т.п.).

Эпиграф к уроку:

«Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» (В.Даль)

  1. Выступления групп - сообщения учащихся.
  2. Практическая работа по грамматике.

1. Заполнить таблицу суффиксов причастий. Привести примеры.

                                             

                          Разряды

Время

Действительное причастие

Страдательное причастие

Настоящее время

Прошедшее время

2. Определить вид глагола. Образовать все возможные причастия от глаголов.

Разучить - _________________________________________________________

Разучивать - _______________________________________________________

                       

Открывать - _______________________________________________________

                       

Открыть -  _________________________________________________________

Запрячь -  _________________________________________________________

Запрягать -  ________________________________________________________

 

Таблица-опора «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Слитное написание

Раздельное написание

1. Без НЕ не употребляется

1. Есть противопоставление с союзом а.

2. Одиночное причастие

2. Причастие имеет зависимые слова.

3. С кратким причастием.

(Таблицей пользуются по желанию)

3. Выборочно-распределительный самодиктант.

Распределите словосочетания в соответствии с орфограммой «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Трава (не)скошена, (не)погасший костер, (не)выносимая духота, ничем (не)нарушаемая тишина, (не)отправленное письмо, (не)отправленное вовремя письмо, (не)выученные уроки, еще (не)окрепший после болезни организм, (не)прекращающийся ни на минуту дождь, (не)нашедший дороги отряд, (не)расколотый орех.

Слитное написание

Раздельное написание

4. Лингвистический эксперимент: сравните тексты без причастий и с причастиями. Сопоставьте с авторским текстом. (коллективно, устно)

Есть дожди (моросящие), слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, (идущие полосами), косые, сильные,  окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с (надвигающимся) шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

О слепом дожде (идущем при солнце) в народе говорят: «Царевна плачет». (Сверкающие на солнце) капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими (сияющими) слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (К.Паустовский)

5. Употребление причастий и причастных оборотов. Анализ текста и его редакторская правка. Объяснение орфограмм. (учитель читает; устно)

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и  веющейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

 - Как с данным текстом соотносится высказывание М.В.Ломоносова о роли причастий: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять  в высоком роде стихов».

- В какой речи (устной или письменной) более употребительны причастия и причастные обороты?

6. Анализ предложений с допущенными ошибками в употреблении причастий. Редакторская  правка. (Запись на доске) Записать исправленные варианты.

Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. (Нарушение видовременных отношений.)

Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (У причастий нет категории наклонения.)

Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север. (Нарушение в выборе действительного причастия с возвратным значением вместо страдательного.)

7. Обобщение: разгадать кроссворд.

1 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания:

  1. Особая форма глагола.
  2. Образует причастный …
  3. –ЮЩ в причастии?
  4. Суть части речи.
  5. Причастие непостоянно, как…
  6. Слова-причастия делятся на 2 лагеря: страдательные и …
  7. Причастия совершенного вида в этом времени не существуют.
  8. От него зависит количество образованных от глагола причастий.
  9.  В предложении причастие чаще всего играет роль …

8. Рефлексия.

Разделы темы.

Знаю

Не знаю

Определение причастия (на какой вопрос отвечает, значение, роль в предложении)

От какой части речи образовано.

Разряды, их значения.

Правописание НЕ с причастием.

Признаки глагола и прилагательного у причастия.

Морфологический разбор причастия.

Причастный оборот, его роль в предложении, условия обособления.

Суффиксы причастий (страдательных и действительных)

Когда пишутся Н и НН в причастиях.

II. После подведения итогов семинара учащиеся выполняют тестовые задания

Тест по теме «Причастие»

Вариант 1.

  1. Найдите словосочетание «причастие + существительное». Выпиши, обозначь определяемое слово.

        слышащийся шорох

слышавший шорох

построенный дом

движущийся обоз

2. Определи страдательные причастия прошедшего времени:

а)        молотый;          д) пишущий;

б)        зависимый;      е)внушаемый;

в)        просивший;     ж) услышанный.

г)        испечённый;

3. Выпиши из предложений причастия настоящего времени.

 

Я любовался грозой, сидя в тёмной библиотеке, оглушаемый громом и ослепляемый пламенем, светло озарявшим комнату. Понемногу бушевавший весь день гром стал стихать, в комнате посветлело от месяца, показавшегося из-за сада, из-за его мокрых мотающихся ветвей. Наблюдая за изменениями в природе, я думал о том, как прекрасен и непредсказуем мир, окружающий нас.

4. В каком причастии пишутся суффиксы -АЩ-, -ЯЩ-? Запиши.

        

пиш…щий человек

се... щийся дождик

пен... щийся поток

кол... щийся предмет

5. В каком причастии суффикс -ЕМ-?

колебл...мый

слыш...мый

множ…мый

6. В каком слове -Н-?

отправле...ые

отправле...ы

собра...ые

дли..ый

7. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно? Выпиши.

(не)отправленное письмо

(не)отправленное мною

(не)выполненное задание

 (не)замечена ошибка

8. Какое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом (запятые не поставлены)? Выпиши, расставь знаки препинания.

А) Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.

Б) Расчищенная дорожка вела к морю.

В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие уже давно листья.

Тест по теме «Причастие»

Вариант 2.

  1. Найди  словосочетание

 «причастие + существительное». Выпиши, обозначь определяемое слово.

        обидевшийся человек

обидевший друга

растаявший снег

встретившиеся друзья

2. Выпиши  действительные причастия настоящего времени:

а)        брошенный;     д) перевернутый;

б)        пилящий;          с) движимый;

в)        думающий;       ж) расколотый.

г)        гонимый;

3. Выпиши из предложений причастия прошедшего времени.

Мощённая булыжником дорога прорезала встретившуюся на нашем пути деревню. Мы увидели дымящиеся над крышами трубы, услышали крики пастуха, погонявшего возвращающееся с пастбища стадо, почувствовали запах только что испечённого хлеба. Мечтающие об отдыхе и ночлеге, мы постучались в ближайшую избу, окна которой были открыты настежь.

4.  В каком причастии пишутся суффиксы    -УЩ-, -ЮЩ? Запиши.

вер...щий всему                                

клее..щий бумагу

терп...щий боль                                стел...щийся туман

5. В каком причастии суффикс -ЕМ-?

чита...мый

вид…мый

движ…мый

6. В каком слове -Н-?

засея...ая

засея...а

связа...ая

пусты... ый

7. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно? Выпиши.

(не)проверенная работа

(не)проверенная учителем

(не)скошена трава

(не)прочитанная книга

8. Какое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом (запятые не поставлены)? Выпиши, расставь знаки препинания.

А) Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.

Б) Расчищенная дорожка вела к морю.

В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие уже давно листья.

Дополнительное задание

Комплексный анализ текста  

В тундре покрытой девять месяц...в снегом свое...бразная растительность. Изумительны эти обыкнове(н, нн)ые  р...стения   ож...вающие под снегом. Их стебли и листья покрытые теплым и густым пухом сп...сающим от стужи (не)повторимы. Многие р...стения образующие круглые цветнички   жму(т, ть)ся друг к дружк...  .  В их корнях обросших пушистою шубкою прячу(т, ть)ся насекомые устра...вают гнезда лемминги и полевки. Только у (не)многих северных р...стений цветущих весною созр...вают за лето сем...на. Большинство р...стений сохранившихся еще от доледниковых времен продолжают размножа(т, ть)ся вегетативно.

(По И. Соколову - Микитову)

Задания к тексту

  1. Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Докажите, что это текст.
  4. Определите тему и основную мысль текст.
  5. Определите тип и стиль текста.
  6. Выпишите из текста 3 слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношение
  7. Определите лексическое значение слов «полевки», «вегетативно» (размножаться).
  8. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне,
  9. Выпишите из текста однокоренные слова к слову «цвет» и разберите их по составу.
  10. Сделайте словообразовательный разбор слова «доледниковый».
  11. Произведите морфологический разбор одного причастия.
  12. Графически обозначьте в тексте причастные обороты.

Домашнее задание: повторить разделы темы, вызывающие сомнение; подготовка к диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с  учётом требований ФГОС основного общего образования ...

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"

Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...

Уроки систематизации и обобщения изученного по теме «Причастие»

Форма урока - урок-семинар.Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинар...

Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Обобщение и закрепление знаний об имени числительном как о части речи...

Урок-игра "Систематизация и обобщение изученного по теме «ПРИЧАСТИЕ»

Грамматический марафон на закрепление темы "Причастие" в 7 классе....

Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Причастие"

Данная презентация позволит в игровой фоме повторить и систематизировать знания по теме "Причастие"...