конспект урока "Морфология и нормы речи".
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

разработка урока в системе уроков "Нормы литературного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_morfologiya_i_kultura_rechi.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Морфология и культура речи».

Цели урока:

  - закрепить понятие «языковая норма языка»,

  - продолжать формировать навыки использования нормированной речи,

  -  выполнять задания ЕГЭ, связанные с морфологическими нормами и культурой речи,

  - повторить  выполнение  грамматических заданий ЕГЭ .

Ход урока.

  1. Слово учителя.

     Все мы помним прекрасные строки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..»

    Строки А.Ахматовой из стихотворения: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово…» убеждают нас в том, сколько замечательных слов сказано о русском языке!

     Сегодня на уроке мы ещё раз обратим внимание на морфологические нормы. Это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.

     Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имён существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: «железнодорожная рельса», «большой мозоль» и т.д. Но ведь существительные рельс – мужского рода, а мозоль – женского рода. Или интересное слово – туфля с ударением на первом слоге.

Таких примеров очень много. Нам важно понимать, что ряд заданий ЕГЭ и проверяет уровень владения нормами современного русского языка. Морфологические нормы проверяет задание А3, А5.

  1. «Мозговой штурм» - метод, направленный на активизацию деятельности учащихся.

Детям предлагается назвать, на их взгляд, основные черты правильной речи. Это выразительность, краткость, логическая стройность, богатство словаря, чистота речи.

(Метод позволяет всех включить в работу на уроке.)

 3.Групповая форма работы: (Учащиеся разбиты на 3 группы, где роль лидера выполняет хорошо успевающий ученик, также обозначен оратор – выступающий за свою группу, содокладчик, иллюстратор теории).

    Каждая группа готовила интересное сообщение по вопросу урока, презентацию, занимательные вопросы для другой группы.

1 группа рассказала о числительных. В различных вариантах тестовых заданий для опознавания представлены неверно образованные формы р.п. числительных (несколько грамм), и.п. и р.п. множественного числа существительных (немного апельсин). Определённые затруднения вызывает образование и склонение порядковых и количественных числительных (больше шестьдесят рублей). Чтобы справляться с такими заданиями, следуем вспомнить основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм. Оратор напоминает об особенностях числительных как части речи. Нужно знать, что у составных и сложных количественных числительных склоняются все составляющие их части: больше шестидесяти рублей. У порядковых числительных склоняется только последняя цифра: двадцать второго.

Вопрос:  в чём особенность  употребления собирательных числительных? Этот вопрос должен знать каждый выпускник. Собирательные числительные могут употребляться в сочетании только с существительными мужского и общего рода или с существительными, имеющими только форму множественного числа (двое друзей, трое ножниц). Следовательно, сочетание двое девушек является ошибочным, нужно говорить две девушки.

2 группа рассказала о роде имён существительных. Акцент сделан на определение рода несклоняемых русских и иноязычных существительных. Выделены группы несклоняемых существительных, обозначающих неодушевлённые предметы; несклоняемые существительные, обозначающие лиц; названия животных и птиц; географические названия; сложносокращённые слова и аббревиатуры. Данная тема предполагает широкий кругозор учащихся. Получив необходимые знания по определению рода,  детям были предложены слова, которые нужно распределить по родовой принадлежности. Это слова: сулугуни, тюль, салями, кимоно, пальто, торнадо, авеню, бра, кольраби, шимпанзе, Онтарио, пони, мозоль, иваси, кашне.

Вопрос: составь словосочетание с подчинительной связью – согласование. Кенгуру (раненый), фламинго (розовый), цеце (маленькая), Дели (большой),рагу (вкусное)…

3 группа напомнила основные трудности в образовании глагольных форм. Глагол от других частей речи отличается богатством образуемых им форм.

     Нужно помнить, что форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса –И и нулевого окончания (в единственном числе), -ТЕ во множественном числе.

    От глаголов несовершенного вида образуется будущее сложное время (буду ехать), а от глаголов совершенного вида – будущее простое (поеду).

    У некоторых глаголов при образовании различных форм происходит чередование в корне: лечь – ляг (не ляжь!), стереть – сотрём (не стерём!).

Вопрос: переходные и непереходные глаголы – чем различаются? В чём ошибка словосочетания? Описывать о происшествии (словосочетание построено ошибочно, т.к. глагол в нём переходный, следовательно, и дополнение должно стоять в вин. падеже без предлога: описывать происшествие, но рассказывать о происшествии).

4.Тестовая работа (закрепление морфологических норм: задания типа А3).

( тест прилагается)

Работа с ключом к тесту (проверка и обсуждение)

Комментарий учителя.

5. Итог урока: рефлексия. – Что новое сегодня узнали на уроке? – Какие выводы сделаны? Надо стремиться к знанию норм русского языка и добиваться чистоты и правильности речи, надо быть внимательным к собственной и чужой речи.

6. Домашнее задание: повторить теоретический материал по теме «Культура речи и нормы языка», выполнение задания А3 – А5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"

Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Конспект урока - Социальные нормы и контроль (10 класс)

Материалы для подготовки к ЕГЭ в 10 классе....

Родительские консультации. Нормы речи и ее дизонтогенез.

Многие родители приходят на консультацию к логопедам с вопросом: "Что у моего ребенка не так с речью? Он плохо говорит. Может сама речь с возрастом разовьется? Как надо говорить в этом возрасте?"...

Презентация по русскому языку в 10 классе "Лексические нормы речи".

Данная презентация урока русского языка в 10 классе по теме "Лексические нормы речи" поможет, во-первых,  подготовить обучающихся к ЕГЭ (повторить изученный материал по разделу "Ор...

Нормы речи

Материал для подготовки к экзаменам в 11 классе: работа над грамматическими ошибками...

Нормы речи

Материал для подготовки к экзаменам: работа над речевыми ошибками...