«Лексика. Лексическое значение слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 5 классе «Лексика. Лексическое значение слова» ( в соответствии ФГОС ООО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_07.01.2015.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Волчихинская средняя школа № 2»

Конспект

урока русского языка в 5 классе


«Лексика. Лексическое значение слова»

                                                                                                                            учитель русского языка и литературы

                                                              Бологова Любовь Назаровна

2014 г.


Тема урока: Лексика. Лексическое значение слова

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: урок-путешествие, открытие нового знания

Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;

                   - сформировать способность определять ЛЗ слова по словарю;

                   - развивать умение работать с толковым словарём

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел звонок веселый –

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте успешной работы.

Приветствуют учителя и друг друга

Самоопределение, смыслообразование (Л)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1) Были ли у вас трудности при выполнении домашнего задания? В чем особенность предложения, с которым вы работали? Покажите это на схеме.

2) Оформите маршрутный лист.

3) Запишите словарный диктант (проверка домашнего задания): вокзал, рюкзак, футбол, брошюра, алфавит, теннис, километр, инструмент, фонарь, бинокль, спортсмен.

4) В классе появляется почтальон Печкин (подготовленный ученик) и передает пакет, вводя в лексикон учащихся два новых непонятных слова, которые дописывает к словарному диктанту на доске: «корреспонденция» и «депеша». Почтальон Печкин передает карту таинственного острова, предлагая отправиться в путешествие за сокровищами.

5) Учитель предлагает детям, отправляясь в путешествие, собрать рюкзак, сложив в него всё необходимое из слов, названных в словарном диктанте.

6) Но что это за таинственный остров? В какую неведомую страну мы отправляемся? Быть может, лингвистическая задача нам поможет дать ответ?

7) А какие цели вы поставите перед собой, собираясь в это путешествие?

8) А какие качества мы должны взять с собой в путешествие, чтобы преодолеть все трудности?

1) Пользуясь раздаточным материалом, составляют схему и делают вывод об особенностях строения предложения (упражнение 321).

2) Записывают число в тетради, подписывают маршрутные листы.

3) Записывают словарный диктант и осуществляют взаимопроверку по образцу (один ученик работает у доски), оценивают работу друг друга, пользуясь критериями в маршрутном листе.

4) Общаются с героем, отвечая на его вопросы.

5) «Собирают» в рюкзак всё необходимое, называя предметы, которые пригодятся в путешествии. Возникает проблемный вопрос: что такое «депеша» и «корреспонденция» и понадобятся ли они в путешествии.

6) Дети решают лингвистическую задачу (см. приложение), формулируют тему урока и оценивают свою работу в маршрутном листе.

7) Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)

Научиться определять ЛЗ слова

8) Называют качества, необходимые для трудного и успешного путешествия.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения

1) Перед нами первая преграда – Фонетический фонтан – он охраняет вход в новую страну, и чтобы пройти сухим через него, мы должны выполнить задание. Что поможет нам в этом?

2) Мы справились с задачей и вот мы уже на земле новой неизведанной страны. А чего нам ждать от неё? Может, мудрый колодец знаний нам поможет дать ответ? Но неудачно зачерпнула я знаний из него и всё перепутала. Восстановите смысловые цепочки.

3) Так что же такое словарный состав языка? Я думаю, разобраться в этом нам поможет наш верный друг – учебник.

4) А чтобы не утонуть в этом огромном море слов, нужно знать их лексическое значение.

Представление толковых словарей.

5) Чтобы научиться работать со словарной статьей, прочтите материал в учебнике на странице 150 и обсудите в парах, какие сведения мы можем узнать из словарной статьи.

6) Учитель предлагает самостоятельно отыскать в словаре значение слов «корреспонденция» и «депеша».

1) Ученики отвечают на поставленный вопрос, вспоминая изученный ранее материал, и выполняют задание (см. приложение).

2) Работают в парах, выполняя задания  Языкового лото, подбирая соответствующие определения к изученным терминам: орфография, фонетика, синтаксис, орфоэпия, и знакомясь с новым понятием – лексикой. Выполняют самопроверку и самооценивание  по образцу.

3) Дети работают самостоятельно по учебнику (стр. 149) и делают вывод.

4) Подготовленный ученик читает стихотворение А. Шибаева «Слова».

5) Читают материал и, обсуждая в парах, делают вывод что словарная статья состоит из слова, грамматических помет, толкования лексического значения и примера употребления в речи.

6) Дети в группе по 4 человека работают с толковым словарем.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1) А знаете ли вы, что обозначает слово «запас»?

2) А что по-вашему такое «словарный запас»? Какой он бывает? Обратимся к учебнику.

3) Физминутка. Предлагает слова и их лексическое значение.

4) А какой словарный запас у вас? Жители страны, чтобы пропустить нас через гору, просят перевести предложенные слова в понятное для них лексическое значение.

5) Перед нами заколдованный лес, а в нем – клад. Но чтобы получить клад, нужно угадать загадку, а в стране Лексика и загадки лексические.

1) Дети предлагают варианты значения слов.

2) Читают диалог на стр. 149 и делают вывод, выполняют упражнение 326 устно.

3) Определяют правильность лексических значений слов и движениями рук показывают: правильно – руки вверх, неправильно – руки в стороны.

4) Выполняют в группах задание «Переводчики» и оценивают правильность выполнения по образцу (при затруднении дети могут обратиться к толковому словарю).

5) В группах разгадывают кроссворд, проверяют правильность выполнения и оценивают по маршрутному листу.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1) Чтобы знания были впрок,

Кратко повторим урок.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие новые понятия узнали?

- Какие цели ставили?

- Где можно применить новые знания?

2) На корабль мы возвращаемся не с пустыми руками: хорошо поработали, заработали много баллов. Оцените свою работу.

3) Заканчивается наше путешествие. Какие впечатления от него остались у вас? Поделитесь ими, продолжив одну из фраз: Сегодня на уроке особенно понравилось…

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке было особенно сложно…

4) Учитель предлагает вариативное домашнее задание и заканчивает урок словами:

От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло только радость.

1) Дают ответы на вопросы

2) Дети подсчитывают баллы и, пользуясь критериями, оценивают свою работу.

3) Анализируют работу на уроке через самооценку.

4) Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


Приложение к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)

Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...

Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...

Кроссворд "Лексическое значение слова (кто?)"

Кроссворд предназначен для промежуточной проверочной работы по теме "Лексическое значение слова"...

Лексика. лексическое значение слова.

Данный урок разработан на основе материала, связанного с Рождеством Христовым. Можно использовать при знакомстве с понятием  лексическое значение слово в 5 классе.Этот урок – своеобразная лиричес...

Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...

Педагогическая мастерская. " Лексика. Лексическое значение слова. "

В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать н...