«Лексика. Лексическое значение слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе «Лексика. Лексическое значение слова» ( в соответствии ФГОС ООО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_07.01.2015.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волчихинская средняя школа № 2»
Конспект
урока русского языка в 5 классе
«Лексика. Лексическое значение слова»
учитель русского языка и литературы
Бологова Любовь Назаровна
2014 г.
Тема урока: Лексика. Лексическое значение слова
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: урок-путешествие, открытие нового знания
Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;
- сформировать способность определять ЛЗ слова по словарю;
- развивать умение работать с толковым словарём
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
Прозвенел звонок веселый – Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! - Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте успешной работы. | Приветствуют учителя и друг друга | Самоопределение, смыслообразование (Л) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
1) Были ли у вас трудности при выполнении домашнего задания? В чем особенность предложения, с которым вы работали? Покажите это на схеме. 2) Оформите маршрутный лист. 3) Запишите словарный диктант (проверка домашнего задания): вокзал, рюкзак, футбол, брошюра, алфавит, теннис, километр, инструмент, фонарь, бинокль, спортсмен. 4) В классе появляется почтальон Печкин (подготовленный ученик) и передает пакет, вводя в лексикон учащихся два новых непонятных слова, которые дописывает к словарному диктанту на доске: «корреспонденция» и «депеша». Почтальон Печкин передает карту таинственного острова, предлагая отправиться в путешествие за сокровищами. 5) Учитель предлагает детям, отправляясь в путешествие, собрать рюкзак, сложив в него всё необходимое из слов, названных в словарном диктанте. 6) Но что это за таинственный остров? В какую неведомую страну мы отправляемся? Быть может, лингвистическая задача нам поможет дать ответ? 7) А какие цели вы поставите перед собой, собираясь в это путешествие? 8) А какие качества мы должны взять с собой в путешествие, чтобы преодолеть все трудности? | 1) Пользуясь раздаточным материалом, составляют схему и делают вывод об особенностях строения предложения (упражнение 321). 2) Записывают число в тетради, подписывают маршрутные листы. 3) Записывают словарный диктант и осуществляют взаимопроверку по образцу (один ученик работает у доски), оценивают работу друг друга, пользуясь критериями в маршрутном листе. 4) Общаются с героем, отвечая на его вопросы. 5) «Собирают» в рюкзак всё необходимое, называя предметы, которые пригодятся в путешествии. Возникает проблемный вопрос: что такое «депеша» и «корреспонденция» и понадобятся ли они в путешествии. 6) Дети решают лингвистическую задачу (см. приложение), формулируют тему урока и оценивают свою работу в маршрутном листе. 7) Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять ЛЗ слова 8) Называют качества, необходимые для трудного и успешного путешествия. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения | ||
1) Перед нами первая преграда – Фонетический фонтан – он охраняет вход в новую страну, и чтобы пройти сухим через него, мы должны выполнить задание. Что поможет нам в этом? 2) Мы справились с задачей и вот мы уже на земле новой неизведанной страны. А чего нам ждать от неё? Может, мудрый колодец знаний нам поможет дать ответ? Но неудачно зачерпнула я знаний из него и всё перепутала. Восстановите смысловые цепочки. 3) Так что же такое словарный состав языка? Я думаю, разобраться в этом нам поможет наш верный друг – учебник. 4) А чтобы не утонуть в этом огромном море слов, нужно знать их лексическое значение. Представление толковых словарей. 5) Чтобы научиться работать со словарной статьей, прочтите материал в учебнике на странице 150 и обсудите в парах, какие сведения мы можем узнать из словарной статьи. 6) Учитель предлагает самостоятельно отыскать в словаре значение слов «корреспонденция» и «депеша». | 1) Ученики отвечают на поставленный вопрос, вспоминая изученный ранее материал, и выполняют задание (см. приложение). 2) Работают в парах, выполняя задания Языкового лото, подбирая соответствующие определения к изученным терминам: орфография, фонетика, синтаксис, орфоэпия, и знакомясь с новым понятием – лексикой. Выполняют самопроверку и самооценивание по образцу. 3) Дети работают самостоятельно по учебнику (стр. 149) и делают вывод. 4) Подготовленный ученик читает стихотворение А. Шибаева «Слова». 5) Читают материал и, обсуждая в парах, делают вывод что словарная статья состоит из слова, грамматических помет, толкования лексического значения и примера употребления в речи. 6) Дети в группе по 4 человека работают с толковым словарем. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
1) А знаете ли вы, что обозначает слово «запас»? 2) А что по-вашему такое «словарный запас»? Какой он бывает? Обратимся к учебнику. 3) Физминутка. Предлагает слова и их лексическое значение. 4) А какой словарный запас у вас? Жители страны, чтобы пропустить нас через гору, просят перевести предложенные слова в понятное для них лексическое значение. 5) Перед нами заколдованный лес, а в нем – клад. Но чтобы получить клад, нужно угадать загадку, а в стране Лексика и загадки лексические. | 1) Дети предлагают варианты значения слов. 2) Читают диалог на стр. 149 и делают вывод, выполняют упражнение 326 устно. 3) Определяют правильность лексических значений слов и движениями рук показывают: правильно – руки вверх, неправильно – руки в стороны. 4) Выполняют в группах задание «Переводчики» и оценивают правильность выполнения по образцу (при затруднении дети могут обратиться к толковому словарю). 5) В группах разгадывают кроссворд, проверяют правильность выполнения и оценивают по маршрутному листу. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
1) Чтобы знания были впрок, Кратко повторим урок. - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие новые понятия узнали? - Какие цели ставили? - Где можно применить новые знания? 2) На корабль мы возвращаемся не с пустыми руками: хорошо поработали, заработали много баллов. Оцените свою работу. 3) Заканчивается наше путешествие. Какие впечатления от него остались у вас? Поделитесь ими, продолжив одну из фраз: Сегодня на уроке особенно понравилось… Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке было особенно сложно… 4) Учитель предлагает вариативное домашнее задание и заканчивает урок словами: От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло только радость. | 1) Дают ответы на вопросы 2) Дети подсчитывают баллы и, пользуясь критериями, оценивают свою работу. 3) Анализируют работу на уроке через самооценку. 4) Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)
Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...
Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"
Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...
Кроссворд "Лексическое значение слова (кто?)"
Кроссворд предназначен для промежуточной проверочной работы по теме "Лексическое значение слова"...
Лексика. лексическое значение слова.
Данный урок разработан на основе материала, связанного с Рождеством Христовым. Можно использовать при знакомстве с понятием лексическое значение слово в 5 классе.Этот урок – своеобразная лиричес...
Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...
Презентация урока русского языка в 5 классе.Тема "Лексика и лексическое значение слова"
Лексика и лексическое значние слова...
Педагогическая мастерская. " Лексика. Лексическое значение слова. "
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать н...