Презентация по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему

Прилепина Ирина Александровна

Стилистические фигуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stilisticheskie_figury.ppt112 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тропы и стилистические фигуры речи Тесты

Слайд 2

1.Какой прием использовала М. Цветаева в своем стихотворении? Вчера еще в глаза глядел, А нынче - все косится в сторону? Вчера еще до птиц сидел, - Все жаворонки нынче - вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?» И слезы ей - вода, и кровь - Вода, - в крови, в слезах умылася! Не мать, мачеха - Любовь: Не ждите ни суда, ни милости. 1.Антитеза 2.Сравнение 3.Уточнение

Слайд 3

2.Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении? О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова. (А.Чехов) 1.Олицетворение 2.Метафора 3.Эпитет

Слайд 4

3.Какие эпитеты использовал Н.Гумилев в этом тексте? Город, как голос наяды, В призрачно-светлом былом, Кружев узорней аркады; Воды застыли стеклом… Лев на колонне, и ярко Львиные очи горят, Держат Евангелье Марка, Как серафимы, крылат. 1.Индивидуально-авторские эпитеты 2.Постоянные эпитеты

Слайд 5

4.Какой стилистический прием использует В.Маяковский? Александр Сергеевич, разрешите представиться, Маяковский. Дайте руку! <...> Стиснул? Больно? Извините, дорогой. <...> Мне при жизни с вами сговориться б надо. Скоро вот и я умру и буду нем. После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ. 1.Книжные слова - в разговорных конструкциях 2.Внутренний монолог как средство иронии 3.Прямая речь - обращение к классику

Слайд 6

5.Какое основное изобразительно-выразительное средство использовал автор? Солнце садилось. Снег становился алым, затем багровел - и надолго переходил в розоватый, мягкий, с сумеречным наплывом. И пришло ощущение, которое подстерегает без причины и не угадаешь где. (В.Маканин) 1.Звукопись 2.Цветопись 3.Эпитеты

Слайд 7

6.Какой троп (оборот речи) использует автор для усиления выразительности речи? Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят. (М.Салтыков-Щедрин) 1.Сравнение 2.Метафора 3.Аллегория

Слайд 8

7.Какая стилистическая фигура использована в стихотворении? Я помню руки матери моей, Хотя ее давно уж нет на свете. Я рук не знал нежнее и добрей, Чем жесткие мозолистые эти. Я помню руки матери моей, Что утирали слезы мне когда-то, В пригоршнях приносили мне с полей Все, чем весна в родном краю богата. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!» (Н.Рыленков) 1.Анафора 2.Эпифора

Слайд 9

8.В чем своеобразие употребления формы ЗОЛОТОЙ? Мне пока горевать еще рано, Ну, а если есть грусть - не беда! Золотей твоих кос по курганам Молодая шумит лебеда. (С.Есенин) 1.Индивидуально-авторское образование 2.Форма сравнительной степени прилагательного в качественном значении

Слайд 10

9.Какой художественный прием использует автор? - Конечно, - отвечал Хлопуша, и я грешен, и эта рука (тут он сжал свой костлявый кулак, открыл косматую руку), и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье, да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором. (А.Пушкин) 1.Гипербола 2.Антитеза 3.Сравнение

Слайд 11

10.Назовите художественный прием, использованный автором Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю Всяческую жизнь! (В.Маяковский) 1.Сравнение 2.Антитеза 3.Гипербола

Слайд 12

Ответы 1 - 1 2 - 1 3 - 1 4 - 3 5 - 2 6 - 3 7 - 1 8 - 2 9 - 2 10 - 2

Слайд 13

Практикум по учебнику Власенкова На примере представленных текстов показать наличие стилистических фигур и их роль в художественном замысле автора (по 1 стихотворению на парту) - устно 1 ряд - упр.492 2 ряд - упр. 532 3 ряд - упр.517

Слайд 14

Практикум по учебнику Власенкова Работа в группах по заданию упражнения письменно Группа А - упр.500* Группа В - упр.518 Группа С - упр.513

Слайд 15

Домашнее задание Власенков, с.331, упр.534 (на примере 2-3 стихов) Решать ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку для 11 класса "Готовимся к ЕГЭ. Русский язык - А26 (ТРЕНАЖЕР)"

Учебная презентация - тренажер предназначена для проверки навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи (задание А26).Может быть использована как для фронталь...

Урок-презентация по русскому языку в 10-11классе "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"...

Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".

Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....

Презентация по русскому языку в 10 классе "Орфоэпические нормы русского языка"

Презентация по теме" Орфоэпические нормы". На слайдах представлены материалы для подготовки к ЕГЭ и изучение новой темы - норм орфоэпии....

Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...

презентация по русскому языку Стили русского языка

презентация по русскому языку Стили русского языка...