Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку «Знатоки русского языка». 6-8 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Лапкаева Наталия Сергеевна

 

Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку

«Знатоки русского языка».

6-8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_v_6_kl.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

                   МБОУ «Ширингушская СОШ»

Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку

«Знатоки русского языка».

6-8 класс

Провела и подготовила: Лапкаева Н.С.

                                                                  Ширингуши, 2015 год

 Цели и задачи:

  • прививать любовь к русскому языку;
  • расширять знания учащихся по русскому языку;
  • способствовать развитию грамотности, правильному чтению, умению работать в команде;
  • воспитывать доброжелательность, гуманность, чувство коллективизма.

                                                      Ход.

Учитель:

-Язык, на котором мы говорим, красивый и богатый, но и в то же время очень трудный. И мы должны знать и любить свой язык.

-Ребята, как вы думаете, для чего в школе изучается такой предмет, как русский язык?

( Учащиеся отвечают)

-Вы, наверное, знаете такого великого писателя ,как  И.С. Тургенева. Он написал замечательное стихотворение в прозе «Русский язык»: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и  свободный русский язык. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому  народу!»

(Слайд 1)  

-Итак, сегодня мы проведём конкурс- путешествие по стране Русского языка. Оценивать команды будет жюри (представление жюри).

 -А теперь познакомимся с командами (представление команд)

-Конкурс начнём с разминки.

                                                           1.«Разминка»

                                                                   (Слайды 2-12)

1.Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на все 33 буквы (Аз - бу - ка)  

2 .Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? («Сено»)

3.В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? (В слове «опять»)

4.Какие два местоимения портят дороги? (Ямы)

5.В каком слове, состоящем из четырех букв, есть три о? (Трио)

6.Чья речь состоит только из двух союзов? (Речь осла «и-а»)

7.В каком слове сорок гласных? (В слове «сорока»)

8.Что у цапли впереди, а  у зайца позади?(Буква «ц»)

9.В каком слове сто отрицаний «нет»?  (В слове «стонет»)

10.Чем кончается всё? (Буквой «ё»)

                                                 2.«Род имён существительных»

       Учитель:

    - Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется, в каких бы формах мы его ни употребляли. Исключения бывают редко. Однако бывали случаи, когда слово «уходило» от одного рода к другому. Например, занавес когда-то был занавесью, зал - залой, санаторий- санаторией  и т.д.

   - А вот представьте, что получилось бы, если существительное изменилось по родам так же , как по падежам или числам. Например, стол-столиха, столихо…

                       Вот что, братцы, у нас  получается,

                        Если кто-то вдруг попытается

                       Изменить то, что не изменяется.

Итак, ваша задача: определить род существительных.

                                    Слова для команды 1

Маэстро (ж.р.), бюро ( ср.р.), тюль (м.р.), пони (м. р.), какао (ср.р.), фамилия (ж.р.)

                                    Слова для команды 2

Кенгуру(м.р.),  фойе  (ср.р.), шампунь  (м.р.), такси  (ср.р.),  леди  (ж.р.),  кофе  (м.р.)

                                    Задание для болельщиков

                                                               (Слайд14)

Подобрать: «он - козел,  она - коза».Например, бобёр -?;  осёл - ?; оса- ; стрекоза -; лев -; медведь- .

                                                                 3.«Фразеологизмы»

                                                                          (Слайд 15)

                                     Объясните значение фразеологизмов

                                                Для команды 1                                                                                        Держать ухо востро -;  вывести на чистую воду -;  хоть шаром покати -;  хвататься за соломинку-.

                                              Для команды 2

По горячим следам -;  легок на помине -;  кот наплакал -;  терять голову-

                                               Задание для болельщиков

Точить лясы -;   душа уходит в пятки-;  набрать в рот воды-;  вставлять палки в колеса-;  заварить кашу-;  в нескольких словах-;  пудрить мозги-;  капля в море-;  ни рыба ни мясо-;  диву даваться-.

                                                4.«Слова с иноязычной частью»

            Кто больше придумает слов с иноязычной  частью:  

                   Био                                     Аква                         Библио                                                                                                                                                                                    

                                                  Задание для болельщиков

                                                         

Заменить устаревшие слова синонимами - современными словами.

                                                                   (Слайд 16)

Очи - ; чело -; уста -; перст -; глаголет-; баталия- ; ланиты-; ботфорты-; кафтан-; княжич-; светлица-; барышник-; приказчик-; треуголка-.

                                                                5. «Ура Глаголу!»

      Учитель:

      Глагол - одна из важнейших частей речи в русском языке. Недаром слово «глагол» в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще. В современном русском языке с помощью глагола можно сделать все. Можно передавать различные виды информации. А можно писать шуточные рассказы.

Задача команд : продолжить шуточный рассказ «Один день», используя только глаголы.

                                                 

                                                  Для команды 1

                                   «Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю…»

                                                 Для команды 2

                                   «Опаздываешь!.. Встаю, одеваюсь, умываюсь…»  

                                     6.«Шарады»

                                           ( Игра для болельщиков). (Слайды 17-21)

    Учитель:

   Знаете ли вы,  что  такое шарады? Шарада-это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Вам предстоит отгадать предложенные шарады.

                                             1)Предлог с частицей - по бокам,

                                              А в середине - палка,

                                              Идёт к пушистым волосам,

                                              А потеряешь – жалко.

                                                                                                 (Заколка)

                                           2)Из писка птиц мой первый слог возьмите,

                                              Второй – с бараньей головы…

                                              Откройте печь и там найдёте                                                                                                                      

                                                                                                   (Пирог)

                                           3)Предлоги это – просто чудо!

                                              Один туда, другой оттуда.

                                              А целое – у наших ног,

                                              Пушистый, ласковый зверёк.

                                                                                                    (Кот)

                           

                                           4)Раз-союз и два союз

                                                         Заключили мы союз.

                                                         К нам пришел еще предлог,

                                                         Получился порошок.

                                                         Молоком разбавим,

                                                         Удовольствие большое

                                                         Всем друзьям доставим.

                                                                                                 (Какао)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                             

                                                      7.«Пословицы»

                                                          (Слайды 22-23)

    Учитель:

    Теперь мы поговорим о пословицах. Пословицы-произведения высокой поэзии. Пословицы - это как бы энциклопедия народа, в которой содержатся ответы едва ли не на все вопросы жизни. В них говорится, как надо и как не надо жить, как поступить в тех или иных случаях. Пословицы объясняют, что есть ценность истинная и мнимая.

 Задание : поставить сценку по пословице.

                          Для команды 1: «Поспешишь - людей насмешишь»

                          Для команды 2: «Знание-сила»          

 Учитель:                                                                                                                                                                             Это было последнее задание для команд. Теперь жюри подведет итоги. (Подводятся итоги, победителей и активных болельщиков награждают)  

   Учитель:

   Ребята, я вам желаю счастливого путешествия по Стране  Знаний, успешного овладения знаниями. Читайте книги, познавайте все прелести, тайны и загадки нашего русского языка!

                                                                    (Слайд 24)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие -конкурс по русскому языку "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка" можно провести в классе или между классами в рамках недели русского языка.В сценарии есть задания не только командам, но и болельщикам.Конкурс сопровождается презентац...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.

Целью проведения данного мероприятия явилось желание помочь сегодняшней молодежи красиво и воспитанно вести себя в различных ситуациях. Речевой этикет поможет молодым людям  не только быть ...

Внеклассное мероприятие Конкурс знатоков русского языка.

Мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....

Внеклассное мероприятие «Конкурс знатоков русского языка и литературы»

повторение основных теоретических сведений за курс основной школы по русскому языку и литературе;расширение кругозора обучающихся;развитие познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарног...

Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков русского языка" (5 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса (конкурсы, викторины, кроссворды)...

Презентация к внеклассному мероприятию "Конкурс знатоков русского языка" (5 класс)

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку для учащихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка"...