"Идут по войне девчата, похожие на парней..." (литературно-музыкальная композиция)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Сценарий литературно-музыкальной композиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_literaturno-muzykalnoy_kompozitsii.doc84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Идут по войне девчата, похожие на парней…

Разработчик сценария: Жидкова Л.И., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №127 г.о. Самара.

Участники мероприятия: учащиеся 9 А и 10 А, Б классов.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

Место проведения: актовый зал

Цель мероприятия: воспитание у учащихся чувства патриотизма

через знакомство со страницами истории Великой Отечественной войны и славными героями Отечества.

Задачи:

  • формировать патриотическое мировоззрение учащихся;
  • развивать творческие способности учащихся и интерес к творческой деятельности через обращение к истории Родины, её прошлому и настоящему;
  • познакомить учащихся с творчеством поэтов и композиторов, рассказывающих о войне, с эпизодами военного времени.  

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, СD с презентацией "Женщины на войне" и с записями песен, выставка книг о войне, картины.

                                                           Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

                                                  Вместо свадеб разлуки и дым…

Ход мероприятия.

      Слово учителя. Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Наше мероприятие мы посвящаем памяти женщинам, защищавшим нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков.

     Ведущий 1. Великая Отечественная война…

Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоёвана Победа.

      Ведущий 2. «Война ж совсем не фейерверк, а просто – трудная работа», –писал поэт-фронтовик М. Кульчицкий. И эту нечеловечески трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы. 

Звучит вальс «Фронтовой санбат». Пары кружатся в танце.

Ведущий 1. Ещё вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, а завтра была война…

Звучит голос Левитана, грамзапись «Вставай, страна огромная…»

Ученица 1. Едва-едва расставшись с партой школьной,

С желаньем тайным в куклы поиграть,

Пошли на фронт девчонки добровольно,

Чтобы помочь мальчишкам воевать.

В глаза смотрела смерть им.

                                                  И не скрою,

Они от страха плакали порой,

Но вызволяли раненых из боя,

Чтобы скорей вернуться снова в бой.

Звучит мелодия, на её фоне исполняется стихотворение Б.Окуджавы.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься! –

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом!

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идёте войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 2. Из воспоминаний Героя Советского Союза Н.Кравцовой.

Ученица 1.  «Женя Руднева спокойно улыбнулась мне и села. Тонкая шея в широком вырезе гимнастёрки. Строгий взгляд серо-голубых глаз, тугая светлая коса.

     Слегка нагнув голову и глядя на себя в зеркало, Женя стала неторопливо расплетать толстую косу. Она делала это с таким серьёзным выражением  лица и так сосредоточенно, словно от этого зависело всё её будущее. Наконец по плечам рассыпались золотистые волосы. Неужели они сейчас упадут на пол эти чудесные волосы? – Стричь? – спросил негромко мастер, словно надеялся, что Женя встанет и скажет: «Нет, нет, что вы! Ни в коем случае!» Но Женя только удивлённо подняла глаза и утвердительно кивнула.

     Защёлкали ножницы – неумолимо, решительно. Нет, я не могла смотреть. Повернувшись, я направилась к выходу. Справа и слева от меня неслышно, как снег, падали кольца и пряди, тёмные и светлые. Весь пол был покрыт ими. И мягко ступали сапоги по этому ковру из девичьих волос.

      Кто-то втихомолку плакал за дверью. Не всем хотелось расставаться с косами, но приказ есть приказ. Да и зачем солдату косы?»

Ведущий 1. Сразу после школы, в первые дни войны, ушла добровольцем в действующую армию Юлия Друнина и до конца 1944 года служила санинструктором в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению.

Ученица 2.        

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Ведущий 2. Эта девушка, как и многие другие, видела воочию страшное лицо войны, слышала грохот снарядов, заставляла себя подняться из окопа, чтобы помочь товарищам.

Песня из к/ф «Белорусский вокзал» (исполняют девочки класса)

Ученица 3.

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Исполнение стихотворения в ролях

Как разглядеть за днями

След нечёткий?

Хочу приблизить к сердцу

Этот след…

На батарее

Были сплошь –

Девчонки.

А старшей было

Восемнадцать лет.

Лихая чёлка

Над прищуром хитрым,

Бравурное презрение к войне…

В то утро танки вышли

Прямо к Химкам.

Те самые с крестами на броне…

И старшая,

Действительно старея,

Как от кошмара заслоняясь рукой,

Скомандовала тонко:

- Батарея-а-а!

(Ой, мамочка!..

Ой, родная!..)

Огонь! –

И – залп!

И тут они

Заголосили

Девчонки.

Запричитали всласть.

Как будто бы

Вся бабья Боль

России

В девчонках этих

Вдруг отозвалась.

Кружилось небо –

Снежное,

Рябое.

Был ветер

Обжигающе горяч.

Былинный плач

Висел над полем боя,

Он был страшней разрывов,

Этот плач!

Ему –

Протяжному –

Земля внимала,

Остановясь на страшном рубеже.

- Ой, мамочка!..

- Ой, страшно мне!..

- Ой, мама!..

И снова:

- Батарея-а-а! –

И уже

Пред ними,

Посреди земного шара,

Левее безымянного бугра

Горели

Неправдоподобно жарко

Четыре чёрных танковых костра.

Раскатывалось это над полями,

Бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали

И стреляли,

Размазывая слёзы по щекам.

И падали.

И поднимались снова.

Впервые защищая наяву

И честь свою

(в буквальном смысле слова!)

И Родину.

И маму.

И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность

Венчального стола.

Неслышанное:

«Ты – моя навеки!..»

Несказанное:

«Я тебя ждала!..»

И губы мужа.

И его ладони.

Смешное бормотание во сне.

И то, чтоб закричать

В родильном доме:

«Ой, мамочка!

Ой, мама, страшно мне!»

И ласточку.

И дождик над Арбатом.

И ощущенье

Полной тишины…

…Пришло к ним это после.

В сорок пятом.

Конечно, к тем,

Кто сам пришёл с войны.

Ведущий 1. Из записных книжек поэта-фронтовика М. Матусовского .

Ученица. «Медсестре Вере Чуриной двадцать лет, а в батальоне все её звали уважительно, как зовут учительницу в школе: Вера Николаевна. До войны она училась в театральном институте, но актриса из неё не получилась, и стала она санитаркой. Сперва очень боялась крови. Даже глаза закрывала, чтобы не видеть раненых. Так и вытаскивала их на плащ-палатке с закрытыми глазами. А потом ничего, привыкла. Сколько здоровенных мужиков выволакивала с поля боя эта маленькая сероглазая женщина! После тяжёлого ранения и операции она писала из госпиталя: «Самое страшное для меня – это не смерть… Нет, самое страшное – это то, что больше не быть  с вами, в санбат меня теперь не возьмут, не подхожу я по состоянию здоровья».

Ученица читает стихотворение Ю.Друниной

Только что пришла с передовой,

Мокрая, замёрзшая и злая,

А в землянке нету никого

И, конечно, печка затухает.

Так устала – руки не поднять,

Не до дров – согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу мне рванулось пламя.

Мне навстречу – те, кому помочь

Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра

Смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: «Молодец, сестра!» -

Крикнут мне товарищи в награду.

Да ещё сияющий комбат

Руки мне протянет после боя:

- Старшина, родная! Как я рад,

Что опять осталась ты живою.

Звучит песня «На безымянной высоте»

Ведущий 2. Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Её казнили. И только потом узнали, что это была московская комсомолка Зоя Космодемьянская.

Ученица.                   Стала ты под пыткою Татьяной,

                                    Онемела, замерла без слёз.

                                    Босиком в одной рубашке рваной

                                    Зою выгоняли на мороз.

                                    И своей летящей походкой

                                    Шла она под окриком врага.

                                    Тень её, очерченная чётко,

                                     Падала на лунные снега.

                                     Как морозно! Как светла дорога,

                                     Утренняя, как твоя судьба!

                                     Поскорей бы! Нет, ещё немного!

                                     Нет, ещё не скоро…

                                     От порога…

                                     По тропинке… до того столба…

                                     Надо ведь ещё дойти дотуда,

                                   Этот дальний путь ещё прожить.

        Может, ведь ещё случится чудо.

        Где-то я читала… Может быть…

         Жить… Потом не жить… Что это значит?

                                     Видеть день… Потом не видеть дня…

        Это как?

        Зачем старуха плачет?

        Кто её обидел?

        Жаль меня? Почему ей жаль меня?

        Не будет ни земли, ни боли…

        Слово «жить»…

                                       Будет свет, и снег, и эти люди.

        Будет всё как есть

                                       Не может быть!

                                       Если мимо виселицы прямо

        Всё идти к востоку – там Москва.

                                       Если очень громко крикнуть:  «Мама!»

                                       Люди смотрят. Есть ещё слова…

                                       - Граждане, не стойте, не смотрите.

                                       (Я живая, - голос мой звучит.)

                                        Убивайте их, травите, жгите!

                                        Я умру, но правда победит!

                                       - Родина! – Слова звучат, как будто

        Это вовсе не в последний раз…

        - Всех не перевешать, много нас!

        Миллионы нас!..

        Ещё минута -

        И удар наотмашь между глаз.

        Лучше бы скорей, пускай уж сразу,

                                       Чтобы больше не коснулся враг.

        И уже без всякого приказа

        Делает она последний шаг.

        Смело подымаешься сама ты.

        Шаг на ящик, к смерти и вперёд.

        Вкруг тебя немецкие солдаты,

        Русская деревня, твой народ.

                                       Вот оно! Морозно, снежно, мглисто,

                                       Розовые дымы… Блеск дорог…

                                       Родина! Тупой сапог фашиста  

        Выбивает ящик из-под ног.

Звучит запись ударов метронома.

Ведущий 1.  Прошу всех встать: "Минутой молчания почтим память павших в годы Великой Отечественной войны».

Ведущий 1.  Прошу всех сесть.

Тихо звучат первые аккорды вальса «В лесу прифронтовом».

Ведущий 1. Женщина и на войне остаётся женщиной. В редкие минуты отдыха с особым чувством вспоминают они свои прежние мирные занятия и увлечения. 

Ведущий 2. Из воспоминаний лётчицы 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков, Героя Советского Союза Н.Кравцовой.

Ученица. «Новое увлечение охватило всех поголовно. Это вышивание. Доставали где-то цветные нитки, делились ими, обменивались. Вышивали лихорадочно. С нетерпением ждали, когда выдастся свободная минутка. Можно подумать, что в этом – смысл жизни! Некоторые умудрялись вышивать на аэродроме, под крылом самолёта, в кабине. Даже в столовой после полётов можно было слышать:

- Оля, ты уже закончила петуха?

- Понимаешь, осталось вышить два пера в хвосте: синее и оранжевое. А ниток не хватает.

- Вот смотри. Если вместо синих взять зелёные…

И девушки самым серьёзным образом обсуждали петушиный хвост…»

Звучит продолжение вальса «В лесу прифронтовом».

Ведущий 1. Одни девушки взваливали на свои плечи огромную тяжесть – ратный труд на фронте.  А далеко от передовой тысячи и тысячи других женщин трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали. Ждали своих любимых – мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернуться. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.

Инсценировка.

На сцене круг девушек. Каждая занята своим делом (вяжет, шьёт, пишет). Одна из них обращается к подругам:

Я буду ждать.

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не доверить и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке.

Так ждать, чтоб, мёртвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке. (И.Эренбург)

Затем три девушки по очереди выходят на авансцену и читают (чуть слышно, шевеля губами) письмо с фронта. Слышны голоса бойцов (за кадром), читающих стихотворение К.М.Симонова «Жди меня». 

Ученик 1.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Ученик 2.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Ученик 3.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(К.Симонов)

Ученица.

Это будет, я знаю…

Нескоро, быть может,-

Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной.

Твои добрые губы станут суше и строже,

Опалённые временем и войной,

Но улыбка останется.

Ведущий 2. Солдатские матери… Это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на её защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой.

Ведущий 1.  Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Часто почта приносила им горькие известия.

Перед нами одна из 20 миллионов похоронок «Анна Фёдоровна! Сообщаю, что Ваша дочь Ананьева Вера Александровна 3 августа 1943 года, как одна из лучших радисток, была переброшена в тыл противника в районе Кобыжча Киевской области для выполнения специального задания. После приземления группа подвергалась нападению со стороны немцев, и в бою Ваша дочь вместе с пятью товарищами пала смертью героя…»

Ей руки генералы целовали,

Встав на колени и глаза закрыв.

Без рук её морщинистых едва ли

Они бы танки бросили в прорыв.

Святое и единственное право,

Возможность испытания любви

Предоставляла женщине держава:

«Родных детей на смерть благослови!»

Что для неё любые муки адовы?

Теперь уже и вовсе не страшны,

Когда познали муки сталинградовы

Её не безымянные сыны…

Душа её открытая таинственна:

Как дети, уцелевшие в огне,

От матери впитали не воинственность –

Не стынущую ненависть к войне?..

У матери Победы – дочка Вера.

У Веры праздник каждую весну:

Ей новые серёжки дарит верба,

И соловей никак не даст заснуть…

(А.Шумский) 

Ведущий 2.  Автор книги «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич пишет: «Четыре года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин, участвовавших в самой тяжёлой из войн, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц… то, что женщина запомнила, вынесла из смертного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом, опытом беспредельных возможностей…»

Ведущий 1.  Вспоминает партизанка-разведчица Антонина Алексеевна Кондрашова: «Когда, выполнив одно задание, я уже не смогла оставаться в посёлке и ушла в отряд, мать забрали в гестапо… Два года немцы её вместе с другими нашими женщинами водили впереди себя, когда шли на свои операции. Не раз было: сидим мы в засаде и вдруг видим – идут женщины, а сзади немцы. Подойдут ближе, замечаешь, что там твоя мать. И самое страшное – это ожидать, что сейчас командир даст команду стрелять… Дадут команду – стреляешь. И сама не знаешь, куда стреляешь… Все разбегутся, попадают, и не знаешь, убита ли мама или живая. И два дня или больше хожу сама не своя, пока связные не придут из посёлка, не скажут, что жива… И так до следующего раза…

Ученица читает стихотворение Е. Нефёдова «Я гляжу на тебя, моя мама»

                  Я гляжу на тебя, моя мама,

                  С фотокарточки в нашем дому,

                  Что не раз ты со стенки снимала,
                 Прижимала к лицу своему.

                         Я не плачу в такие минуты –

                         Быть серьёзным фотограф просил,

                         Но порой у меня почему-то

                         Не хватает для этого сил…

                  У кого их, родимая, хватит,

                  Если сорок непрожитых лет

                  Мы с тобою одни в этой хате,

                  Где ни внуков, ни правнуков нет.

                         Мама, мама, не мы в том виною,

                         Не бывает за теми вины,

                         Кто уходит сражаться с войною,

                         Чтобы не было больше войны.

                 Слышно мне, как теплы твои руки,

                 И слова у меня горячи:

                 Вся страна – твои дети и внуки,

                 Потому что я жизнь им вручил.

                          Пусть они не увидят ни грамма

                          Из того, что я видел в бою…

                          Пусть они берегут тебя, мама,

                          Как берёг я Отчизну мою.

                 Вас от бед заслоняя стеною,

                 Пусть стоят они, правдой сильны,

                 И умеют сражаться с войною,

                 Чтобы не было больше войны…

Ведущий 1. Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжёлый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не её судьба, что этот народ хочет войны?

Ведущий 2. Разве во имя этого женщина жизнь спасала, мир спасала – была матерью, дочерью, женой, сестрой и Солдатом?

Поклонимся низко ей, до самой земли. Её великому Милосердию.

Тихо звучат аккорды песни «День Победы».

Ученик 1. За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями.

Ученик 2. Свыше 200 тысяч человек получили орден Славы 2-й и 3-й степени. Н. А Журкина, М. С. Нечепорчукова стали полными кавалерами ордена Славы.

Ученик 3. 86 советским женщинам присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе 29 летчицам, 26 партизанкам, 17 работникам медицинской службы.

Ученик 4. 18 человек удостоены этого звания посмертно: среди них партизанки Зоя Космодемьянская, наша землячка - лётчица Ольга Санфирова, снайперы Наташа Ковшова и Мария Поливанова и многие другие.

Ведущий 2. Подвиг русских женщин навсегда останется на страницах истории, сохраните память о нем в своих сердцах, память о женщинах, принесших нашей Родине свободу.

Авторская песня (автор слов и музыки Казаков Михаил , ученик 9 А класса).  Исполняют: Казаков М., Сагирова А.

На фоне исполнения песни идёт показ презентации «Женщины на войне»

Припев:

22 июня

Ровно в 4 утра

Люди спали,

Началась война.

Девушки любили,

А парни уходили…

Парни воевали,

А девушки страдали.

22 июня

Ровно в 4 утра

Люди спали,

Началась война.

Куплет:

Девушки воюют, за Родину стоят:

Взяли в руки автоматы, встали средь ребят…

Они это не любят, и им это не нравится,

Чтоб Отчизну защитить, с жизнью своей прощаются.

Всё ради того, чтобы жили мы,

Жертвовали жизнью - их поступки велики!

Много жизней забрала эта война:

Кто-то потерял парня, а кто-то отца…

Женщины вставали на Родины защиту,

Хотя прекрасно знали, что могли погибнуть.

Многие не умели в руках оружие держать,

Но так судьба сложилась - им пришлось воевать.

В бой рвались за Победу, Родину спасать,

Не было и мысли за спины чужие вставать,

А им бы в те годы с парнями дружить,

Но случилось так, что им пришлось служить.

Ровно в 4 утра

Люди спали,

Началась война.

Девушки любили,

А парни уходили…

Парни уходили,

А девушки за ними.

За Победу, за свободу они рвались в бой,

Родину спасали, жертвуя собой,

Герои собирали жизнь нашу по кускам,

Благодарим за это, низкий поклон вам!

Заключительное слово учителя. Спасибо, ребята. Ваше поколение должно помнить тех, кто подарил нам мирное небо над головой. Вы не должны забывать ни горя, ни радости, ни слёз, ни трудностей жизни уходящего поколения. Тогда не оборвётся ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим. Мы должны помнить, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего. Священная память должна быть у каждого из нас.

Литература.

1. Алексиевич С. А. «У войны не женское лицо». М., Советский писатель, 1988.

2. Васильев Б. Л. «А зори здесь тихие…». М., 2004.

3. Великая Отечественная война в лирике и прозе. Т.2. М., 2002.

4. Гороховская Л. Н., Клюева Г. Ю. Высокое счастье Победы. Литературно-музыкальная композиция. Журнал  «Литература в школе», № 5, 2006.

5. Зиновьева Л. П. Литературная гостиная. Строки, опалённые войной. Журнал «Литература в школе», № 5, 2006.

6. Карпов А. На трудных путях к победе. (Великая Отечественная война в современной прозе). Журнал «Литература в школе», № 2, 1985.

7. Материалы к празднику, посвящённому Международному женскому дню «У земли не отнять материнства». Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», № 2, 1988.

8. Материалы научно-методического журнала «Классный руководитель»,

№ 8. Москва, 2004.

9. Побединская Л. А. Ради жизни на Земле: Сборник сценариев. М., ТЦ «Сфера», 2000.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: «Идут по войне девчата»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.Цель: нравственно-патриотическое воспитание школьников.Задачи: расширение кругозора школьников; воспитание чувства гордости за участие женщин в ...

Устный журнал "Идут по войне девчата"

Так уж повелось, что наша память  о войне, наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь большинство воевавших – мужчины. Большинство, но не все. С годами мы все больше и больше пости...

Литературно – музыкальная композиция Идут по войне девчата, похожие на парней…

Звучит песня  «Что может быть лучше России»Выходят мальчик и девочка в русских костюмах (Шестопалов Н.и  Ковш А.)...

презентация "Идут по войне девчата, похожие на парней..."

В презентации участница Великой Отечественной войны делится своими воспоминаниями....

Сценарий открытого классного часа "Идут по войне девчата"

Методическая разработка сценария классного часа в 8классе, посвящённого празднованию Дня Победы....

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Шагают по войне девчата, похожие на парней»

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Шагают по войне девчата, похожие на парней»...

Методическая разработка воспитательного зпо направлению "Отечество" " Идут по войне девчата"

Данная разработка включает в себя материал о блокадном Ленинграде, о людях, которые участвовали в снятии блокады. Большая часть занятия посвящена вкладу женщин, девушек в историю победы, их самоотверж...