Подготовка к сочинению
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Козаева Галина Феликсовна

открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Урок развития речи в 9 классе.

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному и прослушанному текстам.

Цели: 1. Закрепление особенностей публицистического стиля. Совершенствования умения расскрывать основную мысль.
          2. Формирование умения строить рассуждения на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов.
          3. Привитие учащихся нравственных ценностей.

Эпиграф к уроку:

               Именоваться интеллигентым человеком может лишь тот, для кого собственная душа        стала открытой книгой. Ведь культура обязывает нас уважатьв себе личность,свято чтить свое право на независимую внутреннюю жизнь.
                                                                                                Х. Ортега-и-Гассет

Словарь на доске:

1. Интеллигенция. Люди умственного труда,обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры : общественный слой людей, занимающихся таким трудом.
                                           Из ст. «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова.

2. Интеллигентность (лат. Intelligens) знающий, понимающий, разумный) — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения.
                                                             Из ст. «Словаря иностранных слов.»

3. Интеллигентный — 1. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. 2. Свойственный интеллигенту.
                                             Из ст. «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова.



                                                       
  Ход урока.
I. Постановка задачи урока, вступительное слово учителя.

- На прошлом уроке мы с вами писали подробное изложение по тексту академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Сегодня нам предстоит познакомиться с текстом А.Белякова, сопоставить его с предыдущим текстом и, взяв за основу главную мысль, объединяющую оба текста, написать небольшое сочинение-рассуждение.

II. Для начала мы послушаем одну работу, т.е подробное изложение текста Д.С.Лихачева.

Чтение работ учащихся.

III. Анализ работ учащихся.

- Итак, какова основная тема этого текста?
/ Что такое интеллигентность /

- А основная мысль текста в каких словах выражена?
/ Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью /
- Давайте посмотрим с вами, мы об этом говорили на прошлом уроке, как в словарях определяются однокоренные слова «интеллигенция» , « интеллигентность» , и «интеллигентный»
                              / Чтение сл. ст. (доска) /

- Итак, вы видите, что в словаре иностранных слов интеллигентность определяется как образованность ( она на первом месте) и высокая внутрення культура поведения.

- А какое определение дает интеллигентности Лихачев? В чем она проявляется?

/ Интеллигентность — это способность к пониманию, восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
 Интеллигентность проявляется в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!) /
- Что ставит на первое место Лихачев?
                                                 / Культуру поведения! /

- А с какой заповедью  Лихачев связывает интеллигентность? Почему?
/ С заповедью долголетия. Физические силы способствуют долголетию. Но для долголетия необходимы и душевные силы. Злобное и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить /

- Удалось ли Наташе подробно изложить текст Лихачева?

/ Да. Содержание текста услышанного воспроизвела полно, со всеми подробностями, тип текста, язык и композиция  сохранены. Она правильно поняла тему текста и сформулировала основную мысль. /

- Ну что же, я согласна с вами, надеюсь, остальные не хуже справились с работой.

IV.  Знакомство с текстом Белякова.

        Перед вами текст Белякова. Я предлагаю вам его послушать, прочитать. Тема, подскажу вам, та же, что и в тексте Лихачева, а вот авторскую позицию придется сформулировать вам.

1. Чтение учителем текста.

2. Анализ прочитанного текста.
- Итак, какова  авторская позиция в этом тексте?
/ Беляков тоже считает, что интеллигентность не определяется уровнем образования /
- А какие аргументы приводит Беляков?
/ Он приводит в пример жителей коммуналки, они образованны, но интеллигентными он их не считает /
- Почему?
/ Потому что они высокомерны, не считаются с окружающими людьми, не сочувствуют чужой беде, частенько ссорятся, выясняют отношения, промывают косточки друг другу. /
- А кого и почему он противопоставляет им?
/ Прасковья Васильевна, потому что она  никогда никого не обсуждала и никогда ни с кем не ругалась, была со всеми добра и приветлива, т.е она  обладала большой внутренней культурой /
- Кстати, а как называется прием противопоставления в речи?
                                                (антитеза)

- Обратите внимание, доказательства в этом тексте предшествуют тексту, такое тоже встречается в рассуждении.

V. Давайте сейчас мы выполним задания к текстам.
 ( Читают учащиеся )
- А почему вы решили, что оба текста относятся к публицистическому стилю речи?

/ Потому что автор хочет повлиять на мысли, чувства, поведение, поступки читателей. Он хочет, чтобы мы были интеллигентны. /

VI. Да, верно. Этот вопрос остается актуальным. И сейчас нам с вами тоже предстоит по проблеме,поднятой Лихачевым и Беляковым, порассуждать.

- Мы не раз с вами писали сочинение-рассуждение и прошу вас вспомнить, из каких частей должно состоять оно?

I. Вступление. Тезис ( Формулировка проблемы, нуждающегося в доказательстве)
II. Основная часть. Доказательства ( Собственная оценка проблемы)
1.
2.
3.
III. Заключение. Вывод ( Подтверждение правильности выдвинутого текста)

- Итак, с чего можно начать сочинение?
/ С формулировки проблемы /

Учитель: А как мы можем ее сформулировать?
- В виде текста, нуждающегося в доказательстве.

1. Интеллигентность не определяется уровнем образованности.
2. В виде сообщения об актуальной проблеме :
Д.С. Лихачев и А.Беляков поднимают в своих произведениях актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе.
3. В виде умолчания. Два текста...
Такие разные и такие похожие... Они связаны общей мыслью: интеллигентность не определяется уровнем образованности.
4. С риторического вопроса :
Что такое интеллигентность? Какого человека можно считать интеллигентным? Эти вопросы задают себе многие. И многие считают, что интеллигентный человек — это …
5. Можно начать с расхожего мнения.
«Многие считают, что интеллигентный человек — это образованный человек.
6. Можно так:: «Основная мысль, которая объединяет прослушанный и прочитанный тексты, … или : «Оба текста объединены общей мыслью: …

2. - В основной части нужно прокомментировать сформулированную проблему, опираясь на тексты или имеющийся жизненный опыт, высказать свое мнение и привести аргументы, убеждающие нас в ее правомерности и при этом помните, что надо очень корректно сформулировать свое мнение по проблеме, соглашаясь или не соглашаясь с позицией авторов. В качестве аргументов можно привести примеры из текстов, из жизни, из художественной литературы. Можно построить систему аргументации, выразив свое согласие с авторами текстов, используя предложения с вводными словами, например: Трудно не согласиться с авторами... Во-первых … во-вторых … , в- третьих или употреблять сложноподчиненные предложения : Я разделяю точку зрения авторов ; мне близка мысль авторов ; позиция авторов убедительна и т.п ; потому что …

- Как бы вы, например, сформулировали бы авторскую позицию?
/ Лихачев считает, что образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность — это, по мнению Лихачева, способность к пониманию и т.д /

/ А можно так:
Сложилось мнение в обществе, что интеллигентный человек — это тот, который получил хорошее образование, много видел, прочитал. « А между тем можно иметь все это и быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком»-  считает Д.Лихачев.
« Нет, интеллигентность не определяется уровнем образования!» - вторит ему Беляков. /

- Какие примеры приводят в доказательство своей точки зрения Лихачев и Беляков?
/ В пример Лихачев приводит … А Беляков приводит в пример … /
- Далее вам необходимо сформулировать свою позицию. Какое мнение у вас сложилось на основе этих двух текстов или жизненного опыта ( Я выше об этом вам говорила). Вы согласны с мнением авторов или хотите с ними поспорить?
- И вообще, есть ли у вас какие-либо жизненные примеры по поднятой проблеме.
/ - Давайте посмотрим вокруг. Много ли в обществе сегодня интеллигентных людей. Думаю, нет. Мусор, сквернословие, нетерпимость друг к другу. Можно долго перечислять … Мы все смотрим телевизор и, наверное, все обратим внимание на депутатов. Разве этих высокообразованных людей можно назвать интеллигентными /

( - А я нахожу очень много интеллигентных людей среди необразованных … )
( - А я и среди образованных нахожу интеллигентных людей )

Интеллигентным считается тот, кто в этой тяжелой жизни сумел сохранить душевные качества.

- Ну что же, вы правы. И так считали многие философы, в их числе и Ортега-и-Гассет, слова которго стали эпиграфом к нашему уроку : зачитываю
Именоваться …

- Значит, к какому выводу мы приходим?
/ А можно я скажу. Я согласна во многом и Лихачевым, и с Беляковым, и со своими товарищами, душевные качества, внутрення культура человека — это самое необходимое для определения интеллигентности, но немного поспорю, потому что считаю, что образованность так же необходима для развития интеллекта. Она должна способствовать развитию нравственных качеств. Досадно то, что сегодня образование высших доступно для всех, и оно мало помогает развитию внутренней культуры многих людей. Ведь основная масса  получает образование не потому, что это потребность ума, души, а потому что это модно, престижно, родители так хотят, есть деньги. Поэтому так мало сегодня среди образованных людей по-настоящему интеллигентных, а не потому что образованные не развивают интеллект. /

- Ну, что же, позвольте мне уточнить мысль высказанную, наличие образования без внутренней культуры не делает человека интеллигентным, но и нельзя быть до конца интеллигентным без образования особенно сегодня.Я  не выполню сейчас, но кем-то из известных людей было сказано, что цивилизация погубит культуру. Ну, а нам остается надееться, что этого не произойдет.
 
 VI. Домашнее задание.
       Написать сочинение-рассуждение по прочитанному и прослушанному текстам.

- В заключении сочинения дома вам необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод зависит от того, о чем говорится во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении — это доказанный тезис. Введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой. Вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению в 11 классе. Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ.

Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ на примере текста....

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения.

Конспект урока можно использовать для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения....

подготовка к сочинению по личным впечатлениям.Сочинение -портрет "Вы с ним знакомы"

Урок развития речи в 7 классе. Готовит к созданию текста  по фотографии. Лучшие образцы литературных образцов, анализ текстов писателей предоставляют по- новому взглянуть на близких и знакомых. П...

План урока при подготовке к сочинению. Сочинение сопоставительного характера

Цель: познакомить  ребят с системой работы   при составлении сравнительной характеристики героев.Задачи:- определить алгоритмы сравнительной характеристики- раскрыть особенности алгорит...