Тема: Размышляем над черновиками А.С. Пушкина.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Метревели Нина  Шаликоевна

Тема: Размышляем над черновиками А.С. Пушкина.

Цели урока: Познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «В чистом поле серебрится…», с черновиком стихотворения «Зимняя дорога», проследить процесс создания стихотворения, научить вдумываться в значение слова и определять более подходящее для выражения авторского замысла.

Оборудование урока: стихотворение А.С. Пушкина, толковый словарь, таблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_6_klass.docx83.84 КБ

Предварительный просмотр:


Урок – исследование  (6 класс)

Тема: Размышляем над черновиками А.С. Пушкина.

Цели урока: Познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «В чистом поле серебрится…», с черновиком стихотворения «Зимняя дорога», проследить процесс создания стихотворения, научить вдумываться в значение слова и определять более подходящее для выражения авторского замысла.

Оборудование урока: стихотворение А.С. Пушкина, толковый словарь, таблица.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать со стихотворениями А.С. Пушкина. Наверное, не нужно напоминать вам, что самая большая награда для настоящего поэта - это понимание его стихов читателем. Любовь к А.С. Пушкину говорит о том, что русский народ принимает поэзию великого поэта, понимает ее. Что же делал Пушкин, чтобы добиться этого понимания? Наверное, много трудился над своими стихами, «оттачивая» и «отшлифовывая» каждое слово, чтобы оно сверкало, как алмаз. Сегодня мы поучимся у великого мастера его искусству.

- Что вы представляете, когда слышите: «Ни огня, ни четной хаты. Глушь да снег…»? Наверное, огромную, бескрайнюю русскую степь? Вокруг ничего живого. Кони встали. Шуршит по насту позёмка.    

ЗИМНЯЯ ДОРОГА.

      Сквозь волнистые туманы
      Пробирается луна,
      На печальные поляны
      Льет печально свет она.

      По дороге зимней, скучной
      Тройка борзая бежит,
      Колокольчик однозвучный
      Утомительно гремит.

      Что-то слышится родное
      В долгих песнях ямщика:
      То разгулье удалое,
      То сердечная тоска......

      Ни огня, ни черной хаты,
      Глушь и снег.... На встречу мне
      Только версты полосаты
      Попадаются одне...

      Скучно, грустно..... завтра, Нина,
      Завтра к милой возвратясь,
      Я забудусь у камина,
      Загляжусь не наглядясь.

      Звучно стрелка часовая
      Мерный круг свой совершит,
      И, докучных удаляя,
      Полночь нас не разлучит.

      Грустно, Нина: путь мой скучен,
      Дремля смолкнул мой ямщик,
      Колокольчик однозвучен,
      Отуманен лунный лик.

  1. Исследование.

1-ый этап.

- Вам, конечно, нетрудно было представить картину зимней дороги. Но все ли слова вам понятны?

(не совсем понятные слова «борзая, версты, долгий, докучных»).

-Выпишите эти слова. Попробуйте самостоятельно объяснить их значение; потом сверьтесь с толковым словарём.

Запись в тетрадях:

Борзый (уст.), прил.- скорый, резвый.

Верста (уст.), сущ. - верстовой столб.

Долгий (уст.), прил.- протяжный, медленный.

Докучный (уст.), прил.- наводящий скуку, надоевший.

- А в каких словах грамматические формы вызывают непонимание? Выпишите их.

(«Полосаты (версты), одне»)

Запись в тетрадях:

Полосаты (версты) - полосатые версты. Это верстовые столбы, окрашенные черными и белыми полосками. Полосаты - усеченная форма прилагательного.

Одне - одни. Это форма множественного числа числительного «одна» (верста).

2-ой этап.

Обратимся к черновым вариантам стихотворения, которые расскажут нам о кропотливом труде поэта, о тщательном поиске единственного верного слова.

- Перечитайте третью строфу стихотворения. Посмотрите на таблицу, где показаны варианты строк этой строфы.

На доске таблица.

Напечатанный вариант

Черновик

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика.

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

а) Сердце русское простое

слышно в песне ямщика…

б)  Чувство русское простое

слышно в песнях ямщика…

в) Что-то слышится живое

В тихих песнях ямщика…

 

- Выпишите из черновика стихотворения словосочетания, отражающие движение чувства, мысли поэта, его стремление полнее выразить состояние героя.

Запись в тетрадях:

а) сердце русское простое

б) чувство русское простое

в) что-то живое

г) что-то родное.

- Подумайте, почему А.С. Пушкин, отвергая существительные «сердце», «чувство», остановил свой выбор на неопределенном местоимении что-то? Почему, заменяя существительное на местоимение, поэт изменил и определение к нему?

(Учащиеся высказывают свое мнения).

- В поисках правильного ответа на поставленные вопросы обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. Найдите те значения слов «что-то, живой, простой, родной», которые могут дать ответ на наши вопросы.

Что-то - местоимение неопределенное.

  1. Нечто, некий предмет, некое явление (неизвестное, неопределенное, непонятное, и т.п.)… Она словно хочет сказать мне что-то.
  2.  Со словом «такое» и без него. Приблизительно это такое количество (простореч.). Он мне остался должен что-то рублей сорок.

Живой.

  1. Такой, который живет, в котором есть жизнь.
  2. Обладающий жизнью, одушевленный…

3.      Выражающий жизненную энергию, подвижность…

4.      Живительный, оживляющий (поэт.)

Простой.

  1. Добродушный, не церемонный.
  2. Бесхитростный, простодушный; добрый и щедрый (разг.)

Родной.

  1. Свой, близкий по духу и привычкам.

- Сопоставьте свои ответы с новыми знаниями и попробуйте еще раз ответить на вопрос, почему А.С. Пушкин остановил свой выбор на неопределенном местоимении «что-то»?

(«Существительные «сердце» и «чувство» обозначают конкретные понятия, а местоимение «что-то» имеет более широкое значение. Оно расширяет, раздвигает границы нашего «словесного кругозора»).

- А почему А.С. Пушкин поменял определение «простой» и «живой» на «родной»?

(«Прилагательное «родное» в этом стихотворении объединило значение слов «близкий, простой, живой», оно очень хорошо отражает особенности характера русского человека, потому что ближе родного ничего нет»).

 

Итак, то, о чем пишет поэт, трудно выразить иначе, чем он сам это сделал. Выбрав словосочетание «что-то родное», А.С. Пушкин ориентирует читателя на мир человека: только человеку свойственно чувство родства, душевной близости, только у человека есть Родина.

Конечно, мы не сможем ответить на вопрос, почему А.С. Пушкин предпочел этот вариант другим; мы можем только предполагать. Наша задача - увидеть, как бережно поэт относится к слову, как тщательно выбирает единственно подходящее, сочетает слова друг с другом, подчиняясь чувству «соразмерности и сообразности»; увидеть, что даже великий поэт не считал первый вариант написанного окончательным.

Грамматическое задание:

  1. Произведите морфологический разбор местоимения «что-то».
  2. Разберите местоимение «что-то» по составу и объясните его орфографическую особенность.
  3. Составьте гнездо однокоренных слов с корнем – род.

3-ий этап.

Цель третьего этапа  - поиск ключевых слов поэтического текста.

- Выпишите ключевые слова, называющие основные предметы, явления изображаемой картины.

Запись в тетрадях:

Туманы- луна-дорога-тройка-колокольчик- песни ямщика- снег-колокольчик- луна.

- Выпишите слова, которые помогут определить тему стихотворения. Запишите их в тетрадь.

(«Дорога», «Лунная зимняя ночь», «Зимняя дорога»).

 - Выпишите ключевые слова, выражающие авторскую оценку  душевного состояния лирического героя.

Запись в тетрадях:

Печальные - печально-скучный- утомительно-долгих-тоска-скучно-грустно-скучен-отуманен.

- Но всё это объединяет определение «родное», относящееся к местоимению «что-то».

- На основе выписанных слов сформулируйте идею поэтического текста.

(«Тяжела зимняя дорога, но это родная русская дорога»).

  1. Слово учителя. Промежуточный итог.

Говоря о ключевых словах, отметим частотность слова «дорога» входящего в название стихотворения. Это слово можно считать одним из ключевых в произведениях А.С. Пушкина. Это ключевое слово, определяющее тематику стихотворения, позволяет нам построить воображаемый однотематический мост к более позднему стихотворению «В поле чистом серебрится…», начатому в 1833 году, но не оконченному поэтом.

1.Чтение стихотворения.

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

Интересно, что в черновике к стихотворению «Зимняя дорога» есть строки, которые не вошли в окончательный вариант:

Ель под инеем сребрится…

Сосны инеем сребрятся…

А стихотворение 1833 года начинается так:

В поле чистом серебрится…

2.Заполнение таблицы.

-Заметили ли вы повторы, «переклички» слов, словосочетаний в этих стихотворениях? Запишите их в таблицу.

«Зимняя дорога»

«В поле чистом…»

Волнистые туманы

По дороге зимней

Тройка… бежит

Скучно грустно

Что-то…родное

Разгулье удалое

Снег волнистый

По дороге  столбовой

Тройка мчится

В часы дорожной скуки…

Грустен ветра дальний вой

Родные звуки

Песни удалой

3.Творческое задание.

Используя лексический материал стихотворений, напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимняя дорога».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок-исследование в 6 классе «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Конспект урока, основным элементом которого является сравнение черновика с окончательным вариантом текста стихотворения А.С.Пушкина "Зимняя дорога". На уроке реализуется метод сопоставления, используе...

Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...

Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»

Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для  "  Песни о вещем Олеге ", проследить, как решается тема судьбы в балладе.Задачи урока...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....