ГИА 2014 "В помощь пишущему сочинение"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Лабурская Людмила Ивановна

Методические материалы по актуальным направлениям обновления содержания образования. Критериальная оценка сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia_2014_2.pptx127.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА 2014 В помощь пишущему сочинение

Слайд 2

Основные приёмы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с критериями оценивания сочинения. Лабурская Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 42 89646869285 laburskaya65@mail.ru Мурманск , 2013 - 2014

Слайд 3

Композиция сочинения-рассуждения традиционно имеет три части: вступление , в котором обычно формулируется проблема ; основную часть (комментарий, собственная позиция пишущего, аргументы ); - заключение , в котором подводится итог.

Слайд 4

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Слайд 5

Оценивается: ● Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. ● Смысловая цельность речевая связность и последовательность сочинения. ● Композиционная стройность работы.

Слайд 6

УУД делятся на : регулятивные коммуникативные познавательные

Слайд 7

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей УД. - целеполагание - постановка учебной задачи (известно, усвоено и неизвестно); - планирование - определение определённой последовательности с учётом конкретных результатов, составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; - контроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального результата с результатом оценки; - оценка - выделение осознания того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Слайд 8

Коммуникативные УУД. - планирование учебного сотрудничества с учителем; - инициативное сотрудничество; - разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения; - управление поведением партнёра; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Слайд 9

Познавательные УУД . - работа с информацией: поиск, запись, восприятие; - использование моделей, знаков, символов, схем; - ИКТ - компетенция; - логические операции: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных ); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание недостающих компонентов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепочки рассуждений.

Слайд 10

Виды заданий. Задание 1. Назовите указанное лексическое и грамматическое средства в следующем фрагменте сочинения. Обратимся к сложному предложению с разными видами связи (19) и рассмотрим на его примере роль лексического и грамматического явлений. Например, рассказывая о влиянии "вычитанных в книгах слов" на Нинку, автор употребляет______________________ "расцветала", и читатель сразу представляет, как хорошела девочка. Почему же это происходило? Ответ на этот вопрос можно найти в (указать тип сложного предложения)_________________________и в придаточном (указать тип придаточного предложения).

Слайд 11

Задание 2. Исправьте пунктуационные ошибки в следующем сочинении. Допишите его, используя материалы заданий 3-5 (на ваш выбор). Словарь языка свидетельствует о чём думают люди а грамматика как они думают утверждал лингвист Г. Степанов. С этим высказыванием нельзя не согласиться. С помощью слов мы называем предметы действия признаки. Но сами по себе слова не могут выразить мысль и тогда на помощь приходит грамматика помогающая правильно выстроить и связать в предложения которые в свою очередь позволят увидеть духовный мир говорящего и пишущего. Как например можно понять что для старого фронтовика Родина самое святое? Фразеологизм "родная земля" в предложении (42) передаёт его в бесконечную любовь к стране, которую спасли он и его сыновья....

Слайд 12

Задание 3. Среди предложений (27 - 32) найдите предложения, построенные на синтаксической параллелизме. Прокомментируйте их функции в данном тексте. Справка. Синтаксический параллелизм - это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные: Молодым везде у нас дорога. Старикам везде у нас почёт (В. Лебедев - Кумач) Этот приём позволяет наиболее эффективно выполнять функцию усиления и выделения информации, даёт возможность выразить разнообразные эмоциональные оттенки, наполнить иными авторскими образами.

Слайд 13

Задание 4 . Укажите типы придаточных в следующих сложноподчинённых предложениях. Прокомментируйте их грамматическую роль. (38)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи. (40)Он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (55) Володька стоял и толком ничего сказать не мог, когда надели медаль и дали красную книжечку.

Слайд 14

Задание 5. "Соберите" доказательные части сочинения из предложенных фрагментов, проведя линии соответствия и указать средства связи в предложениях. Лексические явления. 1. Так, например, чтобы охарактеризовать успехи Лёшки в учёбе, автор использует фразеологизм "схватывает на лету" (пр. 11). 2. Марья Григорьевна, соседка, сочувствуя Алёшиной матери, называет "грубияном" управдома (пр.11), и это многозначное слово характеризует бессовестного чиновника. 3. Мальчику трудно справиться с огромной горой поленьев, однако, кроме него, некому помочь матери, и автор, подчёркивая его желание не оплошать, не опозориться, использует фразеологизм "не ударить в грязь лицом" (пр. 55).

Слайд 15

Грамматические явления . 1. Вводное слово "конечно" в (пр. 27) отражает полную уверенность соседки в том, что начальник ведёт себя по-хамски только со слабыми женщинами. 2. Автору важно подчеркнуть, что Лёшка осознаёт ответственность, взятую на себя, и синтаксическая конструкция с обособленным приложением (пр. 60) помогает понять, кем ощущает себя подросток, выполняя тяжёлую работу. 3 . Мальчик растёт настоящим мужчиной, и, чтобы рассказать читателям об этом, автор использует сложноподчинённое предложение с придаточным условием. (пр. 31) Средства связи: также, а, в этом же, при этом.

Слайд 16

Задание 6 . Из (пр. 30) выпишите антонимы. Прокомментируйте их роль. Объясните роль обособленного определения как грамматического средства в этом же предложении. Свяжите получившиеся части во фрагмент сочинения. Повторение пройденного. Обособленные члены предложения. - уточняют высказываемую мысль; - дают более углублённую характеристику лицу или предмету; - вносят в предложение экспрессивную окраску; - конкретизируют описание действия.

Слайд 17

Вступление .

Слайд 18

Во-первых , вступление не может быть объёмным. Во-вторых , цель вступления подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать, используя различные приёмы . - Цитата в качестве вступления. Цитированный фрагмент не должен быть большим. Например: 1. "Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе языка, свой неповторимый характер", - пишет современный лингвист С. И. Львова, приглашая нас к размышлению. Нельзя не согласиться с мнением учёного..... 2. Нельзя не согласиться с мнением русского писателя Б.В.Шергина о том, что "устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса." Доказывая правильность суждений автора, обратимся к тексту....

Слайд 19

- Цепь вопросительных предложений , которые фиксируют внимание на ключевых словах. Они помогают сделать плавный переход к основной части сочинения. Например : Почему известный лингвист А.И.Горшков считает, что "выразительность - это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой должно привлекать особое внимание читателя и производить на него сильное впечатление?" Попробуем доказать правильность суждений учёного. 3. Небольшое обобщение , в котором необходимо показать, что тема сочинения актуальна. Например : В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.

Слайд 20

Основная часть.

Слайд 21

При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение- рассуждение и что существует три вида рассуждений.

Слайд 22

Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Основные языковые средства оформления рассуждения-доказательства: - вводные слова : во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно; - союзы : так что, поскольку, так как, если; - речевые обороты : предположим, что...; допустим, что...; об этом свидетельствует...; это позволяет предположить.

Слайд 23

Рассуждение-объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно. Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать: - слова-организаторы логических связей : потому что, поэтому, вот почему; - речевые обороты , резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что...; это зависит от...; это является следствием того, что; - вводные слова : например, таким образом.

Слайд 24

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство. Основные языковые средства оформления : - вводные слова : по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно; - речевые обороты : я могу с уверенностью сказать, что...; я полагаю, что...; попытаемся разобраться...; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Слайд 25

Заключение.

Слайд 26

Работаем над заключением (оно должно быть органично связано с основным текстом) - обобщение основных мыслей - типичная и логическая концовка сочинения. Для связи доказательств, приведённых в основной части, и выводов, можно использовать такие слова и обороты речи: таким образом, следовательно, обобщим всё сказанное, из этого следует, отсюда заключаем, итак. Например: - Итак , прочитав текст А. Лиханова , я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: "Заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя", - поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражение личности человека. - Вопросительное предложение , в том числе риторический вопрос в конце сочинения также возвращает к проблеме текста, подчёркивая её актуальность. - Следует помнить, что не каждая цитата уместна в заключении. - Введение + заключение = 1/3 объёма сочинения.

Слайд 27

ГИА - 2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под редакцией И.Ф. Цыбулько 1. Известный лингвист И.Г. Милославский: "Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания , остаются все же словами, , то есть имеют не только форму, но и значение". 2. И.Ф. Артюшков: "Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основных предложений является диалог, поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи." 3. М.А. Рыбникова: "Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что и зажечь внутри фонаря огонёк."

Слайд 28

4. Д.А. Лихачёв: "Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, что он говорит." 5. Русский писатель М.Е. Салтыков - Щедрин: "Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому - то она легко находит и для себя выражение." 6. "Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев." (Литературная энциклопедия) 7. Русский писатель К.Г. Паустовский: "Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения." 8. Известный лингвист Б.Н. Головин: "К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом; насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?"

Слайд 29

9. Русский филолог Л.В. Успенский: "Грамматика позволяет нам связывать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете." 10. И.А. Гончаров: "Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных."

Слайд 30

Образец сочинения – рассуждения на лингвистическую тему

Слайд 31

Образец № 1 " Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе языка, свой неповторимый характер", - пишет современный лингвист С.И. Львова, приглашая нас к размышлению. Соглашусь с авторам. «Синтаксис всегда на службе самого человека». Обратимся к тексту. Во-первых, точка - родоначальница русской пунктуации. Она обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать ( 6 ). Она выполняет функцию разделения. Во-вторых, нельзя не заметить, что в тексте существуют пунктуационные знаки, выполняющие эмоционально-экспрессивную функцию. (6)Согласно правилу, стоит вопросительный знак. Он выражает вопрос и требует быстрого ответа. А в синтаксических конструкциях (11, 21) восклицательный знак показывает, как волнует автора его собственное высказывание. Следовательно, знаки конца предложения помогают не только быстро и правильно прочитать текст, но и расставляют эмоциональные акценты.

Слайд 32

Образец № 2 Нельзя не согласиться с мнением русского писателя Б.В. Шергина о том, что "устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса". Доказывая правильность суждения автора, необходимо обратиться к тексту. Во-первых, автор использует предложение с однородными обособленными обстоятельствами (23) "Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей". Деепричастия «укрывшись " и "освободив" придают глаголу " прислушивался» неповторимый оттенок, так создаётся яркая картина действий в дополнении к основному действию, выраженному глаголом . Во-вторых, следует обратить внимание на вопросно-ответную форму текста. В художественных произведениях для передачи чужой речи используется диалог – ряд реплик двух или нескольких лиц. Согласно правилу оформления диалога, каждая реплика пишется с абзаца, перед каждой – тире. (1 - 61) Следовательно, писатель Б.В Шергин прав, "устная фраза…» всегда "дорисовывается" "по части синтаксиса". Перед нами художественное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка пишущему сочинение

Рекомендации учащимся 9 -11 классов при написаниии сочинения по литературному произведению. Пункты плана следует освещать в произвольном порядке....

Помощь к сочинению по литературе

Практические материалы по работе с художественным текстом...

В помощь пишущему сочинение.

Данный материал может оказать помощь учащимся 9 и 11 классов в написании экзаменационного сочинения....

Выразительные возможности русской речи. В помощь пишущему сочинение.

Методические материалы по актуальным направлениям обновления содеожания программы и образовательных технологий....

В помощь девятиклассникам! Сочинение 15.1

Алгоритм написания сочинения 15.1.Этапы написанияДействия на каждом этапе1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые...

В помощь девятиклассникам! Сочинение 15.3

Алгоритм написания сочинения 15.3 и критерии  его оценивания...