Выразительные возможности русской речи. В помощь пишущему сочинение.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Лабурская Людмила Ивановна

Методические материалы по актуальным направлениям обновления содеожания программы и образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vyrazitelnye_vozmozhnosti_russkoy_rechi.ppt387.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика написания сочинения ГИА части С по теме «Выразительные возможности русской речи» ,

Слайд 2

Выделяем ключевые слова высказывания: Язык не есть только говор, речь : язык есть образ всего внутреннего человека , всех сил, умственных и нравственных. И. А.Гончаров

Слайд 3

Строим тезис. Объясняем смысл высказывания (подбираем синонимичные выражения): Я согласен (согласна) с мнением автора высказывания и считаю, что писатель с помощью различных речевых средств может создать художественный образ в своем произведении, а также раскрыть характеры (внутренний мир) своих героев.

Слайд 4

Строим тезис. Даем лингвистический комментарий: Русский язык обладает не только лексическими и синтаксическими, но и грамматическими (морфологическими), словообразовательными и фонетическими средствами создания выразительности речи.

Слайд 5

Строим тезис. Задаем вопрос: Какие же художественные средства использует в своем тексте (рассказе) А. Лиханов, для того чтобы создать образ … рассказчика? … и раскрыть авторскую позицию? … донести до читателя идею (главную мысль)? ! (уточняем вопрос после чтения текста)

Слайд 6

Знакомимся с текстом для анализа: Какова тема текста? О чем рассказывается? Какова авторская позиция? Ради какой главной мысли написан текст? Найдите ключевые слова (сильные позиции текста), в которых отражена авторская позиция (главная мысль)? Сформулируйте авторскую позицию.

Слайд 7

Подбираем материалы для аргументов: Найдите в тексте художественные средства, без которых невозможно передать главную мысль автора. Лексические средства (тропы) Синтаксические средства (фигуры речи)

Слайд 8

Тропы МЕТАФОРА Создание оригинального словесного образа. СРАВНЕНИЕ Позволяет более ярко представить предметы или явления. ЭПИТЕТ Позволяет одним словом выразительно охарактеризовать предмет и подчеркнуть его свойства. МЕТОНИМИЯ Прием краткой, емкой, выразительной речи ГИПЕРБОЛА Подчеркивает высокую, предельную степень развития какого-либо признака, явления ЛИТОТА Одновременное употребление гиперболы и литоты резко и сильно подчеркивает создаваемый контраст. ИРОНИЯ Непрямая, скрытая, косвенная насмешка. АЛЛЕГОРИЯ В конкретном художественном образе выражается отвлеченное понятие или идею ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Позволяет создать яркие, выразительные, рельефные образы. ПЕРИФРАЗ(А) Позволяет разнообразить речь, избегать повторений, в то же время придает тексту различные стилистические оттенки. СИНЕКДОХА Подчеркивает одну их частей предмета.

Слайд 9

Фигуры речи ИНВЕРСИЯ Слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание СИНТАКСИЧЕСКИЙПАРАЛЛЕЛИЗМ Усиливается сравнение, резко выделяется содержание сопоставляемых частей. АНАФОРА Повторяемое слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность ЭПИФОРА Повторяемое слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность. АНТИТЕЗА Выражение контраста. ГРАДАЦИЯ Выражает нарастание общего впечатления. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Придает речи интонационную экспрессию. ЭЛЛИПСИС Придает высказыванию динамизм, живость. УМОЛЧАНИЕ Передает эмоциональность, взволнованность речи. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Выражает отношение автора к тому или иному предмету. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Привлекает внимание к явлению, проблеме. МНОГОСОЮЗИЕ, БЕССОЮЗИЕ Логическое и интонационное подчеркивание соединяемых союзами членов предложения. Придает тексту динамизм, стремительность

Слайд 10

Средства выразительности: Морфологические средства: использование определенных частей речи (А.П. Чехов. Моя «она») Словообразовательные средства: см. оттенки значения морфем, окказионализмы Фонетические средства: аллитерация, ассонанс

Слайд 11

Строим аргумент: Языковое явление (термин) Пример (контекст, номер предложения) Общеязыковая роль Роль в конкретном тексте

Слайд 12

Аргумент 1 Описывая кобылу Машку , над которой издевался конюх Мирон, рассказчик использует прилагательное «смиренная» (предложение 14) в значении «кроткая, не способная к сопротивлению, безобидная». Этот эпитет используется, чтобы обратить внимание читателя на то, как легко привыкнуть ко злу, не замечать, считать его частью повседневной жизни.

Слайд 13

Аргумент 2 Заканчивая рассказ рядом риторических обращений и восклицаний « Ах, дядька Мирон! (43)Пожалел бы ты кого! (44)Может, в этом было твоё спасение!» (предложения 42-44), автор подчеркивает свою мысль о том, что конюх сам виноват в своей гибели, так как жестокость порождает жестокость . Если бы человек не был так безжалостен по отношению к животному, его судьба не сложилась бы так трагично.

Слайд 14

Делаем вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что писатель – мастер использует разнообразные художественные средства (тропы и фигуры речи), чтобы создать образы персонажей и рассказчика и донести до читателя идею произведения.

Слайд 15

Лабурская Людмила Ивановна 8 9 65 804 63 00 Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 laburskaya65@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь пишущему сочинение.

Данный материал может оказать помощь учащимся 9 и 11 классов в написании экзаменационного сочинения....

ГИА 2014 "В помощь пишущему сочинение"

Методические материалы по актуальным направлениям обновления содержания образования. Критериальная оценка сочинения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...

Программа внеурочной деятельности "Изобразительные возможности русской речи"

 Темы  курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка и литературы в 8 классе, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ, ЕГЭ....