Обучение сжатому изложению в 7,8,9 классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7 класс) по теме

Русскина Альбина Николаевна

С первым заданием, с которым выпускники сталкиваются при сдаче ОГЭ, является изложение. И не просто изложение, а изложение сжатое. Когда я столкнулась непосредственно в выпускном 9 классе с проблемами, связанными с обучением написания изложения, я задумалась о том, что выпускники и без того загружены учебным материалом по синтаксису сложного предложения, кроме этого они готовятся к итоговой аттестации, и в дополнение приходится учиться писать сжатое изложение. Изучив материал предыдущих лет, а именно 8 и 7 класса, я решила со сжатым изложением знакомить детей с 7 класса. В связи с этим нужно было так распределить учебный материал, чтобы в 7 классе материал был доступным, а в 9 не стал пустым обобщением. Следовательно, я распределила материал по степени сложности на 3 года:7,8,9 классы. И с этим опытом своей работы я и хочу с вами поделиться. Итак, в 7 классе на уроке озвучивается тема и её актуальность, т.е. зачитывается задание из КИМа. Затем учащиеся знакомятся с термином «Сжатое изложение» и выделяют те ключевые понятия, которые нужно запомнить. В дальнейшем учитель обращает внимание на то, что если изложение сжатое, то нужно правильно сократить текст. А помогут им в этом три способа сжатия, с которыми учащиеся знакомятся, выполняя параллельно ряд несложных заданий. В заключении учащиеся подводят итог о том, чем нужно руководствоваться при написании сжатого изложения, т.е. выписывают в тетрадь этапы работы. Следовательно в 7 классе обучающиеся уже знают, что такое сжатое изложение, как текст правильно сжать. В 8 классе после обобщения материала, изученного в 7 классе, работа проводится над текстом, по тренировочным заданиям. Например: после прочтения текста совместно с учителем работают над каждым абзацем. При работе над первым и вторым абзацами ребятам предлагается найти ключевые слова и фразы, воспользоваться методом исключения, заменить сложные конструкции предлогом. Для усложнения задания при работе над третьим абзацем предлагается выполнить орфографическую и пунктуационную работу….. Тоесть в 8 классе при помощи разнообразных заданий внедряется тренировка написания текста. И уже когда учащиеся приходят в 9 класс, они не тратят время на изучение материала, а работают непосредственно над текстами демоверсий, но уже самостоятельно делят текст на абзацы, свою точку зрения доказывают выделяя микротемы. Работа по тексту в 9 классе проводится таким образом: Каждому выдается текст, напечатанный на половине листа, после аудиопрочтения, каждый индивидуально еще раз прочитает текст, карандашом выделит абзацы, в помощь им рядом с текстом напечатаны фразы, которые помогут при выделении микротем обратить внимание на те предложения или словосочетания, которые исключать из текста нельзя ни в коем случае. На второй половине листа записывают микротему, зачитывают, обсуждают, учитель выдает свой ответ, затем чуть ниже записывают получившийся сжатый отрывок, считают количество слов. Так проводится работа и со вторым абзацем, а с третьим каждый учащийся работает самостоятельно. После проверки в тетрадь переписывается получившийся текст, с которым кропотливо поработали. Такое распределение учебного материала не только разгружает материал 9 класса, но и дает возможность всесторонне поработать над сжатым изложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 7_klass.ppt470 КБ
Office presentation icon 8_klass.ppt663.5 КБ
Office presentation icon 9_klass.ppt188 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование навыка написания сжатого изложения в 7,8,9 классах как элемент подготовки к ОГЭ

Слайд 2

Учимся писать сжатое изложение 7 класс

Слайд 3

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 4

Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Слайд 5

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение , нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ

Слайд 6

Три способа сжатия текста: 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.

Слайд 7

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст.

Слайд 8

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Слайд 9

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.

Слайд 10

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек .

Слайд 11

При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.

Слайд 12

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Слайд 13

Основные этапы работы над текстом: Определите ТЕМУ текста (о чём текст?). 2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) 3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста. 4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Слайд 14

5. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части. 6. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение). 7. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Слайд 15

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения: необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки; объём изложения - 90-100 слов; пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 16

Помни!!! Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!

Слайд 17

Домашнее задание: Выучить записи в тетради и основные положения памятки; Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение сжатому изложению в 8 классе

Слайд 2

Вспомните приемы сжатия (компрессии) текста ИСКЛЮЧЕНИЕ - это…. УПРОЩЕНИЕ – это… ОБОБЩЕНИЕ – это…

Слайд 3

(1) Многие современники Ломоносова не могли во всем размахе постичь сущность и цели коренных перемен в жизненном укладе России, происшедших в результате петровских реформ. ( 2) «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов» показал себя одним из немногих в пору действительно глубоких исторических мыслителей. (3) Незадолго до смерти Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». (4) Россия, только что пережившая бурное время петровских пре-образований, менее всего была склонна испытывать чувство «неполноценности» перед Европой. (5)Победы русского оружия, ускоренное развитие промышленнос- ти и наук,пробуждение общественной активности самых разных слоев населения, вызванное новым отношением к человеку (оценка личности определялась не сто-лько по происхождению, сколько по заслугам перед обществом), — все это вызы-вало у русских людей чувство гордости и вселяло уверенность в высоком истори-ческом предназначении молодой России, по праву занявшей свое место в кругу «просвещенных народов» Европы. (6) Учиться у западных соседей, безусловно, было необходимо. (7) Но учиться — полагаясь на «свое разумение», на свои рес урсы, учитывая насущные потребности и внутреннюю логику своего развития. (8) Только такое ученье могло быть плодотворным, ибо и сама Россия несла с собою уникальные ценности в сокровищницу мировой культуры. (9) Не было в середи не XVIII века другого поэта, который бы так же страстно, убежденно и талантливо, как Ломоносов, отстаивал в своих стихах эту истину. (10) Наиболее глубокую и впечатляющую поэтическую трактовку ее мы находим в «Разговоре с Анакреоном» (1758—1761), который не обинуясь следует назвать художественно-философским завещанием Ломоносова. (Е. Лебедев).

Слайд 4

Работаем над первой частью Прежде чем что-либо исключать, выделите в первой части текста ключевые слова и фразы (1) Многие современники Ломоносова не могли во всем размахе постичь сущность и цели коренных перемен в жизненном укладе России, происшедших в результате петровских реформ. Проверьте себя: (1) Многие современники Ломоносова не могли во всем размахе постичь сущность и цели коренных перемен в жизненном укладе России, происшедших в результате петровских реформ.

Слайд 5

Работаем над первой частью Что можно исключить из первой части?

Слайд 6

Работаем над первой частью (1) Многие современники Ломоносова не могли во всем размахе постичь сущность и цели коренных перемен в жизненном укладе России, происшедших в результате петровских реформ .

Слайд 7

Работаем над первой частью Как можно упростить книжное выражение происшедших в результате? Заменив предлогом после

Слайд 8

Работаем над первой частью Запишите получившееся предложение Многие современники Ломоносова не могли понять сути и цели перемен в России, происшедших после петровских реформ.

Слайд 9

Работаем над второй частью Упростите вторую часть, используя тире между подлежащим и сказуемым, выразив сказуемое сочетанием числительного один с существительным мыслителей: «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов» показал себя одним из немногих в пору действительно глубоких исторических мыслителей. « Неподражаемый, бессмертный Ломоносов» - один из действительно глубоких исторических мыслителей.

Слайд 10

1. Объясните правописание слов с орфограммой «Н и НН в суффиксах». 2. Найдите в тексте предложения осложненные однородными членами предложения с обобщающим словом, составив их схемы, объясните знаки препинания. 3. Найдите в тексте предложения, в которых запятые выполняют выделительную функцию. Объясните, что они выделяют. Работаем над третьей частью Орфографический и пунктуационный разбор

Слайд 11

Работаем над третьей частью (3)Незадолго до смерти Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились росси ян е, чтобы показали свое достоинство». (4) Россия, только что пережившая бурное время петровских преобразований, менее всего была скло нн а испытывать чувство «неполноце нн ости» перед Европой. (5)Победы русского оружия, ускор енн ое развитие промышл енн ости и наук, пробуждение обществ енн ой активности самых разных слоев населения, вызва нн ое новым отношением к человеку (оценка личности определялась не столько по происхождению, сколько по заслугам перед обществом), — все это вызывало у русских людей чувство гордости и вселяло увер енн ость в высоком историческом предназначении молодой России, по праву занявшей свое место в кругу «просвещ енн ых народов» Европы. (6) Учиться у западных соседей, безусловно, было необходимо. (7) Но учиться — полагаясь на «свое разумение», на свои ресурсы, учитывая насущные потребности и внутр енн юю логику своего развития. (8) Только такое ученье могло быть плодотворным, ибо и сама Россия несла с собою уникальные це нн ости в сокровищницу мировой культуры. (9) Не было в середине XVIII века другого поэта, который бы так же страстно, убежд енн о и талантливо, как Ломоносов, отстаивал в своих стихах эту истин у.

Слайд 12

Работаем над третьей частью Прямую речь в (3) предложении замените косвенной Незадолго до смерти он писал, что терпит за то, что старается защитить труды Петра Великого, желавшего, «чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство».

Слайд 13

Работаем над третьей частью Россия, измененная петровскими преобразованиями, менее всего была склонна испытывать чувство "неполноценности» перед Европой.

Слайд 14

Работаем над третьей частью Победы русского оружия, развитие промышленности и наук, пробуждение гражданской активности людей разных сословий, вызванное новым отношением к человеку – все это вызывало у русских людей чувство гордости и уверенности в высоком предназначении России.

Слайд 15

УДАЧИ В НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сжатое изложение Что хранит человеческая память

Слайд 2

1 абзац Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для себя самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. 1 микротема Воспоминания делают нашу жизнь объёмной, глубокой, осмысленной. Сжатое изложение Человеческая память хранит множество воспоминаний, которые наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. (14 сл.). Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для себя самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. (89 сл.) Вопросы, вводные слова Примеры Примеры

Слайд 3

2 абзац Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость. (55 сл.) 2 микротема Прошлое наполнено моими ощущениями и переживаниями. Сжатое изложение Прошлое не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Благодаря воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. (24 сл.) Пояснение, вводное слово Отрицательный параллелизм Вводное слово, умозаключение Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость. (55 сл.)

Слайд 4

3 абзац А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом. (40 сл.) 3 микротема Через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Сжатое изложение А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Я помню их – и протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. (26 сл.) Обобщающее слово Примеры Пояснение А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом. (40 сл.)

Слайд 5

4 абзац Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни. (53 сл.) 4микротема Через воспоминания я становлюсь причастным к истории своей страны. Сжатое изложение Но мои личные воспоминания связаны и с прошлым страны. Через них я становлюсь частью истории. Моя жизнь наполняется смыслом. (19 сл.) Вводное слово Уточнение Метафора Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени , уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни. (53 сл.) Повтор

Слайд 6

Сжатое изложение Человеческая память хранит множество воспоминаний, которые наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной. Прошлое не безжизненно. Оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Благодаря воспоминаниям, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь обретает протяжённость. А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Я помню их – и протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в моём прошлом. Но мои личные воспоминания связаны и с прошлым страны. Через них я становлюсь частью истории. Моя жизнь наполняется смыслом. (83 сл.) Воспоминания делают нашу жизнь объёмной, глубокой, осмысленной. Прошлое наполнено моими ощущениями и переживаниями. Через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей. Благодаря воспоминаниям я становлюсь причастным к истории своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...

Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Цели.Учащиеся должны знать:понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,композиционные части текста,приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);понимать:о чем...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Обучение сжатому изложению».

Презентация отражает последовательность работы с текстом художественного произведения по обучению написанию сжатого изложения....

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Обучение сжатому изложению".

Данный  материал  предназначен  для подготовки  учащихся  9 классов  к ГИА...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Обучение сжатому изложению"

Тип урока: урок развития речи. Цели: Продолжить подготовку обучающихся к написанию часть С1 ОГЭ по русскому языку; обобщить знания о способах сжатия текста; развивать правильную монологическую и диало...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...