Обобщение по теме "Лексика и фразеология" в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Челнокова Наталия Алексеевна
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «УЛЬЯНКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КАЙБИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА

 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Урок русского языка в 9 классе:

Обобщение и закрепление изученного материала по теме:

"Лексика и фразеология" c применением сингапурских обучающих структур

Разработка урока учителя

 высшей квалификацинной категории

Челноковой Наталии Алексеевны

Ульянково – 2014 г.

Подтема : Тепло родного очага

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная, в парах, дифференцированная.

Цели урока:  

  • Обучающая: систематизация и закрепление знаний о разделах «Лексика» и «Фразеология»,  совершенствование  навыков работы с лингвистическими словарями;
  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие речи,  навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;
  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку,  воспитание эстетического вкуса, любви к родному дому.

Технологии: использование структур сингапурской системы обучения, системно-деятельностный подход, ИКТ, элементы игровой технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Наглядно-дидактические материалы:  презентация «Лексика и фразеология», карточки - задания дифференцированного характера, ЦОР, раздаточный наглядно-дидактический материал  по теме урока, листы самоконтроля.

На доске - высказывания о слове и родном доме:

  1. Слово -  выражение мысли…. и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает.                              ( Л.Н.Толстой)
  2. Дом -  это то место, в котором нас всегда принимают.    (Роберт Фрост)
  3. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.               (Л.Н.Толстой)

Ход урока

  1. Организационный момент:  создание положительно-эмоционального настроя. 

- 1 слайд «Добро пожаловать»

- Добро пожаловать на урок, ребята! Давайте поприветствуем улыбкой нашу гостью С.Т.,  улыбнемся друг другу, порадуемся  нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе». Повернитесь к партнеру по плечу, улыбнитесь, поприветствуйте его пожеланием «Доброго дня!» Повернитесь к партнеру по лицу и тоже улыбнитесь. А теперь с хорошим настроением начнём наш урок

II. Целеполагание

Давайте прочитаем высказывания на доске.  Ребята, о чём говорится в них?  ( о слове,  доме) (2 слайд)

Ребята, это только подтема урока. А определить главную тему урока нам поможет поэтесса Ирина Токмакова. (стихотворение «Плим» Слайд 3)

Послушайте её стихотворение «Плим»

Ложка-это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка-это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка-это шапка,

Оделся и пошел.

А придумал слово,

Смешное слово –плим.

И повторяю снова:

«Пилим, плим, плим!»

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

                                       И.Токмакова

Удалось ли герою стихотворения придумать новое слово? (нет) А узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? (нет) Почему это не слово? (слово ничего не значит, не имеет смысла. Значение - важнейший признак слова. Без него слова нет и быть не может.)

  • Определите тему, располагая слоги по росту / от большого к маленькому/ и разделяя слова. (слайд 4)   - леккоесичесзначение

Запишите в тетради число и тему урока.  (слайд 5)

Итак, какие знания мы сегодня на уроке должны  будем повторить и обобщить?  (уч-ся  ставят цель).

III. Актуализация:  Структура    Микс Пэа Шэа:

- Под музыку вы молча передвигаетесь по кабинету. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим участником и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), то есть поприветствовать партнёра, затем я задаю вопрос, даю 3-5 секунд на обдумывание. Вы отвечаете, используя структуру «Релли Робин» (то есть обмениваетесь короткими ответами), или Таймд Пэа Шэа (развёрнутые ответы):

- что такое лексика? (Словарный состав языка.)

- где разъясняется лексическое значение слова? (В толковых словарях)

 - что такое фразеология? (Раздел русского языка, в котором изучаются устойчивые сочетания слов)

 (слайд 6)

( уч-ся проговаривают ответы)

 IV.  Работа по теме урока: слово учителя:

Итак, все слова  языка фиксируются в толковых словарях. Наибольшее количество- 200 000 слов содержится в знаменитом четырёхтомном «Толковом словаре великорусского языка», составленном В.И.Далем полтораста лет назад. (слайд 7)

Самые полные толкования слов даёт 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», составленный учёными Академии наук. В нём объяснено значение 120 000 слов. Недавно появился «Большой словарь русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова. В нём объясняется значение 130 000 слов, в том числе и тех, которые появились в русском языке в последние десятилетия. (слайд 8)

Посмотрите на словари, которые лежат у вас на столах. Они содержат меньшее количество слов. Конечно, не все слова русского языка каждый из нас использует в своём активном словарном запасе.

Есть сведения, что…               (слайд 9)

Словарь произведений А.С.Пушкина

21 000 слов

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование

10-12 000 слов

Ваш словарный запас

?

Давайте, посчитаем. Откройте словарь на любой странице и посчитайте, сколько слов вы знаете и активно употребляете в своей речи. Умножьте это количество на количество страниц в словаре. (выполняют работу). Что у вас получилось?  (3-5 тысяч слов)

Какой напрашивается вывод?  (Пополнять свой словарный запас)

V. Закрепление материала: запишите предложения под диктовку

  1.  Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (Почва)
  2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (Суша)
  3. Земля вращается вокруг Солнца. (Планета)
  4. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

-  Какое слово используется в каждом из предложений? (Земля) Что это за слово с точки зрения лексики? (Многозначное) В каких значениях оно употребляется в разных предложениях? (10 слайд)

VI. Работа с учебником:

- ученики повторяют теоретический материал на с.160, параграф 42  

VII.  Структура Тик-тэк-тоу (крестики-нолики):

- Приготовьте 9 карточек с одним словом по теме урока  на каждой из них, пронумеруйте их и разложите 3 на 3. Затем каждый член команды составляет предложения, используя слова по горизонтали, по вертикали и по диагонали. У каждого из вас должно получиться по 3 красивых предложения.

VIII. Одним из способов расширения лексикона является чтение произведений художественной литературы.

Прочитайте стихотворение (слайд 11)

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага!»

Найдите слово ( или слова), лексическое значение которых вам не совсем понятно. (очаг, предок).  А как узнать значение? (обратиться к словарю) -1 способ.

- ищут в словаре слово предок.

Учитель: в словаре значение слова толкуется в словарной статье. Давайте, посмотрим, из чего состоит словарная статья? (слайд 12).

          Заголовочное слово

  • Грамматические пометы
  • Толкование лексического значения
  • Пример употребления в речи

Какая часть в словарной статье, по-вашему, главная? (3).

**** по ходу выполнения этих заданий на доске заполняется схема или таблица о способах толкования слова.

Мы обратились к словарю, потому что не совсем были уверены в значении этих слов. Но часто бывает так, что мы знаем слово, а что оно обозначает, объяснить не можем. К тому же словарь не всегда оказывается под рукой. Давайте попробуем научиться толковать значение слова другими способами.

Определите тему стихотворения О.Фокиной. (родной дом).

Определите главную мысль стихотворения. (родной дом надо беречь, любить).

Объясните, как вы понимаете значение слова родной? (близкий, дорогой, отчий, дом, где ты родился). Сделайте вывод, каким образом мы объяснили значение слова родной? (подобрали синонимы)  - 2 способ.

IX.  «Умная разминка»: 4 уч-ся выполняют задание у доски, на которой прикреплена карта России. На картинках изображены дома разных народов, населяющих РФ. Прикрепите картинку с изображением жилища к той территории на карте, где, по вашему мнению, люди живут в таких домах (на картинках изображены чум, яранга, хата, сакля).

Учитель: Уверены, что правильно справились с этим заданием? Если нет, то почему? ( уч-ся не знают, как называются виды жилищ и на какой территории в таких домах  живут).

Что сделать, чтобы правильно выполнить такое задание? ( узнать лексическое значение данных слов и найти информацию о народностях). Значит, это будет один из видов домашнего задания.

Какой из перечисленных видов жилищ есть в нашей местности? (изба)

Как вы понимаете, что такое изба? (это дом)

X. Показ слайдов с домами

Слайд 13. (многоэтажный дом) Это изба? (нет). Почему? Должен быть один этаж.

Слайд 14. (одноэтажный кирпичный дом). Это изба? (нет). Почему? (должен быть из дерева).

Слайд 15. (коттедж из оцилиндрованного бревна). Это изба? (нет) Почему? (должен быть из рубленого дерева)

Сделайте вывод: Изба - это деревянный крестьянский дом.

Каким образом мы объяснили значение слова? (назвали отличительные признаки предмета). И это 3 способ толкования слова.

Если прекрасная русская поговорка: Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - дом. Хозяйкой дом стоит. Как вы понимаете эту пословицу? К кому это в первую очередь относится?  (слайд 16)

Действительно, сколько дел у хозяйки дома. Послушайте стихотворение  «Домохозяйка»

Я вам о маме расскажу.

А кто она? Узнай-ка.

Но так и быть, я подскажу:

Она - домохозяйка!

 Вы думаете, просто быть

Ей самой главной в доме?

Ведь надо постирать, сварить-

Тут список дел огромен.

Она и повар, и портной,

И врач ещё к тому же.

Секрет профессии любой

Знать хорошо ей нужно.

И, как бухгалтер, посчитать

Должна она расходы,

И, как садовник, поливать

В горшочках разных всходы.

Уроки если проверять

Она со мною сядет,

Учителя не надо звать:

Просмотрит все тетради.

И растолкует, что к чему,

Без всякого сомненья.

Задачку если не пойму,

Даст тут же объясненья.

И даже сказку перед сном

Так прочитает в лицах-

Любой актёр, узнав о том,

Сейчас же восхитится.

Без мамы, без её тепла

В квартире словно стужа.

Чтоб рядышком она была,

Всегда нам очень нужно.

На службу маме не идти-

Её работа дома.

Нигде такой же не найти

Профессии весомой.

Н.Кнушевицкая

- Скажите, нужно ли нам заглядывать в словарь, чтобы объяснить значение таких слов, как  повар, учитель, садовник?  ( слайд17)

(нет. Повар - тот, кто варит, учитель - тот, кто учит). Каким образом мы объяснили слова? ( раскрыли значение части слова). И это- 4 способ толкования значения слова.

XI.  Подготовка к ОГЭ: А2, А3, В1 (тесты-онлайн)

XII. Давайте подведём итоги ( слайд 18).

Обобщение: итак, чем мы занимались сегодня  на уроке? (что такое лексическое значение слова,  и какие способы толкования слова существуют). Мы говорили о том, что человек «счастлив», если он «счастлив» у себя дома, если у него счастливый дом.

А с чем у вас ассоциируется словосочетание «счастливый дом»?

XIII.Напишите на лучиках солнышка ассоциации ( мама и папа, семья, любовь, понимание, счастье, когда все вместе и т.д.) (слайд 19)

А сейчас самостоятельно дайте толкование слову дом и еще одному слову из тех, что вы записали. Для толкования слова используйте любой из 4-х способов. (проверить).

Слово учителя: Школа тоже становится для нас домом каждый день на несколько часов. Сегодня в нашем классном доме я на правах хозяйки благодарю всех за то, что мы были вместе эти 45 минут и хочу подарить вам на память  фотоколлажи нашей школы, которая всегда ждёт с открытыми дверями своих выпускников. (слайд 20)

XIV. Дом.зад.: написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

(не менее 90 слов) на тему: “Нет на свете места краше родного края”, используя синонимы.

XV. Этап рефлексии.

Ученики подчеркивают в телеграмме свое мнение об уроке и  отдают её учителю.

 ____________________________________________________________                                    

ТЕЛЕГРАММА

 

На уроке русского языка по теме «Лексика и фразеология»

-- я получил новые знания;

--мне было интересно;

--мне было скучно;

--я  работал в хорошем настроении;

-- я плохо понял новый материал;

--мне понравились задания по теме.

 Знание лексики поможет вам не только в будущем сдать ОГЭ, но и сделает вашу речь красивее, а вас грамотнее. Любите слова и будьте внимательны к ним.

 Будьте уважительны друг к другу и к словам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения по физике в 9 классе

Повторение пройденного материали в игровой форме....

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география

Разработка урока-обобщения по теме "Евразия", 7 класс, география....

Урок - обобщение по математике в 6 классе по теме:"Все действия с обыкновенными дробями"

Урок содержит исторический материал, тестовые задания по теме обыкновенные дроби......

Обобщение темы «Фонетика» в 5 классе. Путешествие в древнюю страну Майя.

1. План урока.2. Презентация.3. Карточка заданий к уроку....

Обобщение темя «Фонетика» в 5 классе.Путешествие в древнюю страну Майя.

Методическое сопровождение урока с использованием презентации. Этапы урока, задания учащимся....

Урок обобщения по химии для 8 класса "Классы неорганических соединений"

Урок обобщения "Классы неорганических соединений" направлен на повторение темы. Использованы различные химические игры, позволяющие лучше усвоить материал о классах неорганических соединений: оксидах,...

Урок - обобщение по химии в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок - обобщение  по химии по теме "Основные классы неорганических соединений" в 8 классе по формированию универсальных учебных действий обучающихся....