Программа курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса "Учимся рассуждать"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Погорелова Елена Николаевна

Структура программы курса по русскому языку "Учимся рассуждать": пояснительная записка, примерное тематическое планирование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_uchimsya_rassuzhdat.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса

дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе

«Учимся рассуждать (Сочинение-рассуждение как жанр и вид занятий по русскому языку)».

Погорелова Е.Н.,

учитель русского языка

 и литературы.

Пояснительная записка.

Курс дополнительных занятий «Учимся рассуждать» предназначен для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний учащихся, овладении ими культурой устной и письменной речи, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии логики мышления. На дополнительных занятиях по данной теме учащиеся разовьют навыки самостоятельной работы с авторским текстом (определение темы, основной мысли и авторского замысла высказывания, осознание роли использования средств и приёмов выразительной речи) и получат возможность отработать умение выражать в словесной форме различные мысли, соблюдая нормы литературного языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, точность, чистоту и др.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели и задачи курса дополнительных занятий.

Теоретические:

- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи.

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

- совершенствование коммуникативных умений;

- овладение умением проводить анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное аргументированное мнение по указанной проблеме, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, в том числе по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст.

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание интереса и любви к русскому языку;

- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

- воспитание требовательности к себе, объективности самооценки.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: позволяет воспитывать внимательного читателя, учить подростков размышлять над прочитанным, извлекать нравственные уроки.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки тренировки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- наглядность;

- систематичность и последовательность;

- прочность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

- здоровьесбережение.

Прогнозируемый результат.

Программа курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание на основе анализа фрагмента текста или на лингвистическую тему, выстраивать композицию рассуждения, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и аргументированно доказывать свою точку зрения;

- уметь грамотно, последовательно и связно излагать свои мысли.

Формы контроля усвоения знаний.

Контроль уровня сформированности навыков по освоению материала курса осуществляется на следующих уровнях:

  • текущий (успешность выполнения заданий на каждом уроке);
  • промежуточный (проводится в форме творческих и практических работ);
  • итоговый (в конце курса) проводится в форме творческой работы в соответствии с требованиями к сочинению-рассуждению как жанру.

Критерий эффективности реализации программы - получение в результате занятий максимального количества баллов за содержание сочинения в соответствии с требованиями ГИА.

Основные формы организации учебной деятельности учащихся:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Примерное тематическое планирование.

  1. Типы речи и их особенности. Лекция с элементами практической деятельности.
  2. Сопоставительный анализ текстов различных типов речи. Практикум.
  3. Рассуждение как жанр сочинения и один из видов итоговой проверки знаний. Разновидности сочинений-рассуждений (объяснение, доказательство, размышление). Лекция с элементами практической деятельности.
  4. Композиционные особенности текста – рассуждения. Лекция.
  5. Способы написания вступления. Практикум.
  6. Особенности написания основной части и основные языковые средства его оформления. Практикум.
  7. Что такое аргумент. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Комплексное применение знаний.
  8. Комментированное чтение текста, определение темы и проблемы. Как выразить собственное мнение по проблеме? Практикум. Работа в группах.
  9. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. Практикум.
  10. Стили текста. Как писать сочинение-рассуждение по текстам художественного, публицистического и научно-популярного стилей. Лекция с элементами практической деятельности.
  11. Требования к сочинению-анализу фрагмента текста и к лингвистическому сочинению. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
  12. Комплексный анализ текста-рассуждения по заданной теме (анализ фрагмента текста). Семинар.
  13. Обучение приёмам редактирования и рецензирования текста. Практикум.
  14. Составление алгоритма написания рассуждения (анализ фрагмента текста). Практикум.
  15. Практикум по написанию сочинения-рассуждения по анализу фрагмента текста.
  16. Анализ работы. Внесение корректив в текст сочинения. Рецензирование. Практикум.
  17. Комплексный анализ текста-рассуждения на лингвистическую тему. Семинар.
  18. Составление алгоритма написания лингвистического сочинения-рассуждения. Практикум.
  19. Практикум по написанию лингвистического сочинения-рассуждения.
  20. Анализ работы. Внесение корректив в текст лингвистического сочинения. Рецензирование. Практикум.
  21. Точность и выразительность речи. Лекция.
  22. Изобразительно-выразительные средства языка. Практикум.
  23. Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения в рассуждении. Анализ языкового материала. Практикум.
  24. Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Анализ языкового материала. Семинар.
  25. Анализ текстов. Тренировочные упражнения. Комплексное применение знаний
  26. Написание сочинения-рассуждения по тексту. Контрольное занятие.
  27. Анализ работы. Практикум.
  28. Сочинение-рассуждение. Подведение итогов. Аналитическая деятельность.

Список литературы.

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык 2012. ГИА выпускников 9 классов в новой форме.-М.:Интеллект-Центр, 2011.

Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Сочинение. 9 класс. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.

Помоги себе сам. Пособие для учителя и выпускника по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Из опыта работы учителей русского языка ЮАО г. Москвы.- М.: ОМЦ ЮОУО, 2007.

Никитина Е.И. Русская речь.- М.:Просвещение, 1991.

Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант.- Н.Новгород: Деком, 1997.

Кривоплясова М.Е. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы. –Волгоград: Учитель, 2007.

Козлова Т.И. Промежуточное тестирование. Русский язык 7 класс. - М.: Экзамен, 2011.

Швец А.В. Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. 7 класс.-М.: Эксмо, 2008.

Богданова Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс.-М.: Генжер, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов

Программа рассчитана, в первую очередь, на расширение лингвистического кругозора учащихся,поддержку детей с хорошей мотивацией к изучению русского языка...

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса «Абсолютная грамотность»

Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.Цель курса:обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,закрепить навыки грамотного письма, активизир...

Программа курса "Фразеология русского языка" для профильной подготовки учащихся 10-х классов.

В программу курса включены следующие разделы: «Введение», «Фразеология как раздел науки о языке», «Происхождение фразеологизмов русского языка», «Фразеологизм и его признаки», «Семантическая слитность...

ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА " ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ " (34 ЧАСА)

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач лингвистического образования в школе - формированию навыков грамотного письма....

Программа курса по русскому языку для учащихся 9 класса «Подготовка к ГИА»

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса является авторской.  Программа  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому я...

Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов

Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....