УЧЕБНИК КАК ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Данная статья рассматривает дидактические возможности  учебника нового типа ( «Русский язык» под редакцией  Г. Г. Граник, Н.А. Борисенко, Н.Г.Владимирской) в организации и проведении проектно-исследовательской  деятельности учащихся. Автор  статьи анализирует систему заданий, обеспечивающих продуктивность в решении задач в проектно-исследовательской деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnik_kak_organizator.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНИК  КАК ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Аннотация. Данная статья рассматривает дидактические возможности  учебника нового типа ( «Русский язык» под редакцией  Г. Г. Граник, Н.А. Борисенко, Н.Г.Владимирской) в организации и проведении проектно-исследовательской  деятельности учащихся. Автор  статьи анализирует систему заданий, обеспечивающих продуктивность в решении задач в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые слова: исследовательская  компетентность, компетентностный подход к обучению на уроках русского языка, проектные задания,  исследовательские задания.

В условиях ФГОС складывается система учебников нового типа, направленных на организацию деятельностного подхода к обучению. Ярким примером таких учебников является УМК под редакцией Г.Г. Граник, Н.А.Борисенко, Н.Г.Владимирской «Русский язык 5-9 класс». Издательство « Мнемозина».

В этот учебник включены задания, подготавливающие  учащихся к проектно-исследовательской деятельности. В основе таких заданий заложен исследовательский, творческий  подход: поиск информации в словарях, энциклопедиях, Интернет-ресурсах и др.

Анализ УМК под редакцией Г.Г. Граник, Н.А.Борисенко, Н.Г.Владимирской «Русский язык 5-7 класс» выявил системный подход к организации проектно- исследовательской деятельности, что показано в приводимой ниже таблице .

5 класс

6 класс

7класс

1. «Пословицы, в которых употребляются глаголы с безударными окончаниями».

Задание 60. Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О семье», «О дружбе», «О труде» и т.п.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями. В каждом разделе выберите несколько пословиц, для которых сформулируйте общие «ядрышки»-мысли. Собранным материалом вы сможете в дальнейшем пользоваться на уроках.

2. «Сборник сочинений (стихов и рассказов) о животных».

Задание 200. Выберите один из творческих проектов: а) «Сборник сочинений нашего класса о животных», б) «Сборник стихов и рассказов о животных». Включите в ваш сборник не только самостоятельно подобранные тексты, но и тексты из учебника о «братьях наших меньших». Материалы оформите в форме рукописного или электронного журнала.

3. «Альбом правил русского языка: «Правописание чередующихся гласных в корне».

Задание 473. Не все пятиклассники занимаются по этому учебнику и не все изучали правила правописания чередующихся гласных так полно, как вы. Подготовьте для учащихся других школ иллюстрированный «Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями?» Правописание чередующихся гласных в корне»). Включите в свой альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания

4 «Лингвистическая сказка о приставках при- и пре-».

Задание 639. Сочините лингвистическую сказку о приставках при- и пре-.  Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их. Результат проекта оформите  в виде электронной газеты или журнала.

1.Общеупотребительные и необщеупотребительные слова: диалектизмы и профессионализмы.

Задание 251 Выберите одну из тем: «Диалектизмы, которые употребляют в деревне, где я живу (бываю),

«Профессионализмы, которые употребляют в речи мои родители».Соберите материал по выбранной вами теме. Объясните при помощи общеупотребительной лексике значения этих слов. Представьте компьютерную презентацию

2.Рассказ об удивительных сочетаниях слов-фразеологизмах,  или Когда говорят одно, а думают другое

Задание 251.Найдите в произведениях художественной литературы как можно больше фразеологизмов. Объясните их значение. В  затруднительных случаях обращайтесь к

 « Школьному фразеологическому  словарю русского языка» В.П.Жукова и А.В.Жукова. Сгруппируйте цитаты из художественных произведений с различными фразеологизмами в сходных значениях в блоки по значению этих фразеологизмов.

Представьте работу в виде иллюстрированного материала к « Словарю фразеологизмов».

3.Учимся составлять таблицы и самоиструкции

Задание 267. Создайте папку(в рукописном или электронном виде), в которую вы начнете собирать самоинструкции: и те, которые даны в учебниках, и те, которые вы составили сами. Результат вашей работы представьте в конце обучения в виде учебного пособия в виде учебного пособия «Русский язык в самоинструкциях»

4  Имя существительное

Задание 267. Выпишите из современных газет и журналов заимствованные слова по теме «Род существительного и пол существительного». Проанализируйте полученный материал. Сгруппируйте его по грамматическому роду. Обратите внимание на те существительные, у которых отмечаются колебания в роде. Составьте список таких слов. Подготовьте компьютерную презентацию.

1.Слова, грамматически не связанные с предложением

Задание117.Понаблюдайте, как обращаются к незнакомым - мужчине или женщине – в России. А какие обращения используют в стране, язык которой вы изучаете? Попросите ваших товарищей сделать такие же наблюдения. Обобщите собранный материал и выступите с сообщением

2.Волшебная сила слова.

Задание 158.Подготовьте выступление о бардах. Хорошо, если бы вы или ваши друзья смогли исполнить авторские песни под гитару. Устройте классный или школьный вечер.

3.Причастие

Задание 282.В научно-популярных книгах и статьях причастие часто изображают в виде кентавра. Как вы думаете почему? Придумайте свой наглядный образ этой глагольной формы. Сочините лингвистическую сказку о том, как в языке возникают причастия. На обобщающем уроке по теме « Причастие»

представьте компьютерную презентацию сказки.

4.Уточняющие обособленные члены предложения.

Задание 425.Уточняющие обстоятельства места и времени часто встречаются в ваших учебниках по истории и географии. Пользуясь просмотровым чтением, найдите примеры этих видов обстоятельств, выпишите их, предложите свой вариант группировки подобранного материала, оформите его в виде небольшого электронного учебного пособия. Выписывая примеры, не забывайте указывать название учебника, тему и номер страницы.

Эти задания подводят ученика к  выполнению следующих проектов:

«Русский язык- наука удивительная», «Без пословиц скучно жить», «Лексикон моих одноклассников», «Кто командует корнями», «Удивительные части  речи – Причастие и Деепричастие»

Этот учебник учащимся 5-9 класса даёт возможность выполнить в течение года от 5-6 до 10 проектов, непосредственно связанных с изучаемым учебным материалом.  Практика показывает, что выполнять все проекты нет необходимости.  Как правило, во время учебного года учащиеся работают над двумя-тремя большими проектами и несколькими мини-проектами.

Важным этапом в проектной деятельности является оценка выполненной работы. Опыт убеждает, что в данном случае необходимо руководствоваться следующими критериями оценки: полнота раскрытия темы, актуальность, самостоятельность выполнения, опора на научно-популярную литературу, представление продукта творческой деятельности и его защита.

 Чаще всего результатом проектной деятельности учащихся  является  подготовка презентации, которая выполняется  индивидуально, в паре или группе. За период обучения в 5-7 классах учащимися были подготовлены презентации по следующим темам:

«Волшебная сила слова»

«Слово, ты откуда к нам пришло?»

« Как прекрасно быть приставкой!»

 «Говорим одно, а думаем другое»,

« Историю и географию люблю, что угодно уточню» и др.

Метод  проектов обладает огромным потенциалом. Проектная деятельность развивает у детей нравственные и коммуникативные  качества, самообразование  и самоорганизацию, отношения  сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка

Статья посвящена организации проектной деятельности учащихся на уроках русского языка. Также представлена разработка урока по организации данного вида деятельности....

Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Для чего нам нужен метод проектов1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.3....

Доклад на тему "Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка".

Оказание  помощи  учащимся  в  создании  проекта....

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков  проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...