Морфологический разбор имени существительного
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Еремеева Ирина Александровна

Схема морфологического разбора имени существительного.

I. Часть речи, значение, вопрос.

II. Морфологические признаки.

  1.     Начальная форма.

  2.     Постоянные признаки:

  1)    собственное — нарицательное;

  2)    одушевлённое — неодушевлённое;

  3)     род;

  4)  склонение.

  3. Непостоянные признаки:

  1)     падеж;

  2)     число.

III. Синтаксическая функция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon morfologicheskiy_razbor_imen_sushchestvitelnykh.ppt734.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфологический разбор имени существительного Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5 УИМ»

Слайд 2

Поиск знаний начинаем по ступенькам мы шагаем. И с подъемом на этаж Больше будет их «багаж»

Слайд 3

Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Слайд 4

И сначала для начала ищем слова мы начало ИМЯ СУЩЕСТВТЕЛЬНОЕ ИМЕЕТ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ. Для этого нужно поставить слово в именительный падеж единственного числа Слово в предложе- нии Начальная форма в лесу на природе по дороге лес природа дорога

Слайд 5

Выпишите имена существительные и поставьте их в начальную форму. Солнце вышло, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, которая стояла над ним.

Слайд 6

Дальше род определяем И опоры подбираем! Опорные слова для определения рода: он (мой) она (моя) оно (мое) Папа мама солнце Домик улица зеркало Ковер зима кресло

Слайд 7

Определите род имён существительных: Солнце вышло, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, которая стояла над ним.

Слайд 8

И к склонению сейчас перейти нам в самый раз! Рассуждай так: Три склонения имеем, Все слова по ним разделим! 1 склонение 2 склонение 3 склонение мужской и женский род с окончаниями а,я Мама дядя мужской род с нулевым окончанием и средний род с окончанием о,е Стол конь озеро женский род с нулевым оконча-нием Рожь степь

Слайд 9

Теперь падеж определяем, и вопросы вспоминаем! И.п.- кто? что? В.п.- кого? что?(вижу), Р.п.- кого? чего? (нет), Т.п.кем? чем? (горжусь), Д.п.- кому? чему? (дам), П.п. о ком? чем?(думаю) Ну, а дальше рассуждаем: Подошли к чему ? К речке- Д.п. Купались в чем ? В речке – П.п.

Слайд 10

Найди «четвёртое лишнее»: 1.Книжкой, сказкой, коне, песней. 2. Сыном, дочкой, отцом, матери. 3. Радостью, шаром, вестью, поле.

Слайд 11

Образуйте форму П.п. и Д.п. ДРЕЛЬ СВЯЗЬ ИЗВОЗЧИК ГОРА

Слайд 12

И самое простое – определить число! Единственное или множественное оно? Если предмет иль явление - одно , значит единственное число. Много предметов или явлений – значит со множественным дело имеем. Единственное число Множественное число ученик Ученики По лугу По лугам

Слайд 13

Еще б не мешало секрет нам раскрыть, значенье вопросов кто?, что? объяснить Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные: Люди, животные, птицы, словом все живое – это одушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос - кто ? Остальные предметы и понятия - неодушевленные: Вещи, природные явления, растения – все, что не ползает. не бегает. не прыгает, словом, все не живое – это неодушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос – что ?

Слайд 14

И последнее, что нужно знать, с буквы какой существительные надо писать. Пишем с большой все, что собственно «имя» имеет. К именам собственным относятся фамилии, имена и отчества людей, клички животных, названия книг. журналов, газет, названия кинотеатров, магазинов, географические названия: Пушкин Александр Сергеевич, собака Дружок, город Магнитогорск, кинотеатр «Русь» С маленькой пишем все остальные - нарицательные, простые: Молоко, деревня. игра. дождь и т .д.

Слайд 15

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!!! Газета «Магнитогорский рабочий», магазин «Детский мир», Александр Сергеевич Пушкин, река Урал

Слайд 16

А теперь все вместе сведем и морфологический разбор проведем. Схема морфологического разбора имени существительного. I . Часть речи, значение, вопрос. II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма. 2. Постоянные признаки: 1) собственное — нарицательное; 2) одушевлённое — неодушевлённое; 3) род; 4) склонение. 3. Непостоянные признаки: 1) падеж; 2) число. III . Синтаксическая функция.

Слайд 17

Произведем морфологический разбор имен существительных Дети идут в школу. Мы живем в Магнитогорске.

Слайд 18

Домашнее задание 1. Составить 5 предложений о городе Магнитогорске. 2. Сделать разбор трех имен существительных (по выбору учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя  существительное"....

Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

Презентация по теме"Морфологический разбор имени существительного" 5 класс

Материал по теме "Морфологический разбор имни существительного"...

план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"

План урока русского языка  на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....