гиа
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Агапова (Иванова) Оксана Викторовна

Предварительный просмотр:

ОГЭ Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.


Многих волнует вопрос:
какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

Данная информация оглашению не подлежит.


Как сформулировано задание 15.1?

Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные
требования к сочинению. 
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. 
Внимательно прочитайте задание.

http://4.bp.blogspot.com/-k4xwWDTfC1I/Usr-4NbHxEI/AAAAAAAADno/DHUDPwiEOeo/s1600/%D1%81%D0%BE%D1%87.bmp


Итак, озвучим
основные требования к сочинению.

НЕОБХОДИМО:

1.
раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;

2. раскрывать смысл высказывания
на лингвистическом материале;

2. привести
не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; 

3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять
не менее 70 слов.

МОЖНО:

1. приводя примеры,
указывать номера нужных предложений или применять цитирование;

2. писать работу
в научном или публицистическом стиле;

3. начать сочинение
с высказывания.

НЕЛЬЗЯ: 

1. писать сочинение
без опоры на прочитанный текст;

2. вместо сочинения
пересказывать или переписывать исходный текст.



Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.




Шаг 1.
 Знакомимся с высказыванием


Внимательно
прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания


Выясните, о каких
свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.


Шаг 3.
  Составляем план сочинения

Предлагаю  3 варианта.

План 1


1. Объясняем смысл высказывания.


2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.


3. Делаем вывод.


План 2

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

4. Делаем вывод.


План 3

1. Цитируем высказывание.

2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.

3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.

4. Объясняем смысл высказывания.

! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3. 
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.


Пишем сочинение по плану 2.


Шаг 4.
 Цитируем высказывание и объясняем его 

смысл

Не забудьте о логическом переходе к аргументам! 

В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.


        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, 

чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее 

точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё 

многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного 

высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:

  • утверждал
  • рассуждал
  • отмечал
  • считал и т.д.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

или:

        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

или:

        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.


Другие варианты
 формулировки последнего предложения данной части:

  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
  • Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
  • Докажем эту мысль на примерах из текста...
  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 


Шаг 5.
 Аргументируем свой ответ примерами из 

прочитанного текста

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

http://3.bp.blogspot.com/-HU2V6_I83NI/UJzB3JhjKmI/AAAAAAAACVQ/wTDcWkYRlbo/s640/%D0%B0%D1%80%D0%B31.bmp

http://4.bp.blogspot.com/-cFdE36gUcGM/UJzCD1oNXOI/AAAAAAAACVY/gfdhy0RyXSk/s640/%D0%B0%D1%80%D0%B32.bmp



Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из прочитанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.


Например: 

Аргумент 1. 
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).



Аргумент 2.
 
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).


При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 6. Пишем заключение



В заключительной части сочинения делается
вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.


Начать вывод можно следующими словами и фразами:


Таким образом, ... 

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

и т.д.




Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.



Примерный образец экзаменационного сочинения:




    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

   
 Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.



     Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.


Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.



Предварительный просмотр:

ОГЭ Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию 15.1)

Статья содержит не только перечень лексических явлений, но и информацию о роли этих явлений в речи. Данный материал можно использовать при аргументации своих рассуждений в задании С2.



АНТОНИМЫ:

  • позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
  • помогают высказать мысль с большей точностью, 
  • делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  • помогают избежать однообразия изложения, 
  • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  • позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
  • помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
  • позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  • позволяют тонко и красочно описывать явления,
  • способствуют точности и ясности высказывания,
  • дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.


УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  • служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  • делают речь яркой и убедительной,
  • служат для передачи торжественности момента,
  • служат для воссоздания исторической обстановки,
  • служат средством речевой характеристики персонажа,
  • используются для создания комического эффекта, иронии;
  • помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
  • подчёркивают достоверность сказанного,
  • служат названиями реалий прошлых лет.


 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  • помогают передать местный колорит, особенности речи героев.


СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • служат для обозначения предметов, признаков, действий.


СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  • используется писателями как языковая основа произведения,
  • употребляется в любых условиях общения,
  • служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  • создаёт стилистическую окраску слова,
  •  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  • используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  • помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
  • служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
  • служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
  • служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  • позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
  • помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
  • служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
  • служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

  

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  • придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  • характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  • помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
  • средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
  • средство передачи монотонности и однообразия действий,
  • повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
  • средство выражения многократности или длительности действия.



Предварительный просмотр:

ОГЭ Роль грамматических явлений (подготовка к заданию 15.1)

Данный материал пригодится при написании той части сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1), где необходимо привести пример, иллюстрирующий грамматические явления.



1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  • помогают перечислить действия героев;
  • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
  • конкретизируют признак предмета.


2. ОБРАЩЕНИЕ

  • называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
  • выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...
  • раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
  • в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...


3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

  • выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. 
    Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
  • выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
  • указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
  • указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
  • указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
  • указывают на источник сообщаемогопо словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.  
  • используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 


4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

  • помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
  • помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
  • помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  

  • помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
  • помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

  • поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  • помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.


6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

  • выражают добавочное действие к основному;
  • помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
  • помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
  • помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
  • помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. 
  • помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
  • помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
  • помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
  • помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? 
  • помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.


7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

  • несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
  • помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.


8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...


9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
  • помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.


10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
  • ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
  • ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...


11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. 
  • СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
  • СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
  • СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. 
  • СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
  • СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.


12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
  • помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа.
  • помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
  • помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  • помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает.
  • помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело.
  • помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
  • помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
  • помогают автору передать быструю смену событий Раздался выстрел - зверь упал.
  • помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поёт.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по написанию

сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему

1. Как сформулировано задание в ОГЭ?

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение - вывод

3. Как начинать сочинение?

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г.Степанова. Но это непринципиально.

Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).

Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления.

Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.

Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:

лингвист

учёный

языковед

автор высказывания

филолог

Г.Степанов

утверждал

считал

писал

рассуждал

высказывание

афоризм

мысль

утверждение

суждение

мнение

слова

изречение

справедливо

верно

неоспоримо

бесспорно

понятно

Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я вынужден согласиться с …

Я разделяю точку зрения …

Я поддерживаю мнение …

Автор убеждён, что... , и подобная уверенность небезосновательна.

Бесспорно мнение автора о том, что...

докажем

покажем

продемонстрируем

подтвердим

проиллюстрируем

разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

Я думаю, …

Я считаю, …

По моему мнению, …

На мой взгляд, …

Мне кажется, …

Безусловно, …

Разумеется, …

Конечно, …

4. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:

1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,

2. привести 2 примера, иллюстрирующих лексические и грамматические явления языка.

Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:

1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

3. Взаимосвязь лексики и грамматики.

Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») - область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами - морфологией и синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка. Культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Связь грамматики и лексики очевидна. И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации, помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь. Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом. Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому, лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим. Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика. О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению "Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит", то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего. В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

• примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка или одно: лексическое и грамматическое;

• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.

• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .

• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

6. Что такое лексические и грамматические явления?

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Морфемы

1. корень

2. приставка

3. суффикс

Универсальные лексические категории

1. омонимы

2. синонимы

3. антонимы

4. паронимы

Лексика активного и пассивного запаса

1. общеупотребительная лексика

2. диалектизмы

3. профессионализмы

4. жаргонизмы

5. арго

6. эмоционально окрашенные слова

7. архаизмы

8. историзмы

9. неологизмы

10. заимствованные слова

11. старославянизмы

12. традиционно-поэтические слова

13. народно-поэтические слова

14. разговорная лексика

15. просторечные слова

16. книжная лексика

17. термины

18. фразеологизмы

19. крылатые слова

20. эмоционально-экспрессивная лексика

Тропы

1. метафора

2. метонимия

3. ирония

4. гипербола

5. олицетворение

6. синекдоха

7. литота

8. эпитет

9. антономасия

10. аллегория

11. перифраза

12. художественный символ

Стилистические фигуры

1. градация

2. антитеза

3. оксюморон

4. лексический повтор

5. анафора

6. эпифора


2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи:

а) самостоятельные

· имя существительное

· имя прилагательное

· имя числительное

· местоимение

· глагол

· причастие

· деепричастие

· наречие

б) служебные

· предлог

· союз

· частица

в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия:

· способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

· повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

· восклицательные и невосклицательные предложения

· простые предложения

· двусоставные и односоставные предложения

· типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

· неполные предложения

· распространённые и нераспространённые предложения

· обращения

· однородные члены

· обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

· уточняющие и поясняющие члены

· вставные конструкции

· вводные слова и предложения

· прямая речь

· косвенная речь

· диалог

· сложносочинённые предложения

· сложноподчинённые предложения

· бессоюзные предложения

Синтаксические средства художественной изобразительности

· риторические восклицания

· риторический вопрос

· риторическое обращение

· параллелизм

· анафора

· эпифора

· инверсия

· эллипсис

· умолчание

· смещение синтаксических конструкций

· присоединительные конструкции

· парцелляция

· многосоюзие

· бессоюзие

· градация

7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?

Образец 1

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.

Образец 2

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души». 
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Образец 3

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом`бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
Образец 4

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Образец5
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и без духовность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.

Образец 6

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.

Образец 7

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла ... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.

8. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:

Итак, ... 
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.

Помните, что они выделяются запятой!

Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.

Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед Г.Степанов.

Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".

Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):

• 1 абзац - тезис,

• 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,

• 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,

• 4 абзац - вывод.

10. Каким должен быть объём сочинения?

Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это служебные слова, которые отдельно не считаются.

Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

Образец.

Я согласна(сен) с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 

Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматики (раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений) невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. 

Например, используя в предложении….сюда вставить номер предложения, где есть разговорное слово – оно дано в задании В) разговорное слово «…..»сюда вставить слово из задания В1, автор эмоционально воздействует на читателя. А в предложении….. (сюда вставить номер предложения, где есть вводное слово – оно дано в задании В5) автор использует вводное слово «……»сюда вставить вводное слово – оно дано в задании В5 , чтобы выразить отношение говорящего к высказываемой мысли.

Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".



Предварительный просмотр:

Ход работы ученика над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему:

  1. Проанализировать предложенное высказывание (тезис) и в 1-2 предложениях объяснить смысл высказывания. Чтобы это сделать, нужно подчеркнуть в цитате ключевые слова, привести своё понимание смысла высказывания и записать истолкование этого высказывания. За это, кстати, начисляется 2 балла.
  2. Найти в предложенном тексте явления, иллюстрирующие тезис, то есть аргументы. Можно подчеркнуть предложения или записать их номера. При написании сочинения на лингвистическую тему не во всех случаях можно указать только номер предложения, в котором есть указанные лингвистические явления, например, речевые средства выразительности следует процитировать.
  3. Объяснить роль указанных явлений; при этом нужно следить за тем, чтобы данные функции соответствовали тезису. Если в высказывании речь идёт о двух разных лингвистических явлениях (лексика и грамматика, синтаксис и пунктуация и т.п.), то примеры должны быть на каждое указанное явление.
  4. Написать вывод, обобщающий рассуждения по теме.
  5. Проверить свою работу, её речевое оформление, орфографическую и пунктуационную грамотность.

Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

В сочинении может быть от 3 до 5 абзацев:

  • 1 абзац – высказывание-тезис;
  • 2 абзац - истолкование тезиса; (1 и 2 абзацы можно объединить, это не считается ошибкой),
  • 3 абзац – первый пример, иллюстрирующий явление, названное в высказывании, с указанием его функции;
  • 4 абзац – второй пример, иллюстрирующий явление, названное в высказывании, с указанием его функции; (3 и 4 абзацы тоже можно объединить);
  • 5 абзац - вывод.



Предварительный просмотр:

Таблица 1

Стили речи

Стиль речи

Описание стиля

Функция

Где используется

1. Научный стиль

Научный стиль — стиль научных сообщений. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области.

2. Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации.

Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, эмоциональностью.

3. Официально- деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов т. д.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации).

Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин.

4. Художественный стиль

Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.

Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию.

Используется в художественных произведениях.

5. Разговорный стиль

В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Таблица 2

Типы речи

Тип речи

Описание типа

В каком стиле, жанре используется

Примеры

1. Описание

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
        
    

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.

Примеры описания в научном и художественном стиле:
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

2. Повествование

Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.        

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол.

3. Рассуждение

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Пример рассуждения:
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.

Таблица 3

Жанры

Литературный жанр

Описание

1. Рассказ

Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

2. Сказка

Сказка — вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза).

3. Басня

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

4. Анекдот

Анекдот (фр. anecdote — байка, небылица) — жанр фольклора — короткая смешная история. В современной трактовке анекдот чаще всего не основан на реальных событиях и имеет, как правило, необычную, парадоксальную концовку, которая и вызывает юмористический эффект.

5. Притча

Притча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение. Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

Таблица 4

Роды литературы

Род литературы

Описание

Виды, жанры

1. Драма

Драма — один из родов литературы. Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей.

Драматические жанры: трагедия, драма (жанр), драма в стихах, пьеса для чтения, мелодрама,  иеродрама, мистерия,  комедия, водевиль, фарс.

2. Эпос

Эпос - род литературы, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).

Жанры эпоса: повесть, рассказ, новелла, роман

3. Лирика

Лирика, лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.

____________

Таблица 5

Сюжеты

Описание

1. Завязка

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт конфликты. Завязка является одним из ключевых элементов сюжета.

2. Кульминация

Кульминация — это момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении.

3. Развязка

Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета.

Таблица 6

Средства художественной выразительности и тропы

Название

Описание

Роль, функция и примеры

1. Эпитет

Эпитет- это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.

1) Образно  охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;

2)  Создать атмосферу, настроение: хмурое утро;

3) Передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник?" (А.Пушкин);

 

4) Совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

2. Метафора

Метафора- вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое.

Примеры метафоры:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль
души сиреневую цветь. 
В саду
горит костер рябины красной, 
Но никого не может он согреть.

(С.Есенин)

3. Сравнение

Сравнение- это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

Пример сравнения:

И стройных жниц короткие подолы,

Как флаги по ветру летят.

(А. Ахматова)

Роль: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям.

4. Метонимия

Метонимия- вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Примеры метонимии:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой.
И труд, и собственность, и время
земледельца

(А.Пушкин)
Не ошибитесь: здесь прием метонимии используется дважды.

5. Гипербола

Гипербола- это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения.

Пример гиперболы:

«бег, скорейший ветра и молнии»

(Ломоносов)

6. Синекдоха

Синекдоха- это случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть.

Классический пример, приводимый Квинтилианом — «корма» вместо «корабль».

7. Олицетворение

Олицетворение - художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!).

"Край ты мой заброшенный" (С.Есенин);

"Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" (В.Маяковский). 

Задача олицетворения- соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

8. Перифраза

Перифраза- способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов.

«Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном»

(Пушкин).

9. Антономасия

Антономасия - замена собственного имени другим, как бы извне заимствованным прозвищем.

Классический пример, приводимый Квинтилианом - «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».

10. Металепсис

Металепсис - замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому.

«Десять жатв прошло...: здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год»

(Ломоносов)

11. Литотес

Литотес - преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота.

Пример:

«немало» в значении «много»

12. Ирония

Ирония - выражение в словах противоположного их значению смысла.

Пример:

приводимая Ломоносовым характеристика Катилины у Цицерона: «Да! Человек он боязливой и прекроткой...».

13. Синонимы

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Примеры: кавалерия — конница, смелый — храбрый.              Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи.

14. Антонимы

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения:

Служат для обозначения противодействия в тексте

Примеры: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать..

15. Омонимы

Омонимы - разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка (слова, морфемы и др.).

Примеры: ключ — музыкальный знак, ключ — от двери, ключ — природный источник воды, ключ - гаечный ключ.

16. Паронимия

Паронимия -  частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном). Например, является паронимией, а слова, составляющие такие пары, называются паронимами.

Примеры:

употребление слова адресат вместо адресанта; боцман вместо лоцман; кремень вместо кремний.

Таблица 7

Диалог и монолог

Диалог/ монолог

Описание

1. Диалог

Тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.

2. Монолог

Речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.



Предварительный просмотр:

www.pro100gia.ru

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

        (1) Но дольше всего горел огонек над широким  крыльцом  школы. (2) Ребята  давно разошлись по домам, а за освещенными окнами  второго  этажа,  уютно  сдвинув кресла, тихо, по-семейному, беседовали учителя со своими бывшими питомцами.

        (3) – Воображаю, как вы там мерзли! – с тревогой говорила старая учительница, которой все еще помнились эти мальчики такими, какими они  пришли  к  ней  в первый класс, держась за руки своих матерей.

        (4)  – Да там не до мороза. (5) Разотрешь снегом уши, и опять ничего, – застенчиво поглядывая друг на друга, рассказывали молодые бойцы. (6) В одном из классов за партой сидел Алеша-снайпер. (7) Его ноги не помещались под скамейкой, длинная фигура возвышалась над полированной крышкой.

        (8) Он любовно и тщательно оглядывал парту и с сожалением говорил:

        (9) – Тут у меня и буквы были вырезаны: А. М. (10) Эх, другая  парта,  верно!  (11) Или краской затерли...

        (12) Перед Алешей стоял вожатый Митя.

        (13) – А ты, кажется, здесь вожатый теперь? – спросил Алеша. (14) –  Я  ведь  помню тебя. (15) Когда мы уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?

        (16) – В седьмом. (17) А теперь в девятом. (18) Учусь! (19) С  ребятами  воюю!  –засмеялся Митя, присаживаясь на край Алешиной парты.

        (20) – А что, трудный состав? – деловито  осведомился  тот.  (21) И,  не  дожидаясь ответа, серьезно сказал:

        (22) –  Главное  –  дисциплина.  (23) Ты  их,  знаешь,  сразу приучай. (24) Дисциплина, брат, – великое дело!

        (25) Он вскочил, прошелся по классу  и,  остановившись  перед  Митей,  щелкнул пальцами:

        (26) – Сразу приучай! (27) А то потом ох и трудно будет! (28) Вот где я это понял  –  на фронте! (29) Там, знаешь, с нами нянчиться некому. (30) Алеша присел рядом с Митей, указал глазами на дверь и понизил голос:

        (31) – Это  здесь  ведь  учителя  уговаривают,  объясняют,  прощают...  а  там фронт... война... приказ... (32) Дисциплина – это все!

        (33) – Точно! – решительно подтвердил Митя. (34) – Ребят распускать никак нельзя! (35) Алеша посмотрел на него и вдруг расхохотался.

        (36) – По себе знаем, верно? (37) Мы один раз тут такую штуку устроили!.. –  с увлечением сказал он.

        (38) Перебивая друг друга,  они  стали  вспоминать  первые  годы  учебы,  свои проделки и шалости, учителей и строгого директора.

        (39) – Ух ты! (40) Я его и сейчас побаиваюсь. (41) А ведь  чего,  кажется,  –  добрейший человек!

                                                                                                (По В. Осеевой)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алеша-снайпер утверждает, что главное – дисциплина»?

        1) Это  здесь  ведь  учителя  уговаривают,  объясняют,  прощают...  а  там         фронт... война... приказ...

        2) Ты  их,  знаешь,  сразу приучай.

        3) Перебивая друг друга,  они  стали  вспоминать  первые  годы  учебы,  свои         проделки и шалости, учителей и строгого директора.

        4) Тут у меня и буквы были вырезаны: А. М.

Ответ: ___________________________

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора:

1) Дисциплина, брат,  – великое дело!

2) Когда мы уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?

                3) Ребята  давно разошлись по домам, а за освещенными окнами  второго                          этажа,  уютно  сдвинув кресла, тихо, по-семейному, беседовали учителя со                         своими бывшими питомцами.

4) А ведь чего, кажется, – добрейший человек!

Ответ: ___________________________

Из предложений 30-34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.

        Ответ: ___________________________

Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса

-Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».

        Ответ: ___________________________        

 

Замените  разговорное слово расхохотался в предложении 35 стилистически    нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

        Ответ: _________________________

Замените словосочетание любовно оглядывал  (предложение 8), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

        Ответ: _________________________

Выпишите грамматическую основу предложения 34. 

        Ответ: _________________________

Среди предложений 4-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: _________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

        А ведь чего,1 кажется,2 – добрейший человек! Перебивая друг друга,3 они стали вспоминать первые годы учёбы,4 свои проделки и шалости,5 учителей и старого директора.

        Ответ: _________________________

Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

        Ответ: _________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все   запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие)  запятую (-ые) между частями  сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Ты их,1 знаешь,2 сразу приучай! Ребята давно разошлись по домам,3 а за освещёнными окнами второго этажа,4 уютно сдвинув кресла,5 тихо,6 по-семейному,7 беседовали учителя со своими питомцами.

        Ответ: _________________________

Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение, в составе которого есть         сложноподчиненное c последовательным подчинением. Напишите номер этого         предложения.

        Ответ: _________________________

        Среди предложений 7-10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите         его номер.

        Ответ: _________________________ 

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В.Щербы: «Писать безграмотно – значит посягать на время         людей, к которым адресуемся, а потому совершенно недопустимо». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете         писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л.В. Щербы.

Объем сочинения должен составлять не менее         70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Дисциплина, брат, великое дело!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ДИСЦИПЛИНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дисциплина», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

        

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик  получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

2

1

3

3

4

распускать

5

длинная

6

рассмеялась

7

оглядывал с любовью

8

нельзя распускать

9

5

10

1,2

11

2

12

3

13

3

14

7


Предварительный просмотр: