Рабочая программа по стилистике. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Данная авторская рабочая программа  для 9 класса завершает курс  "Стилистика", предназначенный для классов с углубленным изучением литературы. Курс рассчитан на 5 лет ( с 5-го по 9-ый классы). 17 часов каждого учебного года составляют 85 часов курса. В пояснительной записке к программе рассказано, какие темы были затронуты в 5-х  -  8-х классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._stilistika._9_klass._17_chasov.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                                       ГБОУ    ШКОЛА 601

                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                             

                                                                         Директор ГБОУ ШКОЛА 601

         Рабочая   программа   для   обучающихся 9-х классов

                                       по      стилистике

                                               17 часов

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Кузнецова М. Б.

В основу курса положена государственная программа по русскому языку

под ред.  С.И. Львовой

                                          


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по стилистике для 9 –го класса полностью соответствует новым образовательным государственным стандартам по русскому языку.

      Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9-х классов с углубленным изучением литературы.

      Программа по стилистике для 9-го класса завершает курс по изучению стилистики (5-9 классы) и является дополнением к углубленному изучению литературы, так как рассчитан на развитие навыков как устной, так и письменной речи, обучение умению ориентироваться в разнообразном языковом материале.

       По изучению курса школьники должны научиться соблюдать основные нормы литературного языка, оценивать свои устные и письменные высказывания с точки зрения правильности, создавать, совершенствовать и редактировать собственные тексты любого типа, жанра и стиля.

       Данный курс рассчитан не только на то, чтобы обучающиеся успешно прошли итоговую аттестацию, но и научились ориентироваться в жизни в современных условиях, а также облегчит выбор будущей профессии.

       Поэтапно овладевая знаниями по курсу «Стилистика», школьники каждый год пополняли свой «багаж» новыми сведениями по этому предмету.

      В 5-ом классе они познакомились с различными функциональными стилями русского языка, научились отличать эти стили друг от друга и создавать собственные тексты в различных стилях речи.

       В 6-ом классе учащиеся познакомились с лексической стилистикой и использованием в речи разнообразных изобразительно-выразительных средств лексики. Также они познакомились с разнообразием русской лексики и фразеологии и принципами построения текста.

       В 7-ом классе учащиеся познакомились с грамматической стилистикой и стилистическим   использованием в литературе различных форм частей речи, с изменением лексического значения слова в зависимости от разных приставок и суффиксов.

        В 8-ом классе учащиеся познакомились со стилистическим синтаксисом и изобразительно-выразительными средствами синтаксиса, а также со стилистическим использование обращений, вводных и вставных конструкций, союзов и союзных слов, а знакомство со стилистическими ошибками в синтаксисе поможет и избежать ошибок в тексте собственного сочинения.

        Курс стилистики 9-го класса подытоживает результаты пройденного и нацелен на итоговую аттестацию в формате ГИА (написание краткого изложения и сочинения на лингвистическую тему).

       В основном работа по стилистике в 9-ом классе направлена на создание собственных текстов   разного типа. Кроме того, большое внимание будет уделено различным приемам сжатия текста, выделения в нем главной темы и  микротем.

       Немалое внимание будет уделено логическим, фактическим и лексическим ошибкам, которые можно допустить при изложении чужого текста и создании собственного.

ЦЕЛИ   ДАННОГО   КУРСА:

  • Расширение круга общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
  • Повышение уровня языкового развития
  • Углубление практических знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках русского языка.
  • Формирование умений и навыков для работы с текстом.
  • Развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, а также духовно-нравственных и эстетических свойств личности.
  • Реализация основных положений лингвистического образования школьников.
  • Воспитание познавательного интереса к русскому языку.

ЗАДАЧИ   ДАННОГО КУРСА:

  • Формирование умения пользоваться   богатейшими синтаксическими и лексическими ресурсами русского языка.
  • Формирование способности понимать структуру текста, выделяя в нем значимые части.
  • Формирование умения пользоваться в практике устной и письменной речи лексическими и синтаксическими средствами выразительности.
  • Формирование умения создавать собственные тексты.
  • Совершенствование навыков лингвистического анализа.
  • Формирование умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
  • Использование изучения стилистики для общекультурного развития обучающихся.
  • Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.

ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ:

     По итогам изучения курса «Стилистика» (5-9 классы) школьники должны:

  • Уметь самостоятельно применять полученные знания на практике.
  • Выполнять задания проблемно-поискового и творческого характера, связанные со стилистикой.
  • Уметь грамотно пользоваться богатейшими ресурсами лексики, синтаксиса и морфологии.
  • Применять в различных языковых ситуациях нормативные нормы и стилистические варианты русского языка.
  • Уметь создавать собственные тексты в различных типах и стилях речи, а также грамотно излагать в устной и письменной речи чужие тексты.
  • Воспитать у учащихся уважительное и бережное отношение к русскому языку как к одной из важнейших культурных ценностей.

 ФОРМА   ОЦЕНИВАНИЯ:

 Поурочная пятибалльная система работы.

ЛИТЕРАТУРА:

  • С. И. Львова. Русский язык. 9 класс. Учебник в 3-х частях. М., «Мнемозина».2010.
  • Д. Э. Розенталь. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. М., «Оникс». 2009.
  • Д. Э. Розенталь. Лексика и стилистика. Правила и упражнения. М., «Оникс». 2010.
  • Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., «Оникс».2010.
  • П. В. Скворцов. Текст. М., «Перспектива». 2009.
  • Русский язык. Проектная деятельность учащихся. Сост. Г. В. Цветкова. Волгоград. «Учитель».2009.
  • Русский язык. Изучение речеведческих понятий. Авт-сост. А.А.Фешина и др. Волгоград. «Учитель». 2009.

Тематический план

Тема:

Часы:

Статус урока:

1.

Введение

1

1.1.

Повторение изученного в 5-8 классах. Тест.

1

Самостоятельная работа

2.

Различные виды работы по созданию собственного текста

6

2.1.

Текст. Определение темы и идеи. Деление на абзацы

1

2.2.

Формы изложения авторской информации. Формы чужой речи. Цитирование

1

2.3.

Функционально-смысловые типы текста в сложном синтаксическом целом. Синтаксические приемы использования сложного синтаксического целого

1

2.4.

Подготовка к изложению в формате ОГЭ

1

Практическая работа

2.5.

Изложение в формате ОГЭ

1

Самостоятельная работа

2.6.

Лексические, грамматические и фактические ошибки при передаче чужого текста. Как их избежать?

1

3.

Создание собственного текста на заданную тему

6

3.1.

Создание собственного текста по образцу. Композиция сочинения

1

3.2.

Как выстраивать сочинение по проблемному вопросу?

1

Самостоятельная работа

3.3.

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1

Практическая работа

3.4.

Сочинение на лингвистическую тему

1

Самостоятельная работа

3.5.

Лексические, грамматические и фактические ошибки при создании собственного текста. Как их избежать?

1

3.6.

Основные типы логических ошибок при передаче чужого и создании собственного текста и способы их устранения

1

Практическая работа

4.

Использование изобразительно-выразительных средств при создании текста.

4

4.1.

Использование лексических средств. Тропы

1

4.2.

Сочинение на лингвистическую тему с применением тропов

1

Самостоятельная работа

4.3.

Использование синтаксических средств. Фигуры речи

1

4.4.

Сочинение на лингвистическую тему с использованием синтаксических средств.

1

Практическая работа

Всего:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по стилистике русского языка.

Пояснительная записка, таблица тематического распределения часов, использованная литература....

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Рабочая программа по стилистике. 7 класс

Рабочая программа по стилистике для 7 класса содержит пояснительную записку, список использованной литературы и  авторское тематическое планирование. Эта программа является продолжением программ,...

Рабочая программа "Практическая стилистика "

Программа «Практическая стилистика» имеет социально-педагогическую направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного...

Рабочая программа по стилистике

Программа спецкурса «Стилистика русского языка» предназначена для учащихся 10-11 классов, предусматривает углубленную подготовку учащихся. Научной основой содержания и структуры курса посл...

Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах (элективный курс)

Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и представляет собой элективный курс для углублённого изучения русского языка....

Рабочая программа по стилистике для учащихся 8 класса

Программа рассчитана на обучение стилистике учащихся 8-го класса....