Главные вкладки

    Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

    Санникова Антонина Ивановна

          Научить  ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал - задача уроков развития речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                               Разработка урока.

                                                                        Санникова Антонина Ивановна,

                                                                        учитель русского языка и литературы

                                                                        МКОУ  Аннинская средняя

                                                                        общеобразовательная  школа № 6

                                                                        п.г.т. Анна, Аннинского района,

                                                                        Воронежской области

        Урок развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.

          Научить  ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал - задача уроков развития речи.

         

    Тема:   Урок развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.

        Цели:

    • подготовить учащихся к написанию сочинения об осени;
    • показать зависимость выбора каждого содержательного элемента, каждой микротемы и языковых средств от темы и главной мысли текста;
    • формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства для раскрытия темы и главной мысли текста;
    • воспитывать внимательное и бережное отношение к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться в неё).

       Задачи:

    • создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;
    •  развитие умения анализировать языковой материал.

      Оборудование:    текст рассказа К.Г.Паустовского "Жёлтый свет"  (каждому                       ученику);  букет осенних листьев.  

               

      Эпиграф  (на доске):

                                          Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему,

                                        надо  убедить  себя, что ты видишь это впервые в жизни.                

                                                                                                           К.Г.Паустовский.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

       - Приходилось ли вам наблюдать, как осыпаются с деревьев листья осенью? Обращали ли вы внимание на то, как причудливо и непредсказуемо кружатся они в воздухе в тихую погоду? Ощущали ли вы лёгкость шуршащих листьев под ногами? Посмотрите на эти осенние листья! Такое чудо способен создавать  только  один мастер - природа! Её творения восхищают, вызывают желание поделиться впечатлениями об увиденном, но иногда не хватает слов, чтобы передать совершенство того, что создала природа.

         Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся понять, ради чего писатель  К.Г.Паустовский создал удивительное по красоте произведение об осенней природе - рассказ "Жёлтый свет". Мы попытаемся проникнуться теми же чувствами и желаниями, которые испытывал великий ценитель природы.

      2. Сообщение темы и цели урока.  Обращение к эпиграфу.

    - Цель сегодняшнего урока - научиться определять тему и главную мысль художественного произведения, а также установить, как отдельные части текста, каждое  предложение и каждое слово необходимы для раскрытия авторского замысла, как они помогают передать состояние души автора, его мысли читателю.

    - Как вы понимаете слова К.Г.Паустовского, записанные на доске?

    - Писатель К.Г.Паустовский мечтал дожить до ста двадцати лет. Он считал, "что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы”. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека. Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче становится его язык.

    - Вспомните, в чём проявляется закон воздействия писательского слова на читателя, сформулированный К.Г.Паустовским. (Текст есть на каждой парте, а подготовленный ученик читает наизусть).

    …Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

    Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

    Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

    - Что необходимо человеку  для того, чтобы научиться описывать природу?      (Чтобы научиться описывать природу, необходимо её наблюдать.)

    3. Работа с текстом рассказа К.Г.Паустовского "Жёлтый свет".

    - Обратимся к тексту рассказа К.Г.Паустовского "Жёлтый свет". О чём говорится в нём, какова тема этого произведения?  (Осень в природе.)

    - Природа - это всё, что нас окружает. Чтобы полно раскрыть тему осени, автору необходимо показать осень везде, где бывает человек: в лесу, на лугах, на реке. Так ли это? Из каких зарисовок складывается в рассказе картина осени?

    - О чём говорится в каждой части текста? Озаглавьте каждую часть, запишите в тетрадь.

        1) Осень пришла.

        2) Сказка об осени.

        3) Осенние краски.

        4) Звуки и запахи осени.

        5) Ночь над притихшей землёй.

        6) Пожар в лесу.

        7) Перелёт пауков.

        8) Законы природы.

    -  Вывод: таким образом, мы определили микротемы, составляющие тему рассказа "Жёлтый свет".

    -  Подумайте, можно ли пропустить одну из частей текста без ущерба для полноты раскрытия темы рассказа, для замысла автора?

    - Попробуйте мысленно исключить одну из частей рассказа, например, "Пожар в лесу". Какую важную мысль автора мы можем не услышать?

    (Автору не удастся показать нам ужасную картину пожарища, не удастся поделиться мыслью о том, как хрупка и беззащитна природа, как легко можно разрушить эту красоту.)

    - А если пропустить часть "Ночь над притихшей землёй"? Что "потеряет" рассказ?

    (Рассказ потеряет свою полноту: мы не увидим осенней ночи, не испытаем вместе с автором радости от "разлива звёздного блеска" на небе.)

    - Вывод: все части рассказа необходимы, так как дополняют картину осени в природе, все они подчинены раскрытию темы "Осень в природе".

    - Прочитаем начало рассказа:"Осень пришла врасплох и завладела землёй: садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним". Как вы думаете, почему в каждой части писатель говорит об осеннем сиянии в природе, о странном ровном жёлтом свечении?

     ( Ровный жёлтый свет, неяркий и неподвижный, отражался во всем: его излучал листопадный дождь, они исходил от волн, поднятых вёслами на реке. А по ночам "разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой,  и в маленьком оконце избы с такой же напряжённой силой, как и на небе". И даже угрюмое зарево пожара усиливало этот свет в природе своими трагическими бликами. А когда солнце спускалось к горизонту, свет отражался в густой осенней паутине, покрывавшей луга.

      Жёлтый свет - свет осени. Она пришла и уже царствует во всех уголках природы. Вот почему писатель включает этот элемент почти в каждую часть, в каждую картину природы. Это не случайно: выбор элементов подчиняется раскрытию темы, отражённой в заглавии "Жёлтый свет".)

    -  Возможно, вы обратили внимание на то, что при чтении рассказа рождаются мысли, связанные с тем, о чём читаешь, возникают чувства, вызванные прочитанным? Случайно ли они возникают, или, может быть, автор  специально построил рассказ так, чтобы вызвать у читателя эти мысли и чувства?

    -  Чтобы  ответить на этот вопрос, прочитайте вслух одну из частей рассказа "Ночь над притихшей землёй" (От слов "Бывают осенние ночи, оглохшие и немые..." до слов "Звёздная ночь проходила над землёй, роняя холодные искры метеоров, в шелесте тростников, в терпком запахе осенней воды".)

    Учащиеся делятся своими мыслями и впечатлениями.

    - Вывод: Описание ночи производит  такое впечатление не случайно: все образы, слова подобраны автором так, чтобы вызвать у читателя эти чувства.  Нас поражает царственное величие осенней ночи, "разлив звёздного блеска".

    - Как вы думаете, почему автор выбрал слово разлив, чтобы передать смысл "много звёзд"? Он ведь мог использовать и другие словосочетания для передачи этого же смысла, например: обилие звёзд, множество звёзд, огромное количество звёзд, звёзд видимо-невидимо и др. Попробуйте сопоставить значения слов и понаблюдайте, какой оттенок значения присутствует только в слове разлив.

     ( Много, множество - эти слова обозначают большое количество чего-либо.

        Обилие - это слово тоже обозначает большое количество чего-либо, употребляется для усиления значения множества.

        Видимо-невидимо - это выражение имеет то же значение, но употребляется  в разговорном стиле.

       Разлив - слово многозначное. В прямом значении оно обозначает большое скопление воды в реках и озёрах, которое сопровождается выходом её из берегов, когда всё вокруг становится сплошной водной гладью. В рассказе это слово употреблено в переносном значении (на основе сходства по количеству). Это создаёт картину такого скопления звёзд, при котором всё небо кажется сплошной сверкающей звёздной гладью.)

    - Вывод: К.Г.Паустовский выбрал слово разлив, потому что именно оно наиболее точно рисует  картину звёздной осенней ночи, наполненной "ярким, почти нестерпимым светом". Выражение  с этим словом "разлив звёздного блеска" оказывает наиболее сильное воздействие на воображение читателя, на его чувства. Это помогло писателю передать свою радость, свой восторг от увиденного, а нам разделить его чувства.

    - Мы прочитали рассказ "Жёлтый свет".  Как бы вы выразили его главную мысль?

    ( Природа прекрасна во всех её проявлениях. Но она хрупка и беззащитна. Именно поэтому отношение к ней человека должно быть бережным.)

    - Вывод: Мы убедились, что главная мысль текста как бы вырастает из мыслей, которые рождаются во время чтения текста. Каждая микротема, каждое предложение, выбор каждого слова не случайны. Всё подчинено авторскому замыслу.

    4. Упражнения для закрепления знаний и умений учащихся.

    1. Представьте, что вам необходимо написать небольшое сочинение на тему "Осенняя рябинка". Ваша задача - донести до читателя мысль о том, что рябинка особенно красива именно осенью. Какие микротемы из записанных на доске вам покажутся лишними? Почему? Какие ещё микротемы вы бы добавили?

    Запись на доске:  Тема: Осенняя рябинка.

                                  Микротемы:  1. Осень коснулась рябинки.

                                                          2. Загораются кисти рябинки.

                                                          3. Ствол деревца, ветки и форма кроны.

                                                          4. Медленно краснеют листья.

                                                          5. Вид семян рябинки.

                                                          6. Почему рябинка "голову склонила"?

                                                          7. Способ размножения.

    2. Попробуйте раскрыть содержание микротемы "Осень коснулась рябинки" так, чтобы стало понятно, что деревце только-только начинает переодеваться в осенний наряд. Докажите, что слово коснулась использовано наиболее уместно.

    3. Напишите сочинение-миниатюру на тему "Осенняя рябинка" по данному началу. Главная мысль вашего сочинения: рябинка особенно красива именно осенью. Какому стилю  должен соответствовать ваш текст? Какое начало из записанных на доске вы выберете и почему?

    Запись на доске: 1. Что за чудо эта рябинка!

                                 2. Мы долго бродили по осеннему лесу и, оказавшись на поля-

                                     не, присели  отдохнуть под рябинкой.                                

                                 3. Рябина - дерево лиственной породы.

    4.  Самостоятельная работа учащихся над сочинением (4-5 предложений). Чтение и анализ нескольких работ. Отметить наиболее точные, яркие выражения, сравнения.

    5.  А теперь давайте поработаем над темами домашних сочинений. Они все об осени, но каждая имеет свою особенность.

        Запись на доске: 1. Осеннее небо. 

                                     2. Тайны осеннего леса.

                                     3. Этот дивный листопад...

                                     4. Осенняя сказка.

    5. Итог.

    - Постарайтесь не забывать советы М.М. Пришвина и К.Г.Паустовского.

    Живи с теми же самыми людьми и вещами постоянно, и всё равно, если ты поэт, ты должен увидеть их так, будто никогда не видел. Сила первого взгляда есть основная сила поэзии. (М.М.Пришвин)

    Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые. (К.Г.Паустовский)

    6. Домашнее задание: написать пейзажную миниатюру об осени  на одну из предложенных тем.

                                                                                                                  К.Г.Паустовский

                                                             Жёлтый свет

       Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

    Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

    Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

        Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

       Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

       В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

       Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

       Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

       Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. До тех пор я эту сказку никогда не слышал,– должно быть, Прохор ее выдумал сам.

    – Ты гляди кругом,– говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть,– ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. Гляди, объясняй. А то скажут: зря учился. К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомек, что человек в этом деле – главный ответчик. Человек, скажем, выдумал порох. Враг его разорви вместе с тем порохом! Сам я тоже порохом баловался. В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шел дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов – и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось видел в лесу – есть лист желтый и есть лист красный. До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не подавался. А леса и лето и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега на было. Не было зимы, говорю. Не было! Да на кой она ляд сдалась нам, зимa, скажи на милость?! Какой с нее интерес? Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

    – Что беречь?

    – Ну, скажем, птицу разную. Или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.

       Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

       Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

       Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

       Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

       Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

       Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

    Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а то дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как зо глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

    Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

    Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

       Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.

       Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе.

    Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь, дрожали в воде озер, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на чешуе рыб, спавших на отмелях в Старице и Прорве.

    К рассвету загорался зеленый Сириус. Его низкий огонь всегда запутывался в листве ив. Юпитер закатывался в лугах над черными стогами и сырыми дорогами, а Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и брошенных по осени человеком.

    Звездная ночь проходила над землей, роняя холодные искры метеоров, в шелесте тростников, в терпком запахе осенней воды.

       В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый, обвяленный рыбьей чешуей, он сидел под кустами тальника и удил окуней.

    На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся беззубым ртом, вытащил из кошелки толстого очумелого окуня и похлопал его по жирному боку – похвастался добычей.

       До вечера мы удили вместе, жевали черствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.

    Он начался около деревушки Лопухи, на поляне, где косари забыли костер. Дул суховей. Огонь быстро погнало на север. Он двигался со скоростью двадцати километров в час. Он гудел, как сотни самолетов, идущих бреющим полетом над землей.

    В небе, затянутом дымом, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине. Гарь разъедала глаза. Падал медленный дождь из золы. Он покрывал серым налетом речную воду. Иногда с неба слетали березовые листья, превращенные в пепел. Они рассыпались в пыль от малейшего прикосновения.

    По ночам угрюмое зарево клубилось на востоке, по дворам тоскливо мычали коровы, ржали лошади, и на горизонте вспыхивали белые сигнальные ракеты – это красноармейские части, гасившие пожар, предупреждали друг друга о приближении огня.

    Возвращались мы с Прорвы к вечеру. Солнце садилось за Окой. Между нами и солнцем лежала серебряная тусклая полоса. Это солнце отражалось в густой осенней паутине, покрывшей луга.

       Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в нескошенной траве, пряжей налипала на весла, на лица, на удилища, на рога коров. Она тянулась с одного берега Прорвы на другой и медленно заплетала реку легкими и липкими сетями. По утрам на паутине оседала роса. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья, пересаженные в наши земли из далеких стран.

       На каждой паутине сидел маленький паук. Он ткал паутину в то время, когда ветер нес его над землей. Он пролетал на паутине десятки километров. Это был перелет пауков, очень похожий на осенний перелет птиц. Но до сих пор никто не знает, зачем каждую осень летят пауки, покрывая землю своей тончайшей пряжей.

       Дома я отмыл паутину с лица и затопил печь. Запах березового дыма смешивался с запахом можжевельника. Пел старый сверчок, и под полом ворошились мыши. Они стаскивали в свои норы богатые запасы – забытые сухари и огарки, сахар и окаменелые куски сыра.

       Глубокой ночью я проснулся. Кричали вторые петухи, неподвижные звезды горели на привычных местах, и ветер осторожно шумел над садом, терпеливо дожидаясь рассвета.

                                           

                                                                                                                               1936


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

    Урок  в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной.  ...

    Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию"Прогулка по зимнему лесу

    ЦЕЛЬ:1.обобщить теоретические сведения о стилях речи, типах текста,о средствах выразительности языка;          2.формирование умения определять и самим исп...

    Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

    Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...

    Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

    Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

    Урок развития речи в 9-м классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту (ГИА, задание С 2.2)

    Цели урока:раскрыть на примере текста тему дружбы;развивать аналитические и творческие способности учащихся;формировать у них чувство совестливости....

    Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

    Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

    Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

    Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....