Элективный курс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Шеина Галина Егоровна

Дополнительная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности для детей и взрослых

«Говорим и пишем правильно»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_programma_po_ru.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ многопрофильная  ШКОЛА №65 «Спектр»  г.Липецка

Рассмотрена на заседании МО

учителей русского языка и литературы.

Протокол №. 2

Рассмотрена на заседании   педагогического совета.

Протокол № 3

«Утверждаю»______________

Директор МБОУ СМШ №65 «Спектр» г.Липецка

Хвостова Е.И.

Приказ №

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

для детей и взрослых

«Говорим и пишем правильно»

Липецк   2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы «Говорим и пишем правильно»: углубление и расширение знаний о языке и речи, развитие речевой культуры учащихся.

Основные задачи программы:

-создание условий для включённости учащихся в информационное и образовательное пространство;

-ориентация учащихся на социально значимую деятельность;

-формирование навыков работы с информацией;

-развитие творческих способностей учащихся;

-развитие коммуникативных качеств учащихся;

- формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;

- создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности;

- обеспечение высокого уровня развития детей адекватного современному уровню общественного развития;

- целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- формировать умение создавать устные и письменные высказывания (монологические и диалогические) различных типов и жанров; редактировать собственный текст;

 совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.

Сведения о программе

Дополнительная общеразвивающая программа для детей и взрослых «Говорим и пишем правильно» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс русского языка старшей  школы, но помогают учащимся  при дальнейшем ее изучении. Выбор пал на данный курс с учетом интересов учащихся в углубленном изучении предмета и совершенствовании речевой культуры. Особое внимание уделяется развитию таких умений и навыков, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности выпускников, например, навыков различных видов чтения учебно-научных текстов, навыков создания собственных текстов и т. п. Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для учащихся, проявляющих интерес к предмету, имеющих гуманитарные способности и ориентированных на профессии, существенным образом связанные с языкознанием, подготовку к дальнейшему обучению и (или) учащихся, желающих и стремящихся улучшить и углубить свое гуманитарное образование.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Говорим и пишем правильно» для детей и взрослых - социально-педагогическая.

Программа социально-педагогической направленности способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе.

Образовательная деятельность по дополнительной  общеразвивающей  программе «Говорим и пишем правильно» социально-педагогической направленности направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном и интеллектуальном развитии;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья и творческого труда учащихся;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся;
  • углубление и расширение знаний о языке и речи, развитие речевой культуры учащихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Обоснование выбора дополнительной общеразвивающей программы «Говорим и пишем правильно» 

 состоит в использовании методик преподавания, соответствующих возрастным и психофизическим особенностям учащихся. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Данная дополнительная общеразвивающая программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе образования детей социальный заказ на формирование целостной самодостаточной личности, гражданственных, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Задача школы – направить деятельность и освоение окружающего мира  ребенка в положительное конструктивное русло, в соответствии с интересами и потребностями детей. Образовательная  деятельность организуется на принципах разумности, разнообразия, системности, опоры на интересы и потребности детей.

Педагогическую целесообразность дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности: в процессе обучения дети в интересной, увлекательной форме учатся совместным действиям и переживаниям, получают стимул к собственному творчеству. Реализация программы позволяет включить механизм социализации, обучения и воспитания учащегося и достичь комфортных условий для его самореализации.    Реализация программы позволяет педагогу увидеть ученика в активной деятельности,  сформировать индивидуальный план его развития и своевременно скорректировать издержки.

Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности от уже существующих программ:

  • комплексный подход к решению задач дополнительного образования;
  • внедрение вариативности форм и содержания образовательного процесса;
  • внутренний комфорт, позволяющий ребенку полнее реализовать свои способности.

        

Формы и методы

 Вербальный    метод    основан    на    богатстве,    выразительности и многоплановости устной речи. Основными приемами и способами вербального обучения являются рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, инструктирование,  изложение,  повествование, описание, рассуждение.

Иллюстративный метод заключается в предъявлении обучающимся информации способом демонстрации разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.

Репродуктивный метод - многократное воспроизведение (репродуцирование) действий, направлен на формирование навыков и умений. Этот метод предполагает как самостоятельную работу обучающихся, так и совместную работу с педагогом.

Метод проблемного изложения -  рассчитан на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного по искового решения.

Частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования.

Практические методы связаны   с выполнением обучающимися творческих работ, практикумов, наблюдений и предусматривают их самостоятельность и активность.

Формы занятий: лекция, объяснение, беседа,  практическая работа. Все занятия направлены на развитие интереса учащихся к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале. Занятия проводятся с группой учащихся достаточно однородной с точки зрения обучаемости.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы предполагается участие учащихся в конкурсах различного уровня: городских, областных, всероссийских, международных конкурсах, олимпиадах и научно-иследовательских конференциях. Учащиеся получат знания, умения, навыки, способствующие дальнейшему профессиональному самоопределению. Поученные учащимися новые знания и представления о языке, практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований могут быть использованы при итоговой аттестации, а также в предполагаемой будущей профессиональной деятельности.

Учащиеся в конце обучения должны знать:

  • Орфоэпические нормы русского языка.
  • Лексические нормы в русском языке.
  • Словообразовательные нормы.
  • Выразительные особенности словообразования.
  •  Морфологические нормы.
  • Орфографические нормы.
  • Синтаксические нормы русского языка.
  •  Сложное предложение.
  • Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
  • Правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка. Принимать участие в дискуссиях на различные актуальные темы, в том числе лингвистические. Выполнять информационную обработку письменных текстов различных стилей и жанров.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теория

        Практика

Введение

2

0,7

1,3

Орфоэпические нормы русского языка

4

1,7

2,3

Лексические нормы в русском языке

4

1,5

2,5

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

4

1,5

2,5

Морфологические нормы

5

2,1

2,9

Орфографические нормы

3

1,5

1,5

Синтаксические нормы русского языка

3

1,2

1,8

Сложное предложение

3

1,4

1,6

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

2

0,7

1,3

Итого:

30

12,3

17,7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 часа) 

Теоретическая часть. Национальный язык и его основные разновидности. Основные аспекты культуры речи. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Основы риторики делового общения.

Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой; работа с текстами. Выполнение тестовых работ. Лингвистические игры.

Орфоэпические нормы русского языка (4 часа)

Теоретическая часть. Понятие языковой нормы. Современные тенденции в развитии норм русского литературного языка. Типы орфоэпических норм. Акцентологические нормы. Нормы произношения гласных звуков. Произношение согласных звуков.

 Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой; работа с текстами. Практикум по орфоэпии. Тестирование.

Лексические нормы в русском языке (4 часа)

Теоретическая часть. Диспут о чистоте русского языка. Стилистическая окраска слов. Лексические ошибки. Крылатые слова.

 Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой; работа с текстами; выполнение лексического разбора. Лингвистические игры.

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (4 часа)

 Теоретическая часть. Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования. Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов. Явления переходности в морфологии. 

Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой. Работа с тренировочными текстами. Тестирование.

Морфологические нормы (5 часов)

Теоретическая часть. Особенности употребления имён существительных. Современные нормы некоторых разрядов существительных.  Особенности употребления имён прилагательных. Особенности употребления имён числительных. Склонение числительных всех разрядов. Особенности употребления местоимений. Местоимения и другие части речи. Особенности употребления глаголов. 

 Практическая часть. Редактирование предложений и текстов с неправильными глагольными формами. Работа со словарями и справочной литературой; работа с текстами. Выполнение тестовых работ.

Орфографические нормы (3 часа)

Теоретическая часть. Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических правил как средство преодоления дробности частных правил. Слитно? Раздельно? Через дефис? Правописание омонимичных частей речи. Функциональные омонимы. Трудные случаи орфографии.

Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой. Орфографический разбор. Игра «Найди ошибку». Решение орфографических задач. Тренинги.

Синтаксические нормы русского языка (3 часа)

Теоретическая часть. Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое». Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым. Нормы согласования и управления. Употребление деепричастных оборотов. Синонимика согласованных и несогласованных определений. Стилистический характер неполных предложений. Стилистические характеристики обособленных членов предложения. Употребление слов-предложений в устной и письменной формах речи. 

Практическая часть. Синтаксический разбор. Пунктуационный анализ текста.  Выполнение тестовых работ. Тренинг. Лингвистические игры. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы.

Сложное предложение (3 часа)

Теоретическая часть. Основные виды сложных предложений, их синонимика. Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные придаточные предложения. Синонимика союзных и бессоюзных предложений. Сложные многокомпонентные предложения. Период. Практическая часть. Анализ текста. Тренинг. Практикумы, выполнение тестовых заданий. Синтаксический разбор сложного предложения. Пунктуационный анализ текста.

Информационная обработка письменных текстов различных

 стилей и жанров (2 часа)

Теоретическая часть. Главная информация текста Интерпретация информации. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

 Практическая часть. Интерпретация текста. Создание мини-текстов. Комплексный анализ текста.

Литература и средства обучения

  1. Бабайцева В.В. Тайна орфографической зоркости// Русская словесность.-2000.-№1.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
  3. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе: в 5 т. – М.,1997.
  4. Белошапкова В. А., Галактионова И. В. О видах выражения согласия // Русская речь. 1982. № 2.
  5. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. – М.,2001.
  6. Болотнова Н. С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. 2002. № 2.
  7. Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие. Томск, 2002.
  8. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск,2006.
  9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону,2005.
  10. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.,1993.
  11. Воителева Т. М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. 2003. № 2.
  12. Ворожбитова А. А. Лингвориторическая теория сильной языковой личности как общая стратегия языкового образования и воспитания // Русский филологический вестник. 1996. № 3-4.
  13. Ворожбитова А. А. Начальное лингвориторическое образование. Методика преподавания русского языка. М.: Флинта: Наука, 2002.
  14. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.
  15. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.,1971.
  16. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров
  17. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М., 1998.
  18. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. – М.,1986.
  19. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.,1994.
  20. Культура русской речи / под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяевой. – М.,1998.
  21. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.
  22. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М.,1999.
  23. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.,2002.
  24. Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. М., 1973.
  25. Михальская А. К. Педагогическая риторика. История и теория. М., 1998.
  26. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.
  27. Основы культуры речи: хрестоматия / Составитель Л. И. Скворцов. М., 1984.
  28. Плёнкин Н. А. О понятии «богатство речи» // Русский язык в школе. 1987. № 3.
  29. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988
  30. Соловьева Л. Говори свободно. Создавая совершенный голос. Издательство «Добрая книга», 2006.
  31. Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок: Учебное пособие. Новосибирск, 1994.Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема

Дата

Введение

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи

2

Основы риторики делового общения

Орфоэпические нормы русского языка

3

Типы орфоэпических норм

4

Акцентологические нормы

5

Нормы произношения гласных звуков.

6

Произношение согласных звуков

Лексические нормы в русском языке

7

Диспут о чистоте русского языка

8

Стилистическая окраска слов

9

Лексические ошибки

10

Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?»

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

11

Словообразовательные нормы.

12

Выразительные особенности словообразования

13

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов

14

Явления переходности в морфологии

Морфологические нормы

15

Особенности употребления имён существительных

16

Особенности употребления имён прилагательных

17

Особенности употребления имён числительных

18

Особенности употребления местоимений

19

Особенности употребления глаголов

Орфографические нормы

20

Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии

21

Слитно? Раздельно? Через дефис?

22

Правописание омонимичных частей речи

Синтаксические нормы русского языка

23

Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым

24

Нормы согласования и управления

25

Употребление деепричастных оборотов

Сложное предложение

26

Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений

27

Синонимика союзных и бессоюзных предложений

28

Сложные многокомпонентные предложения

Информационная обработка письменных текстов различных

стилей и жанров

29

Главная информация текста

30

Интерпретация информации. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...