10 класс. Урок русского языка - Гласные после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Зверева Ирина Геннадиевна

Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сосногорска»

10 класс

РУССКИЙ  ЯЗЫК

УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютерный класс, толковый словарь, литературоведческий словарь.

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания.

Совершенствование навыков монологической речи. Теоретический опрос (2 человека у доски объясняют орфографические правила по своим опорным конспектом).

Наиболее подготовленные – занимаются на компьютере по программе «Фраза» («Повторение пройденного», вариант – 548, 549). Оценки переносят в тетрадь (самоконтроль).

  1. Словарная разминка.

Учащиеся записывают не слово, словосочетание с данным словом, наиболее подготовленные получают дополнительное задание – указать вид связи.

Кошёлка, пощёчина, прожорливый, сгущёнка, грошовый, ножовка, освежённый, мажорный, зажжёшь, свежо, ож?г, дешёвый, решённый, чопорный, общо.

Проверка в парах, верный вариант на слайде презентации. Выставление промежуточных оценок (контроль в парах).

  1. Домашнее задание.

§§ 22 (опорный конспект), упр. 115, 117.

  1. Работа с текстом учебником (упр. 107).
  • Выразительное чтение текста.
  • Что вы можете сказать об этом тексте? (Отрывок из «Записок охотника»  И.С. Тургенева, «Лес и степь» - поэтический гимн родному краю).

Выполнить задания в тетради самостоятельно (задания у каждого ученика на парте). Время выполнения 10-15 минут. Проверка в парах, верный вариант на слайде презентации. Выставление промежуточных оценок (контроль в парах).

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Упражнение 107

(Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. «Русское слово»)

  1. Определить стиль речи.
  2. Определить тип речи (3 абзац).
  3. Из 3 предложения выписать 2 слова в переносном значении.
  4. Из 1-2 абзаца выписать антонимы.
  5. Назвать способ словообразования слова разгореться.
  6. Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме:                                                           ¬ корень^ □ ^.
  7. Определить часть речи слов: около (1 абз., 9 предл.), молча (1 абз., 5 предл.).
  8. Указать грамматическую основу предложения  (4 абз., 1 предл.).
  9. Указать тип односоставного предложения (4 абз., 2 предл.).

10. Указать  в 1 абзаце СПП с придаточным  изъяснительным. 

  • Для тех, кто справился раньше, дополнительное задание на компьютерах – кроссворд «Изобразительно-выразительные средства языка». Результат – в тетрадь.
  • Проверка в парах, верный вариант на слайде презентации. Выставление промежуточных оценок (контроль в парах).
  • Дополнительное задание – находим изобразительно-выразительные средства в тексте.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

метафора

эпитет

олицетворение

сравнение

анафора

восклицательные предложения

инверсия

односоставные предложения

  • Выясняем значение непонятных слов, сверяемся с презентацией или по словарям.

        

  1. Подведение итогов.
  • Поставьте себе оценку за урок: общий бал.
  • Ответьте себе на вопрос, что необходимо повторить в ближайшее время, что было совсем непонятно на уроке?

  1. Дополнительно (если осталось время) 5 слов – орфографический разбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Слайд 3

УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ «ФРАЗА» – « Подготовка к экзаменам» - № 548,549 § 21

Слайд 4

УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Ж Ш А,У,И,Е Ч Ж а ло, ч у до, ш и ло, щ е колда Щ Искл. ?

Слайд 5

Е(Ё) – О под ударением после шипящих В корне Пишу Ё если в безударном положении – Е Ш ё лк – ш е лковистый Ш ё пот – ш е птать Ч ё лка – ч е ло НО! Ш о в, ч о порный, чащ о ба В суффиксе и окончании (сущ., прил., нареч.) Под ударением – О , без ударения – Е Врач о м, чуж о й, больш о го, горяч о , плач е м, пищ е й, свеж е го, угрожающ е

Слайд 6

Е(Ё) – О под ударением после шипящих В корне НО ?! Ож о г руки Ож ё г руки Подж о г леса Подж ё г лес В суффиксе и окончании НО ?! Сеч ё т, береж ё т О ч ё м, на ч ё м Затуш ё вывать, беч ё вка, монтаж ё р Золоч ё ный, копч ё ный Реш ё нный, сожж ё нный

Слайд 7

Словарный диктант Составить словосочетание, записать + указать вид связи (согласование, управление, примыкание) согласование тяжелый день

Слайд 8

Словарный диктант Кош ё лка, пощ ё чина, прож о рливый, сгущ ё нка, грош о вый, нож о вка, освеж ё нный, маж о рный, зажж ё шь, свеж о , ож ? г, деш ё вый, реш ё нный, ч о порный, общ о (но ЕЩ Ё ) «5» – 0/1 ошибка; «4» – 2/3 ошибки; «3» – 4/5 ошибок

Слайд 9

Домашнее задание § 22, 23 , опорный конспект Упр. 115 (113н), 119 (н), 120 (н).

Слайд 10

Работа с текстом – упр. 107 (106н) Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ «Лес и степь» («Записки охотника»)

Слайд 11

Задания к тексту Определить стиль речи. Определить тип речи (3 абзац). Из 3 предложения выписать 2 слова в переносном значении. Из 1-2 абзаца выписать антонимы. Назвать способ словообразования слова разгореться . Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме: ¬ корень ^ □ ^. 7. Определить часть речи слов: около (1 абз., 9 предл.), молча (1 абз., 5 предл.). Указать грамматическую основу предложения (4 абз., 1 предл.). Указать тип односоставного предложения (4 абз., 2 предл.). 10. Указать в 1 абзаце СПП с придаточным изъяснительным.

Слайд 12

Ответы Художественный. Повествование. Мигают, набегают. Светлеет - темнеет. Приставочно-суффиксальный. Просыпаются. 7. Около (предлог), молча (наречие). Велишь и поедешь. Безличное. 10. 1 предложение (Знаете ли вы, какое наслаждение…). «5» – 10/9 баллов; «4» – 8/7 баллов; «3» – 6/5 баллов

Слайд 13

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ЛЕКСИЧЕСКИЕ МЕТАФОРА ЭПИТЕТ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ АНАФОРА ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИНВЕРСИЯ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 14

КРОССОВРД МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ОКСЮМОРОН ЭПИФОРА АНТИТЕЗА ГИПЕРБОЛА МЕТОНИМИЯ ИРОНИЯ ГРАДАЦИЯ ЗВУКОПИСЬ АССОНАНС, АНАФОРА Скрытое сравнение Приём, состоящий в перенесении свойств человека на неодуш. предметы, явления природы Сочетание противоположных по значению слов Одинаковая концовка Противопоставление Преувеличение Перенос значений по смежности явлений «Притворство» Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости Определенное звуковое построение Повторение гласных звуков Единоначатие



Предварительный просмотр:

 

10  КЛАСС  

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Упражнение 107 (106-н)

(Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. «Русское слово»)

  1. Определить стиль речи.
  2. Определить тип речи (3 абзац).
  3. Из 3 предложения выписать 2 слова в переносном значении.
  4. Из 1-2 абзаца выписать антонимы.
  5. Назвать способ словообразования слова разгореться.
  6. Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме: ¬ корень^ □ ^.
  7. Определить часть речи слов: около (1 абз., 9 предл.), молча (1 абз., 5 предл.).
  8. Указать грамматическую основу предложения  (4 абз., 1 предл.).
  9. Указать тип односоставного предложения (4 абз., 2 предл.).

10. Указать  в 1 абзаце СПП с придаточным  изъяснительным.

Найти в тексте

изобразительно-выразительные средства  языка

ЛЕКСИЧЕСКИЕ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

метафора

эпитет

олицетворение

сравнение

анафора

восклицательные предложения

инверсия

односоставные предложения

 

 10  КЛАСС  

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Упражнение 107 (106-н)

(Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. «Русское слово»)

  1.    Определить стиль речи.
  2. Определить тип речи (3 абзац).
  3. Из 3 предложения выписать 2 слова в переносном значении.
  4. Из 1-2 абзаца выписать антонимы.
  5. Назвать способ словообразования слова разгореться.
  6. Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме: ¬ корень^ □ ^.
  7. Определить часть речи слов: около (1 абз., 9 предл.), молча (1 абз., 5 предл.).
  8. Указать грамматическую основу предложения  (4 абз., 1 предл.).
  9. Указать тип односоставного предложения (4 абз., 2 предл.).

10. Указать  в 1 абзаце СПП с придаточным  изъяснительным.

Найти в тексте

изобразительно-выразительные средства  языка

ЛЕКСИЧЕСКИЕ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

метафора

эпитет

олицетворение

сравнение

анафора

восклицательные предложения

инверсия

односоставные предложения

 

10  КЛАСС  

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Упражнение 107 (106-н)

(Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. «Русское слово»)

  1. Определить стиль речи.
  2. Определить тип речи (3 абзац).
  3. Из 3 предложения выписать 2 слова в переносном значении.
  4. Из 1-2 абзаца выписать антонимы.
  5. Назвать способ словообразования слова разгореться.
  6. Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме: ¬ корень^ □ ^.
  7. Определить часть речи слов: около (1 абз., 9 предл.), молча (1 абз., 5 предл.).
  8. Указать грамматическую основу предложения  (4 абз., 1 предл.).
  9. Указать тип односоставного предложения (4 абз., 2 предл.).

10. Указать  в 1 абзаце СПП с придаточным  изъяснительным.

Найти в тексте

изобразительно-выразительные средства  языка

ЛЕКСИЧЕСКИЕ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

метафора

эпитет

олицетворение

сравнение

анафора

восклицательные предложения

инверсия

односоставные предложения

 10  КЛАСС  

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Упражнение 107 (106-н)

(Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. «Русское слово»)

  1.    Определить стиль речи.
  2. Определить тип речи (3 абзац).
  3. Из 3 предложения выписать 2 слова в переносном значении.
  4. Из 1-2 абзаца выписать антонимы.
  5. Назвать способ словообразования слова разгореться.
  6. Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме: ¬ корень^ □ ^.
  7. Определить часть речи слов: около (1 абз., 9 предл.), молча (1 абз., 5 предл.).
  8. Указать грамматическую основу предложения  (4 абз., 1 предл.).
  9. Указать тип односоставного предложения (4 абз., 2 предл.).

10. Указать  в 1 абзаце СПП с придаточным  изъяснительным.

Найти в тексте

изобразительно-выразительные средства  языка

ЛЕКСИЧЕСКИЕ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

метафора

эпитет

олицетворение

сравнение

анафора

восклицательные предложения

инверсия

односоставные предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе по теме «Правописание гласных после шипящих»

Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши;  практическое овладение правописанием орфогра...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».

Тип урока – комбинированный урок.Цели урока.I.         Обучающие цели.      1.   Систематизировать знания о правописани...

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"

Урок  соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл....

24.04.2020 МЖКХ1 русский язык Гласные после шипящих

изучить теоретический материал, выполнить упражнение...

27.04.2020 ПК1 русский язык Гласные после Ц

мзучить материал, выполнить упражнение...