Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Косолапова Светлана Дмитриевна

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объёма, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_uchebno.docx348.99 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языкаSAM_0595

                                           Косолапова С.Д.,

учитель русского языка и литературы

                                                                   Социальная сеть работников     образования                                                                                                        

                                                                    http://nsportal.ru

                                                   Введение

    Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля знаний, умений и навыков учащихся.

    Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объёма, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

   Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объёма, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.

   Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельностью, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений. их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.

   Педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию  как об усвоении знаний, так и о том, каким путём они добыты.

   Контроль выполняет также большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

   Проверка знаний есть форма педагогического контроля  над  учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объём знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, её надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.

   Таким образом, учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

   В своей творческой работе я поставила следующие задачи:

  • изучить современную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, дать характеристику различных методов, видов и форм контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка;
  • выявить особенности различных методов, видов и форм организации контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
  • выявить роль контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;
  • разработать задания для контроля знаний, умений и навыков по русскому языку;
  • показать виды контроля, используемые на уроках русского языка.

Глава 1

   Контроль знаний, умений и навыков как важное условие повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся.

1.1 Функции, виды, методы и формы организации контроля.

   Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности  школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников. Но какими бы ни были формы, методы и приёмы проверки результатов учебной деятельности школьников, они должны реализовывать основные принципы контроля:

  • целенаправленность;
  • систематичность;
  • объективность;

    А также они должны обеспечивать:

  • всестороннюю проверку знаний, усвоение всех основных компонентов, их составляющих;
  • определение уровня усвоения знаний;
  • проверку умений и навыков познавательного и практического характера;
  • оперативность проверки и её своевременность;
  • не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую функцию проверки.

   Контроль знаний учащихся может быть итоговым и текущим.

   В итоговую проверку включается и тематическая, которая проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем. Она помогает выявить уровень овладения основным содержанием темы каждым учеником, способствует более объективному выведению итоговой оценки знаний.

   При текущем контроле используются разнообразные формы опроса:

  • индивидуальный и коллективный;
  • фронтальный;
  • уплотнённый и выборочный;
  • по новому материалу или изученному ранее и т.д.

   Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса.

   В практике работы школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений:

  • устный и комбинированный опрос;
  • проверка на основе письменных, графических и практических работ;
  • программированный (машинный и безмашинный) контроль;
  • тестовая проверка;
  • систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

   Устный опрос требует устного изложения учеником о конкретном объекте              окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение.

    Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

  Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

   Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 минут) письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса, ещё не пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является  проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач, осознание понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.

1.2 Контроль за усвоением знаний по русскому языку.

   Типичным недостатком современного процесса обучения русскому языку является слабый контроль за ходом усвоения знаний и овладения умениями и навыками. Обычно информацию об успешности усвоения учебного материала учитель получает в конце темы после проведения диктанта, контрольной работы, изложения или сочинения. Итоговый контроль, выявление степени обученности школьников в конце изучения темы или раздела школьного курса – важный момент организации учебного процесса. Однако, организующую роль в процессе формирования языкового умения выполняет прежде всего текущий контроль, предназначенный для того, чтобы систематически поставлять информацию о ходе усвоения школьниками учебного материала (что понимается учащимися в достаточной мере, усвоен ими, а что требует дополнительной отработки в ходе языкового анализа). Правильно поставленный текущий контроль даёт учителю сведения о процессе становления умений и навыков и позволяет ему активно вмешиваться в этот процесс, вносить необходимые коррективы, наиболее рационально, с учётом индивидуальных особенностей учащихся данного класса строить весь учебный процесс. При текущем  контроле эффективными являются те формы опроса, которые делают неформальным контроль знаний, умений и навыков учащихся, органически вплетаются в конкретное содержание и вытекают из задач данного урока.

   Практика показывает, что в последнее время  учителя особенно увлекаются фронтальным видом опроса. Он имеет ряд положительных сторон: достаточно эффективен в  качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти школьников ранее изученное. Однако, используя данный вид опроса, учитель должен хорошо представлять себе и его слабые стороны: он не даёт полного впечатления о глубине усвоения материала; учащимся предлагаются дробные вопросы, на которые, как правило, они дают краткие, односложные ответы. Это приводит к тому, что на уроках исчезает монологическая речь, у школьников не вырабатывается умение строить, создавать связное высказывание на предложенную тему, что отрицательно сказывается на их общем развитии.

   При фронтальном опросе фиксируется не уровень знаний школьников, а главным образом их активность на уроке. Используя этот вид опроса, учитель должен требовать от школьников развёрнутых ответов, обоснованности выдвигаемых положений, не односложного ответа, а краткого изложения материала.

   Контроль может быть индивидуальным и коллективным.

    Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный – для проверки усвоения формулировок понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение.

   Это может быть устный монологический ответ (по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно составленному на предыдущем уроке или дома; по обобщающей таблице; по опорным примерам и пр.); задание на составление таблиц классификационного характера и т. д.

   Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяется при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объёму самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам. индивидуальным перфокартам, раздаточному материалу; различных упражнений с последующей самопроверкой, в том числе с использованием карточек-информаторов (карточек справочного характера), технических средств обучения.

   Организация на уроке систематического индивидуального опроса учащихся даёт возможность глубже оценить эффективность труда каждого ученика, повышает личную ответственность школьников за результаты своего труда.

   При организации индивидуального опроса особое внимание следует уделять монологическому высказыванию на лингвистическую тему, в основе которого лежит усвоенная учащимися научная информация. Овладение школьниками учебной разновидностью научного стиля способствует речевому, а значит, и общему развитию учащихся. Необходимо постоянно иметь в виду, что от овладения лингвистической терминологией во многом зависит сознательность усвоения школьниками изучаемого материала.

   Из форм коллективного контроля чаще других практикуются всевозможные виды письменных проверочных работ (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые и другие виды диктантов, грамматические контрольные работы и т. д.), работы с использованием элементов безмашинного программирования (перфокарты, перфоконверты,  карточки контроля знаний и т. д.), проверка с помощью заданий типа «Проверь себя» и т. д.

   Рассмотрим подробнее различные формы итогового и текущего контроля.

               

Диктант

   Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктанта подбираются средней трудности с расчётом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм, в нём не должны быть слова на не изученные к данному моменту правила; если есть такие слова, то они заранее записываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

   В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т. п.

   Диктант может быть:

1) выборочный:

8 класс «Словосочетание и предложение»

Задание:

Выписать сначала слова, затем словосочетания и, наконец, предложения. Распределить их в три колонки. Разобрать по составу слова талантливый, специальность. Произвести фонетический разбор слов партер, традиция.

    Интересный спектакль, в партере, делегат съезда, традиция школы, талантливый учёный, известный специалист, приоритет, секретарь директора, установлен рекорд, установил рекорд, вестибюль закрыт, холл гостиницы, в течение месяца.

2) с продолжением:

7 класс  «Морфология и орфография»

Девочка шла по улице

   Размахивая портфелем, девочка быстро шла по тротуару и тихонько распевала:

Ничего я не боюсь,

   Я на ёлку тороплюсь,

    Я на ёлку тороплюсь,

Ничего я не боюсь.

   Дул тёплый ветер. С мутного неба сыпался сырой снежок. Было скользко. Люди шли осторожно, боясь упасть. Одна только девочка не обращала внимание на гололедицу. Вот она разбежалась и проехала по льду, толкнув при этом незнакомую старую женщину.

 - Какая нехорошая девочка,- сердито сказала женщина.

 - А вот и неправда – хорошая! -  крикнула девочка в ответ. – Мне мама всё время говорит, что я хорошая.

   И девочка побежала дальше.

   Посередине улицы прошёл трамвай и остановился.

 - Ай, не успею! крикнула девочка и бросилась прямо к трамваю наискосок через дорогу…

 (112 слов)

(А. Рыбин)

Задание:

   Объяснить правописание не с разными частями речи (незнакомую, ничего, не обращала внимания, неправда, не успею) и правописание наречий (тихонько, скользко, сердито, посередине, наискосок). Заменить глагол причастием того же вида: снег сыпался с мутного неба (снег, сыпавшийся с мутного неба).

   Придумать слова, близкие по значению к словам незнакомый (неизвестный, чужой); шёл (бежал, мчался, нёсся и т. д.).

   Найти и исправить речевые недочёты в предложениях: «Девочка не обращала внимание…» (надо: внимания); «Девочка разбежалась и проехала по льду» (надо: поехала).

   Ответить на вопросы: куда спешила девочка? Какая погода была в тот день? Чем девочка обидела старую женщину? Почему девочка побежала через дорогу? К чему могла привести торопливость девочки, перебегавшей улицу не по пешеходной дорожке? Как вы оцениваете поведение девочки?

Примерный план

                                      1. Скорее на ёлку.

                                      2. Гололедица.

                                      3. К трамваю не по пешеходной дорожке.

                                      4. Могло случиться несчастье.

  Составить устный рассказ по плану. В заключение дать оценку поведению девочки.

3) объяснительный:

8 класс  «Повторение»

  - Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далёкие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом?  Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением, и всё, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошёл час испытаний, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем? (131 слово)

(Ю. Гагарин)

Вступительное слово учителя

   12 апреля 1961 года космический корабль «Восток», пилотируемый гражданином СССР лётчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным, совершил первый в мире орбитальный полёт.

   Перед тем, как подняться на лифте в кабину корабля, Ю. А. Гагарин сделал заявление для печати и радио, которое несколько часов спустя стало известно всему миру.

   Задание:

    Как можно озаглавить текст? (Перед стартом; Последние минуты перед стартом; Обращение к человечеству; Можно ли мечтать о большем?; В далёкий путь).

   Почему в тексте используются различные виды предложений по цели высказывания и интонации?

   Найти вопросительные, повествовательные  предложения. Объяснить постановку знаков препинания.

4) контрольный:

8 класс «Предложения с обращениями, вводными словами, словами ДА и НЕТ и междометиями»

   Весна, бесспорно, самое лучшее время года. Об этом писано поэтами всех стран и народов. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далёком севере. Южная весна наступает исподволь, на севере она, наоборот, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы.

   Я долго любовался расстилавшейся передо мной картиной бойкой пристани (моя комната была на втором этаже, и из окна открывался широкий вид на реку и на пристань).

   На отлогом берегу приютилась маленькая деревушка, казалось, она только сейчас вылезла из воды и теперь сушилась на солнце. Брёвна, свежий тёс, обломки сгнивших барок – всё это было разбросано по берегу в живописном беспорядке. Весь берег был

залит народом. Кого-кого на этой пристани не было!.. Но на всех лицах сказывалась общая печать. все радовались ранней весне. (123 слова)

(Д.Мамин-Сибиряк)

   Задание:

  Озаглавить текст. (Весна – самое лучшее время года; Весна на далёком севере; Все радовались ранней весне).

   Произвести синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

   Сделать морфологический разбор слов: приютилась, маленькая, деревушка (1 вариант), сказывалась, общая, печать (2 вариант).

   

5) творческий:

5 класс «Однородные члены. Обобщающие слова».

Знаешь ли ты?

   1. В нашей стране добываются полезные ископаемые: … (гранит, каменный уголь, железная руда, нефть).

 2. Полёты в космос организуются для изучения небесных тел: … (земли, солнца, луны, звёзд).

3. В лесах растут различные кустарники: …(малина, терновник, шиповник, орешник).

  Задание:

  Вставить однородные члены.

6) свободный:

5 класс «Прямая речь»

Семь дочек

(Сказка)

   1. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

   2. «Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу»,- сказала первая.  «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,- проговорила вторая.  «Я плакала по тебе,  как маленький птенчик плачет по птичке»,- сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчеле без цветка»,- щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,- промолвила пятая.  «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,- сказала шестая.

  3. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.                                                                                                 (100 слов)

                                                                                                    (По В. Сухомлинскому)

   Тексты свободных диктантов должны быть интересны по содержанию и легко распадаться на логически законченные части. Учитель диктует текст по частям (каждую часть два раза), а учащиеся свободно излагают свои мысли. Свободный диктант обычно проводится перед контрольным диктантом, когда изучаемый материал достаточно хорошо усвоен и никакой предварительной работы не требуется; учитель только напоминает учащимся, что желательно в тексте сохранить слова с изучаемой орфограммой или пунктограммой.

7) предупредительный:

5 класс «Сложные предложения»

Осенью

    Уже шёл октябрь, акации почти осыпались.  В море ревели штормы, над городом стоял туман… Моросил дождь.  Иногда он переставал, ветер уносил туман.  Тогда рябиновая заря долго горела на чистом небе.

(30 слов)                                                                                                     (по В. Катаеву)

   Во время  предупредительного диктанта учащиеся сначала объясняют правописание той или иной орфограммы, как бы предупреждаются о том, чтобы не допустить ошибки в правописании, затем записывают.

8) словарный:

5 класс «Буквы О и Ё после шипящих в корне»

   Почётный караул, шёлковый костюм, отличный жонглёр, чёрные ягоды, жёлтое здание, красивый капюшон, жёсткая дисциплина, шоколадные конфеты, чёрствый человек.

        

   Словарный диктант – название условное, т.к. в диктанте могут использоваться не только отдельные слова, но и словосочетания и даже короткие предложения. Диктант может быть предупредительным, объяснительным и контрольным, в зависимости от целей, которые ставит учитель. Ценность этого вида диктанта в его краткости и насыщенности нужными орфограммами.

Грамматический разбор

   Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший  языковой анализ слов и предложений.

   Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов грамматического разбора.

    Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Изложение

   Изложение проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

   Изложения могут быть различных видов:

  • по характеру работы – письменные или устные;
  • по полноте изложения – подробные или краткие;
  • по педагогической цели – обучающие или контрольные;
  • по времени, отводимому на изложение, - на два урока, один или часть урока (изложение-миниатюра);
  • по виду работы над грамматическим  материалом – изложения с повторением имеющихся в тексте грамматических конструкций или с образованием синонимичных;
  • по степени самостоятельности учащихся – с подготовительной работой под руководством учителя, корректированием и помощью учителя в ходе письма и совершенно самостоятельные изложения (возможно, домашние).

Подробное изложение

   Это наиболее часто встречающаяся форма изложений. Учащиеся пересказывают текст, сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала, употребляя при этом ту или иную синтаксическую конструкцию, иногда близко к тексту.

                                                                   Краткое изложение

   Учащиеся коротко излагают содержание прочитанного учителем текста.  Этот вид изложения особенно важен для учащихся, т.к. они часто не умеют отличить главное от второстепенного, заполняя своё изложение ненужными подробностями. Грамматическими заданиями эти изложения не следует излишне насыщать, т.к. краткий пересказ сам по себе уже является довольно сложным для учащихся.

Изложение с изменением формы:

а) изменение лица рассказчика.  Учащихся часто затрудняет передача содержания текста, написанного от первого лица. Поэтому следует давать небольшие и нетрудные по содержанию тексты с усложнённым грамматическим заданием: не только употребить определённые синтаксические конструкции, но и изменить лицо, от имени которого ведётся рассказ (чаще всего изменить первое лицо на третье).

б) замена предложений с причастным или деепричастным оборотом предложениями сложноподчинёнными и наоборот.

в) замена прямой речи косвенной и наоборот.

   В двух последних случаях, как и в первом, названные задания являются дополнительными по отношению к основному.

Устное изложение

   Цель этой формы изложения – развитие устной речи учащихся. В начале работы над изложениями с грамматическими заданиями устное изложение небольшого текста позволяет учителю исправить в процессе пересказа неправильное употребление грамматических форм, уточнить интонации, передающиеся на письме знаками препинания. Такая работа полезна вдвойне: она развивает устную речь и подготавливает к письменному изложению. После нескольких тренировочных устных изложений можно дать и более сложные тексты для письменных изложений.

   Устные и письменные изложения с грамматическим заданием можно давать и на дом. Для этого текст надо предварительно прочитать в классе и объяснить грамматическое задание.

   Как уже отмечалось, изложение с грамматическим заданием можно проводить и как обучающее, и как контрольное.

Обучающее изложение

   Перед обучающим изложением необходимо провести подготовительную работу. За несколько уроков до изложения следует записать сложные по написанию слова, встречающиеся в тексте, выбранном для изложения, объяснить их значение и поупражнять учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, аналогичных тем, которые встречаются в тексте; предложить  учащимся самим построить предложения с той или иной синтаксической конструкцией.

   В начале урока, посвящённого изложению, учитель обращает внимание учащихся на то правило, которое в это время изучается в классе. (В слабом классе можно даже повторить правило с учащимися). Затем учитель читает текст два раза: первый раз весь текст целиком, чтобы учащиеся получили полное эмоциональное и смысловое впечатление от текста; при повторном чтении нужно обращать внимание учащихся на предложения с изучаемой синтаксической конструкцией. (В слабом классе или на первых изложениях такого типа следует подробно разобрать построение нескольких предложений).

Контрольное изложение

   Контрольное изложение проводится без подготовительной работы: учитель только читает текст и объясняет грамматическое задание. Его следует давать после того, как было проведено несколько обучающих изложений с грамматическим заданием.

 

    Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 минут). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения учащихся. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.

Индивидуальные карточки

   Работа по индивидуальным заданиям, специально составленным карточкам, проводится как при закреплении материала, так и при повторении изученного ранее. Под особый контроль берутся разделы, правила, которые были слабо усвоены учащимися. Поэтому для письменного индивидуального опроса предлагаются карточки с вариантами различной трудности.

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ И НИ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Карточка № 1

Раскрыть скобки, объяснить графически написание не.

(Не) был, (не) годовал, (не) истовствовал, (не) препятствовал, (не) прикоснулся, (не) интересовался, (не) пренебрегал, (не) здоровится, (не) боится, (не) взлюбил, (не) удивился, (не) насладился, (не) проглотил, (не) пренебрегая, (не) взирая, (не) задавали, (не) строишь, (не) будешь, (не) останавливаясь.

             Карточка  №2

       Списать, раскрывая скобки. Объяснить графически  написание не .

(Не) спеши языком, а спеши делом. На чужой роток (не) накинешь платок. Под лежачий камень вода (не) течет. Сей в (не) настье, а убирай в ведро. (Не) доброе слово больнее огня жжет. (Не) ясная речь — это мутное зеркало. В (не) дружной семье добра (не) бывает. Честный правды (не) боится. Правда (не) живет рядом с (не) правдой. Кто (ни) чего (не) делает, тому   всегда   (не)   когда.   Друзья   в   (не)   счастье   познаются.

(Пословицы.)

   Особенно часто применяются карточки при уплотнённом (комбинированном) опросе, когда 2-3 ученика работают у доски (обычно на «крыльях» классных досок), а часть учеников выполняет задания на листочках или в тетрадях.

   Карточки могут содержать задания на сопоставление ряда изученных правил, на обобщение, практическое применение теоретических знаний (списать, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, графически объяснив их выбор; списать, раскрывая скобки; разобрать слово по составу; составить предложения по данным схемам, графически объяснив постановку знаков препинания).

   Так, при изучении словосочетания в 5 классе учащимся могут быть предложены карточки, включающие не только проверку текущего материала, но и повторение ранее изученного.

                                           Карточка

  • Словосочетание.
  • Проверяемая безударная гласная в корне слова.
  • Состав слова.

Всю ночь мшары * дышали лекарственным зап..хом мокрого мха, к..ры, черных коряг. К утру дождь пр..шел. Мы св..рнули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. Мшары заросли брусникой, мхом. Нога т..нула в з..леных, серых мхах по самое колено. С нами был писатель Гайдар.

(К. Паустовский.)  (Мшары — огромные болота в Мещерском крае.)

Задания:

  1. Выписать два именных и два глагольных словосочетания и разобрать их.
  2. Выписать слова с пропущенными буквами. Подобрать к ним проверочные слова.
  3. Выписать слово, которое по своему составу соответствует схеме:

      Слабо успевающие ученики при выполнении задания  могут пользоваться записанными ранее в словарь-справочник обобщающими  таблицами или карточками-информаторами, например:

Карточка

Прочитай и запомни.

К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода на -а, -я. Ко 2-му — существительные мужского и среднего рода на согласный и на -о, -е. К 3-му — существительные женского рода с ь на конце.

Изучи падежные окончания существительных.
Падежи     1-е скл.     2-е скл.     3-е скл.
Р.        -и   (-ы)        —        -и

       Д.        -е        —        -и

         П.        -Е        -е        -и

         Используя таблицу, вставь пропущенные буквы в окончаниях сущест вительных.

Выйти к опушк…, приближаться к цел…., по знакомой местност…, идти по карт..,  на листьях сирен…,  у края рощ…,  идти по лестниц…, спектакль в театр…,  в юност…,   вернуться к ноч…,  отдыхать в лагер… .

   Поиски рациональных методов проверки знаний, умений навыков учащихся приводит учителей к использованию при опросе различных видов контроля с применением элементов программирования.

   Программированное обучение открывает новые возможности управления процессом усвоения знаний, способствует развитию навыков логического мышления, активности учащихся.

   Современная методика русского языка выделяет следующие виды программированного обучения:

  • Машинное;
  • Безмашинное.

   Использование элементов безмашинного программирования (перфокарты, алгоритмы, буквенные диктанты, сигнальные карточки и др.) позволяет сделать выводы об эффективности программированного обучения на уроках русского языка. Во-первых, экономится время на проверке домашнего задания и опроса. Во-вторых, облегчается учащимся понимание нового материала, т.к. они воспринимают его небольшими «дозами», а не полностью. В-третьих, учитель моментально устанавливает обратную связь с учащимися и может сделать вывод о своей работе и о работе учащихся на уроке. В-четвёртых, формируется у учащихся познавательный интерес.

Перфокарты

   Перфокарты используются как для индивидуального, так и для коллективного опроса. Они просты в изготовлении.

   Так может выглядеть перфокарта и листок с ответами на данное ниже задание:

  1. касаться, приложить, растение;
  2. росли, загореться, заря и т.д.

   Обязательным является проведение в классе работы над всеми ошибками, допущенными в данном упражнении. Она должна быть проведена на этом же уроке или на последующем.

Буквенный диктант

   Алгоритм – это способ действия  для получения определённого результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают  от внимания  ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения, это достигается благодаря чёткому описанию «шагов» в применении правила.

После знакомства с алгоритмом учащимся предлагается ряд тренировочных упражнений, направленных на формирование умения объяснять правописание приставки с помощью алгоритма. Учитель даёт учащимся образец рассуждения.

   В конце урока учитель проводит буквенный диктант, который помогает осуществить первичный контроль и выявить уровень усвоения учащимися нового материала.

   Методика проведения буквенного диктанта: учащиеся записывают в строчку десять цифр. Затем им диктуется десять слов на изученную орфограмму, порядок каждого из которых совпадает с соответствующей цифрой. Дети должны под каждой цифрой записать только конечный согласный приставки. Также здесь можно использовать диктант «Молчанку» с применением сигнальных карточек.

   На дом учащимся даётся такое задание, которое позволяет им максимально закрепить навык правописания, полученный на уроке.

   На следующем уроке проверку домашнего задания проводим, используя перфокарту. Это позволяет нам сэкономить время,  подвергнуть контролю каждого учащегося , максимально быстро оценить работу учеников. По окончанию работы  в качестве работы в качестве метода проверки и контроля используем взаимопроверку. Учитель сообщает классу правильные ответы, учащиеся  сопоставляют ответы друг друга с контрольными и выявляют допущенные ошибки.

Тестовые задания

   На современном этапе одной из эффективных форм проверки качества усвоения изучаемого материала являются тестовые задания – современная, международно-признанная форма контроля знаний. Тесты позволяют быстро, объективно и непредвзято определить уровень усвоения учеником пройденного материала.

   Существуют несколько видов тестовых заданий. Наиболее распространённым видом тестового задания является «закрытый». Это такие задания при которых из нескольких вариантов предложенных ответов абсолютно верным является только один.

   Другой вид тестов – это задания на установление соответствия. Такое тестовое задание состоит из двух колонок. В каждой из них содержатся некие объекты, явления или понятия. Объекты в первой колонке нумеруются цифрами (1,2,3,4), Объекты во второй колонке нумеруются буквами (А,Б,В,Г). Решается такое тестовое задание подбора соответствующих друг другу объектов из первой и второй колонок.

        Ещё одним видом тестовых заданий является «открытый». Это такое задание, когда учащиеся       должен дописать ответ на поставленный вопрос.

      Наконец, последний вид тестов  - это задания на установление последовательности.

Пример  тестового задания:

1. Валерий Брумель преодолел планку, установленную на 38 см. выше (а) своего, б) его) роста.

2. Он опытный работник и знает все тонкости в (а) своём, б) его) деле.

3. Герои картины борются за (а)их, б) свои) права, но власти не признают их.

4. Всё это было интересно. а главное – помогло нам всесторонне обсудить это волнующее для всех (а) их, б)нас) событие.

5. В первой же погожий день мать взяла детей с (а) ней, б) собой) на прогулку.

Ответы: 1а, 2а, 3б, 4б, 5б.

 

    Конечно, при такой форме проверки знаний учащиеся не дают развернутого ответа, но это не умаляет ценности этого задания. Несмотря на кажущуюся простоту, тестовые задания требуют достаточно глубоких знаний и умений, а выполнение их – особой сосредоточенности и мобилизации внимания.

   Современная  школа невозможна без использования информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе. Это отражено в Федеральной программе экономического развития РФ, Федеральной программе развития образования, Федеральной программе «Развитие единой образовательной информационной среды».

   Применение информационных технологий позволяет усилить дифференцированный подход к обучению, даёт больше возможностей каждому ребёнку работать в своём темпе. Создаёт условия для осуществления принципа наглядности в обучении, приучает ребёнка к самостоятельной работе над материалом, открывает разнообразные формы работы на уроке и вне его (как самостоятельной, так и коллективной).Компьютерные технологии помогают в обеспечении учебного процесса новыми, ранее недоступными материалами, которые делают урочную деятельность более эффективной и интересной. Уроки, на которых используются информационные технологии, отличаются высокой организованностью, слаженностью.

   Любую форму проверки знаний можно значительно оживить внедрением новых технических средств. В наши дни компьютер становится ученику и учителю верным помощником.. Так почему бы не использовать его для проверки знаний и умений учащихся. Выполнение работ на компьютере имеет очевидные преимущества: сочетает проверку знаний и умений с элементами занимательности, ученики сразу видят результат и объективно выставленную отметку за работу. Применение компьютерных тестов как одной из форм фронтальной проверки знаний и умений учащихся позволяет задействовать всех учащихся, экономится время на уроке, решается проблема накопляемости оценок, повышается интерес к предмету. Кроме того, систематическое применение подобной проверки приучает быть активными и добросовестно готовиться к урокам..

Графическая работа

   Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем «звуковая модель слова», «состав предложения», синтаксический  разбор предложения.

   В качестве формы проверки синтаксических и пунктуационных умений и навыков рекомендуется использовать графические диктанты, которые не только помогают развитию способностей учащихся к абстрактному мышлению, но и дают учителю быструю информацию об их умении видеть структуру предложения, что, как известно, способствует сознательному усвоению синтаксиса и пунктуации, помогает школьникам учиться систематизировать и обобщать материал.

   Методика проведения графического диктанта такова: предложение читается  дважды. При первом чтении школьники слушают его, при повторном, не записывая самого предложения, чертят схему, соответствующую структуре данного предложения.

   Запись в тетради может выглядеть так:

        

        

   Графические диктанты могут быть и устными. Проводятся они с помощью карточек-схем, которые делаются из плотной бумаги и хранятся в отдельном конверте у каждого ученика.

   Образцы карточек-схем, отражающих структуры различных предложений:

  Широкий диагональный 2

   

    С целью проверки умения разбирать предложение по членам можно использовать наборное полотно. Под каждое предложение ученик вставляет условные значки, обозначающие те или иные члены предложения, например:

     Ночью         ветер        злится        и          стучит           в  окно.

Синтаксическая (пунктуационная) «пятиминутка»

   Дать учителю быструю и достаточно полную информацию о степени овладения учащимися синтаксических и пунктуационных умений может синтаксическая (пунктуационная) «пятиминутка»,на проведение которой на уроке отводится не более 5-6 минут. В зависимости от того, формирование каких умений и навыков ставится под контроль на конкретном этапе обучения, избирается и форма «пятиминутки».

   Задания «пятиминуток» могут быть разнообразными: выделить словосочетание из предложения; найти основу предложения, определить количество основ в предложении и др.

   Этот вид контроля является не только формой проверки синтаксических и пунктуационных умений и навыков, но и средством обучения, способствует формированию системы знаний по эти разделам школьного курса.

  Проводятся «пятиминутки» в основном в устной форме (кроме составления схем, графических диктантов и ряда других проверок). Для контроля на каждый урок обычно предлагается 2-3 предложения (или задания) одного типа. Анализ словосочетания, предложения, как правило, проводится без их предварительной записи. Это не только экономит время на уроке, но и способствует формированию умения школьников определять на слух структуру предложения, что очень важно при написании диктанта.

                                       Опрос с использованием таблиц

   Положительно сказывается на развитии навыков обобщения и систематизации изученного на основе сопоставления языковых явлений опрос с использованием таблиц. Эта работа делает усвоение знаний школьниками более осознанным, системным, учит классифицировать языковые явления. Например:

      1. Заполнить таблицу своими примерами и рассказать о роли существительного в предложении.

Роль существительного в предложении

Члены предложения

Примеры

1. Подлежащее.

2. Дополнение.

3.Обстоятельство.

4. Сказуемое.

   

 Обращение

    2. Заполнить таблицу:

Роль имени прилагательного в предложении

   

Члены предложения

Примеры

1.3. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

           Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения  учащимися теоретического материала,  системы научных понятий изучаемого курса; сформированности   умений   и   навыков,   опыта   учебно-познавательной   деятельности  школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию   обучения  тех  или   иных  изменений,   коррекции   в   процессе  учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и  коррекции могут быть:  устный  опрос  (фронтальный,  индивидуальный,  групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.;  зачетная, практическая работа;     практикумы;     контрольная, самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности  учащихся  применять  свои  знания,   умения  и   навыки   в  познавательно- практической деятельности в различных ситуациях обучения.

       После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

         Методическая подструктура уроков контроля и коррекции обычно выглядит так:

      вводная объяснительная часть (инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к      выполнению предстоящей работы — решению задач, написанию сочинений, диктанта, творческой работы и т.п.); основная часть — самостоятельная работа  учащихся, оперативный контроль, консультации учителя для поддержания у учащихся спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они делают; заключительная  часть — ориентировка учащихся в предстоящем изучении нового раздела, темы курса.

     Иногда уроки этого типа включают в себя следующие элементы: организационная часть,,  объяснение задания учителем, ответы на вопросы учащихся, выполнение учащимися задания,  сдача выполненного задания (или проверка его выполнения), задания  на дом, окончание урока. Все это еще раз подтверждает положение о том, что методическая подструктура должна быть гибкой, подвижной, вариативной.

   Кроме традиционных, рекомендуется использовать в школьной практике и нетрадиционные формы уроков проверки и учёта знаний и умений: зачётные викторины, конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ,  проектов, творческие отчёты.

   Такие уроки – это возможность развивать творческие способности и личностные качества учащихся, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

1.4. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности школьников.

    Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль. Любая проверка знаний должна определяться характером и объёмом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся. Не менее важно требование объективности оценки.

      Оценка – это определение и выражение в баллах (отметка) степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления учебной деятельностью учителя, она способствует также и совершенствованию самого учебного процесса и всестороннему, в том числе и нравственному, воспитанию учащихся. Но достижимо это только тогда, когда оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в сознании учащихся.

      Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Деятельность  учителя состоит в создании определённого общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление; что нужно сделать, чтобы исправить ошибки, если они есть. Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

                                 Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

                                                                          Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

 1) показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и толкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1)  показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3)        не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1)  усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2)  материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки

                                                    Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание:

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

 2) допустил не более одного недочета.

          Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2)  не более двух недочетов.

              Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2)  не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3)  не более двух-трех негрубых ошибок;

4)   одну негрубую  ошибку и три недочёта;

5)   при отсутствии ошибок  четыре-пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) если ученик правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) правильно выполнил не более 10% всех заданий.

                                                     Примечание:

    Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


                                                                       Глава 2.

 Пути и средства повышения успеваемости на уроках русского языка при использовании различных видов опроса.

  Практические рекомендации по эффективному применению контролирующих заданий.

    Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учёт знаний школьников помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и сознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применение их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью.

   Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: даёт индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры ,в случае выявления ошибочных суждений, сообщает факты, противоречащие неверному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений.

   Таким образом, контроль знаний, умений и навыков не только даёт возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими знаниями они овладели, чтобы в процессе познавательной дальнейшей деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся.

   Этот принцип обучения предполагает знания и учёт интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика.

    Выявление результатов обучения необходимо также и для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики и путях и способах её совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, преподаватель может обосновать свой выбор, применение тех или иных форм организации обучения, своевременно внести коррективы в его методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний.

   Важное место в моей педагогической практике занимает систематический, включённый в каждый урок, контроль.

   С 5 класса на протяжении изучения всего школьного курса русского языка дети ведут ученический словарь. Он состоит из разделов: «Словарь трудных слов», «Говори правильно», «Словарь корней», «Этимологический словарик», «Справочник». Все слова, помещённые в тот или иной раздел, многократно «пропускаются» через различные виды работ: орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова, и, наконец, контрольные диктанты. В результате такой систематической работы учащиеся «узнают» эти слова, легко выделяют и определяют в них значение корня, свободно подбирают к ним однокоренные слова, в том числе различных частей речи.

   В качестве упражнений, углубляющих, закрепляющих, а также контролирующих знания, умения учащихся, часто использую перфокарты. Их применение даёт возможность на данном же уроке устанавливать степень усвоения учащимися нового материала или пробелы в изученном ранее (см. приложение №1). Обязательно провожу работу в классе над всеми допущенными ошибками на этом же уроке или на последующем. Учащиеся записывают и объясняют написание всех слов, в которых были допущены ошибки. Эти упражнения также включаю в предупредительные, устные, выборочные диктанты при попутном повторении разделов курса.

   В 5, 6 классах практически на каждом уроке важное место отвожу так называемым «синтаксическим пятиминуткам». Задания бывают различными (см. приложение №2). Проводятся они в основном в устной форме (кроме составления предложений по данным схемам, схематических диктантов и ряда других видов работ). На уроке обычно предлагается не более двух предложений. Их анализ, как правило, осуществляется без предварительной записи. Это не только экономит время, но и способствует формированию умения определять структуру предложения на слух, что очень важно при написании диктанта.

   Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся и проверку письменного задания. Основной функцией этого структурного элемента урока является выяснение степени осознанного усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения. Дополнительными функциями являются контроль за выполнением (всё или не всё выполнили), воспитание, оценка знаний и умений учащихся.

   Для проверки домашнего задания чаще всего отвожу специальное время в начале урока. Но проверка может проводиться и как элемент работы над новым материалом, если этот материал органически связан с нею. Часть домашнего задания может быть проверена в специально отведённое время, а часть – в связи с изучением нового материала.

   В своей практике использую различные формы проверки домашнего задания: самопроверку, взаимопроверку, развивающие орфографическую зоркость; проверку факта выполнения работы ассистентами учителя из числа учащихся, выборочную и контрольную проверку (см. приложение №3).

   Широко используется взаимопроверка домашнего задания, когда даётся правильный вариант выполнения задания, а учащиеся исправляют неверное написание, оценивают работу.

   Эффективно проходит проверка домашнего задания, когда она тесно связана с новым материалом урока: в таком случае приходится часто обращаться к домашней работе, и проверка осуществляется рассредоточено.

   Один из  приёмов  проверки домашнего задания – самодиктант, когда нужно восстановить по памяти самое главное из сделанного упражнения или его части. Удачной формой проверки домашнего задания считается и такая, когда ученик проводит диктант по упражнению, тут же выбирая самое трудное в нём. Это интересная и полезная работа, потому что сразу видно, «чувствует» ли ученик материал.

   Если проверяется творческое задание, ответ непременно рецензируется.

     Исходя из дифференцированного подхода в обучении использую на уроках карточки различной трудности (см. приложение 4). Для «слабых» учеников при выполнении индивидуального задания обязательно даю образец его выполнения или  карточку-информатор (см. приложение №5).

   Большое внимание уделяю различным видам разборов: морфологическому, синтаксическому, пунктуационному, морфемному и пр.  Как показывает практика, на развитие языкового чутья школьников, повышение их орфографической грамотности, культуры речи положительно влияют задания, упражнения, различного вида разборы, которые направлены на осознание школьниками грамматического строя языка, выявление его структуры, раскрытие внутренней логики предмета.

   Морфологический разбор слова отрабатывается на основе обобщённых морфологических понятий «части речи» и «морфологические признаки частей речи». Насколько достигнуты глубокие и прочные знания, умения и навыки по морфологии, позволяют выявить проверочные задания различной степени сложности (см. приложение №6).

   Морфемный разбор является не только формой проверки знаний, но и средством, с помощью которого делается более интенсивным становление грамматических навыков школьников. С целью проверки умений учащихся разбирать слова по составу применяю различные виды опроса: перфокарты, индивидуальные задания, работа у доски, элементы занимательной грамматики, игра «Составь слово» и др. (см. приложение №7).                                                          

   Синтаксический разбор предложения с использованием наборного полотна, графические диктанты (см. страницы 12-13 данной работы), а также другие виды и формы работы по синтаксису и пунктуации, такие как: игра «Составь предложение», небольшие проверочные работы, упражнения с выборочным ответом и др. способствуют созданию прочной базы для совершенствования синтаксических и пунктуационных умений учащихся (см. приложение №8).

   

   Для проверки усвоения теоретических знаний школьников использую тестовую систему контроля. С помощью тестов можно проверить знания по теории школьного курса, в том числе и то, как усвоен только что объяснённый на данном уроке материал. По сравнению с традиционными формами проверки тесты позволяют существенно увеличить объём проверяемого материала и получить  более объективные данные о состоянии знаний, умений и навыков школьников.

   В своей практике я применяю как промежуточные тесты (по темам курса), так и итоговые (по разделам и всему курсу) (см. приложение №9).

   После изучения раздела, темы, курса, как правило, провожу контрольные, проверочные работы, уроки-зачёты, которые включают в себя задания на проверку знаний, умений и навыков по всему разделу (см. приложение №10).

   Особое место на уроках отводится такому виду опроса, как монологический связный ответ на лингвистическую тему. Устный монологический ответ при индивидуальном опросе способствует развитию умения учащихся строить целостное высказывание, в частности, на лингвистическую тему, а от этого во многом зависит, как известно, сознательное усвоение школьниками изучаемого материала, даёт возможность глубже оценить эффективность труда каждого ученика, воспитывает личную ответственность за результат своей работы. При этом учащиеся должны быть готовы дать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает понимание, дисциплину, уважительное отношение к одноклассникам. Оценивая товарища, учащиеся пользуются памятками, указывающими, на что надо обратить внимание. Например:

Памятка для анализа ответа товарища

  1. Соответствует ли ответ заданному вопросу?
  2. Последовательно ли отвечал товарищ?
  3. Можно ли ответ считать полным, убедительным?

       4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенных положений?

 5.Были ли ошибки, недочёты по существу и по форме изложения?

 

                                                            Заключение

   Основным критерием оценки эффективности современного урока русского языка является конечный результат – достигнута ли цель или нет, что усвоили учащиеся, какие конкретные знания отработаны на данном уроке. Поиски рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся приводят учителей к использованию при опросе различных видов контроля, который включает ряд требований:

  • Обеспеченность активной умственной деятельностью ученика.
  • Обучение школьников приёмам анализа материала.
  • Внесение элементов, пробуждающих интерес учащихся к работе.
  • Чёткость, целеполагающая направленность формулирования задания.
  • Наличие обратной связи.
  • Дифференцированность заданий.

   Контроль  знаний, умений и навыков учащихся является важным условием повышения эффективности учебного процесса.

   Функции контроля:

  • руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся;
  • выявление готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений;
  • выявление недостатков в работе учащихся;
  • повышение ответственности за выполняемую работу не только учащихся, но и  учителя.

   Практика показывает, что постоянных высоких качественных результатов обучения добиваются те учителя, которые умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, т.е. берут учёт знаний, умений и навыков учащихся под постоянное наблюдение.

   В.А.Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь – учебного.

   Нельзя не согласиться и с точкой зрения Б.Г.Ананьева, который считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намёков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников» (Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -М., 1980.-Т.2.-С.145).

   Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. Учителю приходится потратить много сил и времени на подготовку и проведение таких уроков, но результаты сказываются быстро: дети работают в силу своих возможностей, овладевают знаниями, проявляют интерес к предмету и завидную активность.

Приложение №1

Виды перфокарт

5 класс «Безударные гласные                                              5 класс «Буквы О – Ё после шипящих в  окончаниях прилагательных»                                                                                         корне»

                                                                             

                                            Стандартная перфокарта

         1

                                                            2

                                                           3

                                                           4

                                                           5

                                                          6

                                                          7

                                                          8

                                                         9

                                                         10

                                                          Приложение №2

Устная синтаксическая «пятиминутка»

5 класс. Составьте схему предложения (без записи самого предложения)

Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами;

дайте характеристику предложения. Выпишите и разберите по составу слово скрипит.

5 класс найти грамматические основы предложений:

1Лёгкий ветер на рассвете между листьев пробегает.

2. Каждый слышал песню дуба.

                                           

     

                                                           

     

                                                           

                                         

                                                           

                                                           

                                                           

                                                           

                                                           

                                                           

                         


Приложение №3

7 класс. Урок «Морфемика. Словообразование».

I Проверка домашнего задания (упражнение 434).

1. фонетический разбор воспроизведён на доске.

2. Орфограммы и знаки препинания проверяются путём взаимопроверки.

3. Разбор синтаксический и по составу проверяется фронтально.


              Приложение №4

5 класс. «Самостоятельные и служебные части речи»

Карточка №1

    Выпишите в один столбик 5 слов, являющихся самостоятельными частями речи, в другой – 5 слов, являющихся служебными частями речи.

    Для полезной деятельности человеку нужны: 1) честность, 2) любовь к труду, 3) твёрдость характера, 4) ум и 5) знание...

Трудолюбие необходимо каждому трудящемуся человеку; труд по какому-либо внешнему побуждению не принесёт и половины той пользы, которую принёс бы свободный и независимый труд. Но для непривычного человека труд всегда кажется чем-то тяжёлым и требует внешнего побуждения; поэтому человек должен приучить себя к труду, полюбить его, и труд должен сделаться в его глазах необходимой потребностью его жизни.

Карточка №2

 

 Заполни таблицу своими примерами.

Приложение №5

5 класс. «Имя прилагательное».

        х

   Выписать словосочетания «прилагательное + существительное». Определить род, число, падеж прилагательных.

   Образец:

           какие?

        Х

чистые               снега (мн. число, И. п.)

   Везде белели чистые снега. Топились в деревнях дневные печи, и золотые дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Рябые после вчерашнего снегопада леса виднелись ясно и близко, была везде густая светлая тишина.                                                             (по В. Белову)

                                               

                                                               Приложение №6

Карточка №1

Фамилия ученика:

Указать:

Слова

Начальная

форма

    Род

Склонение

Падеж

Окончание

В чащ…

Над рощ…

От здания школ…

В санатор…

К больн…

дочер…

Карточка №2

              3

Друзья     познаются      в     беде.

I Часть речи. Общее значение.

II Морфологические признаки.

                                                      III Синтаксическая роль.

Карточка №3

                                                                                                                                       3

Таким образом, можно сказать, что язык жестов равнозначен звуковому языку.

Приложение №7

Морфемный разбор

  1. С применением перфокарт.

                 

                    П е р е л ё т

       

                   Приморский

                   Отлёт

                    Приходит

  1. С использованием элементов занимательной грамматики.

                    Шарада

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

                                (Оценка)

  1. Игра «Составь слово».

Р а з н е с т и

З а г о в о р и л

                                                               Разговориться

Н о с и т ь

В о з и т ь

У м ы в а т ь с я

Приложение №8

5 класс . Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

  1. Спиши предложения, расставь знаки препинания, начерти схемы однородных членов.

Костёр горел жарко с треском. Искры взвивались падали шипели.

  1. Разбери предложения.

На хмуром небе редко показывается солнышко . По небу плывут чёрные тучи.

  1. На какие вопросы отвечает дополнение и как подчёркивается в предложении

Игра «Составь предложение».

  1. Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями.
  2. Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение.
  3. Добавить обстоятельство образа действия из предложения Осень щедро одаривает леса краской.
  4. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр.
  5. Из предложения Вы куда ведёте, дороги? взять существительное, которое является обращением.
  6. Добавить союз И и продолжить предложение однородным членом.

(Возможный вариант: Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поляны).  

                                     

                                                       Приложение № 9

7 класс. Промежуточное тестирование по теме «Причастие».

         

1.   Какое из данных слов является причастием?
1) Длинный              1)стеклянный

  1. старинный
  2. составлен-ный
  3. мгновенный

2)пустынный . v 3)отправленный 4)деревянный

 2. Какое из данных причастий действительное ?                                                1) открытая дверь             1).шуршащие листья

2) шумящий поток        2) распахнутое окно

3) сделанная работа        3) расставленные чашки

4) вырванный лист        4) отправленная телеграмма

     3.В каком из данных причастий суффиксы -ущ-/-ющ-?

 1)стел…щийся

  2) завис.. щий

     3)  ВИД..ЩИЙ

  4) крас.щий

      1) стро…щий

 2) ПИШ….ЩИЙ

 3) став…щий          4)люб…щий

                     

     .

      4. В каком из данных слов пишется нн ?

        1) песча…ый                  1) стекля…ый  

         2) отда…ый                    2) испуга…ый  

         3) полотня…ый             3) тума..ый

         4) засея…ый                   4) серебря…ый

  5.  В каком предложении есть  прич. + завис. сл.?

  1. Поле засеянное озимой рожью зазеленело.
  2. Расстилавшийся над рекой туман еще не рассеялся.
  3.  Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.

            Итоговый тест за курс 5 класса.

                                      I. вариант

 I. Укажите звонкие согласные: 1) к; 2) д; 3) т; 4) с.

II. Какая часть слова образует форму слова? 1) Корень; 2) суффикс; 3) приставка; 4) окончание.

III. Укажите суффикс глагола прошедшего времени: 1) -ал-; 2) -л-; 3) -ну-; 4) -и-.

IV.Найдите слово, строение которого соответствует схеме:

1) местность; 2) исписала; 3) безбрежный; 4) разговор.

V.Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверя-
ется ударением:

1) расстояние; 2) располагаться; 3) удивительный; А) разл..жить.

VI.Найдите верный ответ:

1) скрипач - имя суш., ж. р.; 2) написала — глагол прош. вр., ж. р., 3) пахуч — глагол наст., вр.; 4) написать — глагол несов. в,

VII Найдите слово, на конце которого не пишется мягкий знак: 1) дышиш..; 2) тиш..; 3) жгуч..; 4) испеч.. .

VIII Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:

(Знаки препинания не проставлены.)


1. Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль.

2. Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.

3. Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность светом.

 4. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

IX. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

                 

                 , и

(Знаки препинания не проставлены.)

1. Когда я вернулся домой мама уже спала.

2. Капли дождя редко стучали и шлепали по листьям.

 3. Наступила осень и птицы медленно потянулись к югу.

 4. Трава появилась там где сильнее припекало солнце.

                           

                             

                                                     

Приложение № 10

5 класс. Проверочная работа по теме «Имя существительное».

I 1) Выписать из текста имена существительные собственные.

Из истории русской одежды.

   Уже в XII веке жители Москвы одевались иначе, чем деревенские. Они носили не лапти, а кожаную обувь. Женщины-горожанки надевали на руки яркие стеклянные браслеты, недоступные крестьянкам. Бояре носили платье из роскошных тканей: шелков, бархата, парчи. Ткани попадали в Москву из Средней Азии, Индии, Персии, Китая, Италии, Англии и были очень дороги. Посадские же люди могли купить себе только дешёвые привозные ткани: кумач, бязь.

2) Заполнить таблицу примерами из текста:

                                  Существительные

 1 склонение      

2 склонение

3 склонение

3)Морфологический разбор выделенного существительного.

II Вставить пропущенные буквы.

Разд…ваться в аудитори…, задр…жать от радост…, по…вляться к ноч…, об увлечении…, Юли…, узнать о землетр…сени…, показаться на дорог…, в мякот… лимона, учился в лице…, поездка по Африк…, вдоль тропинк…, на тропинк…, по окончании… школы.

III Разобрать слова по составу: приближение, сожаление.

IV Синтаксический разбор предложения:

Пушистым инеем февраль щедро украшает деревья.

V Подобрать и записать слова:

а) три существительных  с корнями: -ЛАГ-/ -ЛОЖ-;

б) три существительных с корнями: -РАСТ-/ -РАЩ-/-РОС-;

в) существительные с корнями: -ЕДИН- / -ЖАЛ-/ -ТРЯС-.

                                 

                                                        Список литературы

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /  Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1984.

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987.

3. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. – М., 1974.

4. Богданова А.Г. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1989.

5. Болтика Л.Р. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987.

6. Век Х. Оценки и отметки. – М.: Просвещение, 1984.

7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.

8. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. – Начальная школа, №7, 1999.

9. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. – М., 1973.

10. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 1961.

11. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.

12. Методика преподавания русского языка. /  Под ред. М.Т.Баранова. – М., 1990.

13. Охитина Л.Г. Психологические основы урока. В помощь учителю. – М., 1977.

14. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. – М., 1965.

15. Поздняков И.С. Методика преподавания русского языка. – М., 1955.

16. Развитие творческой активности школьника. /  Под ред. А.Н.Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.

17. Современный русский язык. / Под ред. Д.Э.Розенталя. – М., 1976.

18. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: Педагогика, 1979.

19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.

20. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – М.: Просвещение, 1985.

21. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах : Книга для учителя : Из опыта работы. /  Сост. И.В.Галлингер, С.И. Львова. – М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Статья на тему: Педагогические основы контроля и оценки деятельности учеников на уроках русского языка и литературы.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса являетсясистематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно –познавательной деятельности уч...

Виды контроля знаний и умений учащихся на уроках русского языка

Мастер- класс . Презентация к выступлению на тему:"Виды контроля знаний и умений учащихся на уроках русского языка"...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...