ПРАЗДНИК ПРИЧАСТИЯ
план-конспект занятия по русскому языку на тему

Суворова Светлана Михайловна

      В  мероприятии  участвуют  две  команды  по  3-5  человек  и  их  болельщики  (  это  могут  быть  команды  одного  класса  или  двух ).  Проводится  Праздник  во  время  урока  или  после  уроков.  В  жюри  могут  быть  приглашены  старшеклассники  и (или)  учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_prichastiya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        ПРАЗДНИК  ПРИЧАСТИЯ.

      В  мероприятии  участвуют  две  команды  по  3-5  человек  и  их  болельщики  (  это  могут  быть  команды  одного  класса  или  двух ).  Проводится  Праздник  во  время  урока  или  после  уроков.  В  жюри  могут  быть  приглашены  старшеклассники  и (или)  учителя.

      Предварительные  задания  командам ( в  их  выполнении  принимают  участие  и  игроки,  и  болельщики):  

     1)  нарисовать  портрет  Причастия,  его  герб  и  родословное  древо;  

     2)  написать  биографию  Причастия;  

     3)  сочинить  о  нём  песенку  и  грамматическую  сказку;  

     4)  составить  кроссворд;  

     5)  придумать  название  команды  и  девиз.

                                                         Ход  Праздника.

                                                                            Причастие – это  грамматическая  часть  речи,                                                                                                                  

                                                                       причастная  глаголу,  в  образе  прилагательного.

                                                                                                                                        В. И. Даль.

       Сегодня  у  нас  особенный  день – Праздник  Причастия.  Праздник  потому,  что  вы   близко  познакомились  с  этой  частью  речи,  живущей  в  большой  стране – Грамматике,  в  городе  Морфология.  Узнали  новые  орфографические  и  пунктуационные  правила,  а  значит,  стали  умнее,  грамотнее.  А  это  стоит  отметить.  Но  ни  один  праздник  не  обходится  без  виновника  торжества.

       (Дети  вывешивают  нарисованные  портреты  Причастия,  по  необходимости  комментируя.)

       Как  у  любого  достаточно  важного  жителя  Морфологии,  у  Причастия  были  своё  родословное  древо  и  свой  герб,  но  с  течением  времени  потерялись,  стёрлись  из  памяти  потомков,  и  нам  пришлось  их  восстанавливать.  Поручили  мы  это  дело  двум  группам  исследователей,  и  вполне  понятно,  что  их  варианты  герба  и  древа  несколько  отличаются.

      (Учащиеся  вывешивают,  комментируя,  свои  герб  и  древо  Причастия.)

      Любой  праздник,  посвящённый  кому-либо,  начинается  с  рассказа  о  его  жизненном  пути,  о  судьбе.  Мы  не  станем    нарушать  традиции.  А  чтобы  быть  более  объективными,  послушаем  двух  биографов  Причастия.

      (Слушаются  составленные  командами  биографии  Причастия.)

      Как  видим,  Причастие – знаменитость  в  Грамматике,  поэтому  неудивительно,  что  у  него  есть  свои  почитатели  и  поклонники.  Они  так  хорошо  изучили  жизнь  Причастия,  что  считают  себя  знатоками.  При  этом  каждый  знаток  думает,  что  именно  он  знает  о  Причастии  намного  больше  других.  И  вот  сейчас  к  нам  пришли  две  команды  интеллектуалов,  которые  решили  проверить,  кто  же  лучше  знаком  с  жизнью  Причастия.  Мы  проведём  между  этими  командами  игру  под  названием  «Знатоки  Причастия».

        1.  Представление  команд,  девиз.

        2.  Разминка.

        Какая  команда  подберёт  больше  причастий  к  существительному  «ученик»?

        В  это  время  болельщики  выполняют  своё  задание:  подобрать  к  словам  антонимы  этой  же  части  речи (отсутствующий,  удалившийся,  уважаемый,  победивший,  поднятый,  загрязнённый,  уменьшенный,  заболевший,  оторванный,  разбросанный,  охлаждённый).

        На  выполнение  отводится  одна  минута,  каждое  правильно  подобранное  слово  или  антоним – один  балл.

        3.  Теоретическая  часть.

        У  каждой  команды – две  карточки (зелёного  и  красного  цвета).  Читается  утверждение.  Если  оно  верно – поднимается  карточка  зелёного  цвета,  если  неверно – карточка  красного  цвета.  Команды  работают  без  капитанов,  которые  в  это  время  выполняют  индивидуальное  задание.  ( Каждый  верный  ответ  ( это  будет  относиться  и  к  практической  части) – один  балл.)

        Верно  или  нет?  

1)  краткие  причастия  изменяются  по  родам,  числам  и  падежам;

 2) от  глаголов  совершенного  вида нельзя  образовать  причастия  настоящего  времени;

 3)  в  страдательных  причастиях  прошедшего  времени  -нн-  пишется,  если  есть  приставка,  суффикс  -ова-,  -ева-,  -ирова-,  если  есть  зависимое  слово;

 4)  страдательные  причастия  прошедшего  времени  имеют  суффиксы  -анн-,  -енн-,  -т-;

 5)  в  страдательных  причастиях  прошедшего  времени  после  шипящих  под  ударением  пишется  «о»,  в  безударном  положении - «е»;

 6)  НЕ  с  причастием  пишется  слитно,  если  причастие  без  НЕ  не  употребляется,   если  у  него  нет  зависимого  слова  и  противопоставления  с  союзом  А;

 7)  причастный  оборот  в  предложении  всегда  выделяется  запятыми;  

8)  действительные  причастия  настоящего  времени  образуются  от  глаголов  только  несовершенного  вида;  

9)  правописание  суффиксов  -ущ- (-ющ-),  -ащ- (-ящ-)  зависит  от  спряжения  глагола,  от  которого  образовано  причастие;  

10) от  непереходных  глаголов  нельзя  образовать  страдательные  причастия;  

11)  страдательные  причастия  настоящего  времени  имеют  суффиксы   -ем- (-ом-),  -им-;

 12)  причастия,  обозначающие  признак  того  предмета,  который  испытывает  на  себе  действие  со  стороны  другого  предмета,  называются  действительными.

        4.  Практическая  часть.

        Команды  играют  уже  с  капитанами.  У  каждой  из  них  три  карточки  с  цифрами  1, 2, 3.  Поднимается  карточка  с  тем  номером,  который  соответствует  правильному  ответу.

        а)  найти  причастие:  1) мокрый,  2) солёный,  3) поджаренный;  1)  летучий,  2) сожженный,  3)  дремучий;

        б)  -нн-  пишется:  1) бельё  поглажено,  2) желанный  гость,  3) коротко  острижена;  1)  крашеный  пол,  2) несмышлёный  ребёнок,  3)  купленные  книги;  1)  расчищенная  дорожка,  2) мороженое  мясо,  3) раненый  боец;  1)  стёганая  куртка,  2) плетённая  дедом  корзина,  3)  незваный  гость;

         в)  Ё  пишется:  1) сожжённый,  2) шорох,  3) трущоба;  1) зайчонок,  2) шов,  3) решённый;  1) бережёт,  2) холщовый,  3) увлечённый;  1) мочёный,   2)  течёт,  завершённый;

г)  где  страдательное  причастие?  1) соломенный,  2) потерянный,   3) выпавший;  1) освещаемый,  2) игравший,  3) дремлющий;  1) квашеная  капуста,  2) разбитый  стакан,  3) мочёные  яблоки;  1) потерян,  2) интересен,  3) улыбающийся;

        д) НЕ  пишется  раздельно:  1) неизведанные  края,  2) непрочитанная  книга,  3) решение  не  продумано;  1) не  замеченная  учителем  ошибка,  2) недоумевающий  взгляд,  3) нерешённая  задача;  1) никем  не  нарушаемая  тишина,  2) работа  не  закончена,  3) неотправленное  письмо.

        Итак,  мы  смогли  убедиться,  насколько  хорошо  знатоки  изучили  жизнь  Причастия,  но  пока  ещё  нам  с  вами  рано  говорить  ему  «ты».  Есть  ещё  небольшие  пробелы  в  знаниях.  Причастие  действительно  очень  упрямая  часть  речи  и  по-своему  знаменитая.  И,  как  о  любой  знаменитости,  о  нём  существует  огромное  количество  баек,  историй,  сказок.  Послушаем  лишь  две  из  них.

       ( Команды  рассказывают  сочинённые  о  Причастии  сказки.)

       Пока  мы  слушали  сказки,  пришло  ещё  несколько  заданий  для  знатоков.  Но  так  как  они  уже  немного  устали,  то  одно  из  заданий  им  помогут  выполнить  болельщики.                 ( Командам  выдаются  листы  с  заданием  на  правописание  -н- - -нн-.)

       Задание  для  болельщиков:  заменить  фразеологизмы  одним  словом (глаголом)  и  образовать  от  него  причастие  ( мозолить  глаза;  точить  лясы;  клевать  носом;  водить  за  нос;  мотать  на  ус;  сесть  в  калошу).

        Наш  Праздник  подходит  к  концу,  но  ни  одно  торжество,  радостное  событие  не  может  обойтись  без  песни.  И  наш  Праздник  трудно  было  бы  назвать  праздником,  если  бы  не  прозвучали  песни  в  честь  Причастия  или  о  нём.

        ( Команды  вместе  со  своими  болельщиками  исполняют  сочинённые  о  причастии  песни.)

        Всё  когда-то  заканчивается.  Но  уж  так  повелось  исстари,  что  в  память  о  каком-то  событии  создают  книгу,  делают  передачу,  пишут  в  газету,  журнал.  Мы  же  в  честь  нашего  особого  события – Праздника  Причастия – придумали  кроссворды.

       ( Команды  обмениваются  составленными  кроссвордами,  начинают  их  отгадывать ( в этом  тоже  могут  участвовать  и  болельщики),  а  в  это  время  жюри  подводит  итоги.  Что  касается  кроссвордов,  то  оценивается  лишь  качество  его  составления.)

                                                              Приложение.

        1.  Задание  для  капитанов.

         Расставить  знаки  препинания,  подчеркнуть  причастные  обороты,  указать  определяемое  слово.

         На  картине  И. И. Шишкина  «Утро  в  сосновом  лесу»  изображена  медведица  с  медвежатами  наслаждающимися  в  лесной  чаще  утренней  прохладой.

         Ещё  рано.  Откуда-то  снизу  тянет  сыростью  и  поднимается  лёгкий  туман  застилающий  лесные  дали  прозрачной  дымкой.  Дремлют  ещё  не  сбросившие  с  себя  сон  сосны.  Выглянувшее  из-за  горизонта  солнце  чуть  золотит  верхушки  сосен.  Сквозь  просветы  видны  пористые  облака  проплывающие  высоко-высоко  над  деревьями.  Пахнущий  смолой  воздух  чуть  сыроват  прохладен  и  душист.

        В  чаще  леса  на  поляне,  у  сосны  сломанной  бурей  расположились  медведи.  Два  медвежонка,  неуклюжие  и  смешные,  вскарабкались  на  ствол  сосны  и  играют  а  медведица-мать  смотрит  на  них.  Третий  медвежонок  залезший  на  верхушку  сосны  с  любопытством  смотрит  вниз,  боясь  высоты.

        В  этот  ранний  час  в  лесу  тихо,  никого  не  видно.

        2.  Задание  для  команд.

        -Н-  или  -НН-?

        1) Прошёл  он,  Вася  Тёркин,  из  запаса  рядовой,  в  просолё…ой  гимнастёрке  сотни  вёрст  земли  родной.  2) Но  когда  пора  настала,  долгожда…ый  вышел  срок,  то  впервые  воин  старый  ничего  сказать  не  мог.  3) Эх,  суко…ая,  казё…ая,  вое..ая  шинель,  у  костра  в  лесу  прожжё…ая,  отме…ая  шинель.  4) Упадёшь  ли,  как  подкоше…ый,  поране…ый,  наш  брат,  на  шинели  той  поноше…ой  снесут  тебя  в  санбат.  5) Лес – ни  пулей,  ни  осколком  не  поране…ый  ничуть,  не  порубле…ый  без  толку,  без  порядку,  как-нибудь;  не  корчёва…ый  фугасом,  не  повале…ый  огнём,  хламом  гильз,  жестянок,  касок  не  завале…ый  кругом,  блиндажами  не  изрытый,  не  расстрое…ый  зимой,  ни  своими  не  обжитый,  ни  чужими  под  землёй.  6) Подмороже…ый,  простуже…ый,  отдыхает  он,  герой,  ране…ый,  контуже…ый,  да  здоровый  и  живой.

        ( Без  ошибок – 5 баллов;  одна  ошибка – 4 балла;  2 ошибки – 3 балла;  3 ошибки – 2 балла;  4 ошибки – 1 балл;  5 и  более  ошибок – ноль  баллов.)

        3.  Ответы  к  заданиям  для  болельщиков.

        1-ое задание:  присутствующий,  приблизившийся,  презираемый,  проигравший,  опущенный,  очищенный (вычищенный),  увеличенный,  выздоровевший (вылечившийся),  присоединённый (пришитый),  собранный,  подогретый.

        2-ое задание:  надоевший,  болтающий (разговаривающий),  дремлющий (засыпающий),  обманывающий,  запоминающий,  опозоренный (опозорившийся).

        4.  Грамматические  песни.

                                                      *   *   *

                               Однажды  на  свет  появилось  Причастье,

                               В  рожденье  его  Глагол  принял  участье:

                               Ему,  не  жалея,  отдал  он  основу –

                               И  с  суффиксом  новым  уж  новое  слово.

                                                 И  в  придачу  к  сему

                                                 Своё  время  ему

                                                 И  свой  вид  подарил,

                                                 Постфикс  -ся  не  забыл.

                              Как  только  Причастье  на  свет  появилось,

                              К  нему  Имя  щедрое  сразу  явилось,  

                              Свои  окончанья  ему  подарило,

                              Лучом  полной  жизни  его  озарило.

                                                 И  падеж  ко  всему

                                                 Подарило  ему,

                                                 Род  в  руках  принесло,

                                                 Не  забыло  число.

                             Причастье  с  словами  в  любом  предложенье

                             Внимания  требует  и  уваженья.

                             И  признак  по  действию   смело  укажет,

                             И,  где  препинания  знаки,  подскажет.

                                                  Кто  с  ним  в  ссоре – беда:

                                                  Не  простит  никогда.

                                                  Подружись  быстро  с  ним  

                                                  И -  вперёд,  пилигрим!

                                                               *   *    *

                       Я  спешил  к  вам,  друзья,  с  жутким  нетерпеньем,

                       У  Глагола  не  зря  спросил  разрешенье.

                       У  него  взял  я  вид,  постфикс  -ся  и  время.

                       Я  хочу,  чтоб  со  мной  стали  все  умнее!

                       Я  хочу,  чтоб  со  мной  стали  все  умнее!

                                             В  Грамматике  эта  часть  речи  живёт,

                                             Невеждам  спокойно  пожить  не  даёт,

                                             Прилежных  и  умных  полюбит  навек –

                                             Узнай  о  Причастии  всё,  человек!    

                      С  Прилагательным  я  живу  очень  дружно,

                      На  него  чересчур  похожу  наружно.

                      Род,  число  и  падеж  мне  оно  вручило,

                      Не  хотело,  чтоб  я  неизменным  было.

                      Не  хотело,  чтоб  я  неизменным  было.

                                             Припев.

                      Иногда  веселюсь,  иногда  страдаю,

                      О  моей  дружбе  с  НЕ  многие  не  знают.

                      Я  люблю  иногда  с  вами  играть  в  прятки,

                      Кто  изучит  меня – будет  всё  в  порядке.

                      Кто  изучит  меня – будет  всё  в  порядке!

                                            Припев.

       5.   Грамматические  сказки.

                                 Сказка  о  дружбе  Причастия  с  НЕ.

      Жила-была  НЕ.  Она  очень  хотела  подружиться  с  Причастием,  поэтому  решила  отправиться  на  поиски  друга. Шла  она  через  леса  и  луга, переплывала  реки  и  моря – искала  себе  товарища.

      Однажды  утром  видит  НЕ,  что  по  дороге  едет  карета,  в  которой  сидит  госпожа  Причастие  со  своими  слугами – зависимыми  словами  и  с  противопоставлением  с  союзом  «а».  НЕ  подошла  к  карете  и  вежливо  попросила: «Госпожа  Причастие,  Вы  так  мне  нравитесь,  разрешите  мне  состоять  в  числе  Вашей  свиты».  Ничего  не  ответила  высокомерная  и  заносчивая  барыня,  лишь  пренебрежительно  отвернулась  от  НЕ  и  велела  продолжать  путь.  НЕ  расстроилась,  но,  подумав  немного,  побрела  дальше.

      Вдруг  на   лугу  она  заметила  Краткое  Причастие,  собирающее  цветы.  Частица  подошла  к  нему  и  предложила  свою  дружбу,  но  Причастие  было  слишком  увлечено  собой,  оно  ничего  не  ответило,  а  побежало  догонять  красивую  бабочку.

      Совсем  опечалилась  НЕ,  и  тут  она  увидела  бегущее  ей  навстречу  Причастие,  выражение  лица  которого  очень  пугало,  настолько  оно  было  бессмысленным.  Причастие  бежало  и  кричало: «Наконец-то  я  нашло  тебя,  ты  обязательно  должна  быть  со  мной!  Только  с  тобой  моя  жизнь  имеет  смысл».  Частичка  с  радостью  взяла  Причастие  за  руку,  и  они,  как  одно  целое,  пошли  дальше.

       Как-то  зимним  морозным  вечером  в  маленький  домик  НЕ  кто-то  постучался.  Это  была  госпожа  Причастие,  которую покинули  друзья  и  слуги.  НЕ  пожалело  одинокую,  брошенную  всеми  барыню  и  решила  помочь  ей,  приютив  в  своём  домике  до  тех  пор,  пока  не  вернётся,  одумавшись,  её  свита.  Госпожа  была  очень  благодарна  НЕ.  В  скором  времени  свита  действительно  вернулась,  и  госпожа  покинула  домик  НЕ.  

        Так  частичка  и  живёт  со  своим  единственным  другом  Причастием,  которое  без  неё  жить  не  может,  а  иногда  их  навещает  госпожа  Причастие,  но  это  бывает  лишь  в  те  тяжёлые  для  барыни  времена,  когда  её  покидают  все  слуги.  В  хорошие  времена  она  даже  не  вспоминает  о  НЕ.

                                Сказка  о  двух  подружках  Н  и  Н.        

        В  домике  Причастий  жили  две  подружки – Н  и  Н. С  ними  жили  ещё  зависимые  слова,  суффиксы  -ова- (-ева-),  -ирова-,  приставки,  кроме  НЕ (  её  подружки  недолюбливали  из-за  несносного  характера ). Все  вместе  они  жили  очень  дружно,  но  стоило  только  Н  и  Н  остаться  вдвоём,  без  друзей,  как  начинались  ссоры,  и  одна  из  Н  покидала  дом  до  возвращения  в  него  хотя  бы  одного  из  прежних  друзей.  Если  друзья  где-то  очень  долго  задерживались,  то  Н  и  Н  ходили  в  гости  к  Глаголу  совершенного  вида,  в  присутствии  которого  они  не  могли  поссориться.  Так  и  жили  Н  и  Н,  настолько  похожие  друг  на  друга,  что  без  кого-то  третьего ( Глагола  совершенного  вида,  или  зависимого  слова,  или  приставки,  кроме  НЕ,  или  суффиксов  -ова- ( -ева-),  -ирова-)  обязательно  расставались,  чтобы  отдохнуть  от  второго  «я».