Урок в форме творческой мастерской по теме «Простое осложнённое предложение»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Фиалковская Вероника Петровна

Формирование УУД школьников на данном уроке осуществляется в соответствии с его формой. При составлении данного урока мною использовалась технология педагогических мастерских, которая предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала и способа предъявления результата. Она ориентирована не на прямую передачу информации, а на совместный поиск знаний, их «самостроительство», личную заинтересованность ребёнка в изучаемом материале. Необходимая информация подаётся учителем дозами, создаётся атмосфера сотворчества, при этом исключается официальное оценивание работы ученика. Обязательной является рефлексия.

Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. В основном она подходит для проведения уроков обобщения и уроков развития речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oslozhnyonnoe_predlozhenie.rar669.71 КБ

Предварительный просмотр:

Фиалковская Вероника Петровна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12

муниципального образования г. Ноябрьск»

veroni_8975@mail.ru

89124202477

Работа размещена на сайте: http://nsportal.ru/fialkovskaya-veronika-petrovna

(Диплом 1 степени Общероссийского конкурса «Применяем ИКТ на уроках

(занятиях) гуманитарного направления»

Информационно-Методический центр «Эврика»;

Диплом 3 степени Второй Всероссийской научно-исследовательской

конференции для педагогов «Педагогический поиск».

 Секция «Общее среднее образование».  

  Интернет-портал konkursydetyam.ucoz.ru)  

 

Урок в форме творческой мастерской по теме «Простое осложнённое предложение»

Аннотация

Формирование УУД школьников на данном уроке осуществляется в соответствии с его формой. При составлении данного урока мною использовалась технология педагогических мастерских, которая предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала и способа предъявления результата. Она ориентирована не на прямую передачу информации, а на совместный поиск знаний, их «самостроительство», личную заинтересованность ребёнка в изучаемом материале. Необходимая информация подаётся учителем дозами, создаётся атмосфера сотворчества, при этом исключается официальное оценивание работы ученика. Обязательной является рефлексия.

Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. В основном она подходит для проведения уроков обобщения и уроков развития речи.

 

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» Фиалковская Вероника Петровна

Класс: 5

Форма проведения: творческая  мастерская

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели:

Деятельностные:

- развивать умения конструирования индивидуальных знаний, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;

- систематизировать знания о простом осложнённом предложении;

- уметь находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями,  сравнительными оборотами, основываясь на алгоритм, выстраивать ассоциации;

-  закрепить умения правильно расставлять  знаки препинания в простых осложнённых предложениях;

- способствовать формированию у обучающихся умений слушать других и высказывать своё мнение, создавать групповой проект;

- воспитывать уважение к мнению высказывающихся;

- содействовать развитию эстетического вкуса обучающихся.

- обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

Содержательные: отработать правила по осложнённому предложению

  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.

- Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

Ход урока:

Этапы урока

Характеристика этапа урока

Содержание урока

Индукция

- создание эмоционального фона;

- введение в языковую ситуацию (тему) и др.

На проекторе – репродукция картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка»

Работа с репродукцией картины

Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка».

Учитель читает четверостишие:

Мчится тройка по белой дороге.

Вьётся, падает снег на дворе.

В серебре, будто якорь, снежинка,

Закружившись, спешит к детворе.

Учитель: Ребята, посмотрите на репродукцию картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка».

?Что изображено на этой репродукции? (Дети перечисляют).

?А о чём эта картина?

(Подвести детей к ответу: о зиме).

Учитель: Тема зимы на сегодняшнем занятии будет у нас сквозной. А теперь перейдём к следующему слайду.

На слайде - квадрат, разделённый на два прямоугольника, по углам которого записаны предложения:

Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

Сугробы, как горы,  возвышались впереди.

Я рад приходу твоему, зима!

Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

? Прочитайте внимательно предложения.

?Какова тематика данных предложений?

(В них говорится о зиме).

?А чем ещё схожи предложения по своей структуре?

(Это простые осложнённые предложения)

?А чем они осложнены?

. (Они осложнены однородными членами, вводными словами, обращениями,  сравнительными оборотами. Ученики определяют, чем осложнены предложения, комментируют постановку знаков препинания.)

Учитель:  

Сформулируйте тему урока, исходя из скроектированных  предложений.

Ученики формулируют тему:

Простое осложнённое предложение.

Учитель: О чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

 Ученики формулируют цели:

- работать с осложнёнными предложениями;

-находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями,  сравнительными оборотами,

- уметь правильно расставлять  знаки препинания в простых осложнённых предложениях.

Учитель: Замечательно!!!

Тема и цели проектируются.

Самоконструкция

конструирование индивидуальных знаний; первичное предъявление своих знаний

Учитель: Перед вами – схематичная конструкция: части ели. Обратите внимание на то, как они называются

Схема чего вам представлена?

  (Это своего рода структура, схема определения предложения).

(Это основная единица синтаксиса.- верхушка

Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

В нём есть знаки препинания.

Оно может быть простым и сложным.

Предложение содержит высказывание (мысль). – нижняя часть ели).

 Да, всё замечательно. Но перед нами типичное простое  предложение.

?А что происходит с предложением, если мы при его построении будем использовать однородные члены, вводные слова, сравнительные обороты, обращения?

Следующий слайд.

( Предложение оживает, становится красивым, ярким.)

Социоконструкция

активизация собственных знаний по теме

Учитель: А теперь давайте обратимся к предложениям, по которым мы формулировали   тему нашего занятия.  Каждая группа берёт по одному предложению, определяет, чем оно осложнено, и объясняет расстановку знаков препинания.  

А прежде давайте обратимся к алгоритму определения осложнённости, который мы вывели с вами на уроках русского языка, когда работали с осложнёнными предложениями.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически. Можно объяснить устно.
  5. Построить схему предложения.

Учитель: Это вам поможет, дорогие дети, в выполнении работы. Также вы можете при выполнении работы руководствоваться теоретическими справками по данной теме с целью правильного выполнения работы. Все работаете в группе. Ответственный за работу в группе определяет, кто будет отвечать.

Теория:

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к  одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

Работа в группах.

Учитель: Каждой группе дано одно осложнённое предложение.  

Слайд – алгоритм определения осложнённости предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

Сугробы, как горы,  возвышались впереди.

Я рад приходу твоему, зима!

Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

 

1 группа

Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

2 группа

Сугробы, как горы,  возвышались впереди.

3 группа

Я рад приходу твоему, зима!

4 группа

Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

Ответы учеников. Выходят по одному представителю от группы. На проекторе:   предложения. Дети поясняют расстановку в них знаков препинания, схемы  рисуют на доске.

Выводы:

Учитель: Чем были осложнены представленные Вам, дети предложения?

(Однородными членами, сравнительным оборотом, обращением, вводным словом)

Учитель: А почему данные предложения распределены на 2 группы? По какому принципу произведено данное разделение?

(Сравнительные обороты и однородные члены предложения являются членами предложения, а вводные слова и обращения – нет).

Фикультминутка

Разминка

 (текст и последовательность действий представлены на проекторе)

Раз!  (поворачиваемся вокруг себя)

Я – снежинка!  Я кружусь!

Два!  (садимся на корточки, лицом вниз)

Я присяду и пригнусь!

Три! (встаём и улыбаемся)

Резко встану, улыбнусь!

Четыре! (садимся на места).

За работу я возьмусь!!!

Социализация

работа в группах; анализ своих знаний: их соответствие конструкции групповых знаний, выводов

Творческая мастерская

Итак, принимаемся за работу. Открывается наша творческая мастерская!!!

Я предлагаю группам выбрать себе по желанию творческое задание:

  1. Напишите письмо другу с описанием вашей прогулки по  зимнему парку.
  2. Сочините стихотворение (четверостишие) о зимнем лесе, о зиме.
  3. Напишите сочинение-миниатюру  по репродукции картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка» (планшет с изображением репродукции картины).
  4. Нарисуйте, какой вы себе представляете зиму и расскажите о том, что вы изобразили.

Ну и индивидуальное  задание: Напишите синквейн о зиме.

 Учитель: Ребята, в ваших текстах в обязательном порядке должны быть осложнённые предложения.

Работа в группах – полторы минуты.

Афиширование

представление своих знаний всему классу

Ответы групп.

Учитель: Итак, давайте заслушаем ответы групп. Выходит один представитель от группы. В то время, когда отвечающий представляет продукт творчества, все ученики слушают и готовятся к комментариям о том, какие осложнённые предложения есть в тестах.  

Разрыв

осознание учащимися неполноты своих знаний

Учитель: Ответьте на вопрос: С какими осложнёнными предложениями мы с вами сегодня работали?

Выводы: Итак, в чём же особенность осложнённых предложений?

(Они украшают текст.

 Делают текст интересным, красочным.)

Рефлексия

Самосознание: что происходило на занятии

Учитель: Теперь я вас предлагаю изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Ответьте на вопросы.

Рефлексия:

Оцените свою работу

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

Наш урок закончен. Наша творческая мастерская завершена.  И я, ребята, в память о нашем творческом занятии предлагаю взять каждому из Вас  небольшой сувенир.

Николай Алексеевич Шумилкин . Тройка

Николай Алексеевич Шумилкин .Тройка

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Теория:

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к  одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

Теория:

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к  одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

Теория:

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к  одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

Теория:

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к  одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

1 группа

Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

2 группа

Сугробы, как горы, возвышались впереди.

3 группа

Я рад приходу твоему, зима!

4 группа

Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

Творческое задание

Напишите письмо другу с описанием вашей прогулки по  зимнему парку.

Творческое задание

Сочините стихотворение о зимнем лесе.

Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру  по репродукции картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка».

Творческое задание

Нарисуйте, какой вы себе представляете зимуи расскажите о том, что вы изобразили.

Индивидуальное  задание:

Напишите синквейн о зиме.

РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения.

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения.

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения.

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения.

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения.

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Простое осложнённое предложение" для учащихся 11 классов.

Тест проводится после изучения темы "Синтаксис простого предложения"....

Урок русского языка в 6 классе: "Повторение изученного в начальной школе по теме "Простое осложнённое предложение" по учебнику С. И. Львовой

Сведения об авторе: Митина Таисия Александровна, учитель русского языка и литературыПредмет: технологическая карта к уроку русского языка в 6 классеКласс: 6Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-...

Самостоятельная работа по русскому языку в 9 классе по теме "Простое осложнённое предложение"

Данную работу можно проводить и в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ, можно использовать как зачётную, добавить задания по орфографии....

Сборник диктантов по теме «Простое осложнённое предложение» (по произведениям М.Ю.Лермонтова)

Сборник пригодится для работы на уроках русского языка в 8 классе по теме "Простое осложнённое предложение". Сборник содержит цитаты из произведений М.Ю.Лермонтова, иллюстрирюущие применение обращений...

Проверочная работа по теме "Простое осложнённое предложение" 5-6 класс

Проверочная работа по теме "Простое осложнённое предложение" 5-6 класс...

Проверочная работа по теме "Простое осложнённое предложение". 5 класс

Проверочная работа, позволяющая выявить, насколько дети усвоили синтаксис простого предложения с осложнением однородными членами и обращением....

Контрольная работа по теме "Простое осложнённое предложение" 11 класс

Проверка знаний по теме "Пунктуация простого осложнённого предложения". Некоторые задания соданы по типу заданий ЕГЭ. Работа рассчитана на 2 урока....