Подготовка к публичному выступлению на уроках русского языка в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Данная методическая разработка написана на тему: "Подготовка к публичному выступлению на уроках русского языка в  9 классе". Она содержит общие требования к публичным выступлениям, примеры их классификаций, трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к публичным выступлениям. В конце работы представлены примеры упражнений для подготовки к публичному выступлению. Данные упражнения помогут учащимся преодолеть трудности разного характера и качественно подготовиться к различным публичным выступлениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Подготовка к публичному выступлению на уроках русского языка в 9 классе»

Выполнила: Веденеева Оксана Викторовна,

                                                       учитель русского языка и литературы

                                                       МБОУ СОШ №107 г.о. Самара

Самара 2015

Содержание

Пояснительная записка                                                                                          3                                                                                          

  1. Примеры классификаций публичных выступлений                            4
  2. Общие требования к публичному выступлению                                 7
  3. Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к публичному выступлению                                                                    11
  4. Упражнения для подготовки к публичному выступлению на уроках русского языка в 9-ых классах                                                             12

Заключение                                                                                                            19

Список использованной литературы                                                                   20


Пояснительная записка

Говорить публично приходится каждому школьнику, который готовит сообщения, доклады, рефераты к урокам или занятиям кружка, выступает на классных часах, на торжественных актах, посвящённых началу учебного года, его окончанию, праздникам и т.д. Публика в этом случае может быть знакомой  или незнакомой. Наши дети выступают также на Кирилло-мефодиевских чтениях, конкурсах выразительного чтения и т.п., то есть перед незнакомой аудиторией. Поэтому важно помочь девятиклассникам освоить приёмы публичного выступления.

Что такое публичное выступление? Согласно большому толковому словарю  современного русского языка Д.Н.Ушакова «публичный» означает: «совершающийся в присутствии общества, публики, открытый, гласный»[1]. А слово «выступление»  - это действие по глаголу выступить в значении: «публично высказать своё мнение в защиту или против чего-нибудь, выразить своё отношение к чему-нибудь»[2].

Цель данной работы: выявить трудности при подготовке к публичному выступлению и представить упражнения, формирующие навыки публичного выступления девятиклассников на уроках русского языка.

Задачи: 1) показать важность подготовки к публичному выступлению в средней школе;

2) привести примеры классификаций публичных выступлений;

3) представить общие требования к публичному выступлению;

4) назвать трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к публичному выступлению;

5) поделиться опытом разработки упражнений для подготовки к публичному выступлению на уроках русского языка в 9-ых классах.

Прогнозируемый результат: подготовленные успешные выступления девятиклассников  в результате выполнения ими определённых упражнений.

Методические приёмы:

- групповая работа;

- аудирование и просмотр публичных выступлений и их оценка;  

          - исправление речевых ошибок в предложениях и выступлениях;

-использование поэтических и прозаических фрагментов, музыкальных инструментов для развития способности менять высоту, громкость голоса, темп речи;

- использование скороговорок для преодоления трудностей с дикцией;

- составление рабочих планов выступлений, использование их при подготовке и произнесении речи;

- подготовка сообщений на различные темы.

I. Примеры классификаций публичных выступлений

Существуют различные классификации публичных выступлений. «По цели выделяют  четыре основные, наиболее распространённые… вида  публичных выступлений:

  • Информационное
  • Протокольно-этикетное
  • Развлекательное
  • Убеждающее»[3] 

1. Цель – сообщить некоторую информацию.

 Такая речь называется  информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении,  лекции, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным  выступлениям.

2. Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, соблюсти  этикет.

В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.

3. Цель – развлечь собравшихся.

 В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные  тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни  и др.

4. Цель – убедить.

 Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Оратор – «лицо, произносящее речь»[4]. Типичные случаи убеждающих выступлений – выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные  выступления.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие  смешанные типы.

Различаются  также  формы  публичного выступления:

  • Доклад
  • Сообщение
  • Выступление
  • Лекция
  • Беседа

«Доклад – развёрнутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему на определённую тему»[5].  Доклады делаются обычно на научные, производственные, политические  темы. Доклады  заранее готовятся, в них подводятся итоги и намечаются задачи, они строятся по плану. Чтобы  самому подготовить доклад, надо почитать специальную литературу по данной теме, изучить проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, даются оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до двух-трех часов (например, доклады правительства).

Сообщение – небольшое по времени  (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение – это маленький доклад на частную тему. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему. Сообщения обычно делаются   разными выступающими, чтобы сообща раскрыть какую-нибудь большую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовятся заранее, их надо продумать, почитать литературу.

Выступление – краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки – 3-5 минут, тема выступления может быть выбрана человеком заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное, то есть неподготовленное выступление). Выступления, как и сообщения, часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему.

Лекция – связное, развёрнутое  научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в  учебной обстановке – в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих.  В лекции  всё должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные термины и слова должны быть объяснены. В лекции обязательно должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20-30 минут до часа-полутора (вузовская лекция).

Беседа -  развёрнутый, подготовленный (то есть заранее продуманный  оратором)  диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи  тогда, когда аудитория небольшая – не более 30 человек, когда слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

Когда учащиеся готовятся к публичному выступлению, некоторые виды выступлений кажутся им не очень сложными – например, если им надо сделать  объявление о завтрашней экскурсии, хотя и здесь есть свои трудности; другие – например, доклад по какой-нибудь теме на конференции, официальная  речь на юбилее школы, торжественном собрании – гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого надо овладеть умением готовить публичные  выступления разных жанров – и информационные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлекательные. Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.)  требуют разных приемов подготовки.

II. Общие требования к публичному выступлению.

Есть общие правила подготовки публичного выступления – правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Основные из них следующие:

  1. Решительное начало выступления.
  2. Драматизм.
  3. Сдержанная эмоциональность.
  4. Краткость.
  5. Диалогичность.
  6. Разговорность.
  7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.
  8. Понятность главной мысли.
  9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления.

«Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена»[6]. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления  или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть чёткой и  понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2.  Драматизм.

Драматизм – это напряжение в тексте. Драматизм создаётся в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путём вступления оратора в дискуссию с каким-либо мнением,  авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо  необычных или трагических событиях, происшествиях. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

  1. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны чувствовать, что оратор говорит эмоционально, взволнованно, что ему самому или ей самой небезразлично то, что он или она говорит. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Предпочтительнее приводить  факты, вызывающие у слушателей  эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

  1. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известной поговорке «Коротко и ясно»: смысл её в том, что если коротко, то, следовательно, и ясно.

Необходимо  соблюсти отведённый регламент, уложиться в отведённое время. Нужно учиться говорить коротко.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен всё время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать её ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы. Эти вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

«Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление  должно носить характер непринуждённой беседы»[7]. В этом и заключается разговорность стиля выступления.

Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит – и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще – это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!)  разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»?  Это значит – смотреть на аудиторию во время выступления, следить за её реакцией, вносить изменения в своё выступление в зависимости от реакции слушателей, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы. Аудиторию надо разбить на сектора и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть сформулирована словами, причём желательно – не менее двух-трёх раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждёт выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления  должен  быть кратким, ясным, понятным,  заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и  сформулировать словами. Её, как и начальную фразу,  надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. «Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла её и одновременно поняла, что это – завершение…»[8] выступления.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведённых общих требований могут проявляться  в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных, где эмоции требуются в значительно меньшей степени и т.д. Но в большинстве случаев основные требования должны в той или иной степени соблюдаться в любом выступлении.

III. Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к публичному выступлению.

Можно выделить следующие трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к публичному выступлению:

  1. нарушение норм ударения в словах, например, звон`ит – неправ. «зв`онит», догов`ор – неправ. «д`оговор»;
  2. нарушения норм словоупотребления, к которым относится незнание значения слова, например: «Ярко показана духовная опустошённость, до которой может «снизойти» человек»[9]. По толковому словарю русского языка слово снизойти имеет следующее значение: «благосклонно, но свысока обратить внимание на кого-либо или что-либо, проявить участие к кому-либо»[10]. В приведённой фразе можно использовать слово дойти.

Можно привести пример нарушения лексической сочетаемости слов: «играет большое значение»[11]. Следует сказать: имеет большое значение.

Встречаются ошибки на стилистическую окраску слова, особенно часто это немотивированное использование в выступлениях слов и выражений официально-делового стиля – канцеляризмов, например: «Туркины «проживают» в губернском городе С.»[12]. В этом предложении необходимо употребить слово жить, а не проживать, так как последнее – канцеляризм. Это слово уместно в официальной справке, а не в сообщении ученика на литературную тему;

  1. нарушение норм употребления форм слов, например, часто можно услышать: «пять килограмм помидор»[13]. Такая форма с нулевым окончанием – это форма устной разговорной речи. Её не рекомендуется употреблять в публичных выступлениях. Это уже будет нарушение литературной нормы. Также много ошибок делается на образование и употребление сложных и составных числительных;
  2. нарушение синтаксических норм, прежде всего, управления. Например, «молодые люди в яркой разноцветной спортивной форме открыто, «никого не таясь», выполняют сложные движения»[14]. Здесь смешаны два выражения: никого не боясь и ни от кого не таясь;
  3. трудности в управлении темпом речи, силой и высотой голоса;
  4. трудности с произношением, то есть с дикцией;
  5. трудности с составлением рабочего плана выступления.

IV. Упражнения для подготовки к публичному выступлению на уроках русского языка в 9-ых классах.

1. Упражнение на виды публичных выступлений (по цели). Нужно определить: какие  утверждения правильные.

  1. «Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление»[15](информ.).
  2. Информационная речь – это объяснение, рассказ учителя (информ.).
  3. Тост – это развлекательное выступление (протокол.-этикет, развлекат.).
  4. Речь на открытии нового учебного заведения – протокольно-этикетное выступление (прав.)
  5. Анекдот для публики – это развлекательное выступление (прав.).
  6. Речь с оценкой заслуг юбиляра – убеждающее выступление (протокол.-этикет.).

7)           Доклад – всегда подготовленное выступление (прав.).

8)         Сообщение – это краткое неподготовленное выступление (подготов.).

9)       Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение (прав.).

10)        Беседа эффективна в небольшой аудитории (прав).

2. Упражнение на виды публичных выступлений. Класс делится на группы. Надо ответить: относятся ли к публичным  выступлениям следующие:

I-ая группа: 1) «выступление кандидата на выборах перед избирателями»[16] (да)

2) объявление одноклассникам о завтрашней экскурсии (да);

3) разговор директора школы  с вами в его кабинете (нет);

4) рассказ родителям о делах в школе (нет);

II-ая группа: 1) представление классу  почётного гостя (да);

2) рассказ дворовым друзьям  о происшествии во время экскурсии (нет);

3) выступление, в котором вы поздравляете с праздником своих учителей (да);

4) поздравление директором  выпускников школы (да);

III-я группа: 1) объявление по радио (да);

2) анекдот для публики (да);

3) поздравление школьником учительницы с 8 марта от имени класса (да);

4) инструкция, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха (нет);

IV-ая группа: 1) речь учителя о необходимости организации летних оздоровительных лагерей для школьников  (на родительском собрании) (да)

2) речь о вреде курения перед учащимися (да);

3) реклама жевательной резинки (по телевизору) (да);

4) рассказ  попутчикам о себе  (в поезде дальнего следования) (нет).

Представители от каждой группы выполняют задание, затем оценивают ответы других групп и дают самооценку своему ответу. Учитель подводит итоги.

Это упражнение развивает коммуникативные УУД: «инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации»[17], совместное принятие решения и его реализация, оценка действий партнёра и т.д.

3.Упражнение на соблюдение общих требований к публичному выступлению. Прочитайте «Советы молодому оратору».

  1. «Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно»[18] (с драматизмом).
  2. Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя (контакт с аудиторией).
  3. Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса (сдержанная эмоциональность).
  4. Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным (краткость).
  5. Говори проще (разговорность).
  6. Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей (контакт с аудиторией).
  7. Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесёшь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения – замени его другим (понятность главной мысли).
  8. Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они – твои друзья и помогут сделать твою речь  образной и выразительной (разговорность).

9)     Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено (понятность главной мысли, решительное начало и решительный конец).

- Проанализируйте каждый совет с точки зрения того, какое общее требование к публичному выступлению он представляет, с каким правилом подготовки публичного выступления совпадает.

Данное упражнение развивает «умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической…»[19] формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка – коммуникативное УУД.

 4. Трудности с произношением помогают преодолеть упражнения со скороговорками, например, читайте ежедневно по 10-12 скороговорок медленно, чётко выговаривая все звуки. При этом определите в них смысловую направленность, придумайте простые и конкретные жизненные ситуации, при которых возможно их произнесение, и расскажите о них.

Так следующие скороговорки отрабатывают звуки: [б], [п], [в], [г], [к], [д], [т]  1) «Добыл бобов бобыль. 2) Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.                                      3) От топота копыт пыль по полю летит. 4) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 5) Колпак на колпаке, под колпаком колпак. 6) Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. 7) Верзила Вавила весело ворочал вилы. И т.д.

5. Упражнение на развитие высоты голоса. Прочитайте фрагмент из «Слова о полку Игореве» - обращение князя Игоря к дружине перед началом его похода на половцев сначала низким тоном, потом средним, затем высоким.

        «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон! Хочу копьё преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»[20].

        Перечитайте текст ещё раз, меняя громкость голоса так же, как вы меняли его высоту.

Если  учащиеся затрудняются постепенно повышать или понижать голос, то пусть им помогут в этом рояль, пианино или аккордеон. С помощью музыкального инструмента можно найти такую низкую ноту, которую ученик легко возьмёт голосом. Первая строчка данного ниже фрагмента из златого слова Киевского князя Святослава из «Слова о полку Игореве» (в переводе В.А.Жуковского) читается в эту ноту. Вторая строчка произносится на полтона выше, третья – ещё на полтона выше и т.д. При этом нужно нажимать подряд белые и чёрные клавиши. Так повышается голос на октаву – 12 полутонов – 12 строк. После этого с каждой следующей строчкой голос нужно понижать на полтона.

А вы, бесстрашные, Рюрик с Давыдом,

Не ваши ль позлащённые шеломы

                                                      в крови плавали?

Не ваша ль храбрая дружина рыкает,

Словно как туры, калёными саблями ранены

                                                       в поле незнаемом?

Вступите, вступите в стремя златое

За честь сего времени, за Русскую землю,

За раны Игоря, буйного Святославича!

Ты, галицкий князь Осмомысл Ярослав,

Высоко ты сидишь на престоле своём

                                                               златокованом!

Подпёр Угорские горы полками железными,

Заступил ты путь королю,

Затворил Дунаю вороты,

Бремена через облаки мечешь,

Рядишь суды до Дуная,

Гроза твоя по землям течёт,

Ворота отворяешь ты Киеву,

Стреляешь в султанов с златого престола отцовска

                                                    через далёкие земли.

Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея,

                                                   за Русскую землю,

За раны Игоря, буйного Святославича![21] 

6.Упражнение на развитие темпа речи. Нужно выучить наизусть какое-либо стихотворение или отрывок из прозы, затем прочитать его  и определить, за сколько минут он прочитан. Затем нужно постараться ускорить, а затем замедлить темп чтения на полминуты, одну, две минуты.  

7. Упражнения на соблюдение норм речи.

А) Проанализируйте  предложения, называя недочёты, и исправьте их. Ошибками могут быть смешение стилей, неточность словоупотребления и использования фразеологизма, канцеляризмы, многословие и т.д. Даны следующие предложения:

  1. «В актовом зале школы царила деловая суета»[22] (суета не может быть деловой).
  2. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин в нашей школе (улучшить преподавание).
  3. К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий (ещё очень много).
  4. Фирменное блюдо ехидны – муравьи и термиты (ехидна питается).

Б) Составьте предложения с данными ниже словами, соблюдая правильное управление. Проверьте себя по словарям. Это упражнение выполняется по группам. Класс делится на четыре группы. Каждой группе даётся по семь слов, с которыми нужно составить по три предложения. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильно составит предложения. Представители от каждой группы читают свои предложения, затем выносят оценку работе других групп и дают самооценку. Учитель подводит итоги. Даны следующие слова:

I-ая группа – «альтернатива, готовить, договор, избегать… обеспечить, памятник… полезный»[23] ;

II-ая группа – курировать, перестройка, письмо, отправить, ясный, с целью, мобилизовать;

III-я группа – перебежать, помнить, согласно, состязание, стимул, недоступный, противник;

IV-ая группа – рекомендовать, тенденция, тревожиться, соразмерно, подтверждение, в отношении, мораторий.

В) Посмотрите,  послушайте и запишите выступления ораторов на съездах, митингах. Нарушали ли выступающие речевые нормы? Как нарушение норм речи влияло на восприятие их выступлений?  Исправьте полученные ошибки. Упражнение выполняется дома. Могут использоваться Интернет, телевидение, магнитофон и т.д. На уроке учащиеся сообщают о результатах своих исследований.  

8. Упражнение на составление рабочего плана выступления. Составьте рабочий план выступления на одну из предложенных ниже тем, подберите материал к ней, напишите своё выступление (минуты на 2-3), запомните его и произнесите. Можно выбрать свою тему. Предложены следующие темы:

1) Каким представляю себе лидера? (Хотел или хотела бы я стать лидером?)

2) Чему я хотел или хотела  бы научиться?

3) Что знаю о дореволюционной российской гимназии?

4) «Хорошая и плохая реклама на телевидении»[24].

5) Мои любимые книги.

6) Моё отношение к детективной литературе.

Заключение

Можно сделать следующие выводы:

  1. Чтобы успешно выступать публично, нужно должным образом готовиться. В данной работе представлены упражнения для подготовки к публичному выступлению на уроках русского языка в 9-ых классах. Это малая часть тех заданий, которые необходимо выполнить учащимся, чтобы их выступления соответствовали  вышеуказанным общим требованиям. Такая работа по подготовке учеников к публичному выступлению должна обязательно проводиться на уроках русского языка в средней школе.
  2. Достаточно полезно использовать групповые методы  при подготовке школьников к публичному выступлению.
  3. Можно использовать Интернет, телевидение и другие средства массовой информации, а так же магнитофон, DVD и т.д.
  4. Хороший эффект для подготовки к публичному выступлению даёт использование скороговорок.
  5. Возможно  использование поэтических и прозаических отрывков из художественной литературы, музыкальных инструментов для развития высоты, силы голоса, темпа речи.

Список использованной литературы

  1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт, 2007.
  2. Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Родионова Н.А., Синицкая А.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (учебно-методические материалы). – Самара. – ООО «Самбр принт», 2014.
  4. Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Культура устной и публичной речи. Пособие для студентов и учащихся средних специальных учебных заведений. Воронеж, 2004.
  5. Интернет-ресурсы:

http://www.prosv.ru

http://www.aldebaran.ru

http://flibusta.net


[1] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт, 2007. – С. 829.

[2] Там же. – С. 130-131.

[3] Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Культура устной и публичной речи. Пособие для студентов и учащихся средних специальных учебных заведений. Воронеж, 2004. – С. 5.

[4] Цит. по Кохтеву Н.Н. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – С. 3.

[5] Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Цит. соч. – С. 6.

[6] Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Цит. соч. – С. 8.

[7].Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Цит. соч.  – С. 9.

[8] Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Цит. соч. – С. 10.

[9] Кохтев Н.Н. Цит. соч. – С. 63.

[10] Цит. по Кохтеву Н.Н. Цит. соч. – С. 63.

[11] Там же. – С.63.

[12] Там же. – С.64.

[13] Там же. – С. 66.

[14]  Кохтев Н.Н. Цит. соч. -  С. 68.

[15] Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Цит. соч. – С. 7.

[16] Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Цит. соч. – С. 7.

[17] Родионова Н.А., Синицкая А.В.  Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (учебно-методические материалы). – Самара. – ООО «Самбр принт», 2014. –  С. 9.

[18] Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Цит. соч. – С. 10.

[19] Цит. по Родионовой Н.А., Синицкой А.В. Цит. соч. – С. 9.

[20] Цит. по Кохтеву Н.Н. Цит. соч. – С.81.  

[21] Цит. по Кохтеву Н.Н. Цит. соч. – С. 83.

[22]Там же. – С.73.

[23] Там же. – С. 74.

[24]Кохтев Н.Н. Цит. соч.  – С. 107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педагогическом совете  "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"...