Система заданий по разделу "Лексикология" для формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5-х классах
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Данная методическая разработка к учебнику Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С.И.Львова, В.В.Львов. – 8-е изд., - М.: Мнемозина, 2011 содержит систему заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий по разделу "Лексикология". В работе 10 заданий разного уровня, от простого к сложному.  Каждое  задание сопровождается описанием и содержит цели, которые реализуются  в данном задании. Рекомендуется использовать данные задания на уроках русского языка в 5 классе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

к учебнику Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С.И.Львова, В.В.Львов. – 8-е изд., - М.: Мнемозина, 2011.

Система заданий для формирования  познавательных УУД на уроках русского языка в 5-ых классах по разделу «Лексикология»

        Выполнила:

                                                                     Веденеева Оксана Викторовна,

                                                                     учитель русского языка и            

                                                                     литературы

                                                                     МБОУ СОШ №107 г. о. Самара

                                                                     

                                                                     

                                               Самара  2015 г.

Содержание                                                                                                  стр.


1. Пояснительная записка                                                                             3

2. Познавательные УУД                                                                                5

3. Практическая часть (система заданий по разделу «Лексикология»)    7

4. Заключение                                                                                                 17

5. Список  использованной литературы                                                       18

          1. Пояснительная записка  

          Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и продолжает стремительно меняться. В настоящее время важно не столько вооружить ученика большим объёмом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные учебные действия - УУД. Они помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Перед образовательной системой стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.  И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. 

В «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом»[1].

         Цель работы: разработать систему заданий для формирования  познавательных УУД  на уроках русского языка в 5-ых классах по разделу «Лексикология».

        Задачи: 1) познакомиться с видами познавательных УУД;

2) проанализировать задания к разделу «Лексикология» по УМК для 5-го класса под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова;

3) выбрать задания, формирующие познавательные УУД, и систематизировать их.

          2. Познавательные УУД

        «В Стандартах второго поколения выделены виды универсальных учебных действий – УУД, которые необходимо формировать у учащихся в соответствии с новыми требованиями…»[2] Данные действия можно объединить в четыре блока: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

        В блоке познавательных УУД различают общеучебные, знаково-символические, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

        В число общеучебных действий входят следующие:

        - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

        - умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

        - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов различных жанров;

        - умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста: соответствие теме, жанру, стилю речи и др.

        Выделяются следующие универсальные логические действия:

        - анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

        - «синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты»[3];

        - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;

        - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

        Знаково-символические действия включают моделирование, то есть преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

        Действия постановки и решения проблем предполагают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Чтобы сформировать у учащихся перечисленные УУД, формы, методы и приемы обучения должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Например, используются такие приёмы, как: исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения и другие. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

        Главное то, что на уроках школьники свободно говорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Используются как методы, ориентированные на устную коммуникацию, например: все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, обсуждение, дискуссия, диспут, выступления в качестве ведущих на мероприятиях и т.д., так и методы, ориентированные на письменную коммуникацию: сочинения и изложения, подготовка заметок и статей в СМИ, телекоммуникационные тексты, сообщения, участие в конкурсах сочинений и другие.      

         В работе используется учебник по русскому языку для 5-ого класса под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова. В нём содержится богатый материал: это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по  картинам с лингвистическим заданием, и образцы научного способа действия, и схемы грамматического разбора. Система заданий учебника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности - языковому анализу, размышлениям на лингвистические темы. Всё это способствует формированию и развитию познавательных УУД у школьников. Рассмотрим это на примере заданий к разделу «Лексикология».

         

3. Практическая часть (система заданий  по разделу «Лексикология»)

Тема: «Слова однозначные и многозначные»

1) Задание: доказательство тезиса

Описание задания: учитель задаёт классу вопрос: Что можно узнать о слове из толкового словаря? Ученики выдвигают свои тезисы и доказывают их письменно. Они имеют возможность обращаться к толковым словарям. В конце работы им предлагается сделать выводы из рассуждения.

Цели: - помочь ученикам  структурировать знания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, пользуясь толковым словарём; осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; определять основную и второстепенную информацию – общеучебные познавательные УУД;

- способствовать анализу учащимися языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования слов; помочь ученикам делать выводы по изучаемой теме, устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями, строить логическую цепь рассуждений, доказывать тезис – логические УУД.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Критерии оценивания: полнота, точность, структурированность, обоснованность, грамотность ответа.

2) Задание: сжатое изложение

Описание задания: Класс делится на 3 группы. Учитель называет тему урока: «Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова». Учащиеся по группам сами формулируют цель занятия. Они знакомятся с текстом рубрики «Теоретические сведения», выделяют в нём главное и по группам составляют тезисный план текста. Все планы сравниваются экспертами из представителей каждой группы под контролем учителя и выбирается лучший. Затем ученики пересказывают текст по частям по выбранному плану. I-ая группа – I-ая часть текста с примерами однозначных и многозначных слов из толкового словаря; II-ая группа – II-ая часть с примерами слов с прямым значением; III-я группа – III-я часть с примерами слов с переносным значением. Потом каждая группа оценивает работу других групп и даёт самооценку. Учитель подводит итоги. По окончании работы пятиклассники пишут сжатое изложение по отработанному тексту.

Цели: - помочь учащимся  выделять и формулировать познавательную цель;

структурировать знания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, пользуясь толковым словарём; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; проводить анализ незнакомого текста с целью выделения существенных и несущественных его признаков; развивать навык смыслового чтения; извлекать необходимую информацию из прочитанного научного текста; определять основную и второстепенную информацию; адекватно, выборочно передавать содержание текста; составлять научные тексты, соблюдая  нормы построения текста  – общеучебные познавательные УУД;

- способствовать анализу учащимися языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования слов; помочь ученикам устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями, строить логическую цепь рассуждений,  – логические УУД.

Форма выполнения задания: групповая и индивидуальная работа.

3) Задание:  составление предложений с многозначными словами

Описание задания: класс делится на 5 групп. Учитель даёт каждой группе по одному многозначному слову, например, жаворонок, конь, ёрш, огонёк, слон. Нужно составить и записать предложения с данными словами, употребив их в разных значениях. Учащиеся сами формулируют проблему и предлагают пути её решения. Выполняя это задание, ученики пользуются толковыми словарями. Затем в составленных предложениях пятиклассники выделяют грамматические основы. Потом предложения зачитываются представителями от каждой группы с выделением грамматических основ. В заключение каждая группа аргументировано оценивает работу других групп и даёт самооценку. Учитель подводит итоги.  

Цели:  - помочь детям  структурировать знания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, пользуясь толковыми словарями,  осознанно  строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности - общеучебные познавательные УУД;

- помочь  учащимся анализировать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов, делать выводы по изучаемой теме, устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями, строить логическую цепь рассуждений – логические УУД;

- помочь пятиклассникам осуществлять моделирование – знаково-символическое УУД;

- помочь школьникам формулировать проблемы творческого и поискового характера и  создавать способы их решения - действия постановки и решения проблем.

Форма выполнения задания: групповая работа.

4) Задание: составление тематических групп

Описание задания: учитель предлагает ученикам рисунок лошади со сбруей из учебника русского языка для 5-ого класса С.И.Львовой, В.В.Львова, страница 32, упражнение 646. Учащиеся сами формулируют проблемы и предлагают пути их решения, дают определение понятию «тематическая группа». Учитель направляет деятельность школьников, задаёт вопросы о тематической группе.  Пятиклассники выдвигают гипотезы об использовании данных слов и обосновывают их, доказывают свои тезисы. Педагог предлагает детям составить другие тематические группы из известных им слов. Класс делится на 4 группы. Ученики используют при выполнении задания толковые словари, компьютерные средства. Каждый записывает свою тематическую группу из 8-10 слов. Потом выбирается 1 тематическая группа слов от каждой группы учащихся. В конце выполнения задания представители от каждой группы учеников зачитывают тематические группы слов, анализируют ответы одноклассников и дают самооценку. Учитель подводит итоги.

Цели: - помочь пятиклассникам осуществлять моделирование – знаково-символическое УУД;

- помочь школьникам формулировать проблемы творческого и поискового характера и создавать способы их решения - действия постановки и решения проблем;

- помочь детям структурировать знания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, пользуясь толковыми словарями, компьютерными средствами,  осознанно  строить речевое высказывание в устной  форме; проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности - общеучебные познавательные УУД;

- помочь  ученикам проводить синтез языковых явлений;  выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; давать определения понятиям, выводить следствия;  выдвигать гипотезы и их обосновывать; анализировать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов, делать выводы по изучаемой теме, устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями, строить логическую цепь рассуждений, доказывать тезис – логические УУД.

Форма выполнения задания: групповая  и фронтальная работа.

5) Задание: исправление ошибок в употреблении слов

Описание задания: учитель зачитывает ученикам предложения, написанные на доске:

  1. На стенах висят портреты модных причёсок.
  2. Летом лес зелёный, а теперь он поменял свою шерсть и стоит белый.
  3. На его лице блуждает задумчивая физиономия.
  4. Бабушка сплела мне из шерсти новые носки.

Учащиеся сами формулируют проблему и предлагают пути её решения, исправляют ошибки в употреблении слов, выдвигают гипотезы и их обосновывают, доказывают свои тезисы, делают выводы. Педагог направляет работу детей, подводит итоги. Исправленные предложения школьники записывают в своих тетрадях.

Цели: - помочь школьникам формулировать проблемы творческого  характера и  создавать способы их решения - действия постановки и решения проблем;

- помочь учащимся осознанно  строить речевое высказывание в устной  форме - общеучебное познавательное УУД;

- помочь ученикам выдвигать гипотезы и их обосновывать, анализировать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов, делать выводы по изучаемой теме, устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями, строить логическую цепь рассуждений, доказывать тезис – логические УУД.

Форма выполнения задания: фронтальная и индивидуальная работа.        

  1. Задание: сочинение-миниатюра по рисункам

Описание задания: учитель предлагает ученикам рисунки из II-ой части учебника русского языка на странице 33, упражнение 651. Учащиеся сами выделяют и формулируют познавательную цель – определить лексическое значение многозначного слова, которое обыгрывается в рисунке, и написать сочинение-миниатюру на основе данного значения. Дети выдвигают гипотезы по определению слова и его значения и обосновывают их, доказывают свои тезисы. Затем они проверяют свои предположения по толковым словарям. Потом школьники пишут сочинение-миниатюру по данным рисункам. По окончании выполнения задания учащиеся по парам проверяют работы друг друга, исправляют ошибки карандашом, оценивают сочинения, дают самооценку. Учитель подводит итоги, собирает тетради. На следующем уроке проводится групповая работа над ошибками: ребята обмениваются своими работами, классифицируют и анализируют часто встречающиеся ошибки, вспоминают орфограммы. Затем представитель группы выступает перед классом. Выводы группы фиксируются на доске. Учитель организует обобщение, можно составить или вспомнить алгоритм действий по предупреждению подобных ошибок. Школьники зачитывают наиболее удачные свои сочинения.

Цели: - помочь детям выдвигать гипотезы и их обосновывать, доказывать тезис, анализировать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов, проводить синтез языковых явлений, выбирать основания и критерии для классификации объектов - логические УУД;

- помочь школьникам выделять и формулировать познавательную цель;  осуществлять поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью толковых словарей, осознанно  строить речевое высказывание в устной  и письменной форме; проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности - общеучебные познавательные УУД.

Форма выполнения задания: фронтальная и индивидуальная работа.

  1. Задание: поиск выразительных средств в художественных текстах

Описание задания: учитель предлагает ученикам текст рубрики «Обратите внимание!» на странице 33 II-ой части учебника. Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы на странице 34. Затем класс делится на 3 группы. I-ая группа ищет метафоры в художественных текстах и записывает их – 5 примеров. II-ая группа – олицетворения, тоже 5 примеров. III-я – эпитеты. Потом представители от каждой группы зачитывают примеры, аргументируя их выбор, анализируют ответы одноклассников и дают самооценку. Учитель подводит итоги.

 Цели: - помочь  пятиклассникам осуществлять моделирование – знаково-символическое УУД;

- помочь  детям выдвигать гипотезы и их обосновывать, доказывать тезис, анализировать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов – логические УУД;

- помочь  школьникам осуществлять поиск и выделение необходимой информации; осознанно строить речевое высказывание в устной  и письменной форме; проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности - общеучебные познавательные УУД.

Форма выполнения задания: групповая работа.

  1. Задание: сравнение текстов одной тематики и составление синквейна на основе этого сравнения

Описание задания: учитель предлагает учащимся различные тексты на одну тему – «Верба» - упражнения 458, 489 из I-ой части учебника, 640, 653 – из II-ой части. Ученики читают тексты, затем формулируют проблемы творческого и поискового характера – в чём сходство и различие в описании дерева, какими выразительными средствами пользуются авторы, к каким жанрам относятся данные тексты. Потом школьники самостоятельно создают способы решения данных проблем, делают выводы по теме. После этого учитель предлагает составить синквейн вербы, предварительно дав примеры синквейнов. Учащиеся сами на основе примеров дают определение синквейну. Класс делится на 3 группы. Пятиклассники составляют синквейны по группам  и записывают их. Представители от каждой группы зачитывают наиболее удачные синквейны, аргументируя их выбор, анализируют ответы одноклассников и дают самооценку. Учитель подводит итоги.

 Цели: - помочь ученикам проводить синтез языковых явлений; составлять синквейны; помочь ученикам выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; давать определения понятиям, выводить следствия;  выдвигать гипотезы и их обосновывать; анализировать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текстов, делать выводы по изучаемой теме, устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями, строить логическую цепь рассуждений, доказывать тезисы – логические УУД;

-  развивать у школьников навык смыслового чтения, помочь учащимся извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию; структурировать свои знания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации; осознанно строить речевое высказывание в устной  и письменной форме; проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности - общеучебные познавательные УУД;

- развивать у пятиклассников навыки моделирования – знаково-символическое УУД;

- помочь школьникам формулировать проблемы творческого и поискового характера и  создавать способы их решения - действия постановки и решения проблем.

Форма выполнения задания: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.

  1. Задание: подбор эпитетов к слову

     Описание задания: учитель объявляет конкурс: кто подберёт как можно больше эпитетов к слову даль. Ученики отвечают, аргументируя свой выбор. Победитель получает отличную оценку. Затем учащиеся дополняют свои списки примерами из словаря эпитетов.

Цели: - помочь  учащимся анализировать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов, делать выводы по изучаемой теме, устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями, строить логическую цепь рассуждений, доказывать тезисы – логические УУД;

- развивать у школьников навык смыслового чтения, помочь ученикам  извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; осознанно строить речевое высказывание в устной  форме - общеучебные познавательные УУД.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

  1. Задание: лексический разбор слов

Описание задания: учащиеся под руководством учителя знакомятся с планом лексического разбора слов. Затем класс делится на 3 группы. I-ая группа проводит лексический разбор слова «задремали» из упражнения 652 II-ой части, из отрывка из стихотворения Сергея Александровича Есенина:

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона.

II-ая группа – «звёзды» из того же упражнения, III-я группа – «золотые».  Представители от каждой группы выступают с выводами лексического разбора слов, аргументируя свой ответ, дают оценку ответам одноклассников и самооценку. Учитель подводит итоги.

            На уроках новый материал не предлагается в готовом виде. Учащиеся приглашаются понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать своё открытие нового. Таким образом, задача учителя – включить самого ученика в учебный процесс, научить самостоятельно овладевать новыми знаниями.                           

Цели: - развивать у пятиклассников навыки моделирования – знаково-символическое УУД;

- помочь детям выдвигать гипотезы и их обосновывать; анализировать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов, делать выводы по изучаемой теме, устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями, строить логическую цепь рассуждений, доказывать тезисы, выбирать основания и критерии для  классификации объектов;  выводить следствия – логические УУД;

- помочь учащимся осуществлять поиск и выделение необходимой информации; осознанно строить речевое высказывание в устной   форме; проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности - общеучебные познавательные УУД.

Форма выполнения задания: групповая работа.

       

  4. Заключение

         Формирование познавательных УУД у школьников среднего звена  очень важная работа. Она приводит к самостоятельному освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»  предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: начиная с мотивации и заканчивая сформированными компетенциями учащихся.

         В данной работе были рассмотрены задания, которые при системном подходе позволяют обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

          Ценность  работы состоит в возможности её использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных заданий позволят осуществить метапредметный подход к образованию.

Педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня, непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, проводить урок, оценивать достижения обучающихся, по-новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

5. Список использованной литературы

 1. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

3. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2014.

4. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3ч. Ч. 1, 2, 3 / С.И. Львова,  В.В. Львов. – 8 –е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011.

5. Родионова Н.А., Синицкая А.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (учебно-методические материалы). – Самара, 2014, ООО «Самбр принт».

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская; И.А.Володарская и др. под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2013.

 7. http: //www.standart.edu.ru – концепция фундаментального ядра содержания общего образования.

 8. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.     


[1] Концепция фундаментального ядра содержания общего образования: standart.edu.ru

[2] Родионова Н.А., Синицкая А.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (учебно-методические материалы). – Самара, 2014, ООО «Самбр принт». – С.4.

[3] Родионова Н.А., Синицкая А.В. Цит. соч. С.9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС»

Проблема формирования познавательных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни. В ...

"Технологии формирования познавательных УУД на уроках русского языка"

Статья посвящена актуальной проблеме  формированию универсальных учебных действий. Постановка и решение актуальной и новой проблемы обусловлены ведущими идеями, отражёнными в документах Националь...

Модели диагностических работ по формированию познавательные УУД на уроках русского языка

Для того, чтобы проверить, как сформированы УУД, можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебн...

Модели диагностических работ, по формированию познавательные УУД на уроках русского языка

материал окажется полезным при создании собственных диагностических работ по формированию познавательных УУД на уроках русского языка...

«Система заданий, направленных на формирование логических УУД на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах»

Сегодня  многие учителя основной школы , согласно требованиям ФГОС,  работают над формированием универсальных учебных действий на своих уроках. Я предлагаю вниманию методическую разработку, ...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...