Что мы знаем о Числительном?
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Хомякова Ольга Владимировна

Заключительный урок по теме "Имя существительное" в 6 клссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_chislitelnom.docx35.53 КБ
Office presentation icon chislitelnoe.ppt225 КБ

Предварительный просмотр:

Что мы знаем о Числительном?

№п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

2

      1. Обучение в сотрудничестве. Особенности технологии: общение; развитие коммуникационных навыков; достижение высокого уровня усвоения содержания.

а) обучение в группах. Класс делится на группы до начала урока.

Все группы  готовили задания. Коллективная работа в группах с разными видами заданий.

1.  Оргмомент. Положительный настрой на работу. Приветствие. Проверка подготовленности к уроку. Слово о домашнем задании и по ведению тетрадей.

2.Начало урока.  «Разминка».Целеполагание. Прием «Кроссворд», введение в тему урока.

Разделение обучающихся на группы до начала урока. Подведение учащихся к теме урока. Умение формулировать учениками целей урока. Создание ситуации индивидуального выбора, который позволяет выполнить задания с учетом  их личностных возможностей.

3.  Контрольно-подготовительный этап. 

а) Приемы: постановка проблемного вопроса, работа в группах, работа учащихся с опорными карточками, индивидуализации, исследования. Устная проверка.

б) Выполнение задание «Найди ошибку»с дальнейшей взаимопроверкой.

в)  «Лаборатория», Нужно навести порядок, правильно распределить числительные по разрядам  с дальнейшей самопроверкой.

г) Физкультминутка.

д) «Опыты»

г) «Химический анализ» Подведение итога по полученным знаниям.

4.  Сотворчество   «Кластер» Прием:  составление и использование   опорного сигнала  по теме. Составление рассказа по теме имя числительное по опорному сигналу.

5.Контроль. Тест-пятиминутка.. Прием: контроль полученных знаний в форме теста. Проверка с объяснением.

6. Итог урока.

7. Рефлексия. Оценки за урок. Участие в разработке домашнего задания

8.Домашнее задание. Дифференцированное задание для групп. Подготовка к диктанту.

Цели урока:
1. Обучающие: повторить и систематизировать знания о числительном, продолжить формирование речевых навыков учащихся, применять орфографические правила при написании числительных. 
2. Развивающие: развивать письменную и устную речь учащихся, самостоятельность в решении орфографических задач, развивать умения грамотно использовать числительные в речи, согласовывать их с другими частями речи, уметь писать числа словами, выработать навыки правильного употребления и произношения числительных; их грамматических особенностей.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам, аккуратность при выполнении письменных работ, доброжелательное отношение к одноклассникам, воспитывать самодисциплину,  привить любовь к родному языку; контролировать осанку, зрение учащихся.

Наглядный материал:  карточки с заданиями, презентация.

Оборудование: доска, мел, компьютер.

Предварительная работа: учащиеся дома готовят карточки для работы

Тип урока: закрепление и обобщение  изученного материала по теме «Имя числительное».

Технология: сотрудничества, с элементами   личностно — ориентированной; информационно – коммуникационной;  игровой;  здоровьесберегающей.                                                                                       

                                                                    Один в поле не воин.

Ход урока                               

1 Организационный момент. (Проверка книг, тетрадей, дневников и письменных принадлежностей у учащихся)

2.  Начало урока. «Разминка».

Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

 Приём «Кроссворд»  (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель:  отгадайте слово в шараде и подумайте, как оно может быть связано с темой урока.  

- Что такое 5, возьмите корень слова  (числ)

- В слове учитель возьмите два суффикса ( -и-, -тель-)

- С помощью какого суффикса образовалось слово сонный (-н-)

- В слове умное окончание (-ое).

Учитель: Что у нас получилось?    Числительное. Правильно.

Учитель: Мы закончили изучение ещё одной именной части речи – имени числительного.

Как вы можете сформулировать тему нашего урока? Сегодня на уроке нам предстоит проверить, как вы хорошо усвоили эту часть речи.  Выясним, нужны ли нам имена числительные в нашей жизни?  Можно ли без них обойтись?

 Поставьте перед собой цели нашего урока. Каковы задачи нашего урока?

Работать мы будем по группам, где каждый из вас выступит в роли учителя и в роли учеников. К этому уроку вы готовились самостоятельно. Готовили карточки, задания.

Учитель: В своих тетрадях запишите число, классная работа и тему урока.

3. Контрольно-подготовительный этап

Группы передают свои карточки друг другу. Группы выполняют задания  теоретический вопрос устно, а практический в  тетрадях.  Затем устная проверка.

1 группа:

  1. Что значит собирательные числительные? С какими существительными могут сочетаться эти числительные? Когда употребляется основа обо-  - обе-?
  2. На об(о,е)их стенах висели стенды. Хорошие отношения установились между об(о,е)ими странами, между об(о,е)ими государствами. Об(о,е)их детей , брата и сестру, приняли в секцию.
  3. У выделенных числительных определите падеж?

2 группа:

  1. Как склоняются числительные от 50-80, 5-20, 30?
  2. В международную Красную книгу внесено двести двадцать шесть видов и сем..десят девят.. подвидов млекопитающих, сто восем…десят один вид и шест..десят сем.. подвидов птиц, девяност.. восем.. пресмыкающихся, сто девяност.. три вида рыб.
  3. Выделенное числительное поставьте в Р., и Т. падежи?

3 группа:

  1. Когда пишется Ь в середине, а когда на конце числительных?
  2. В середине сем..надцатого  века население земного шара составляло всего пят..сот сорок пять миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до сем..ста двадцати пяти миллионов. Через столетие стало равняться одному миллиарду ста семид..сяти одному миллиону.
  3. Выделенное числительное поставьте в В., и Т. падежи и определите их разряд?

Учитель: «Найди ошибку»

Каждой группе раздаются карточки с заданиями. Записаны предложения с числительными, которые употреблены в неправильной форме. Нужно отредактировать предложения в употреблении числительных, записать исправленные варианты. Определить падеж этих числительных. Один ученик  из группы читает предложение с правильными словами, а другие проверяют.

               Взрослое р..стение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. Банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров. На обеих деревьях мы заметили гнезда птиц. Сосны достигают тридцать- сорок метров, а живут до триста пятидесяти лет.

Учитель: следующее задание «Лаборатория»  Необходимо навести порядок, правильно распределить числительные в три колонки ( целые числа, дробные, собирательные).

Пятьдесят пять, три пятых, пятеро, сто, сорок, пять с четвертью, двое, семь целых две вторых, восьмеро, сто восемьдесят пять, одна вторая, триста, сорок девять, десятеро.

Самопроверка с выставлением оценки в тетради. Ответы на слайде.

Целые числа

Дробные

Собирательные

пятьдесят пять

сто

сорок

сто восемьдесят пять

триста

 сорок девять

три пятых

пять с четвертью

семь целых две вторых

одна вторая

пятеро

двое

восьмеро

десятеро

Учитель:  Физкультминутка.  Ребусы на слайде.

7Я, 100Л, пи100лет, по2л, Ро100в, Р1а, 100лица, 3буна.

Учитель: следующее задание «Опыты». Здесь мы должны вспомнить склонение числительных.  

А) 1 группа склоняет числительное восемнадцать в (Р., Д., Т. п), вторая группа – семьдесят два(Р., Д., Т. п), третья группа – восемьсот тридцать( Д., Т., П. п.).

По одному ученику у доски, затем проверка.

Б) Вычислите результата и запишите  примеры словами. Задачи на слайдах.

1 группа.  7 4/6 + 1/6=

                  8 5/8-3 2/8=

2 группа.  5 4/5+3 1/5=

                  88+22 =

3 группа.  345+255 =

                  6/7- 3/7 =

 Учитель. Переходим к последнему заданию. «Химический анализ».

 Необходимо выполнить морфемный разбор числительного.

1 группа разбирает числительное   из предложения  «Один в поле не воин».

2 группа разбирает числительное  из предложения «Семь раз отмерь – один отрежь».

3 группа разбирает числительное из предложения «Семеро одного не ждут».

4. Сотворчество   «Кластер» Все вместе создаем коллективный опорный сигнал по теме «Что я знаю об имени числительном».

        Ь

разряды

числительных                                                                         в середине                     на конце

простые, составные

                              количественные

                                 числительные                       разные члены предложения

         целые

                                 дробные        собирательные

 Связный рассказ по теме имя числительное по опорному сигналу. Дополнение учащихся разных групп.

5.Контроль. Тест-пятиминутка

6. Подведение итогов урока.

О какой части речи мы сегодня говорили?

Назовите 2-3 способа применения  числительных  в жизни?

Можно ли обойтись без числительных в речи?

 В группе или по одному лучше работать?  Почему?

Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

 

7.Рефлексия.

 Что вам понравилось на уроке?

 Что запомнилось?

Оценивание, участие  в разработке домашнего задания.

  Freepik смайлик, грустно Скачать фотографии

8. Домашнее задание.

 Подготовиться к диктанту.  

1 группа– составить тесты по теме  Имя числительное ( 6-7 заданий)

2 группа– сочинение-миниатюра на тему «Для чего нам нужны числительные?»

3 группа – составить словарный диктант по теме имя числительное.

Спасибо за урок! Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обобщения знаний по теме «Имя числительное» в 6 классе Автор работы: Хомякова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Что мы знаем об имени числительном?

Слайд 3

Эпиграф Один в поле не воин. Пословица

Слайд 4

Прием «Кроссворд» 1. Что такое 5, возьмите корень слова. 2. В слове учитель возьмите два суффикса. 3. С помощью какого суффикса образовалось слово СОННЫЙ? 4. Определите окончание в слове УМНОЕ

Слайд 5

Числ итель н ое

Слайд 6

Контрольно-подготовительный этап

Слайд 7

«Найди ошибку»

Слайд 8

Взрослое р..стение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. Банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров. На обеих деревьях мы заметили гнезда птиц. Сосны достигают тридцать- сорок метров, а живут до триста пятидесяти лет.

Слайд 9

«Лаборатория» Целые числа Дробные Собирательные Пятьдесят пять Сто Сорок Сто восемьдесят пять Сорок девять Триста Три пятых Пять с четвертью Семь целых две вторых Одна вторая Пятеро Двое Восьмеро десятеро

Слайд 10

Физкульминутка 7 Я ПИ 100 ЛЕТ ПО 2 Л РО 100 В 100 ЛИЦА 3 БУНА

Слайд 11

«Опыты» 1 группа 7 4/6+1/6= 8 5/8- 3 1/5= 2 группа 5 4/5+ 3 1/5 = 88+22 = 3 группа 345+255 = 6/7-3/7 =

Слайд 12

«Химический анализ» Морфемный разбор имени числительного. 1 группа: Один в поле не воин. 2 группа: Семь раз отмерь – один отрежь. 3 группа: Семеро одного не ждут.

Слайд 13

Сотворчество «Кластер» Разряды Ь в середине на конце Простые, составные количественные разные члены предложения Целые дробные собирательные Числительное

Слайд 14

Контроль Тест - пятиминутка 1. Укажите строку, в которой приведены простые числительные: А) шестьсот, сорок, двадцать пять, миллион; Б) три, двести, миллион, пятитысячный; В) шестьсот, пять тысяч, три седьмых; Г) двадцать два, пять тысяч, пятитысячный. 2. Найдите собирательное числительное: А) пять книг; б) одна третья сада; в) двое очков. 3. Укажите количественное числительное: А) двадцатый век; б) три стола; в) первое сентября. 4. Нужен ли Ь в числительных девят..сот, восем..надцать? А) в 1-м слове – нужен, во 2-м – не нужен; Б) в 1-м слове – не нужен, во 2-м –нужен; В) в обоих словах Ь не нужен; Г) в обоих словах Ь нужен. 5. Найди правильный ответ А) Б) В) Г) Четыр..мя словами Ь - Ь - Сем..сот Ь - Ь - Шест..надцать Ь - - - Пят..десят человек Ь - Ь Ь

Слайд 15

Букет настроений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А знаем ли мы птиц?"

Цель: Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории России, Омской области и Называевского района; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных...

Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...

презентация "Что я знаю об истории освоения космоса?"

Презентация к исследовательскому проекту "Что я знаю об истории освоения космоса?", выполненной учащимися 2 класса МОУ Седельниковская СОШ №1"...

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

"Хорошо ли я знаю Германию" (обобщающий тест)

Тест помогает проверить на сколько хорошо учащиеся усвоили страноведческий материал...

Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках ?

Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках?  (некоторые аспекты применения системы управления качеством обучения)    Основная проблема современной педагогики заключается ...

Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.

Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...