рабочая программа по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Корнаухова Ирина Алексеевна

Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_._7kl.docx51.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол №___

От «    » ___________201    г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Токарёвской СОШ №1

_______________/__________

ФИО

«    »______________201     г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Токарёвской СОШ №1

_____________/________  

                   ФИО

Приказ    №____

от «   »___________201___г.

Рабочая программа по учебному предмету

                                                     

                                                       

«Русский язык»

7 класс

МБОУ Токарёвской СОШ №1

на 2014-2015 учебный год

Учитель:И.А. Корнаухова,

учитель русского языка и литературы

Токарёвка, 2014 год

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского. М: «Просвещение», 2008 г., рассчитанной на 175ч.  в год (Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженскоая, А.Т.Тростенцова, О.М. Александрова, А.Т. Григорян. 7-е изд.. – М: «Просвещение», 2010 г.)    Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы  Мурылевой Т.А. и рассчитана на реализацию за 175 часов в год, 5 часов в неделю.         

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

 Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Русский язык как развивающееся явление

Повторение пройденного в 5-6 классах (12 +2 р.р.)

Повторение синтаксиса, пунктуации, лексики, фразеологии, фонетики и морфологии.

Текст и стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология и орфография.

Культура речи. Введение (1ч)

Причастие (28+6р.р.)

1. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастия.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Не с причастием. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

3. Публицистический стиль и его языковые особенности.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10+2р.р.)

1. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастия. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

3. Рассказ по картине.

Наречие (24+8р.р)

1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

2. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4+2р.р.)

1. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

2. Сжатое изложение с описанием природы.

Предлог (12ч +2р.р)

1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.

2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (16+2р.р.)

1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в простом и сложном предложениях. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от  местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

 Написание изложения с элементами сочинения.

Частица (18+4р.р)

1.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

3.Рассказ по данному сюжету.

Междометие (5ч)

1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

3. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 5-7-классах (13+2р.р.)

1.Повторение изученного в 5-7классах.

2.Повторить признаки текста, стилей речи

Резервные уроки (2ч)

4.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА

1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2.К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7-ом классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7-ом классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи.

Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания ( как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения -рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

5.  УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

      Класс – 7Б

                 Учитель – И.А. Корнаухова

Количество часов

Всего -175: в неделю - 5 часов.

Плановых контрольных уроков - 10, из них: диктант - 6, изложение - 2, сочинений - 2

Административных контрольных   -  2

Планирование составлено на основе  федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанского.  Просвещение»,2007 г.

 Учебник:   «Русский язык. 7 класс». Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, А.Т. Тростенцова, О.М. Александрова, А.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. – М.: «Просвещение», 2010г. 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Поурочные разработки по русскому языку. Н.В. Егорова,
  2. Уроки русского языка в 7 классе. М.В. Федорова,
  3. Уроки русского языка в 7 классе поурочные планы. Н.О. Крамаренко
  4. Журналы « Русский язык в школе».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

                Разделы, темы

                   7   класс

                Количество часов

Рабочая программа

1

2

3

4

5

6

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Русский язык как развивающееся явление

Повторение пройденного в 5-6 классах

Причастие

Деепричастие

Наречие

Категория состояния

Предлог

Союз

Частица

Междометие

Повторение и систематизация пройденного в 5-7 кл.

Резервные уроки

ИТОГО:

1

12+2 р.р.

28+6 р.р.

10+2 р.р.

25+3р.р.

4+ 2 р.р.

12+2 р.р.

16+2 р.р.

18+4 р.р.

5 ч

16+2р.р

3

175ч.


6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во

часов

Примерные сроки изучения

Знать, понимать

Уметь

Примечание

По плану

Фактически

Русский язык как развивающееся явление.

1ч.

Знать группы славянских языков

Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живёт и развивается.

Повторение пройденного в 5-6 классах(12 часов+2 р.р.)

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Знать отличие словосочетаний от предложений.

Находить грамматическую основу в простом предложении, границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения.

Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по схемам;

Уметь распространять предложения

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Знать знаки препинания в простых и сложных предложениях, в предложениях с прямой речью.

Уметь составлять из простых предложений сложные.

Лексика и фразеология.

1

Знать различные виды словарей: толковый, иностранных слов, устар. слов, этимолог., синонимов, антонимов, фразеологизмов.

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться различными видами словарей, подбирать примеры  на изученные лексические понятия

5-6

Фонетика и орфография.

Фонетический разбор слова.

2

Знать фонетический разбор слов.

Уметь подбирать примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием;  производить фонетический разбор слов, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма.

7

Словообразование и орфография.

1

Знать все способы образования слов.

Уметь производить словообразовательный разбор слов; верно писать слова с орфограммами в корнях.

8-9

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2

Знать определения всех морфем слова.

Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам образования, производить морфемный разбор слова.

10-11

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2

Знать перечень самостоятельных и служебных частей речи, формы изменения глагола,

общее и различное  у склоняемых частей речи; знать о связи орфографии с морфологией.

Уметь производить морфологический разбор изученных самостоятельных частей речи.

12

Р.р. Текст как речевое произведение.

1

Знать определение текста, смысловые типы текстов; знать стили, их признаки, отличие друг от друга, знать жанры, характерные для различных стилей.

Уметь составлять текст из указанных предложений, определять тип текста, делить текст на абзацы, озаглавливать его,

уметь определять стилевую принадлежность текста.

13

Р.р. Стили литературного языка

1

Знать стили русского языка и их особенности.

14

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6кл.»

1

15

Анализ контрольного диктанта.

1

Причастие

(28ч+6 ч р.р.)

16

Причастие как часть речи, его грамматические признаки.

1

Знать определение причастия как части речи, его отличительные признаки.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте,  определять признаки прилагательного и глагола у причастия.

17

Р.р.Публицистический стиль. Основные особенности и жанры публицистического стиля.

1

Знать особенности публицистического стиля, его жанры.

Уметь определять признаки публицистического стиля в тексте, доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю.

18-19

Склонение причастий.

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

2

Знать условия выбора окончаний в  причастии.

Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий.

20-21

Понятие о причастном обороте.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2

Знать определение причастного оборота, место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Уметь строить предложения с причастным оборотом, находить и исправлять ошибки  в построении предложений с причастным оборотом.

22

Р.р. Описание внешности человека.

1

Знать особенности построения описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности.

Уметь различать официально-деловой и художественный стили описания человека.

23

Действительные и страдательные причастия.

1

Знать определение действительных и страдательных причастий.

Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки  в смешении действительных и страдательных причастий.

24

Краткие и полные страдательные причастия

1

Знать правильнуюпостановку ударения в полных и кратких страдательных причастиях.

Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении,

25-26

Действительные причастия настоящего времени.

2

Знать условия выбора правильных написаний ДПНВ.

Уметь образовывать ДПНВ,  графически обозначать их.

27

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Знать отличия ДПНВ от ДППВ.

Уметь образовывать ДППВ, в предложении заменять глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.

28

Практикум. Действительные причастия настоящего и  прошедшего времени.

1

29

Р.р. Изложение с использованием причастий.

1

30

Страдательные причастия настоящего времени.

1

Знать условия выбора правильных написаний СПНВ.

Уметь образовывать СПНВ,  графически обозначать их.

31

Страдательные причастия прошедшего времени

1

Знать условия выбора правильных написаний СППВ.

Уметь образовывать СППВ, находить СППВ, определять форму причастий.

32

Гласные перед одной и двумя буквами нн  страдательных причастиях.

1

Знать условия выбора гласных перед  одной и двумя буквами нв  страдательных причастиях

Уметь правильно выбирать и писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

33-34

Одна и две буквы н в суффиксах полных и  кратких страдательных причастий  и отглагольных прилагательных.

2

Знать правописание суффиксов –енн, -нн.

Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени,

35

Одна и две буквы н в суффиксах кратких отглагольных прилагательных.

1

Знать условия написания –н, и –нн в суффиксах кратких отглагольных прилагательных.

Уметь разграничивать краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные,  правильно писать Н и НН в суффиксах кратких отглагольных прилагательных.

36

Р.р. Употребление страдательных причастий  прошедшего времени в тексте.

1

37

Р.р. Выборочное изложение по упр.130.

1

Знать особенности выборочного изложения.

Уметь  выражать свое мнение,

 уметь определять основную мысль изложения, составлять план изложения, излагать подтему исходного текста

38

Практическая работа «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отлагательных прилагательных.

1

39

Морфологический разбор причастий.

1

Знать порядок морфологического разбора причастий.

Уметь производить морфологический разбор причастия.

40-41

Контрольный диктант по теме «Причастие».  Работа над ошибками

2

42-43

Слитное и раздельное написание не  с причастиями.

Практическая работа.

2

Знать правило правописания не с причастиями.

Уметь правильно писать не с причастиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разграничивать приставку не и частицу не с причастиями.

44

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах СП прошедшего времени.

1

Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь правильно писать о-ё после шипящих в суффиксах СППВ, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

45

Подготовка к сочинению описанию внешности человека (с использованием причастий).

1

46

Обобщающий урок по теме «Причастие»

1

Знать материал по теме « Причастие».

Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.

47

Проверочный тест.

1

48-49

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.

2

Деепричастие

(10ч+2р.р.)

50

Деепричастие как часть речи.

1

Знать, какие грамматические признаки глагола есть у деепричастия.

Уметь находить деепричастия в тексте и определять их синтаксическую роль;  находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий.

51

Деепричастный оборот. Пунктуация при деепричастном обороте.

1

Знать правильную расстановку запятых при  одиночном деепричастии и при деепричастном обороте.

Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; распространять предложения за счёт включения в них деепричастного оборота.

52

Практическая работа

1

53

Раздельное написание не с деепричастиями

1

Знать правописание не с деепричастиями.

Уметь распознавать приставку не и частицу не у деепричастия.

54

Деепричастия несовершенного вида.

1

Знать способы образования деепричастий несовершенного вида.

Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида, заменять глаголы и причастия деепричастиями несовершенного вида;  находить и выделять на письме деепричастные обороты.

55

Деепричастия совершенного вида

1

Знать способы образования деепричастий совершенного вида.

Уметь образовывать деепричастия совершенного вида, заменять глаголы и причастия деепричастиями совершенного вида;  находить и выделять на письме деепричастные обороты.

56

Морфологический разбор деепричастий

1

Знать порядок морфологического разбора деепричастий, морфологические признаки деепричастий.

Уметь производить морфологический разбор деепричастия.

57-58

Р.р. Сочинение по картине С. Григорьева ««Вратарь»

2

Знать, какую роль играют деепричастия при описании действий.

Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания, на основе изображённого на картине  от имени одного из действующих лиц картины.

59

Повторение по теме  «Деепричастие».

1

Знать материал по теме « Деепричастие».

Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.

60-61

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.

2

Наречие

(25часов+3ч р.р)

62

Наречие как часть речи.

1

Знать морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль.

Уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимся к различным частям речи;  находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

63-64

Смысловые группы наречий.

2

Знать вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий.

Уметь определять лексико- синтаксические значения, выражаемые наречиями, группировать наречия по их значению.

65

Степени сравнения наречий, их образование.

1

Знать способы образования сравнительной и превосходной степеней наречий.

Уметь образовывать разные степени сравнения наречий, находить их в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени.

66

Морфологический разбор наречий.

1

Знать порядок морфологического разбора наречий.

Уметь производить морфологический разбор наречия.

67

68

Слитное и раздельное написание не  с наречиями на  о-е.

2

Знать правило правописания не с наречиями на о-е.

Уметь правильно писать не с наречиями на –о- и –е-; разграничивать приставку не и частицу не с наречиями, разграничивать краткие прилагательные с не и наречия с не.

69

70

Буквы  е-и в приставках не-ни отрицательных наречий.

2

Знать правило правописания е-и в приставках не-ни отрицательных наречий.

Уметь правильно выбирать и писать буквы  е-и в приставках не-ни отрицательных наречий, отрицательных местоимений; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

71

72

Одна и две буквы н в наречиях на о-е.

2

Знать правило правописанияодной и двух буквы н в наречиях на о-е.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

73

74

Контрольный диктант по теме «Наречие». Работа над ошибками

2

75

Р.р. Описание действия.

1

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности.

Уметь описывать действия и процессы труда.

76

Буквы о-е после шипящих на конце наречий.

1

Знать правило написания о-е после шипящих на конце наречий.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

77

78

Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до,с.

2

Знать правило написания о-а на конце наречий.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

79

80

Р.р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

2

Уметь подбирать эпитеты и сравнения к изображенному на картине.

81

82

Дефис между частями слова в наречиях.

2

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

83

84

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

2

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь правильно ставить ударения в наречиях, пользоваться орфографическим словарём.

85

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Знать условия выбора употребления  мягкого знака на конце наречий;  виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением  мягкого знака после шипящих на конце слова.

Уметь находить данную орфограмму.

86

87

Повторение темы ««Наречие». Практическая работа.

2

Знать материал по теме « Наречие».

Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.

88

89

Подготовка к контрольному диктанту.

Контрольный диктант.

2

Категория состояния

( 4 часа+2ч)

90

Категория состояния как часть речи.

1

Знать значение модальных слов и  слов категории состояния, их признаки, синтаксическую роль.

Уметь разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

91

Слова категории состояния в художественной речи.

1

Знать значение  слов категории состояния, их признаки.

Уметь разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

92

Морфологический разбор категории состояния.

1

Знать порядок морфологического  разбора слов категории состояния.

Уметь производить морфологический разбор слов категории состояния

93

94

Р.р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

2

Уметь анализировать текст  с целью выявления существенных фактов;  излагать отобранный материал обобщёнными языковыми средствами.

95

Повторение по теме «Категория состояния»

1

Уметь находить слова категории состояния в тексте

Предлог

( 12 часов+2ч р.р.)

96

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Знать отличие служебных частей речи от самостоятельных частей речи.

Уметь  классифицировать их и находить их в тексте.

97

Предлог как часть речи.

1

Знать определение предлога как служебной части речи.

Уметь составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога.

98

Употребление предлогов.

1

Уметь употреблять нужный падеж существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом.

99

Непроизводные и производные предлоги.

1

Уметь отличать производные предлоги от непроизводных, определять самостоятельные части речи,  от которых образованы производные предлоги; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.

100

101

Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога.

2

Знать порядок морфологического разбора предлога.

Уметь находить простые и составные предлоги.

102-103

Р.р. Подготовка к написанию репортажа на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина « Детская спортивная школа»)

2

Знать особенности рассказа –репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека.

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине.

104

105

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы, различать на письме  омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

106

107

Повторение по теме «Предлог».

2

108

109

Контрольный диктант по теме «Предлог». Работа над ошибками

2

Союз

( 16 часов+2ч)

110

Союз как часть речи.

1

Знать определение союза как служебной части речи;  определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов.

Уметь пользоваться в речи союзами – синонимами.

111

Союзы простые и составные.

1

Уметь находить простые и составные союзы, составлять предложения с составными союзами.

112

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении;  составлять сложные предложения с данными видами союзов

113

Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи.

1

114

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

Знать об употреблении запятой перед союзами в сложном предложении.

115

116

Сочинительные союзы.

2

Знать группы сочинительных союзов по значению.

Уметь составлять предложение по схемам.

Уметь употреблять запятую перед второй частью двойных союзов, употреблять запятую  между однородными членами предложения;  составлять простые и сложносочинённые предложения по схемам.

117

118

Подчинительные союзы.

2

Знать группы подчинительных союзов по значению.

Уметь составлять сложные предложения с подчинительными союзами по данным схемам.

119

Морфологический разбор союзов.

1

Знать порядок морфологического разбора союза.

Уметь производить морфологический разбор союза.

120

121

Р.р. Сочинение «Книга – наш друг и советчик»  по упр.343

2

Знать структуру текста – рассуждения, его языковые особенности.

Уметь подбирать материалы к сочинению на указанную тему;  составлять текст-рассуждение на дискуссионную тему.

122-123

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

2

Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом.

124

Обобщающий урок по теме «Союз»

1

Знать материал по теме « Союз».

Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.

125

Контрольные уроки по темам «Союз» и «Предлог».

1

126

127

Контрольный диктант.

Его анализ.

2

Частица

  1. часов+4ч р.р.)

128

Частица как часть речи.

1

Знать определение частицы как части речи.

129

130

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2

Знать перечень формообразующих частиц.

Уметь находить формообразующие и смысловые частицы.

Уметь определять роли частицы бы;  различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы.

131

132

Смысловые частицы.

2

Знать смысловые частицы и их назначение в предложении;  стили речи, в которых употребляются смысловые частицы.

Уметь употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.

133

134

Раздельное и дефисное написание частиц.

2

Знать условия выбора  раздельного и дефисного написания частиц.

Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм,

135

136

Р.р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» по упр.382

2

137

Морфологический разбор частиц.

1

Уметь производить морфологический разбор частицы.

138

139

Отрицательные частицы не и ни.

2

Знать значения, выражаемые частицами НЕ и НИ.

Уметь составлять предложения, в которых частица НИ  служит для выражения отрицания,  утверждения и усиления отрицания.

140

Различение частицы и приставки не

1

Уметь различать частицы не и приставку не-.

141

142

Практическая работа по теме «Различение частицы не и приставки не-

2

143

144

Р.р. Сочинение по данному сюжету

2

Уметь выстраивать схему текста-повествования

145

Частица ни, союз ни-ни, приставка ни-.

1

Уметь различать на письме частицу ни, союз ни-ни, приставку ни; графически объяснять условия выбора  правильных написаний

146

147

Обобщение по теме «Частица».

2

Знать материал по теме « Частица».

Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.

148

149

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.

2

Междометие

( 5 часов)

150

Междометие как часть речи

1

Знать определение междометия как особой части речи.

Уметь находить междометия в предложении,  разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи.

151

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях.

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы.

152

Производные  междометия. Междометия и другие части речи.

1

153

Междометия в художественной части речи.

1

154

Обобщение по теме  «Междометия»

1

155

Повторение. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

1

156

157

Р.р. Контрольное сочинение на темы: «Удивительное рядом», «Дело мастера боится».

2

158

159

Фонетика. Графика.

2

Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке, порядок фонетического разбора слова

160

161

Лексика и фразеология.

2

Уметь рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания;  определять ЛЗ и ГЗ слов, составлять словосочетания с многозначными словами,  находить диалектные слова и определять их значение.

162

163

Морфемика. Словообразование.

2

Уметь рассказывать о строении и  образовании слов, группировать слова по способам  образования,  обозначать состав слов и исходное слово,  производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

164

165

166

167

Морфология.

Орфография.

4

Уметь определять  части речи в предложении и синтаксическую роль данных частей речи, производить морфологический разбор слов.

168

169 170

Синтаксис и пунктуация.

3

Знать назначение словосочетаний и предложений в языке,  виды предложений, синтаксический разбор предложения.

Уметь правильно расставлять знаки препинания.

171-172

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.

2

173-175

Итоги учебного года.

Резервные уроки.

3

                                                                                         

                                                                                            7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная учебная литература

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова А.Т., Александрова О.М., Григорян А.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 7 класс. - Москва, «Просвещение»,2007 год.

Дополнительная учебная литература

  1. ВлодавскаяЕ.А.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Экзамен, 2004
  2. Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7-ом классе. – М.: «Просвещение», 2006
  3. Краузе Т.В. Сборник диктантов по пунктуации. – М., Просвещение, 1971
  4. Малюшкин А.Б.. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. - Москва, ТЦ Сфера, 2008
  5. Малюшкин А.Б.. Комплексный анализ текста. 7 класс. - Москва, ТЦ Сфера, 2008
  6. Текучева И.В. Тесты по русскому языку. 7 класс.- М.: Экзамен, 2007

Справочная литература

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М.,1986
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.- 10-е изд.- М., 2005.
  3. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. – 2-е изд., дораб.- М.,1998.
  4. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.
  5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов.- 8-е изд.- М.,2006.
  6. Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – 3-е изд., испр.идопол. – М.,1991.
  7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд., перер.- М.,1991.
  8. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – 41-е изд. – М.,1990.
  9. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический  словарь русского языка. – М., 1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...