Рабочая программа курса по выбору "Культура речи. Экология речи."
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Икрянникова Любовь Александровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kultura_rechi_ekologiya_rechi_9kl.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

Настоящая программа составлена по итогам работы слушателей на курсах повышения квалификации, на материалах сборника «Вариативный компонент базисного учебного плана. Курсы по выбору. Русский язык. Культура и искусство речи.Культура общения».Автор- составитель Павлова Т.И. Ростов-на Дону: Издательство РО ИПК и ПРО, 2005г

ЦЕЛЬ:

  • создание условий для формирования коммуникативной компетентности, развития языковой способности учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • расширить знания об истории возникновения и развития русского языка и его месте в современном обществе;
  • уметь различать литературный язык и диалекты;
  • формировать словарный запас
  • владеть языковыми нормами (орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими) литературного языка и фиксировать их;
  • развивать умения монологической речи, а также умения вести диалог;
  • ознакомить с лингвистическими особенностями официально-делового стиля и его подстилей; сформировать умение составлять и править тексты официально-делового стиля;
  • закрепить навыки самостоятельной работы с текстом (создание развернутых ответов на поставленные вопросы, сочинений по заданной фразе, теме; подготовка публичных выступлений)
  • воспитывать любовь к родному языку и желание грамотно владеть родным языком.

Раздел 2. Общая характеристика курса

     Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений.

      В центре внимания оказывается культура речи – лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностям их употребления для достижения максимальной эффектности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а так же в развитии речевой культуры; в освоении экологии речи - бережного и сознательного отношения к русскому языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

   Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства  рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условия общения.  На этой основе развиваются основные качества речи, как правильность, ясность, точность,  стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

     Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы ,связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому общению.

       Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствие  с задачами общения; расширяются сведения  о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется не только умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивать языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая  устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Актуальность Программы «Экология речи. Культура речи» обучающихся связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.

Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ГИА.

Роль программы важна в развитии языковых норм: как орфографических («Орфография» в 9 классе проходит лишь в форме повторения отдельных тем), так и пунктуационных, лексических, речеведческих норм, что так необходимо при подготовке к ГИА.

Раздел 3. Место курса в учебном плане.

           Программа элективного курса рассчитана на 34часа ( 1 час в неделю).

Раздел 4. Содержание учебного курса.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ  УЧАЩИХСЯ:

  • Обучение культуры речи и формирование мотивации учения при овладении нормами литературного языка.
  • Обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся:
  • обучение лексике и фразеологии;
  • изучение и практическое освоение тропов и фигур речи.
  • Обучение речевой деятельности. Умение пользоваться всеми видами речевой деятельности как основой коммуникативной компетентности личности. Развитие связной речи в ходе реализации текстоцентрического принципа обучения:
  • текст как образец для языкового анализа;
  • текст как образец для изложения;
  • текст творческой работы для редактирования.
  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 ЧАСА)
  • СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
  • История развития русского языка. Место русского языка среди других языков мира. (1 час)
  • Язык и речь. (2 час)
  • Языковые нормы. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. (19 часов)
  • Виды речи. Монолог и диалог. (1)
  • Словарный запас. Исконно-русские слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. (2 часа)
  • Лексические нормы русского языка (5 часов)
  • Официально-деловой стиль. Оформление деловых бумаг. (2 часа)

Раздел 5. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Плановых уроков

Контрольных уроков

1

История развития русского языка. Место русского языка среди других языков мира.

1

-

2

Язык и речь.

2

-

3

Языковые нормы. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия.

16

3

4

Виды речи. Монолог и диалог.

1

5

Словарный запас. Исконно-русские слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы.

2

6

Лексические нормы русского языка

4

1

7.

Официально-деловой стиль. Языковое оформление деловых бумаг

2

8

Резерв

2

9

Итого:

30

4

        

Характеристика основных видов деятельности:

Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике, исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т.п.

Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытие памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Обучение русскому языку и культур речи необходимо осуществлять на коммуникативно-деятельностном подходе, который заключается в уподоблении учебного процесса процессу коммуникации, что предполагает речевую направленность преподавания, приближенность учебной деятельности к естественным условиям общения.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Виды общения, цель коммуникации

Коммуникативные средства и технологии

Коммуникативные формы

Познавательное общение

Цель: расширить информационное поле, передать необходимую для профессиональной деятельности информацию, прокомментировать инновационные сведения

Объяснительный монолог, комментарий, цитирование, доказательство (аргументация), сравнительный анализ, демонстрация плана, рациональное структурирование информации, интерпретация новой лексики, выделение «ключевых» положений, речевая культура и ораторское мастерство

Лекции, информационно-аналитические сообщения, семинары, беседы и консультации, письменные работы (аннотации, рефераты и др.), творческие работы, отчеты (отбор материала, составление плана, написание текста, ответы на вопросы и пр.), тесты, оценочные высказывания

Убеждающее общение

Цель: стимулировать активность для выполнения определенных действий (речевых, поведенческих), вызвать определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки, убедить в правильности положений и взаимодействий, сделать своими единомышленниками

Обращение к опыту, аргументация, «ловушки» языка (многозначность и др.), разъяснение и сравнительный анализ, полемические приемы, риторические вопросы, опора на эмоциональный настрой слушателей, учет контраргументации и критического настроя учащихся, психологические приемы, создание атмосферы доверия

пресс-конференция, дискуссия, полемика, дебаты, переговоры, напутствие, комплимент, презентация и самопрезентация, беседа, характеристика человека, круглый стол, деловая игра, практикум, тренинг, письменные рецензии и отзывы, анализ речевых действий

Экспрессивное общение

Цель: создать у школьников психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, вовлечь в конкретные действия

Выразительные средства языка, актерское мастерство, аудио-, видео- и художественные средства (выразительное чтение, художественное рассказывание и пр.), невербальные средства, искренность демонстрируемых чувств

Публичная речь по специальному поводу, презентация и самопрезентация, беседа и собрание, бенефис, рассказ о человеке (ситуации), анализ проблем, «мозговой штурм», мастерская, ролевая игра, инсценирование, демонстрация видео- и кинофрагментов, рефлексия

Ритуальное общение

Цель: формировать чувство патриотизма, национальной гордости, сохранение традиций, создание новых

Формулы речевого этикета, наведение эмоций, использование вербальных и невербальных средств воздействия, синонимичные и параллельные конструкции, фигуры повторов, включение участников в активную коллективную деятельность, импровизация

Поздравительная речь, торжественная речь, праздник, посвящение, презентация, речь в честь юбиляра, речь в память о ком-либо (слово о писателе)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ:

Методы

Рецептивный

Репродуктивный

Продуктивный

Проблемного изложения и частично-поисковый

Творческий

(исследовательский)

Приемы

Рассказ учителя

Изложение и пересказ текста

Проблемное изложение знаний

Создание текста по заданным теме и плану

Беседа

составление словосочетаний, предложений, текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует запомнить

выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств;

Подбор текстов на одну тему, но разных стилей и типов

Чтение правил и памяток

Работа с деформированным предложением или текстом

Самостоятельное толкование значения слов, словесное рисование

анализ образцовых, деформированных и неадаптированных текстов

Чтение словарной статьи

Подбор и вставка слов по смыслу, толкование слов по словарю

Моделирование языковых единиц различного уровня

Составление памяток

Наблюдение над языком и речью

анализ нормы,

сопоставительный анализ нормы и ее нарушений

Определение темы, основной мысли, анализ текста

Сочинение по фразе исходного текста

Показ алгоритма порождения и восприятия текстов, применения правил

Подбор синонимов, антонимов, родовидовых понятий, однокоренных слов и т.п.

Составление плана, заголовка для текста, подбор языкового и фактического материала

свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить такие-то слова, конструкции и пр.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

1. По окончании изучения курса учащиеся должны получить общее представление об истории развития языка, функциях языка и речи  и приобрести следующие базовые знания:

  • о языковых нормах:

орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексических

  • о коммуникативных качествах речи;
  • о видах речевой деятельности и значении слушания;
  • о тексте и некоторых методах разработки темы;
  • об основных риторических приемах как средствах организации выразительности речи.

2. В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • видения в тексте орфографических, пунктуационных ошибок;
  • умения отбирать лексические средства при составлении текстов;
  • применения орфоэпических норм литературного языка в речи;
  • разработки темы и развернутого плана выступления (сочинения);
  • использования некоторых риторических приемов для улучшения восприятия выступления (сочинения);
  • группового взаимодействия в процессе подготовки и произнесения публичного выступления.

3. В процессе обучения школьники должны приобрести следующие навыки:

  • грамотного письма;
  • написания сочинения на лингвистическую тему и по заданной фразе;
  • публичного выступления и межличностного общения;
  • анализа текста;
  • активного слушания;
  • установления контакта с аудиторией.

Раздел 6. Календарно- тематическое планирование

№№

Дата

Тема урока

Ключевые компетенции

Виды учебной деятельности учащихся

Виды контроля и обратной связи

1

03.09

Введение. История развития русского языка. Место русского языка среди других языков мира.

Знать историю развития русского языка.

Уметь применять данные знания на практике.

работа с мультимедийной презентацией, работа с Интернет-ресурсами,

составление опорных конспектов,

работа в рабочих тетрадях, ответы на вопросы

Развернутый ответ на вопрос

Опрос

Тест  

2

10.09

Язык и речь, Функции языка.

Знать различие между языком и речью;

Уметь строить связное высказывание по заданной модели

Работа с мультимедийной презентацией,

Решение ребусов,

работа с таблицей,

Выполнение упражнений,

Работа со словарями

Тестовое задание

письменное высказывание

3

17.09

Язык и речь. Функции речи.

Стилистические фигуры речи

знать функции речи;

уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

определять основную и второстепенную информацию

работа с тетрадью опорных конспектов

 анализ текста

ответы на вопросы

решение кроссворда

Тестовое задание

Опрос

Сочинение-рассуждение

4

24.09

Язык и речь. Функции речи. Средства выразительности языка

знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте

Сочинение синквейна

Решение кроссвордов

Работа с текстом

Решение теста на соответствие

Тесты по выбору учителя

Сочинение-рассуждение

5

01.10

Языковые нормы. Орфография. Орфограмма – буква (заглавная)

Знать правила правописания заглавных букв в словах

Уметь применять данные правила на практике

Словарно-орфографическая работа

Выполнение письменных упражнений

Виртуальная экскурсия

Орфографический разбор текста

6

08.10

Языковые нормы. Орфография. Орфограмма – буква (строчная)

Знать орфограммы-буквы (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, парные согласные в корне, непроизносимые согласные в корне и др.)

Уметь видеть данные орфограммы в тексте

Словарно-орфографическая работа

Выполнение письменных упражнений

Коллоквиум

7

15.10

Языковые нормы. Орфография. Орфограмма - пробел

Знать орфограмму-пробел (правописание существительных и местоимений с предлогами, наречий, производных предлогов и др.)

Уметь находить данные орфограммы в самостоятельно созданных текстах

Решение тренировочных и тестовых упражнений повышенной сложности

Лабораторная работа

8

22.10

Языковые нормы. Орфография. Орфограмма - дефис

Знать правила дефисного написания слов

Уметь данные правила применять на практике

Словарно-орфографическая работа

Выполнение письменных упражнений

Анализ предложений

Соревнование «Гонка за лидером»

9

29.10

Языковые нормы. Орфография. Трудные случаи орфографии

Уметь находить выход из трудных орфографических ситуаций

Словарно-орфографическая работа

Творческий диктант

Творческий диктант

10

12.11

Презентация знаний «Соблюдение орфографических языковых норм русского языка»

Уметь применять на практике орфографические правила

Выполнение контрольных заданий

Диктант

11

19.11

Языковые нормы. Пунктуация конца предложения. Интонация конца предложения

Знать основные знаки препинания конца предложения и их функции

Уметь применять данные знаки препинания при создании собственных текстов

Работа с мультимедийной презентацией, анализ текстов, ответы на вопросы

Фронтальный

опрос

12

26.11

Языковые нормы. Пунктуация. Выделительные знаки препинания. Интонация предложений с данными знаками препинания

Знать выделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка выделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с выделительными знаками препинания

Выполнение тренировочных и тестовых упражнений

Практикум

13

03.12

Особенности произношения неполных предложений

Знать признаки неполных предложений в русском языке

Уметь слышать неполные предложения и самостоятельно применять выделительную интонацию в данных предложениях

Наблюдение, сравнение, анализ предложений,

конструирование предложений

Речевой практикум

14

10.12

Языковые нормы. Пунктуация. Разделительные знаки препинания

Знать разделительные  знаки препинания и условия их применения в предложениях

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка разделительных  знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с разделительными  знаками препинания

Комплексный анализ текста

Письменный

опрос

15

17.12

Композиционные приемы построения высказывания на лингвистическую тему

Знать композиционные части высказывания на лингвистическую тему: вступление, тезис, аргументы, заключение

Уметь применять знания композиции на практике

Работа с текстом

Письменный опрос

16

24.12

Выступление на лингвистическую тему

Уметь создавать высказывания (устные и письменные) на лингвистическую тему, публично выступать по заданной теме

Публичное выступление

Творческий проект

17

14.01

Языковые нормы. Культура звучащей речи.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности,

устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи

Решение проблемных заданий

Публичное выступление

Проект

18

21.01

Языковые нормы. Орфоэпия. Норма ударения и акценты смещения в русском языке.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы

Предупредительный  диктант

19

28.01

Языковые нормы. Орфоэпия. Колебания в ударении.

Знать слова, в которых наблюдается колебание в ударении

Уметь применять данные знания на практике

Мини-исследование

Орфоэпический диктант («Да - нет»)

20

04.02

Языковые нормы. Орфоэпия. Звуковая система языка и произносительные нормы

Знать особенности гласных ударных звуков в речи, зависимость звучания слова от его словоформы

Уметь пользоваться полученными знаниями на практике

Работа с лингвистическим текстом

Составление плана текста

Фронтальный опрос

21

11.02

Языковые нормы. Орфоэпия. Активные процессы в современном русском языке: изменения в русском произношении

Знать о тенденциях изменения ударений в русском языке, фонетической адаптации иноязычных слов

Уметь объяснять особенности изменений в произношении

Выполнение упражнений

Лабораторная работа

22

18.02

Контрольная работа по орфоэпии

Уметь применять полученные знания на практике

Решение тестовых заданий

Тест

23

25.02

Виды речи. Монолог и диалог

Знать основные виды речи

Уметь строить монолог, диалог

Решение речевых ситуаций

Речевой практикум

24

04.03

Словарный запас современного человека. Исконно-русские слова. Заимствованные слова.

Знать основные признаки исконно-русских слов и заимствованных

Уметь определять слова данных категорий

Учебный проект «Лексический состав русского языка»

Защита проекта

25

11.03

Словарный запас современного человека. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы.

Знать основные признаки устаревших слов и других слов ограниченной лексики

Уметь находить слова данных категорий в тексте

Учебный проект «Лексический состав русского языка»

Защита проекта

26

18.03

Лексические нормы русского языка. Значение слова

Знать понятие «лексическая норма»

Уметь давать лексическое толкование слова, правильно употреблять слово в речи в соотношении с его лексическим значением

Выполнение практических заданий

Лабораторная работа

27

01.04

Лексические нормы. Синонимия русского языка. Контекстуальные синонимы.

Знать понятия «синоним», «синонимия», «синонимический ряд», доминанта «синонимического ряда», «контекстуальный синоним

Уметь в речи использовать синонимические ряды, находить в текстах контекстуальные синонимы

Работа с текстом

Практическая работа

28

08.04

Лексические нормы. Антонимы. Контекстуальные антонимы.

Знать понятия «антоним», «контекстуальный антоним»

Уметь определять антонимы в тексте, различать антонимы и контекстуальные антонимы, употреблять их в речи

Работа с текстом

Лабораторная работа

29

15.04

Фразеология как компонент речевой культуры

Знать типы фразеологизмов

Уметь правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи

Работа с текстом

Тест

30

22.04

Контрольная работа по теме: «Словарный запас и лексические нормы русского языка»

Уметь применять знания на практике

Решение тестовых заданий

Контрольная работа

31

29.04

Официально-деловой стиль. Лексические единицы официально-делового стиля.

Знать основные признаки официально-делового стиля, лексические единицы

Уметь определять тексты данного стиля

Работа с таблицей

Фронтальный

опрос

32-33

06.05

13.05

Языковое оформление деловых бумаг: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, автобиография

Знать языковые клише официально-деловых бумаг

Уметь составлять деловые бумаги

Деловая игра

Практическая работа

 34

20.05

Повторение изученного

Решение тестовых заданий

Фронтальный опрос

Раздел 7. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение

Для реализации Программы необходимы:

  • Тетрадь опорных конспектов для учащихся
  • Рабочая тетрадь для учащихся
  • Сборник интерактивных тестов для учащихся
  • Методические рекомендации для учителя
  • Мультимедийное сопровождение занятий

 Дополнительная литература:

  • Быстрова Е.А. «Диалог культур на уроках русского языка» - М.: Айрис-пресс, 2005
  • Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи.  Издание 3-е, дополненное и переработанное. Серия "Высшее образование". Ростов-на Дону: Изд-во "Феникс", 2003
  • Галкина Т.И., Тимченко Л.Г. Пособие для подготовки к изложению с творческим заданием. 11 класс. – Ростов/н/Д: Феникс, 2004
  • Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию.- М.: Айрис-пресс, 2004.
  • Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
  • Иванова Т.Ф., "Новый орфоэпический словарь русского языка" - М.: Рус.яз. - Медиа, 2004.
  • Кудинова Т. А. «Подготовка к итоговой  аттестации по русскому языку. Тестирование».  Ростов-на-Дону. «Феникс»-2005г.
  • Липатов А.Т. Основы риторики.  Книга для чтения/ Йошкар-Ола, 1998
  • Львов М. Р.  Риторика. - Москва, 1995.
  • Панов  Б. «Внеклассная работа по русскому языку» М., «Просвещение» -1980г.
  • Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 1974.
  • Семушкина Л. Н. Культура русской устной речи. Словарь-справочник/М.: Айрис-пресс, 2006
  • Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. Сборник упражнений: Учебное пособие для вузов./М.: Высш.школа, 1980
  • Ткаченко Н. Г. Тесты по грамматике русского зыка: в 2-х ч.- М.: Айрис-пресс, 2004
  • Русский язык и культура речи. Учебник под ред. В.Д.Черняк, М.: Высш.шк.;С.-Пб.:Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2005.
  • Русский язык и культура речи. Учебник для вузов под ред. проф. В.И.Максимова, М.:Гардарики, 2001.
  • Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др./ Под ред. В.Д.Черняк – М.:Высш. шк.; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
  • Санкт-Петербург - Филиал издательства «Просвещение» -2002г.

Интернет-ресурсы:

http://www.budde.ru/obschestvennaya-suschnost-yazyika/funktsii-yazyika.html

http://www.divelang.ru/history-rus 

http://shpora07.narod.ru/all_q/place.htm 

http://www.200stran.ru/maps_group5_item324.html 

http://www.zoroastrian.ru/files/star/drevo%20etnogenez%20Petrov.jpg 

http://www.childrenpedia.org/11/1.files/image033.jpg 

http://tnaia.narod.ru/bk/files/image002.gif 

http://www.weblancer.net/files/portfolio/1080/108007/410640.jpg 

http://sc.tverobr.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/04-2-2.htm

http://ports.ucoz.com/load/russkij_jazyk/istorija_russkogo_literaturnogo_jazyka/141-1-0-461 

http://shpora07.narod.ru/all_q/language.htm 

http://therules.ru/capitals/# 

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-014.htm 

http://www.saharina.ru/metod/rus/les1/ 

http://www.kazakova-op.ru/uprazhnenie/c9a1f86d4fca3b96e0262d8dae5a9929/ 

 

Раздел 8. Результаты освоения курса

У выпускника 9 класса будут сформированы:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·установка на здоровый образ жизни;

·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник 9 класса получит возможность для формирования:

·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;

·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Выпускник 9 класса научится:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник 9 класса получит возможность научиться:

·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Выпускник 9 класса научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

·владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник 9 класса получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

 

Выпускник 9 класса научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник 9 класса получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формы и средства контроля

Текущие формы контроля:

- устные ответы на уроках;

- терминологические диктанты;

- тестирование;

- практическая работа.

Формы итогового контроля:

- зачет;

- тестирование.

Методы и формы контроля

  1. Комплексный анализ текста
  2. Тест
  3. Составление сложного плана и простого плана к тексту
  4. Составление текста определенного стиля и типа речи
  5. Сочинение
  6. Редактирование текста
  7. Работа с деформированным текстом
  8. Тезаурус

Формы оценивания знаний учащихся:

  1. работы в форме тестов оцениваются баллами;  
  2. творческие работы учащихся (доклады, схемы, таблицы, проекты и др.) оцениваются по зачётной системе, по каждой работе слушатель получает подробный комментарий  преподавателя с рекомендациями;
  3. зачёт по курсу учащийся получает в том случае, если все работы, которые он выполнял в течение учебного года, зачтены.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Химия и экология

Рабочая программа элективного курса Химия и экология...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развивайте дар речи»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Развивайте дар речи»...

Рабочая программа по курсу «География и экология ХМАО - Югры» 8 класс.

Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П.,  Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...