РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развивайте дар речи»
рабочая программа (9 класс) на тему

Гончар Татьяна Анатольевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Развивайте дар речи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Развивайте дар речи»

Составлена:  Гончар Татьяна Анатольевна

                        Пояснительная записка

 

Программа курса «Развивайте  дар речи», рассчитанная на учащихся IX классов, отвечает широким образовательно-воспитательным задачам нашей школы. Она вооружает участников курса необходимым всем умением правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме. Предлагаемый курс имеет большое значение для формирования у учащихся готовности к творческой преобразующей деятельности, приобщения школьников к работе над книгой и другими источниками знаний, помогающих выработать самостоятельность мышления, для формирования мировоззренческих идей, умения отстаивать свои убеждения, т. е. для формирования личности.

Кроме этого, данный курс способствует развитию интереса к литературному творчеству, развитию литературно-творческих способностей учащихся, а также помогает многим школьникам определиться с будущей профессией.

Особенность содержания курса «Развивайте  дар речи» состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких дисциплин и предметов как синтаксис (речи) текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи, психология, логика, риторика и другие.

Почти все указанные в программе курса вопросы имеют практическую направленность. В этом его специфика. И хотя некоторые вопросы программы данного курса совпадают с вопросами обязательной программы (например, совершенствование написанного), включение их в программу занятий курса оправдано. Для развития связной речи необходима практика, тренировка; речевое чутье  как определенного рода способность развивается в деятельности.

В условиях проведения занятий курса возникает реальная возможность работать с каждым учеником индивидуально, учитывая его способности. Таким образом создаются условия для развития творческой познавательной активности учащихся.

При проведении данного курса большое место занимают приемы, развивающие творческое воображение и внимание к слову, а именно:

  1. проблемное изложение руководителем курса теоретического материала;
  2. самостоятельное наблюдение учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе и проблемного характера;
  3. совершенствование рукописи с определенной точки зрения, при этом используется коллективное редактирование или самостоятельное;
  4. рецензирование, в том числе и взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных учащимися работ;
  5. сообщения учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной по определенному вопросу литературы;
  6. устные высказывания различного характера, например устные рассказы, отзывы, рецензии, доклады.

Занятия данного курса дают возможность уделить большое внимание развитию связной устной речи детей. Предполагается:

  1. получение учащимися основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, об условиях успеха или неудачи;
  2. освоение или методов и способов работы над своей речью, принципами речевого поведения  в различных ситуациях общения;
  3. формирование у учащихся понимания реальности и важности национально-культурных различий речевого поведения, владения основными способами улучшения взаимопонимания при межкультурных контактах.

Программа предполагает формирование у учащихся следующих умений и навыков:

  • умение анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;  
  • умение анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей самостоятельной жизни;
  • основные навыки речи – публичного выступления: навыки оценки аудитории, самоконтроля на протяжении речи, свободного владения самим собой и собственным словом;
  • основные навыки ведения беседы – навыки оценки ситуации речи и собеседника;
  • основные навыки активного слушания.

Программа данного курса включает в себя упражнения-задачи, предназначенные для закрепления учащимися полученных знаний:

     -    задания аналитического характера, требующие ответа на вопросы,            поставленные к текстам, планам, материалам и т. п.;

     -    задания аналитико-синтетического характера, ставящие перед учениками задачу обнаружить в материалах определенные недочеты и внести необходимые изменения;

  -    задания синтетического характера, в которых предлагается подготовить (в устной или письменной форме) то или иное связное высказывание.

              Особенности построения программы:

Вводная часть программы знакомит учащихся с задачами и целями курса. Первый раздел освещает вопросы развития устой речи, а второй – письменной.

    Содержание курса

  1. Введение.
  1. Задачи, цели курса, его структура.
  1. Устная речь как искусство.
  1. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
  2. Современная разговорная речь и ее особенности. Виды языковых ошибок.
  3. Виды публичных выступлений по целям сообщения и по сферам применения устной речи. Требования к публичной речи. Структура публичного выступления. Приемы привлечения внимания слушателей.
  4. Бытовое красноречие (сферы применения, виды, структура каждого вида). Отбор языковых средств.
  5. Общественно-политическое красноречие (сферы применения, виды, отбор языковых средств, подготовка, содержание, структура каждого)
  6. Академическое красноречие (сфера применения, виды, отбор языковых средств, подготовка, содержание, структура)
  7. Средства речевой выразительности в ораторской речи (практическое занятие).
  8. Диалог лектора со слушателем (психологические аспекты). Юмор, ирония, намек в публичной речи, их функции.
  9. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. Приемы импровизированной речи (практическое занятие).
  10. Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильной речью.
  11. Языковые нормы: правильно, неправильно, допустимо (практическое занятие).
  12. Оценка нормы: правильно, неправильно, допустимо (практические занятия).
  13. Конкурс на лучшие устные выступления.
  14. Мастерство беседы. Типы беседы, соотношение речевых ролей собеседников. (Стиль в беседы, речевое поведение).
  15. Архитектура беседы. Особенности построения беседы. Пути преодоления непонимания (практическое занятие).
  16. Мастерство спора. Виды доказательств. Речевое поведение спорящих. Спор и беседа (практическое занятие).
  17. Особенности делового общения. (Функции, формы, стратегия и тактика). Типы деловой беседы. Подготовка к деловой беседе.
  18. Поэтическое мастерство. Роль выдающихся писателей, поэтов, ученых в становлении русского литературного языка.
  1. Письменная общественно-политическая речь (публицистика).
  1. Особенности письменной публичной речи. Жанры письменной  публичной речи.
  2. Стилистика газетных жанров.
  3. Как правильно взять интервью? (Практическое занятие.)
  4. Особенности стиля радио и телепублицистики (структура, содержание). Репортажи: телерепортажи, радиорепортажи.
  5. Алгоритм написания фельетона и юмористического рассказа.
  6. Алгоритм написания статьи.
  7. Алгоритм написания информационной заметки, путевых заметок.
  8. Работа над словом. Язык, стиль и редактирование публицистического текста (практическое занятие).
  9. Редактирование публицистического текста. Совершенствование написанного (практическое занятие).
  10. Проблемы современной прессы.
  11. Канцеляризмы и речевые штампы. Ошибки, связанные с их употреблением.
  12. Смысл единицы речи. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
  13. Конкурс творческих работ слушателей курса.
  14. Создание собственного газетного жанра (стенгазета, журнал, информационный вестник, школьная газета).
  15. Итоговое занятие. Литература для самообразования.

По окончании  изучения данного курса учащиеся должны получить следующие знания и умения:

Знания

Умения

Устная речь как искусство

- понятие речевого идеала,

- основные категории речевого  образца, принятого в православном христианстве,

- древнерусские риторические традиции,

- особенности разговорной речи,

- виды языковых ошибок,

- виды публичных выступлений,

- структура публичного выступления,

- принципы подготовки к публичной речи,

- сферы применения, виды, содержание, структура бытового, общественно-политического, академического красноречия,

- средства речевой выразительности,

- психологические аспекты в проведении лекции,

- приемы импровизированной речи,

- принципы, способы работы над правильной речью,

- языковые нормы,

- типы беседы,

- пути преодоления непонимания,

- виды доказательств,

- стратегия и тактика спора,

- основы теории и тактики слушания,

- приемы и техника активного слушания,

- важнейшие формы делового общения,

- структура и типы делового выступления.

 

- анализировать речевую ситуацию,

- выбирать наиболее эффективную  стратегию речевого поведения,

- анализировать, контролировать,  совершенствовать, свою речь,

- свободно владеть своим словом,

- находить речевой контакт,

- быстро реагировать на реплику собеседника,

- соблюдать орфоэпические нормы в устной речи,

- классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих,

- готовиться к публичному чтению документа перед аудиторией,

- отредактировать текст для публичного выступления,

- выступать с речью перед публикой, используя приемы ораторского искусства,

- самостоятельно находить материалы для публичного выступления,

- использовать средства речевой выразительности, приемы импровизированной речи,

 - правильно вести диалог с собеседником,

- правильно строить беседу,

- применять на практике приемы и технику активного слушания,

- строить деловые выступления.

 

 

Письменная общественно-политическая речь (публицистика)

- особенности письменной публичной  речи,

- жанры письменной публичной речи,

- структура, содержание, алгоритм интервью, репортажей, фельетона, юмористического рассказа, статьи, информационной заметки, путевых заметок,

- стиль редактирования публицистического стиля,

- проблемы современной прессы,

- основные речевые штампы,

- литературу для самообразования.

 

- самостоятельно находить материалы для письменного высказывания,

- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к письменным высказываниям,

- правильно строить публицистический текст в жанре очерка, репортажа, путевых заметок, фельетона, интервью,

- редактировать публицистический текст,

- совершенствовать написанное,

- исправлять речевые штампы, неправильно использованные в речи,

-   создавать собственный газетный жанр (стенгазету, журнал, информационный вестник, школьную газету),

- импровизировать на свободную тему.

Контрольные измерители

  • Отредактируйте текст.

Направо помещается белый двухэтажный дом с серой облупившейся постройкой, как случайно попавшая в букет наполовину засохшая ветка черемухи. Из-за него выглядывает серый дом с вышкой, около него растет яблоня, и ветви ее заглядывают в окна вышки. В углу соседнего двора стоит серый бревенчатый домик с тремя окнами, задернутыми тюлевыми занавесками. Из-за его красной крыши поднимается высокая ель, у которой лишь кое-где колками зеленеет хвоя, и две плакучие березы. Одна из них склонилась над крышей, и в одном месте сквозь ее зелень проглядывает широкое окно какого-то кирпичного дома. С другой березы почти все листья облетели, и ее сухие тонкие ветки кажутся красноватыми жилками на фоне белой стены стоящего двухэтажного белого дома. Дальше опять дома, дома без конца. А вместе с тем во всей этой массе едва ли удается найти два совершенно одинаковых дома, несмотря на их кажущееся сходство. Но еще разнообразнее жизнь, которая течет под крышами этих домов, за их бесчисленными окнами.

  • Подготовьте портретный очерк «Самая нужная профессия».  

Определите для себя, кто станет героем вашего очерка, как вы будете  собирать материал, как построите очерк.

                                     Материал о работе учителя.

Я – учительница. И этим горжусь. Именно это дает мне радость, ощущение полноты жизни, чувство сохраненной молодости. А бывшие мои однокурсники, встретившись после долгой разлуки удивляются: «Где работаешь? Ах, в школе!» - и на лицах их выражается недоумение: что же, мол, ты лучше ничего не достигла  в жизни? Я – учительница. И это самое большое, что я достигла в жизни! Вероятно, каждый, кто любит свою профессию, считает ее самой увлекательной, самой благородной – самой лучшей на свете. Так рассуждает и металлург, и врач, и астроном, и токарь, и журналист…  И каждый из этих людей, наверное, уверен, что его  профессия – не только самая лучшая, но и самая трудная, самая ответственная. А я убеждала: нет на свете работы более важной и более мучительной, долее радостной и более нужной людям, чем наша учительская профессия. Рассказать о ней очень трудно: в ней нет, на первый взгляд, ничего романтического, ничего таинственного, ничего особенного…    

  • Существуют две точки зрения на телевидение:
  1. Оно превращает людей из активных участников событий в пассивных  наблюдателей, развивает лень, апатию; отнимает у человека то время, которое он раньше тратил на общение с друзьями, знакомыми.
  2. Оно дает многое человеку и обществу.

Какой точки зрения придерживаетесь вы? Составьте об этом рассуждении, мотивируя высказанное мнение.

  • Подготовьте публичное выступление:

Темы:

  1. Семейные профессиональные династии – это хорошо или плохо?
  2. Самоуправление в школе.
  3. Авторитет и популярность лидеров нашего класса.
  4. Интересно ли мне в школе.
  5. «Спешите делать добрые дела».  (А. Яшин)
  6. Что такое милосердие и доброта?

  • Напишите статью для школьной газеты на одну из тем:
  1. Что значит быть современным?
  2. Кем и каким быть.
  3. О вкусах… спорят.
  4. Интересный человек.

  • Напишите юмористический рассказ по одной из пословиц:
  1. Не рой другому яму – сам в нее попадешь.
  2. Дурная голова ногам покоя не дает.
  3. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

  • Напишите репортаж о событиях, связанных с жизнью класса, родного города на такие темы:
  1. Лыжные соревнования.
  2. Спортивный праздник.
  3. Незабываемый день.
  4. Праздник русской зимы.
  5. Футбольный (хоккейный, волейбольный) матч.
  6. Вечер русского языка в школе.
  7. Завершился фестиваль песни (танца и т. д.).
  8. На конкурсе чтецов.
  9. После собрания.
  10. Утром у входа в школу.

  • Возьмите интервью у:

- классного руководителя,

- учителя,

- друга,

- соседа по парте,

- директора.

(Определите цель беседы, подготовьте вопросы, подумайте, где лучше провести интервью, в какое время. Напишите интервью. Подберите заголовок.)

  • Составьте шуточный рассказ об ошибках в постановках ударений на одну из следующих тем:
  1. Что произошло в городе N, когда жителю города забыли правильные ударения в словах?
  2. Легко ли слушать речь, в которой много слов с неправильными ударениями?
  3. Как Димочка Сидоров учил ударения в заимствованных словах?
  4. Как неправильное ударение в слове изменило жизнь девятикласснику Козликову Вове?

  • Напишите резюме для поступления на работу.

  • Произнесите слова, правильно ставя ударение:

акрополь, анатом, апартаменты, апостроф, асимметрия, баржа, береста, бензопровод, ветеринария, гражданство, диспансер, жаворонок, жалюзи, жерло, значимость, иконопись, индустрия, каталог, коклюш, корысть, кремень, кулинария, лассо, ломота, лыжня, обеспечение, пихта, плато, премирование, статуя, столяр, таможня, танцовщица, хвоя, ходатайство.

  • Какие ошибки допущены в произношении этих слов:

      сурьезный, пасибо, нехочется, быдто, сумлены, чичас, нужон, спортилась, чижалехонько, наскрозь, пымали, милай, терпленье, одначе, тады, синпатия,  жисть, нож, го.

  • Произнесите скороговорки, четко выговаривая звуки:
  1. Все бобры добры до своих  бобрят.
  2. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
  3.  Верзила Вовила весело ворочал вилы.
  4. У пеньков опят пять опят.
  5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
  6. Два щенка щека к щеке щипают щетку в уголке.
  7. Кукушка кукушонку купила капюшон.
  8. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  9. Карл у Клары украл кораллы, а Клара  у Карла украла кларнет.
  10. Меланья – болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала.

  • Голосами медведя, лисы, змеи и мышонка произнесите фразу:

   «Лев опять стал царем зверей», передавая различные чувства:

  1. гордость за Льва (Лев так благороден и мудр. Он  достоин этой высокой чести.)
  2. обиду (Опять избрали этого выскочку. Неужели нет никого более достойного, например, я?)
  3. надежду (Теперь-то я не пропаду, ведь Лев – мой лучший друг.)

  • Прочитайте эти стихотворные отрывки с различной интонацией:
  1. со страхом,
  2. весело,
  3. влюблено,
  4. воинственно.
  1. А. а. а. – о. о. о. – и. и. и. – э. э. э. – у. у. у. –е. е. е.

     но, на – о, - но, на, цок, но, на,

      паццо! но, на, пипаццо!

  1. Но, на, цолк,                                          3.  Эо, из, ию, иэ,                  

             Но, на, цолк,                                               э, э, иэ, ио, иэ.
            Пиц, пац, пацу,                                           Юн, юн, но, нэ,        
            пиц, пац, паца,                                            Аэоэ  наоэ
             но, на, цолк, но, на, цолк                           Оя  уаоэ.

  • Исправьте ошибки, допущенные в этих выражениях:
  1. возвращаться со школы,
  2. вперед меня,
  3. вы слазите на этой остановке?
  4. дожидай меня,
  5. кто крайний?
  6. местов нет,
  7. обратно идет дождь,
  8. оплатить за проезд,
  9.  складывайте шашки,
  10. сколько много?

  • Допишите     , мотивируя свой выбор:

         Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар… Поставлен  новый электрический счетчик на 10 ампер… На курсе учатся несколько якут… и туркмен… В магазине имеется большой выбор чул…к и нос…к… Начиная с весны, в нашем буфете продают салат из свежих помидор… Тускло горели огарки стеариновых свеч.

  • Определите правильно или неправильно построены предложения.
  1. Весьма непростая и деликатная вещь – актерская популярность.
  2. Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
  3. Лодки, влекомые течением, плыли посредине реки.
  4. Мы будем рады зарубежным гостям, приедущим к нам.
  5. Потому что я знал о его приезде, я смог подготовится к нему.

  • Определите, где допущены ошибки в словоупотреблении.
  1. Вернувшись из школы, он поел на скорую руку и побежал гулять.
  2. На днях группа студентов отправится в зарубежную поездку.
  3. Мы перешли работать в отсталую бригаду.
  4. Нам нужно сейчас работать не покладая сил.
  5. Все его хвалили и пели филепамы.

  • Определите, правильные и неправильные варианты глагольного, предложного и именного управления, а также согласования  = с – и  других гл. пр-я.:
  1. Это говорит о плохой дисциплине.
  2. Часть добровольцев остаются в городе.
  3. Нельзя не отметить о высокой активности собрания.
  4. Все это говорило за то, что наши мастера не уступают зарубежным.
  5. Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.

  • Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
  1. одержать верх,                                4. иметь место под солнцем,
  2. основать университет,                    5. нести ответственность за детей.
  3. раскрыть ответ на вопрос,

 

  • Речевые ошибки допущены в предложении:
  1. Я высказал мнение, что считаю затраты несоизмеримыми с полученными результатами.
  2. Вследствие непогоды пилот вынужден был немедленно совершить вынужденную посадку в аэропорту Токио.
  3. Спикер заявил, что если бы президент сдал Чубайса, это было бы подарком всей стране.
  4. Меня всегда возмущала его привычка прятаться за чужие широкие спины.
  5. Каждый од отец извлекал из антресолей костюм Деда Мороза и наряжался.
  6. Мне показалось, что больной сегодня выглядит несколько получше.
  7. Я хотел справиться о здоровье знакомого у друзей, но потерял номер телефона.
  8. Узнав в прохожем старого друга, мне было очень приятно его видеть.

                               

Литература:

  1. Головин Б. Н. Основы культуры речи.
  2. Граудина Л. К. Русская риторика: Хрестоматия.
  3. Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации.
  4. Клаус Г. Сила слова.
  5. Ножин Е. А. Мастерство устного слова.
  6. Серейч Г. Искусство речи на суде.
  7. Гормановская Н. Н. Речевой этикет и культура общения.
  8. Ладыженская Т. А. Теория и практика сочинений разных жанров.
  9. Евламтева Е. А. Занимательные занятия русского языка.
  10. Иванова В. А. Занимательно о русском языке.
  11. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка.
  12. Логинова К. А. Деловая речь.
  13. Никольский Н. Н. Учебное пособие по стилистике и литературному редактированию.
  14. Сиротина О. Б. Современная разговорная речь и ее особенности.
  15. Шубин Э. А. Современный русский рассказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс внеурочной деятельности "Развиваем дар слова"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности....

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура речи» общекультурного направления для 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности «Культура речи» способствует осознанию роли речи и  разнообразия речевых ситуаций в жизни людей,  приобретению обучающимися навыков культуры общ...

Программа внеурочной деятельности "развиваем дар речи". 9 класс

Программа внеурочной деятельности "развиваем дар речи". 9 класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" 8 класс

Цель программы: Развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому язык...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...