Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура речи» общекультурного направления для 5-6 классов
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс)

Ямалиева Далиля Шамиловна

Программа внеурочной деятельности «Культура речи» способствует осознанию роли речи и  разнообразия речевых ситуаций в жизни людей,  приобретению обучающимися навыков культуры общения, оцениванию своей речевой роли в различных коммуникативных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kultura_rechi-5-6_kl.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

       

    «Рассмотрено»                       «Согласовано»                              «Утверждено»

    Руководитель ШМО               Заместитель директора по УР       Директор МБОУ

    ________ /…………./               ________ /……………./              «Шадчинская СОШ»

    Протокол №1                           «27» августа 2019 г.                       _________ /……………./  

    от «27» августа 2019г.                                                                      Приказ № 40

                                                                                                                от «29» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу  внеурочной деятельности  «Культура речи»

общекультурного направления для 5-6 классов

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шадчинская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Ямалиевой Далили Шамиловны.

Принято на заседании

педагогического совета,

протокол №1 от 29 августа 2019 г.

Срок реализации: 5 лет

Планируемые результаты освоения

курса внеурочной деятельности «Культура речи».

Личностные результаты:  

- осознавать роль речи в жизни людей;

- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

- оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;  

- анализировать тактичность речевого поведения в семье;

- объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).  

Метапредметные результаты:  

- соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;  

- реализовывать высказывание на заданную тему;  

- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;  

- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;  

- делать выводы и обобщения в результате совместной работы группы.

Содержание курса внеурочной деятельности «Культура речи».

Наука о культуре речи.

Культура речи и общения. Понятие об этике речевого общения как важной части общей культуры человека. Этика и этикет. Речевое поведение.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа, анализ основных понятий

Межличностные отношения и общение.

Общение, отношения, взаимоотношения. Виды общения. Правила общения. Правила речевого общения. Правила для слушающего. Диалогическая речь.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: практикум, анкетирование «Умеете ли вы общаться?».

Культура делового общения.

Деловая беседа. Характерные особенности деловой беседы. Краткость деловой речи. Деловые переговоры. Переговоры – форма коллективного делового общения. Телефонный разговор. Общепринятые правила ведения телефонного разговора.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: просмотр и анализ видеосюжета «Деловая беседа», ролевая игра «Разговор по телефону».

Правила приветствия.

«Здравствуйте!» Роль приветствия в начальной ситуации общения. Утреннее приветствие. Общие правила приветствия при встрече. Роль  жеста при приветствии. Обращение, привлечение внимания при диалоговом общении. Обороты, заменяющие обращение, и обороты, выражающие непосредственную реакцию на сообщение.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: практикум, анализ и обыгрывание ситуаций

Знакомство.

«Давайте познакомимся!» Ситуация знакомства. Визитная карточка.  Основные правила знакомства.  Этикетные выражения при знакомстве. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Знакомство без посредника. Знакомство через посредника. Мимика и жест, сопровождающие вербальные реплики в данной речевой ситуации.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: ролевые игры «Различные ситуации знакомства», тренинг с имитацией ситуаций случайного знакомства.

Правила прощания.

«До свидания, друг мой, до свидания…» Прощание как финальная реплика ситуации общения. Этикетные выражения при прощании. Прощание перед сном.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: практикум, анализ и обыгрывание ситуаций

Искусство поздравления.

«Поздравляю вас…» Речевые формулы поздравления. Комплимент, одобрение, похвала. Речевые действия, направленные на создание у собеседника хорошего настроения. Предмет комплимента. Речевые формулы выражения комплимента. Ответные реплики на комплимент. Ситуация реакции на успех адресата. Речевые формы выражения одобрения, похвалы. Семейное торжество. Как провести праздник дома. Подарки.  Как дарить и принимать подарки. Язык цветов. Как писать поздравления.  Поздравительная открытка.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: тренинг «Подари другу комплимент», сюжетно-ролевая игра «Подарок в день рождения и в праздник».

Пожелание.

«Будьте счастливы!» Этикетные выражения при пожелании. Поддержка, сочувствие, радость. Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. Утешение, соболезнование, подбадривание. Речевые действия, направленные на подбадривание собеседника. Ситуация реакции на жалобы или на другие огорчения адресата. Речевые формулы выражения утешения, соболезнования. Ответ на утешение, соболезнование.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: практикум, анализ и обыгрывание ситуаций, тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».

Просьба.

«Будьте добры…» Побуждающие речевые действия. Речевое оформление просьбы. Стилистически повышенная и стилистически сниженная просьба. Категорическая просьба с оттенком необходимости. Ответные реплики на просьбу.  Вежливая просьба. Согласие и вежливый отказ.  Приглашение, предложение, совет. Речевое оформление совета.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: практикум, словесно-ролевая игра «Вежливая просьба, вежливый отказ».  

Благодарность.

«Премного благодарен…» Речевые действия, благоприятные для адресата. Основные речевые единицы выражения благодарности. Эмоционально-экспрессивные, стилистически повышенные и официальные формы выражения благодарности. Ответ на благодарность.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: практикум, анализ и обыгрывание ситуаций

Извинение.

«Извините, простите…» Извинение как словесное искупление вины, проступка. Способы извинения в русском речевом этикете. Ответ на извинение.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: просмотр фрагмента мультфильма «Смерть чиновника», анализ ситуации

Правила общения  с гостями и в  гостях.

Культура гостеприимства. Правила гостеприимства.  У тебя в гостях друг. Сервировка стола к чаю. Сервировка стола к обеду. Порядок подачи блюд. Правила речевого этикета за столом. Чем занять гостя. Игры и развлечения. Прощание с гостем.  Поведение в гостях. Нормы поведения дома.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость, словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».

Культура общения в общественных местах.

Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: просмотр и анализ видеосюжетов, поведенческий тренинг «Выработка правил  поведения», решение этических задач.

Культура внешнего вида.

О чем говорит внешний вид.  Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Гигиена одежды. Культура общения с телом –  гигиена. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?», дискуссия «Мужественность и женственность».

Общение с прекрасным.  

Музыка, живопись, поэзия. Как слушать музыку. О чём говорит живопись. Как понять поэзию. Красота – сестра добра и разума.  

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: виртуальная экскурсия в музей искусства, конкурс чтецов

Культура общения с природой.  

Общение с природой. Экология природы и человека. Поведение в лесу.  

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: проблемно-ценностная дискуссия  «Поведение на природе», экскурсия «Заповедные уголки моей малой Родины» с последующим устным описанием пейзажей.

Общение в путешествии.

Умение вести  себя в путешествии. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Традиции разных народов.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: заочное путешествие в какую-нибудь страну

Дискуссионное общение.

Правила ведения дискуссии. Ситуация спора. Конструктивный спор. Умение слушать. Представление собственной позиции в ситуации спора (тезис, аргументация). Выражение согласия или несогласия с мнением собеседника.

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: коммуникативный тренинг «Решение деловых  ситуаций».

Итоговое занятие. Защита проектов.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Культура речи».

Наименование тем

Количество часов

1

Наука о культуре речи.

1

2-3

Межличностные отношения и общение.

2

4-5

Культура делового общения.

2

6-7

Правила приветствия.

2

8-9

Знакомство.

2

10

Правила прощания.

1

11-12

Искусство поздравления.

2

13-14

Пожелание.

2

15-16

Просьба.

2

17

Благодарность.

1

18

Извинение.

1

19-20

Правила общения  с гостями и в  гостях.

2

21-22

Культура общения в общественных местах.

2

23-24

Культура внешнего вида.

2

25-26

Общение с прекрасным.

2

27-28

Культура общения с природой.

2

29-30

Общение в путешествии.

2

31-32

Дискуссионное общение.

2

33-34

Итоговое занятие. Защита проектов.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7  классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 8 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 8 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 6 класс

Пояснительная запискаРабочая программа для 6 класса по курсу внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет"          Рабочая программа ку...

Рабочая программа по внеаудиторной деятельности "Культура речи" Для 6 класса

Главная цель общения _ правильно понимать друг друга." Единственное средство умстенного общения людей есть слово, -  говорил Л.Н.Толстой, и для того чтобы это общение было возможно, нужно уп...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов

      Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...