Урок русского языка по теме: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ефремова Елена Львовна

Систематизировать изученное в 4 классе о существительном, углубить понятие о роли существительного в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Наблюдения; индивидуальная, групповая, фронтальная работа; игра

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efremova_e.l._imya_sushchestvitelnoe_5_klass.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Тульская область, г. Новомосковск.

Тема урока:

«Имя существительное»

разработан учителем русского языка и литературы Ефремовой Еленой Львовной

Цель деятельности учителя

Систематизировать изученное в 4 классе о существительном, углубить понятие о роли существительного в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Методы и формы обучения

Наблюдения; индивидуальная, групповая, фронтальная работа; игра

Образовательные задачи

Личностные:

Уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание ценности русского языка.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта (приобретенная компетентность):

Способность пользоваться словарями; справочной литературой; ресурсами Интернета; диски учебного назначения; извлекать информацию их различных источников.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

 знать: вопросы, на которые отвечает имя существительное; морфологические признаки  существительного; Е-И в безударных окончаниях существительных в единственном числе; Ь знак после шипящих на конце существительных;

 находят имена  существительные, определяют род, число. падеж, склонение; правильно употребляют Ь после шипящих на конце слова, выбирают написание Е-И в безударных падежных имен существительных в единственном числе; графически обозначают условия выбора правильных написаний; морфологически разбирают имя существительное.

Образовательные ресурсы

http://www.som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

http://yandex.ru/yandsearch?text=учительский сайт

http://multiurok.ru/ycuite

http://nsportal.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки

Наглядно – демонстрационный материал

Презентация по теме «Имя существительное» (автор Ефремова Е.Л.)

Основные понятия

Морфологические признаки, синтаксическая роль, грамматическое значение

Тип урока

Урок систематизации знаний, умений и навыков.

 Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодейст-вия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся

У.- «Здравствуйте!»
Просто «Здравствуйте»?
Что особенного тем мы
Друг другу сказали?
Отчего же на капельку
солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
радостней сделалась жизнь?
- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!

Слушаю учителя, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная работа

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности.

2.Определение темы, цели урока

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение.

(Презентация)

У.- Посмотрите на ряд слов, какое слово лишнее, почему?

Стол, веселый, компьютер, диск, стул, клавиатура.

-Не подскажете тему урока?

-А какие же цели мы будем преследовать на уроке? (Повторить  знания об имени существительном)

У.- Слово исследователям.

(Ученик: Ученые установили, что имя существительное – самая представительная часть речи по количеству слов: примерно 40% всех слов в русском языке – имена существительные, то есть почти каждое второе слово в нашей речи).

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Групповая работа

Личностные:

Имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные:

Выполняют  учебные действия; осуществляют для постановки цели и темы урока анализ, сравнение, устанавливают связи.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают, высказываются, обосновывают точку зрения.

3.

Практическая деятельность.

Обучающая игра. Беседа.

Игра с мячом

У.- Я называю слова, вы называете часть речи: матрос , пример, веселый, вязать, столб, высокий, смотреть, слева, слова, прекрасный, нежный, велосипед, кнопка, учебник.

- Назовите имена существительные, которые я называла.

-По каким морфологическим признакам вы, узнали, что это имена существительные?

Игра «Кто больше?»

-Составьте как можно больше словосочетаний с данными существительными.

-Проверка.

У.- Давайте составим кластер, который поможет нам вспомнить все, что мы знаем об имени существительном

Обдумывают ответы на вопросы, выполняют задание письменно

Фронтальная, индивидуальная работа

Личностные:

Осознают свои возможности.

Познавательные:

Самостоятельно выполняют работу; осуществляют решение учебных задач.

Регулятивные:

Работают по плану.

Коммуникативные:

Формулируют свои мысли, обосновывают; планируют необходимые действия.

4.

Первичное закрепление материала

1.Собственные и нарицательные имена существительные.

У.- Цифровой диктант: 1-собственные;

                                       2.-нарицательные.

Газета, девочка, Мария, Байкал, Новомосковск, фамилия, город, Спар, гостиница, стадион, Иван Васильевич, поселок, река, Ключевка.

Проверка: 2,2,1,1,1,2,1,2,1,1,2,1,1,2.

У.- Какие же существительные относятся к собственным, нарицательным? Как  они пишутся?

2.Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

У.-Запишите стихотворение С.Маршака, вставьте пропущенные орфограммы, укажите одушевленные и неодушевленные имена существительные:

Т..кла, изв..валась, б..стела

Река меж з..леных лугов,

А стала недвижной и белой,

Чуть-чуть г..лубее сн..гов.

Лишь где-нибудь в проруб.. зыбко

Игра..т и дыш..т в..да,

И в ней красн..перая ры..ка

Бл..снет чешуей иногда.

3.Род имен существительных.

У.-У данных существительных, какие еще морфологические признаки можно определить

(род, склонение, число, падеж)

Учащиеся выполняют задание. Проверка

Формулируют мысли, выполняют задания, обосновывают точку зрения. Знакомятся с результатами работы товарищей; делают выводы

Индивидуальная, фронтальная работа

Личностные:

Осознают  трудности, стремятся к преодолению; проявляют активность к самооценке своих действий.

Познавательные:

Самостоятельно выполняют работу; осуществляют решение учебных задач.

Регулятивные:

Работают по плану.

Коммуникативные:

Формулируют свои мысли, обосновывают; планируют необходимые действия, строят высказывания.

5.

Физкультминутка

(видео)

Видеоурок.net (сайт)

Выполняют упражнения вместе с героем видео.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

6.

Самостоятель-ная работа с самопроверкой; повторение

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

Морфологический разбор имени существительного.

I.1.Земля не теряла тепла до рассвета, и багровая пелена день и ночь висела над горизонтом.

2.В сухом морозном воздухе сверкают на солнце блестки инея.

3.В воздухе чувствуется приближение зимы.

Самостоятельное выполнение упражнений разной сложности.

II. Тест (презентация)

 А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?

1) ловил сетью            3) маленькая лошадка

2) несколько яблонь    4) быстрый конь.

А2. Какое из нарицательных существительных употребляется и как имя собственное?

1) холм                       2) курган

3)гора                         4) овраг.

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) стояли в очеред…,  радоваться радуг..

2) ошибка в решени..,, дом у дорог..

3) рисовал карандаш..м, не показывай пальц..м

4) мечта юнош.., сидит девица в темниц..

А.4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) урожай яблок            3) песни партизан

2) молодые офицера    4) пара носков

А.5.Из данного предложения выпишите существительное (существительные) 3-го склонения, поставив его (их) в начальную форму.

Маруся и Валек ели с жадностью, которая ясно показывала, что мясное блюдо было для них невиданной роскошью.

А.6.На конце каких существительных пишется Ь знак.

1) помощ..;                      3) врач..;

2) ноч…;                          4) пейзаж…

III.Кроссворд

1.Время, когда у предусмотрительного хозяина голова болит о санях (лето).

2.Деталь книги, куда не следует попадать (переплет).

3.Моральное качество, которое можно потерять, но нельзя найти (совесть).

4.Помещение для ума (палата).

5.Человеческое качество, которое может разыграться (аппетит),

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют, советуются

Индивидуальная работа; в парах.

Личностные:

Понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные:

Извлекают нужную информацию; работа с учебником.

Регулятивные:

Контроль учебных действий.

Коммуникативные:

Осуществляют совместную деятельность в парах.

7.

Домашнее задание

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

1.Письменно объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста В.Ветвицкого:  «Существительное – дирижер грамматического оркестра»;

2. Тест «Имя существительное»;

3.Работа по карточкам.

Индивидуальная работа

Личностные:

Понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные:

Извлекают нужную информацию; работа с учебником.

Регулятивные:

Контроль учебных действий.

Коммуникативные:

Формулируют свои мысли, обосновывают; планируют необходимые действия, строят высказывания.

8.

Рефлексия.

Беседа по вопросам (Свободный микрофон)

Ребята по кругу передают микрофон,  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Отвечают на вопросы

Индивидуальная работа

Личностные:

Приобретают умения мотивированно высказываться.

Регулятивные:

Оценивают свою работу.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".

Данный урок разработан к учебнику русского языка  6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является  первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...

Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)

Урок русского языка "Несклоняемые существительные"  в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания.  ...

Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное"

Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное" позволят закрепить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, дают представление о правильном использовании существительн...

Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"

Рассмотреть имя существительное как часть речи. Проверить уровень усвоения  учащимися основных морфологических признаков имени существительного.  Изучение в самостоятельной исследовательской...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...