Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Баженова Элеонора Викторовна
Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное" позволят закрепить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, дают представление о правильном использовании существительных в речи. Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ (А-3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._imya_sushchestvitelnoe.pptx785.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы к урокам русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное» Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №21 с.Обильного , Георгиевского района Баженова Э.В.

Слайд 2

Конкретные Явления Общественные предметы природы, явления растения л юстра выборы Свойства , ненастье Действия, качества состояния жара бег Предмет в широком смысле слова Что обозначает имя существительное?

Слайд 3

Мужской род: Женский род: аэрозоль антресоль полироль бандероль пасквиль мозоль водевиль канифоль тюль вакуоль толь фасоль бемоль шинель Род существительных на -ль

Слайд 4

Род несклоняемых существительных Несклоняемые существительные иноязычного происхождения , обозначающие неодушевленные предметы чаще всего относят-ся к среднему роду : коммюнике , такси, метро, кино, бра, кашне, какао Несклоняемые существительные одушевленные относятся, как правило, к мужскому роду: кенгуру , шимпанзе Несклоняемые существительные, обозначающие мужчин, относятся к мужскому роду: атташе , рантье, денди Несклоняемые существительные, обозначающие женщин к женскому роду: леди , мадам, мисс Род несклоняемых существительных, являющихся иноязычными географическими наименованиями определяется по соотнесению его с родом того нарицательного существи-тельного , наименованием которого является имя собственное: зеленый Батуми (город)

Слайд 5

Род несклоняемых существительных, являющихся названиями газет, журналов, сборников и т. п. определяется по соотнесению его с родом того нарицательного существительного, наименованием которого является имя собственное : " Юманите " (газета) выступила с опровержением . Род несклоняемых сложносокращенных слов, образованных путем соединения начальных букв или слогов, определяется по роду основного, ведущего слова такого наименования, употребляемого в форме именительного падежа: СНГ (Содружество независимых государств) создано на территории распавшегося РОССИИ . Кроме имен существительных мужского, женского и среднего рода, выделяется группа существительных общего рода (невидимка, тихоня, сирота, задира, умница...) , которые в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужск . р. (он был круглой сиротой ), то как существительные женск . р. (она была круглой сиротой) .

Слайд 6

Падежные окончания существительных во множественном числе Им.п. -а / -я - ы / -и Борта, буфера, веера, века (но: во веки веков, в кои веки), векселя, вензеля, вороха, директора, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, закрома, катера, кивера, колокола, купола, кучера, невода, обшлага, окорока, округа, ордера, паруса, паспорта, перепела, погреба, потроха, профессора, стога, сторожа, терема, тетерева, хутора, шелка Аптекари, библиотекари, бухгалтеры, выборы, выпуски, детекторы, договоры, инженеры, камердинеры, композиторы, консулы, конструкторы, контейнеры, лекторы, ораторы, офицеры, порты, редакторы, режиссеры, снайперы, шофёры

Слайд 7

Падежные окончания существительных во мужского рода в форме родительного падежа Нулевое окончание Окончание - ов ботинок, валенок, погон, чулок, эполет носк ов , рельс ов (отряд) партизан, солдат, гренадер, гусар, драгун, кирасир, рейтар (средневековый воин), улан при обозначении отдельных лиц (или конкретного количества, названного числительными): (пять) гусар ов , кирасир ов ; (группа) минер ов, сапер ов , мичман ов , гардемарин ов (несколько) ампер, ватт, вольт, аршин, герц, гран, эрстед; кулон ов (и кулон), ньютон ов (и ньютон), эрг ов (и эрг), динар ов , гектар ов .

Слайд 8

Слитное и дефисное написание существительных СЛИТНО ДЕФИС Сложные существительные с соеди - нительными гласными О-Е или без них (лесоруб, стенгазета) Сложные существительные , обозначающие названия промежуточных сторон света (юго-восток) Сложные существительные с эле-ментами АВТО-, АВИА-, БИО- ВЕЛО-, МОТО-… (авиаполк, велогонка) Сложные существительные состоящие из самостоятельных слов без соединительной гласной (друзья-приятели) Сложные существительные , соеди-нённые предлогом или союзом, обозначающих географические названия (Ростов-на-Дону) Существительные , обозначающие с ложные названия механизмов ( динамо-машина )

Слайд 9

Существительные с иноязычными элементами ОБЕР-, УНТЕР-, ВИЦЕ-, ЭКС- ЛЕЙБ-, -ШТАБ- (вице-президент) Существительные , обозначающие с ложные названия растений ( иван-да-марья ) Названия политических партий, направлений, их сторонников ( социал-демократы) Существительные с ПОЛ- перед согласными, кроме -Л- (полкниги) Существительные с ПОЛ- перед гласными (пол-окна) Существительные с ПОЛУ- (полуостров) Существительные с ПОЛ- перед прописными буквами пол-России) Существительные с ПОЛ- перед -Л- (пол-листа)

Слайд 10

Употребление существительных Сравнение – художественный приём, построенный на уподоблении одного предмета другому. Сравнение выражается : Творительным падежом существительных: Снежная пыль столбом стоит в воздухе Сравнительными оборотами с союзами как, как будто, словно, точно, будто и др.: Лес, точно терем расписной , Лиловый, золотой, багряный, Веселой , пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Слайд 11

Мета́фора (от др.-греч . μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение. Например, "ледяное сердце", "железные нервы", «зерно истины", «язык пламени" . В общем все те случаи, когда мы свойства одного предмета или явления переносим на другой. В первом примере - холодность льда, применительно к сердцу . М етафора означает бесчувственность . В саду горит костер рябины красной . (С.Есенин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Конспект урока  для коррекционной школы VIII вида...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Презентация к уроку "Падежные окончания существительных" для коррекционной школы VIII вида...

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс

Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...

Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"

Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....