Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему:
    Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс

    Инна Валерьевна Диденко

     

    Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс)

     

    Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; 

    - развитие логического мышления;

    - совершенствование связной устной речи;

    - развитие активной позиции школьников в учебном процессе

     

    Педагогические технологии: - игровые; - деятельностный подход

     

                                                  Ход урока

     

    1.     Организационный момент (тему урока не записываем; позже дети сами сформулируют тему урока)

    2.     Проверка домашнего задания. Задание: образовать существительные с помощью суффиксов –чик- и –щик-.

    Образец: мороженое- мороженщик

                    времена- временщик

                    смена- сменщик

                    оценка- оценщик

                    керосин- керосинщик

                    бетон- бетонщик

    Выделяем суффиксы.

    Учитель: Почему вы не написали Ь между буквами Н и Щ? А почему вы все слова образовали с помощью суффикса –ЩИК-? Повторяем правило.

    Новая тема. Учитель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы тему урока вы сформулировали сами. А я вам помогу. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_upotreblenie_suffiksov_sushch._ek_i_ik_5_klass.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме: «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» 5 класс

    Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-;  

    - развитие логического мышления;

    - совершенствование связной устной речи;

    - развитие активной позиции школьников в учебном процессе

    Педагогические технологии: - игровые; - деятельностный подход

                                                  Ход урока

    1. Организационный момент (тему урока не записываем; позже дети сами сформулируют тему урока)
    2. Проверка домашнего задания. Задание: образовать существительные с помощью суффиксов –чик- и –щик-.

    Образец: мороженое- мороженщик

                    времена- временщик

                    смена- сменщик

                    оценка- оценщик

                    керосин- керосинщик

                    бетон- бетонщик

    Выделяем суффиксы.

    Учитель: Почему вы не написали Ь между буквами Н и Щ? А почему вы все слова образовали с помощью суффикса –ЩИК-? Повторяем правило.

    1. Новая тема. Учитель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы тему урока вы сформулировали сами. А я вам помогу. Посмотрите на доску, написаны словосочетания:

                                                         электрический фонар…к

                                                         карманный словар…к

                                                         ласковый ребёноч…к

                                                         красивый веноч…к

         Как вы думаете, какие буквы пропущены? (отвечают не всегда правильно)

         А в какой морфеме пропущены буквы? ( в суффиксе)

        Может быть, кто-то из вас готов сформулировать тему урока? (формулируют, записываем в тетради)

    Учитель: Ребята, а вот теперь давайте подумаем с вами, какие же буквы должны быть написаны в этих словах. Давайте я вам подскажу. Рядом со словами запишем формы слов в родительном падеже:    

                      фонарика

                      словарика

                       ребёночка

                       веночка

    Теперь вы сможете ответить, когда пишется суффикс –ек-, а когда- -ик- (ребята проговаривают правило)

    Учитель: Молодцы. А теперь давайте прочитаем правило в учебнике (читаем)  А я вам ещё и сказку расскажу про эти суффиксы:

            В одном сказочном городе жили-были суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ИК- был прилежным учеником, хорошо учился и не пропускал занятия. А его друг, суффикс –ЕК-, оказался самым настоящим прогульщиком. Вернее,  К всегда оставался на месте, а  Е умудрялся улизнуть. Однажды Е снова убежал. И тогда учитель, потерявший терпение, решил считать Е беглым гласным в суффиксе –ЕК-. И сейчас, когда мы начинаем склонять существительные с суффиксом –ЕК-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Например: замочек- замочка, платочек- платочка, но мячик- мячика (сказку я взяла из книги В.В.Волгиной «Веселая грамматика. Словообразование. Состав слова. Сложные слова» Изд.Дрофа Москва 2003)

    Рисуем иллюстрацию к сказке.

    4. Закрепление материала. Выполнение упражнения ( с объяснением, выделяем орфограмму)

         Образец записи на доске: молоток- молоточек- молоточка

                                                карандаш- карандашик- карандашика

                                                росток- росточек- росточка

                                                песок- песочек- песочка

                                                лист- листик- листика

                                                коробок- коробочек- коробочка

                                                звонок- звоночек- звоночка

                                                цветок- цветочек- цветочка

    1. Проверка усвоения материала.

    Учитель: Ребята, у вас на партах лежат листочки, на которых нарисован поезд. В каждый вагончик поезда вы должны поместить пассажиров- суффиксы –ек- или –ик-, вписать их названия в вагончики. Но не перепутайте! Я буду говорить слова с суффиксами, а вы вписывать только суффиксы.

    В вагонах надписи: 1-ик; 2-ек; 3-ик; 4-ек; 5-ек; 6-ик; 7-ик; 8-ек

    1.бумажный кораблИК

              2.новый чайничЕК

              3.махровый халатИК

              4.игрушечный ножичЕК

              5.металлический ящичЕК

              6.железный гвоздИК

              7.маленький коврИК

              8.низкий порожЕК

     Проверяем работу, разбираем слова, в которых были допущены ошибки.

    1. Учитель: А теперь я вам предлагаю решить кроссворд. В нем все слова с суффиксами –чик-, -щик-, -ек-, -ик-. Но вам эти темы знакомы, поэтому вам несложно будет разгадать все слова.

    Задание к кроссворду: замените словосочетания существительными с суффиксами –ек-, -ик-, -щик-, -чик-.

    1. специалист по каменной кладке (каменщик)
    2. тот, кто управляет самолетом (летчик)
    3. небольшой карандаш (карандашик)
    4. маленький человек (человечек)
    5. специалист по переводу с иностранного языка (переводчик)
    6. специалист, занимающийся переплетом книг (переплетчик)
    7. специалист по литейному делу (литейщик)
    8. у кота нос, а у котенка…(носик)

                       

    Кроссворд

     

     

     

     

     

     

    3

     

    6

     

     

    7

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Подведение итогов урока. Что нового узнали? Что повторили?

    1. Отметки за урок. Объяснение домашнего задания.

    Учитель: Ребята, я вас прошу на листочках (они у вас на партах лежат) написать свое мнение о домашнем задании. Каким вам кажется домашнее задание? Выберите из предложенных вариантов и подчеркните:

                     Короткое/длинное

                               понятное/непонятное

                               полезное/бесполезное

                               интересное/скучное

                                легкое/трудное


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий....

    Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс

    Данный ресурс  предназначен для  использования на уроках  русского языка в 6-ом классе. Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение...

    Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

    Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

    Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-"

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-" Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и сп...

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-"

    Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом....

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

    Цели урока:·         познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правил...

    Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"

    Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной д...