Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Инна Валерьевна Диденко

 

Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс)

 

Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; 

- развитие логического мышления;

- совершенствование связной устной речи;

- развитие активной позиции школьников в учебном процессе

 

Педагогические технологии: - игровые; - деятельностный подход

 

                                              Ход урока

 

1.     Организационный момент (тему урока не записываем; позже дети сами сформулируют тему урока)

2.     Проверка домашнего задания. Задание: образовать существительные с помощью суффиксов –чик- и –щик-.

Образец: мороженое- мороженщик

                времена- временщик

                смена- сменщик

                оценка- оценщик

                керосин- керосинщик

                бетон- бетонщик

Выделяем суффиксы.

Учитель: Почему вы не написали Ь между буквами Н и Щ? А почему вы все слова образовали с помощью суффикса –ЩИК-? Повторяем правило.

Новая тема. Учитель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы тему урока вы сформулировали сами. А я вам помогу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_upotreblenie_suffiksov_sushch._ek_i_ik_5_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» 5 класс

Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-;  

- развитие логического мышления;

- совершенствование связной устной речи;

- развитие активной позиции школьников в учебном процессе

Педагогические технологии: - игровые; - деятельностный подход

                                              Ход урока

  1. Организационный момент (тему урока не записываем; позже дети сами сформулируют тему урока)
  2. Проверка домашнего задания. Задание: образовать существительные с помощью суффиксов –чик- и –щик-.

Образец: мороженое- мороженщик

                времена- временщик

                смена- сменщик

                оценка- оценщик

                керосин- керосинщик

                бетон- бетонщик

Выделяем суффиксы.

Учитель: Почему вы не написали Ь между буквами Н и Щ? А почему вы все слова образовали с помощью суффикса –ЩИК-? Повторяем правило.

  1. Новая тема. Учитель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы тему урока вы сформулировали сами. А я вам помогу. Посмотрите на доску, написаны словосочетания:

                                                     электрический фонар…к

                                                     карманный словар…к

                                                     ласковый ребёноч…к

                                                     красивый веноч…к

     Как вы думаете, какие буквы пропущены? (отвечают не всегда правильно)

     А в какой морфеме пропущены буквы? ( в суффиксе)

    Может быть, кто-то из вас готов сформулировать тему урока? (формулируют, записываем в тетради)

Учитель: Ребята, а вот теперь давайте подумаем с вами, какие же буквы должны быть написаны в этих словах. Давайте я вам подскажу. Рядом со словами запишем формы слов в родительном падеже:    

                  фонарика

                  словарика

                   ребёночка

                   веночка

Теперь вы сможете ответить, когда пишется суффикс –ек-, а когда- -ик- (ребята проговаривают правило)

Учитель: Молодцы. А теперь давайте прочитаем правило в учебнике (читаем)  А я вам ещё и сказку расскажу про эти суффиксы:

        В одном сказочном городе жили-были суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ИК- был прилежным учеником, хорошо учился и не пропускал занятия. А его друг, суффикс –ЕК-, оказался самым настоящим прогульщиком. Вернее,  К всегда оставался на месте, а  Е умудрялся улизнуть. Однажды Е снова убежал. И тогда учитель, потерявший терпение, решил считать Е беглым гласным в суффиксе –ЕК-. И сейчас, когда мы начинаем склонять существительные с суффиксом –ЕК-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Например: замочек- замочка, платочек- платочка, но мячик- мячика (сказку я взяла из книги В.В.Волгиной «Веселая грамматика. Словообразование. Состав слова. Сложные слова» Изд.Дрофа Москва 2003)

Рисуем иллюстрацию к сказке.

4. Закрепление материала. Выполнение упражнения ( с объяснением, выделяем орфограмму)

     Образец записи на доске: молоток- молоточек- молоточка

                                            карандаш- карандашик- карандашика

                                            росток- росточек- росточка

                                            песок- песочек- песочка

                                            лист- листик- листика

                                            коробок- коробочек- коробочка

                                            звонок- звоночек- звоночка

                                            цветок- цветочек- цветочка

  1. Проверка усвоения материала.

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат листочки, на которых нарисован поезд. В каждый вагончик поезда вы должны поместить пассажиров- суффиксы –ек- или –ик-, вписать их названия в вагончики. Но не перепутайте! Я буду говорить слова с суффиксами, а вы вписывать только суффиксы.

В вагонах надписи: 1-ик; 2-ек; 3-ик; 4-ек; 5-ек; 6-ик; 7-ик; 8-ек

1.бумажный кораблИК

          2.новый чайничЕК

          3.махровый халатИК

          4.игрушечный ножичЕК

          5.металлический ящичЕК

          6.железный гвоздИК

          7.маленький коврИК

          8.низкий порожЕК

 Проверяем работу, разбираем слова, в которых были допущены ошибки.

  1. Учитель: А теперь я вам предлагаю решить кроссворд. В нем все слова с суффиксами –чик-, -щик-, -ек-, -ик-. Но вам эти темы знакомы, поэтому вам несложно будет разгадать все слова.

Задание к кроссворду: замените словосочетания существительными с суффиксами –ек-, -ик-, -щик-, -чик-.

  1. специалист по каменной кладке (каменщик)
  2. тот, кто управляет самолетом (летчик)
  3. небольшой карандаш (карандашик)
  4. маленький человек (человечек)
  5. специалист по переводу с иностранного языка (переводчик)
  6. специалист, занимающийся переплетом книг (переплетчик)
  7. специалист по литейному делу (литейщик)
  8. у кота нос, а у котенка…(носик)

                   

Кроссворд

 

 

 

 

 

 

3

 

6

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подведение итогов урока. Что нового узнали? Что повторили?

  1. Отметки за урок. Объяснение домашнего задания.

Учитель: Ребята, я вас прошу на листочках (они у вас на партах лежат) написать свое мнение о домашнем задании. Каким вам кажется домашнее задание? Выберите из предложенных вариантов и подчеркните:

                 Короткое/длинное

                           понятное/непонятное

                           полезное/бесполезное

                           интересное/скучное

                            легкое/трудное