Главные вкладки

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА « Гласные в суффиксах существительных –ЕК -ИК» (6 класс. УМК. Учебник Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык.
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

    Дюмина Марина Павловна

    Класс

    6

    Предмет

    Русский язык

    Тема урока

    Гласные в суффиксах существительных  –ЕК  -ИК

    Тип урока

    Урок открытия новых знаний

    Цель урока

    познакомить обучающихся  с правилом правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ек и –ик и научить  применять его на практике

    Универсальные учебные действия

    Регулятивные

    Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать  её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

    Познавательные

    Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

    Коммуникативные

    Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

    Планируемые образовательные результаты

    Личностные: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать.

    Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

    Предметные: развивать орфографическую зоркость; внимание, способность к анализирующему наблюдению, использовать знания, умения, навыки при изучении предмета.

    Материально-технические средства

    Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ek_ik_v_suff_sushchestv.docx49.36 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                       ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА « Гласные в суффиксах существительных  –ЕК  -ИК»

                     (6 класс. УМК. Учебник Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс / Под ред. Н. М. Шанского. — М.: Просвещение) ФГОС

    Учитель

    Класс

    6

    Предмет

    Русский язык

    Тема урока

    Гласные в суффиксах существительных  –ЕК  -ИК

    Тип урока

    Урок открытия новых знаний

    Цель урока

    познакомить обучающихся  с правилом правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ек и –ик и научить  применять его на практике

    Универсальные учебные действия

    Регулятивные

    Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать  её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

    Познавательные

    Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

    Коммуникативные

    Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

    Планируемые образовательные результаты

    Личностные: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать.

    Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

    Предметные: развивать орфографическую зоркость; внимание, способность к анализирующему наблюдению, использовать знания, умения, навыки при изучении предмета.

    Материально-технические средства

    Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

    Организационная структура (сценарий) урока

    Основные этапы урока.

    Цели этапа

    Содержание педагогического взаимодействия

    Формируемые

    УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    ФОУД

    1.Организационный этап.

    Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.

    Приветствует класс, настраивает на урок

    Прозвенел уже урок,

    Начинаем наш урок.

    Мы друг к другу повернемся

    И, конечно, улыбнемся.

    Пожелаю вам, друзья,

    Я ни пуха ни пера!

    Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность.

    2.Актуализация опорных знаний.

    Выявляет уровень знаний.

    Определяет типичные недостатки.        

    Знакомит с заданием.

    Ставит учебную задачу.

    -Найди верные утверждения (Слайд 1):   

    1.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

    2.Имена существительные изменяются по родам

    3.Все имена существительные изменяются по падежам и числам

    4.К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

    5.Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

    6.Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

    7.Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

    8.Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

    Проверьте,  как вы ответили на вопросы теста по ключам и поставьте себе оценку.  (Слайд 2)

    Отмечают верные утверждения, выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

    Индивидуальная,

    Коллективная деятельность.

    Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

    Л. Активное погружение в тему;

    высказывание различных вариантов решения данной проблемы.

    П. Построение логической цепочки рассуждений.

    К. Активизация имевшихся ранее знаний.

    3. Введение в тему.

    Формулировка темы и цели урока.

    Самостоятельно формулировать тему и цель урока.

    Создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –ЕК-ИК

    Предлагает проблемные задачи.

       

    Слушает ответы, даёт возможность учащимся работать друг с другом.

    Предлагает сформулировать тему урока.

    Учитель записывает тему на доске

    -Чем являются -чик и -щик в существительных?

    -А что такое суффикс?

    -Для чего необходимы суффиксы? - Давайте запишем слова ключик и замочек и выделим в них суффикс. -Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а в слове ЗАМОЧЕК -  Е?

    -Кто хочет попробовать сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

    - Правильно, тема нашего урока «Правописание Е и И в суффиксах существительных  ЕК-ИК»     (Слайд 3)

    Запишите себе в тетрадь тему нашего урока.

    -Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы.                     (Слайд 4)

    Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с …

    2)Учиться …

    Высказывают предположения.

    Формулируют тему урока.

    Записывают тему в тетради.

    Формулируют цель урока.

    Работа в парах, индивидуально.

    П. Постановка и решение проблемы.

    Построение речевого высказывания.

    Л. умение слушать в соответствии с целевой установкой;

    принимать и сохранять учебную цель и задачу;

    дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Учить  высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

    - Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- ,а к Прочитайте слова (Слайд 5):

    гвоздик – гвоздика

    Ключик- ключика

    Замочек-замочка

    звоночек – звоночка

    - В каком падеже стоят существительные во втором столбце? (родительный падеж)

    - Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала)

    - А кто попробует сформулировать правило?

    Проводят коллективное исследование, формируют понятия

    Дети формулируют правило

    Работа в парах, индивидуально.

    Фронтальная.

    П. Развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

    К.Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли.

    Р.Постановка учебной задачи. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

    Л. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    5. Конструирование нового способа действия.

    Развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь

    Обсуждение

    - А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник, параграф 45. (читает учащийся)

     - Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных  -ек-,  -ик-  (-чик-). (Слайд 6,7).

    - Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.).

    - Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (носик – носика; шкафчик – шкафчика); если выпадает, то -ек- (сыночек – сыночка; орешек – орешка). (учащиеся записывают алгоритм в тетради)

    Алгоритм правописания гласных

    в суффиксах –ик-, -ек-.

    I шаг. Измени форму слова.

    II шаг. Определи «убегает» ли гласный.

                    да                           нет

            пиши -ек-              пиши -ик-

    Конструируют новый способ действия, составляют алгоритм.

    Фронтальная, индивидуальная.

    П. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Умение учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся

    Р. Принимают и сохраняют учебную задачу.

    К. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.  Формулируют собственное мнение и позицию.

    6. Физкультминутка

    Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

    Напоминает о минуте отдыха.

    Руки кверху поднимаем,

    А потом их опускаем.

    А потом их развернём

    И к себе скорей прижмём.

    А потом быстрей, быстрей

    Крутим, вертим веселей.

    Выполняют элементарные физические упражнения.

    Фронтальная

    Л.Понимают значение профилактики переутомления организма.

    7. Применение общего способа действия для решения частных задач. Закрепление  умения  выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся; воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи.

    Организует  практическую работу.

    1.Объяснительный диктант (Слайд  8):

    У гном..ка был ключ..к,

    Он открывал чуланч..к,

    В котором находились

    Станоч..к и кирпич..к,

    Платоч..к и футлярч..к,  

    Горош..к и огурч..к,

    Бараш..к и бананч..к.

    Работа с перфокартой.

    2.Упражнение № 252.

    Устно по цепочке объясняют орфограмму, проговаривая правило.

    Фронтальная.

    П. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. К. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

    Р. Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

    7. «Творческая лаборатория».

    Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Развитие навыков работы в сотрудничестве, организация самостоятельной работы в группе.

    Предлагает группам учащихся творческую практическую работу по составлению текста.

    Параллельно проводится работа в рамках дифференцированного подхода.

    - Теперь вы с лёгкостью выполните задание. А задание у нас требуют творческого подхода. Необходимо в журнал «Путешественник» составить  небольшую статью  на тему «Удивительная природа города Сочи», используя существительные с суффиксами –ик, -ек.

    Работа с текстом. ( учитель читает) (Слайд 9).

       Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый  цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

    - Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

    - Как можно озаглавить текст? (После дождя)

    - Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

    Распределяются в группы.

    Знакомятся с памяткой работы в группах. (Приложение №1).

    Задают вопросы для уточнения.

    Размышляют, предлагают варианты существительных  с суффиксами –ик, -ек.

    Выполняют различные роли в группе.

    Отдельные учащиеся выполняют работу совместно с учителем.

    Выполняют самостоятельную работу.

    Групповая, индивидуальная, в парах.

    К. Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретно-познавательных задач.

    Р. Составление плана и последовательности действий.

    П. Поиск и выделение нужной информации, выполнение предложенных заданий.

    8.Продукт деятельности.

    Представить отчёт о выполненной работе.

    Координирует отчёт групп Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Отмечает степень вовлеченности учащихся
    в работу на уроке. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

    - Итак, уважаемые журналисты, вы одновременно будете и редакторами.  Давайте представим ваши статьи.

    Каждая группа представляет свою статью.

    Оценивают работу групп.

    Работа в группах

    П.Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации.

    К.Учатся выступать перед аудиторией. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Р. Оценивание действий партнёра и своих собственных Оценка результатов работы.

    9. Рефлексия.

    Обобщить полученные на уроке сведения.

    Осмыслить выполненную на уроке работу, определить своё отношение к теме.

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

    Прием

    «Букет настроения».

    1. Какова была тема урока?
    2. Что нового вы сегодня узнали?
    3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

        Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов – ик-, -ек-.

    - Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то поставьте в вазу красный цветок, если не понравился – голубой.( В начале урока учащимся раздала бумажные цветы: красные и голубые).

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

    Коллективная.

    Фронтальная

    Р.Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

    Самооценка.

    10.Домашнее задание. дифференцированного плана.

    Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания.

    1. п. 45.  Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»;

    2. Упражнение №252. 3.Составить кроссворд на тему «Суффиксы существительных».

    4.Придумать лингвистическую сказку «ЕК и ИК в существительных»

    Уточняют, фиксируют домашнее задание в дневниках.

    К. Инициатива в выборе задания.

    Приложение №1

    Памятка «Как работать в группе»

    1. РАБОТАТЬ ДРУЖНО
    • Распределить поручения в группе и работать по плану.
    • Будьте внимательны и вежливы друг к другу.
    • Вовремя оказывайте помощь.

    1. НЕ ШУМЕТЬ
    • Обсуждать вопросы негромко.
    • Не отвлекаться на посторонние дела.
    • Не мешать друг другу.

    1. ПОМНИТЬ О ВРЕМЕНИ
    • Своевременно выполнять задания.
    • Следить за временем, работа в группе заканчивается по знаку учителя.

    1. ПОМНИТЬ О СИМВОЛАХ
    • Рука учителя поднята – установить тишину и прекратить работу.
    • Руки учеников, соединённые вместе и поднятые, - готовность группы представить работу .

    1. ОТЧИТЫВАТЬСЯ И СЛУШАТЬ ВМЕСТЕ
    •  Каждый отвечает за свой отрезок работы и за общее для группы дело.
    • Каждый должен уметь защищать общее дело и свое частное.
    • Должен слушать ответы друг друга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование по русскому языку. 6 класс( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык)

    Статус документаНастоящая программа по русскому языку для VIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывае...

    Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А

    Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А...

    Технологическая карта урока " Три склонения имен существительных", 5 класс (с презентацией)

    Цель урока :систематизировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах, повторить правила написания падежных окончаний имен существительных в единственн...

    Русский язык 7 класс. Тестовые задания. По учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

       Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополне...

    Технологическая карта урока. «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», 7 кл., учебник русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

    В технологической карте урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»  представлены все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС...

    Технологическая карта урока физики на тему «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе по учебнику А.В.Перышкина

    Технологическая карта составлена на основе ФГОС, примерной программой основного общего образования по физике. Данная технологическая карта  ориентирована на использование УМК А.В. Перышкина ...

    "Немой" диктант "Гласные в суффиксах существительных -ЕК, -ИК ", 6 класс

    При разработке диктанта использован учебник М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской Русский язык, 6 класс.- 26-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 239 с....