Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кропачева Яна Николаевна

     Данный ресурс  предназначен для  использования на уроках  русского языка в 6-ом классе. Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение нового материала и его первичное закрепление. Конспект составлен с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ek-ik.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе (40 минут)

«Гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик».

Цели и задачи урока:

Познавательные:

  • Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных  -ек- и –ик;
  • Учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик;
  • Различать суффиксы -чик, -щик, -ик, -ек.

Развивающие:

  • Развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

  • воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
  • совершенствование навыков межличностного общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: Поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: 

  • Презентация урока;
  • фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»;
  • рабочие тетради;
  • учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова;
  • записи на доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Мотивация.

Цель: включение учащихся  в деятельность.

Обучающиеся записывают число, классную работу, оставляя место для записи темы урока.

  1. Актуализация знаний по теме «Существительное».

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

1.Фронтальный опрос по теме «Имя существительное». (слайд № 2)

  • Учащимся нужно выписать в тетрадь варианты правильных ответов.

Задание: Укажите верные рассуждения. (слайд № 3-4)

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

3. Имена существительные изменяются по родам.

4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь.

6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые  - 6 форм.

7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении  есть противопоставление с союзом А.

9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик)  со значением лица  пишется после букв д-т, з-с, ж.

  • Взаимопроверка. (слайд № 5)

Правильные варианты ответов: 2,5,7,9,10.

  • Анализ ошибок. Выявляется уровень знаний.

2.Закрепление знаний по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК».

  • Творческий диктант.
  • Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)
  • Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)
  • Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)
  • Человек, занимающийся переводами. (переводчик)
  • Специалист по бетонным работам. (бетонщик)

  • Проверка написания слов. (слайд № 6)

  1. Проблемное объяснение нового материала.

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание задачи урока.

Большинство суффиксов имен существительных пишутся без изменений в разных словах. Это –изн-, -ин-, -ость-, -от-, -отнь-, -овнь-. (желтИЗНа, тишИНа, простОТа, прочнОСТЬ, бегОТНя, болтОВНя). (слайд № 7)

Правописание некоторых суффиксов подчиняется определенным правилам. Подчиняются правилу правописание суффиксов –чик- и –щик-. Это мы уже доказали на предыдущем этапе урока. (слайд № 8) Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним из таких правил.

  • Как вы думаете, с какой морфемой имени существительного мы будем сегодня работать на уроке?

Давайте попробуем правильно написать суффиксы в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК.

  • Какие возникли трудности? Давайте сформулируем тему урока. Какие цели нашего урока?
  • Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков», где известный двоечник  Виктор Перестукин решает задачку, какую гласную нужно писать в суффиксах существительных –Е или -И в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК, и попробуем сформулировать правило.

Учащиеся после просмотра мультфильма формулируют правило «Гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик». Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради. (слайд № 9)

  1. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного плана.

  • Работа в парах.
  • Вставьте пропущенные буквы, объясняя их написание. (слайд № 10)

Человечек, огуречик, домик, песочек.

  1. Включение изученного в систему знаний.

Цель: организовать деятельность по применению новых знаний.

  • Работа в парах.
  • Спишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. (слайд № 11)

Стульчик, мальчик, ключик, замочек, чайничек, чемоданчик, дружочек, орешек, карандашик, треугольничек.

  • Фотодиктант с взаимопроверкой. (слайд № 12-22)

- Назовите животных, изображенных на фотографиях, ласково, используя суффиксы.

- Какие суффиксы будите использовать? Каких животных можно назвать по-разному?

чик

ик

ек

Жирафчик

Слоник

Слоненочек

Крокодильчик

Котик

Львеночек

Попугайчик

бегемотик

Котеноче

Тигреночек

  1. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности каждого ученика и всего класса. (слайд № 23)

  • Для меня на уроке самым трудным было…
  • Для меня на уроке самым интересным было…
  • Из урока я узнал(а) новое…
  • На уроке мне понравилось…

  1. Домашнее задание.

Индивидуальные задания: кроссворды, ребусы, загадки-презентации по теме «Суффиксы имен существительных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.

Класс 6Тема и номер в теме  Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый  урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-"

Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом....

Открытый урок в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных - ек и - ик".

Цель данного урока - сформировать умение правильно писать гласную в суффиксах существительных  -ек и -ик , продолжить развивать орфографическую зоркость....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Цели урока:·         познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правил...

Урок русского языка в 6 классе на тему " Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик"

Урок  формирует  умение правильно выборать гласные в суффиксах имен существительных  -ек и -ик....