Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме:
    Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс

    Кропачева Яна Николаевна

         Данный ресурс  предназначен для  использования на уроках  русского языка в 6-ом классе. Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение нового материала и его первичное закрепление. Конспект составлен с учетом ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_ek-ik.docx25.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 6 классе (40 минут)

    «Гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик».

    Цели и задачи урока:

    Познавательные:

    • Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных  -ек- и –ик;
    • Учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик;
    • Различать суффиксы -чик, -щик, -ик, -ек.

    Развивающие:

    • Развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать.

    Воспитательные:

    • воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
    • совершенствование навыков межличностного общения.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы и формы обучения: Поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Оборудование: 

    • Презентация урока;
    • фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»;
    • рабочие тетради;
    • учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова;
    • записи на доске.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Приветствие. Мотивация.

    Цель: включение учащихся  в деятельность.

    Обучающиеся записывают число, классную работу, оставляя место для записи темы урока.

    1. Актуализация знаний по теме «Существительное».

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

    1.Фронтальный опрос по теме «Имя существительное». (слайд № 2)

    • Учащимся нужно выписать в тетрадь варианты правильных ответов.

    Задание: Укажите верные рассуждения. (слайд № 3-4)

    1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

    2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

    3. Имена существительные изменяются по родам.

    4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

    5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь.

    6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые  - 6 форм.

    7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

    8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении  есть противопоставление с союзом А.

    9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

    10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик)  со значением лица  пишется после букв д-т, з-с, ж.

    • Взаимопроверка. (слайд № 5)

    Правильные варианты ответов: 2,5,7,9,10.

    • Анализ ошибок. Выявляется уровень знаний.

    2.Закрепление знаний по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК».

    • Творческий диктант.
    • Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)
    • Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)
    • Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)
    • Человек, занимающийся переводами. (переводчик)
    • Специалист по бетонным работам. (бетонщик)

    • Проверка написания слов. (слайд № 6)

    1. Проблемное объяснение нового материала.

    Цель: обсуждение затруднений; проговаривание задачи урока.

    Большинство суффиксов имен существительных пишутся без изменений в разных словах. Это –изн-, -ин-, -ость-, -от-, -отнь-, -овнь-. (желтИЗНа, тишИНа, простОТа, прочнОСТЬ, бегОТНя, болтОВНя). (слайд № 7)

    Правописание некоторых суффиксов подчиняется определенным правилам. Подчиняются правилу правописание суффиксов –чик- и –щик-. Это мы уже доказали на предыдущем этапе урока. (слайд № 8) Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним из таких правил.

    • Как вы думаете, с какой морфемой имени существительного мы будем сегодня работать на уроке?

    Давайте попробуем правильно написать суффиксы в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК.

    • Какие возникли трудности? Давайте сформулируем тему урока. Какие цели нашего урока?
    • Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков», где известный двоечник  Виктор Перестукин решает задачку, какую гласную нужно писать в суффиксах существительных –Е или -И в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК, и попробуем сформулировать правило.

    Учащиеся после просмотра мультфильма формулируют правило «Гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик». Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради. (слайд № 9)

    1. Первичное закрепление.

    Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного плана.

    • Работа в парах.
    • Вставьте пропущенные буквы, объясняя их написание. (слайд № 10)

    Человечек, огуречик, домик, песочек.

    1. Включение изученного в систему знаний.

    Цель: организовать деятельность по применению новых знаний.

    • Работа в парах.
    • Спишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. (слайд № 11)

    Стульчик, мальчик, ключик, замочек, чайничек, чемоданчик, дружочек, орешек, карандашик, треугольничек.

    • Фотодиктант с взаимопроверкой. (слайд № 12-22)

    - Назовите животных, изображенных на фотографиях, ласково, используя суффиксы.

    - Какие суффиксы будите использовать? Каких животных можно назвать по-разному?

    чик

    ик

    ек

    Жирафчик

    Слоник

    Слоненочек

    Крокодильчик

    Котик

    Львеночек

    Попугайчик

    бегемотик

    Котеноче

    Тигреночек

    1. Рефлексия.

    Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности каждого ученика и всего класса. (слайд № 23)

    • Для меня на уроке самым трудным было…
    • Для меня на уроке самым интересным было…
    • Из урока я узнал(а) новое…
    • На уроке мне понравилось…

    1. Домашнее задание.

    Индивидуальные задания: кроссворды, ребусы, загадки-презентации по теме «Суффиксы имен существительных».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий....

    конспект урока по теме "Гласные в корнях с чередованием"

    Конспект модульного урока по русскому языку для учащихся 6 класса...

    урок по теме "Гласные в приставках пре- при-", русский язык, 6 класс

    Урок знакомства с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы, с презентацией, технологической картой....

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-"

    Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом....

    Открытый урок в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных - ек и - ик".

    Цель данного урока - сформировать умение правильно писать гласную в суффиксах существительных  -ек и -ик , продолжить развивать орфографическую зоркость....

    Конспект урока по теме "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-" (6 класс)

    Конспект урока по формированию у учащихся знания и умения по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-....

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

    Цели урока:·         познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правил...