Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме:
    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-"

    Разумеева Юлия Николаевна

    Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 6 классе.

    Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –».

    Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с использованием ИКТ.

    Цели урока:

    - обучающие: формирование понятия об условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек – и – ик – ; понятия о закономерностях чередования гласных с нулём звука;

    - развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, образного мышления;

    - воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

    Задачи урока:

    - дидактические: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний;

    -учебные: создать условия для усвоения учащимися условий выбора гласных в суффиксах существительных –ек– и – ик –.

    Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, презентация.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.   (слайд № 1)

    -Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном.

    1. Актуализация знаний.  (слайды № 2 и 3)

    -Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете тему: «Имя существительное», предлагаю вам игру «Верно-неверно».

    Игра «Верно-неверно»

    1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
    2. Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?
    3. Имена существительные изменяются по родам.
    4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
    5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на – мя и существительное «путь».
    6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму, а склоняемые 6 форм.
    7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
    8. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
    9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.
    10.  Буква Ч в суффиксе – чик –(-щик-) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

    (Учащиеся по очереди выходят к компьютеру и оценивают правильность высказывания)

    -Молодцы. Вы успешно справились с работой. А теперь вспомним несколько понятий, необходимых вам для знакомства с новыми суффиксами.

    Вопросы фронтального опроса:       (слайд №4)

    1. Что такое суффикс?
    2. Как вы понимаете словосочетание «значимая часть слова»?
    3. Какое значение имеют суффиксы существительного– чик – и

    –щик –?

    -На дом вам было дано задание, один из учащихся выполняя это задание допустил немало ошибок. Я предлагаю вам, помочь этому ученику выполнить работу над ошибками. Посмотрите внимательно на его домашнюю работу. Какие ошибки допустил ученик? Давайте их исправим и объясним правильное написание.

    (слайд № 5)

    (Учащиеся работают с триггерами.)

    1. Мотивационный этап.    (слайд № 6)

    - Хорошо, ребята. Видно, что вы домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит сможете помочь еще одному горе-ученику, Виктору Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.

    (Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

    - Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

    - На какой вопрос не смог ответить Витя?

    (слайд №7: выводятся слова «ЗАМОЧ?К» и «КЛЮЧ?К»)

    - Какова же цель нашего урока?

    - Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в свои рабочие тетради.

    (слайд №8)

    1. Изучение нового материала.   (слайд №9)

    - Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах.

    (Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со сказкой и заданием.)

    Лингвистическая сказка.

    Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

    Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К:

    замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.

    Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

    Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает:

    ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.

    Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

                                                    (по материалам газеты»Русский язык»)

    Задания.

    1 группа. Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в сове?

    2 группа. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

    3 группа. Как в науке о языке называется фонетическое явление, которое постоянно происходит с суффиксом – ЕК – ?

    4 группа. Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?

    - Работа в группах завершена. К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?

    (Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)

    - А теперь составьте правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .

    (Учащиеся озвучивают варианты правила)

    - Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник и прочитайте правило.

    - Как вы считаете, мы сумели помочь Вите? (слайд № 10)

    (Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)

    1. Первичное осмысление и закрепление.

    - Жители страны невыученных уроков оставили для Вити ещё несколько заданий. Без нас ему не справиться. Итак, вот первое задание.

    (слайд № 11)

    Задание. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска.

    Карандаш..к – нет ……….

    Дожд..к – нет ……….

    Хвост..к – нет ………

    Шалаш..к – нет ………

    Мяч..к – нет ……..

    Кирпич..к – нет ……..

    Торт..к – нет ………..

    Лист..к – нет ………...

    - Скажите, ребята, какое значение имеют суффиксы – ЕК – и – ИК –?

    (слайд № 12)

    Задание. Назовите животных, изображённых на картинках, используя суффиксы – ЧИК –, - ЕК – , – ИК –, и заполните таблицу. Некоторых животных можно назвать по-разному.

    -Сравните свою таблицу с образцом. (слайд № 13)

    -ЧИК-

    -ИК-

    -ЕК-

    Жирафчик

    Бегемотик

    Львёночек

    Попугайчик

    Котик

    Тигрёночек

    Пингвинчик

    Зайчик

    Котёночек

    Крокодильчик

    Слоник

    Зайчоночек

    Слонёночек

    -В состав каких существительных входят два суффикса?

    -Последнее задание, которое подготовили жители страны невыученных уроков – диктант.

    (слайд № 14)

    Задание. Запишите слова с суффиксами – ЕК – и – ИК – и докажите написание выбираемых гласных.

    Денёчек, хвостик, сыночек, холмик, подарочек, размерчик, дубочек, перчик, человечек, перстенёчек, платочек, колосочек, зубик, голосочек, сверточек, пенёчек, грибочек, лучик, ключик.

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    - Что же вы узнали сегодня на уроке, помогая Вите Перестукину?

    - От чего зависит выбор гласных в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –?

    - Какое новое значение придают существительным суффиксы – ЕК – и – ИК –?

    1. Домашнее задание.

    Дома учащимся предлагается еще раз самостоятельно поработать с теоретическим материалом (выучить правило) и выполнить упражнение на закрепление изученного правила. (упр. 251)

    (слайд № 15)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий....

    Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс

    Данный ресурс  предназначен для  использования на уроках  русского языка в 6-ом классе. Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение...

    Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

    Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

    Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-"

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-" Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и сп...

    Открытый урок в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных - ек и - ик".

    Цель данного урока - сформировать умение правильно писать гласную в суффиксах существительных  -ек и -ик , продолжить развивать орфографическую зоркость....

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

    Цели урока:·         познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правил...

    Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"

    Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной д...