Урок русского языка "Суффикс" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Воронина Анна Сергеевна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc107.5 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx14.14 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Структура урока

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационный этап

  1. Этап целеполагания

  1. Этап усвоения нового материала

  1. Физкультминутка

  1. Этап первичного закрепления знаний

  1. Этап подведения итогов

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание

Ребята, сегодня на уроке мы должны не только поработать в тетради, но и заполнить таблицу. При заполнении таблицы вы сможете обсуждать то, что надо записать в таблицу, с соседом по парте.

Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Куда же мы отправимся сегодня? Заглянем в “маршрутный лист”. Анализируя увиденную картину, можно прийти к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке?

Задачи учения: 

  • Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
  • На какие группы по значению делятся суффиксы?
  • Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?
  • Что образуют суффиксы?

— Итак, отправляемся в путешествие. На одной из станций нас поджидает животное (показ картинки, на которой изображён ёж).

— Кто это?

  • Обозначьте орфограммы в этих словах.
  • Что общего в составе этих слов?
  • О чём нам говорит корень?
  • Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как?
  • Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?
  • Какие из суффиксов, данных в таблице, имеют уменьшительно-ласкательное значение?

В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.

СУФФИКСЫ

ЗНАЧЕНИЯ

-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-

уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки

- чик-,-щик-,-ист-,-тель-

название лица по роду занятий, по профессии

-оват-,-еват-

признак предмета

-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-

название лица по месту жительства

-ец-

принадлежность действия лицу

-ищ-

увеличительное значение

-ищ-

место

  • Какие еще значения имеют суффиксы? Об этом мы узнаем с помощью текста «Тревожные события»

На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

  • 1 задание (задание репродуктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.

  • 2 задание (задание конструктивного уровня):

— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова?

  • 3 задание (задание творческого уровня):

— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

— Одинаково ли значение этих слов?

— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

Как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобиться?

На доске появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  • Только ли новые слова образуют суффиксы? Чтобы узнать это, мы продолжаем путешествие. Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобится?

На доске появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

— Обозначьте орфограммы-гласные.

Ответы учащихся позволят заполнить следующую таблицу:

Формообразовательные суффиксы

Формы слова

-ть -

инфинитив

-л-

глагол прошедшего времени

— Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.

— Произведите морфемный разбор слова сеять.

— Почему -ть- не входит в основу?

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять

Выполнение упражнений 525,526,527

— Итак, ребята, наше путешествие заканчивается. Что интересного, нового вы узнали? Какие испытали трудности? А теперь подведём итоги.

Работа с маршрутным листом, как в начале урока

Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке более 4,5 тысяч корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов. Поэтому работать с этой темой нам предстоит еще много.

Выполнили мы с вами все поставленные задачи или нет? Кто считает, что мы выполнили не все задачи, поднимите какую-нибудь из карточек, которые мы использовали во время работы с маршрутным листом.

На полях поставьте смайлик, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке

Т: п. 46, упр. 529 или 533 (на выбор)

Ребята заполняют своеобразный маршрутный лист, на котором обозначены вопросы (станции будущего путешествия).

Рядом с каждым вопросом ученики ставят условные обозначения:

- знаю;  - знаю, но хотелось бы узнать больше; - не знаю.

формулировать тему и задачи урока пятиклассникам поможет “маршрутный лист” и условные обозначения.

Поднимают карточки с условными обозначениями, ребята, которые не знают ответ на вопрос, получают ответы от своих одноклассников.

Формулируют тему  урока и задачи

— Ёж, ёжик (запись слов в тетрадях и на доске).

Обозначают орфограммы.

Корень

Животное, спинка и бока покрыты иголками

Ласково называем, указываем на маленькие размеры

Имеет уменьшительно-ласкательное значение

Заполняют таблицу

Выписывают, определяют значение

Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу

Разное: увеличительное значение и место

Отвечают, заполняют таблицу

Выписывают

Разбирают.

Как и окончание, он образует только форму слова

Выполняют упражнения по цепочке

Поднимают карточки, отвечают на вопросы

Суффиксы существительных, прилагательных и глаголов, их значения и функции

Функция

Суффиксы

Примеры

Значения

словообразовательные

-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-

уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки

- чик-,-щик-,-ист-,-тель-

название лица по роду занятий, по профессии

-оват-,-еват-

признак предмета

-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-

название лица по месту жительства

-ец-

принадлежность действия лицу

-ищ-

увеличительное значение

-ищ-

место

формообразовательные

-ть –

инфинитив

-л-

глагол прошедшего времени


Тема: «Суффикс» 5 класс

  Цель - формирование компетенций обучающихся:

  • языковой;
  • коммуникативной;
  • лингвистической;
  • культуроведческой;
  • информационной.

Задачи:

Образовательные:

  •    активизировать знания обучающихся о суффиксе как словообразовательной и формообразующей морфеме;
  •    формировать навыки активного слушания, словообразовательного анализа;
  •    формировать умения структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельно выводы на основе изучаемого лингвистического материала;
  •  развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

  •  активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы (развитие логического мышления, активизация памяти);
  •  формировать навыки самостоятельной работы, работы в парах, самопроверки.

Воспитательные:

  • пробуждение интереса к языку, воспитание  бережного отношения к слову;
  • создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;
  • воспитание чувства ответственности и взаимоподдержки

Методы обучения:

  • По характеру познавательной деятельности:  репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
  • По степени активности учащихся:  продуктивный, творческий.
  • По источнику знаний:  словесный, практический, наглядный, использование компьютерной техники.
  • Интеллектуальные: сравнение, классификация материала, дедуктивный.

Методические приёмы:

1. Работа с графическими схемами.

2. Эвристическая беседа.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Монологическое выступление учителя.

5. Словообразовательный разбор.

6. Творческое задание.

7. Взаимопроверка.

8. Познавательная игра.

9. Работа с опорной схемой

Тип урока: урок усвоения нового, систематизации и обобщения знаний и закрепления умений.

Вид урока: урок – практикум.

Межпредметные связи: русский язык – литература, краеведение

Используются современные технологии обучения: педагогика сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.

Методы:словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, дедуктивные.

Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, разработка проекта в рамках освоения нового материала.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа,  работа по парам

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия, анализируя его;
  • различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
  • строить сообщения в устной и письменной форме по самостоятельно составленному плану;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • выделять существенную информацию из устного сообщения;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • обобщать, т. е. осуществлять выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • решения разнообразных коммуникативных задач.

II. Планируемые предметные результаты

Усвоение продуктивных в современном русском языке словообразовательных моделей при изучении словообразования определенной части речи, осмысление понятия словообразовательного типа.

 Уменьшение количества речевых ошибок, связанных с отступлениями от норм русского словопроизводства.

Знание основных аффиксов той или иной части речи,  понимание семантических, словообразовательных и морфологических особенностей основных лексико-грамматических классов слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).

Развитие орфографической зоркости.

Умение производить словообразовательный анализ как эффективный способ семантизации производной лексики на уроках русского языка и чтения при обогащении словарного запаса учащихся.

Принципы обучения:

Дидактические: 

  • Научности (представление об омонимичных словообразовательных суффиксах и формообразовательных суффиксах).
  • Доступности (опора на знания о суффиксе, его функции, значениях).
  • Активности и сознательности учащихся в обучении (составление таблиц; участие в уроке-путешествии).
  • Наглядности (использование “маршрутного листа”, дидактического материала). 

Общеметодические: 

  • Структурно-семантический (сопоставление структуры и значений слов).
  • Функциональный (опора на знания о суффиксе и его функции).
  • Внутриуровневых и межуровневых связей (лексическое и грамматическое значения слов, выраженное с помощью суффиксов).

Частнометодические: 

  • Мотивационный (учащиеся сами определяют зону актуального развития и зону ближайшего развития через условные обозначения).

Методы формирования понятий и контроля знаний 

  • Постановка учащимися учебных задач.
  • Решение учащимися учебных задач.
  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.
  • Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.

Методы формирования умений 

  • Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.
  • Составление предложений с включением слов, имеющих суффиксы определённого значения.

Средства обучения: 

  • “маршрутный лист”,
  • текст “Тревожные события”,
  • карточки с дифференцированными заданиями,
  • таблица “Суффиксы и их значения”.

КОНСПЕКТ УРОКА

5 класс

Суффикс




Предварительный просмотр:

Суффиксы существительных, прилагательных и глаголов, их значения и функции

Функция

Суффиксы

Примеры

Значения

-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-

- чик-,-щик-,-ист-,-тель-

-оват-,-еват-

-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-

-ец-

-ищ-

-ищ-

-ть –

-л-

Суффиксы существительных, прилагательных и глаголов, их значения и функции

Функция

Суффиксы

Примеры

Значения

-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-

- чик-,-щик-,-ист-,-тель-

-оват-,-еват-

-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-

-ец-

-ищ-

-ищ-

-ть –

-л-

                

        


        

        



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать пятое февраля. Классная работа.

Слайд 2

Тема урока: «Суффикс»

Слайд 4

СУФФИКСЫ ЗНАЧЕНИЯ - ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк - - чик-,-щик-,-ист-,-тель - - оват-,-еват - - ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск - -ец- -ищ- -ищ- уменьшительно-ласкательное значение – суффиксы оценки

Слайд 5

«Тревожные события» На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

Слайд 6

СУФФИКСЫ ЗНАЧЕНИЯ - ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк - уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки - чик-,-щик-,-ист-,-тель - - оват-,-еват - - ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск - -ец- -ищ- -ищ- н азвание профессии по роду занятий признак предмета н азвание лица по месту жительства п ринадлежность действия лицу у величительное значение место

Слайд 7

Словообразовательные

Слайд 8

- ть - -л- инфинитив г лагол прошедшего времени Формообразовательные

Слайд 9

Физ ультми утк

Слайд 11

Домашнее задание: Т.: п. 46 Упр. 529 или упр. 530 (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...