Главные вкладки

    Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса
    элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему

    Даянова Наталья Владимировна

    Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАССМОТРЕНО  

    СОГЛАСОВАНО  

    УТВЕРЖДАЮ

    на заседании МО            

    зам. директора по УВР

    директор школы

    Протокол №___  

    ______(Т.П.Бураменская)  

    ______(О.В.Волобуева)

    от ______2014г                

    от _________ 2014 г

    от ___________ 2014 г    

    Программа факультативного курса

    по русскому языку для 7 класса

    « Секреты орфографии »

                                                                               Составила: Даянова Н.В.,

                                                              учитель русского языка и литературы

                           

                               Нижневартовск, 2014

    Пояснительная записка

    Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.

    Данный факультатив позволит  не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

    На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

    На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

    Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

    Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся,  развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

    Задачи:

     -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

    - расширить и углубить полученные ранее знания;

    - систематизировать и обобщить полученные знания;

    -заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

    - совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

    Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

    Содержание программы.

    Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

    Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

    В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

    Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

    Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

    Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

    Основные методы и приёмы работы:

    - лекция;

     - беседа;

    - объяснение учителя;

     - создание проблемной ситуации;

     - анализ текстов различных стилей и типов;

     - работа с тестами;

    - различные виды грамматического разбора;  

    - работа с таблицами, схемами, алгоритмами;  

    - создание таблиц, схем, алгоритмов;  

    - обсуждение, диалог;  

    - работа по карточкам;

    - написание и редактирование орфографических диктантов;

    - самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

    На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.

    По окончании курса учащиеся должны уметь:

    - находить в словах изученные орфограммы,

    - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

    - находить и исправлять орфографические ошибки;

    - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

    Содержание тем учебного курса:

    Правописание безударных гласных, проверяемых и  непроверяемых гласных.

    Правописание корней с чередующимися гласными.

    Правописание согласных  - «фонемные « и « нефонемные» правила.

    Правописание ъ и ь.

    Правописание приставок.

    Удвоенные согласные.

    Орфограммы в окончаниях слов.

    Орфограммы в суффиксах. 

    По окончании курса учащиеся должны уметь:

    - находить в словах изученные орфограммы,

    - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

    - находить и исправлять орфографические ошибки;

    - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами

    Литература

    1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
    2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
    3. СПб, 2000.
    4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.
    5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
    6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
    7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
    8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
    9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
    10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
    11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
    12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
    13. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
    14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
    15. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
    16. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
    17. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
    18. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.

    Календарно-тематическое планирование

    Тема

    Дата проведения

    Содержание занятия

    Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

    5.09

    Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

    Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

    12.09

    «Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило.

    Тайна фонемы.

    19.09

    Смыслоразличительная  роль звуков.

    Образование звуков, определение позиции в слове  (сильная и слабая).

    Ударение под гласной может сделать букву ясной.

    26.09

    Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.      

    Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

    5

    Коварные словарные слова.

    3.10

     Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным  словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного  слова  в тексте.

    Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного  слова  в тексте).

        6

    Орфографический словарь – наш главный помощник.

    10.10

    Работа со словарем.

     7

    Проверь себя. Тест №1.

    17.10

     8

    Опасные согласные.

    24.10

    Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.

     9

    Звонкие и глухие согласные

    31.10

    Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.

    10

    11

                    Разделительный Ъ

    Разделительный Ь

    14.10

    21.10

    Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

    12

    13

     Слитно, раздельно, через дефис

    28.10

     Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

    14

    15

     Не с разными частями речи

    Правописание НЕ с разными частями речи.

    Слитное написание приставки НЕДО-  со словами.

     

    16

     17

    Н и НН в суффиксах прилагательных,

    причастий

    Н в кратких причастиях

    Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных.

    Одна буква Н в кратких причастиях.

    Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е).

    18

    Способы образования сложных слов.

    Способы образования сложных слов.

    19

    Решение орфографических задач.

    20

    Проверь себя. Тест №2.

    21

    История образования и написания числительных

    Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

    22

    Правописание  местоимений

    Сравнение  существительного и местоимения. Работа с текстом

    23

    Орфографические головоломки.

    Работа по карточкам

    24

    Классификация приставок

    Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок.

    25

     Приставки ПРЕ- и ПРИ-

     Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

    26

    27

    Правописание корней с чередующимися гласными

    Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-,

    -плов-, -мок-).

    28

    Проверь себя. Тест №3.

    29

    Правописание личных окончаний глагола

    Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

    30

    Правописание падежных окончаний существительных

    Правописание букв  И и Е в падежных окончаниях существительных.

    31

    Правописание суффиксов самостоятельных частей речи.

    Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

    32

    Комплексный анализ текста

    Работа с текстом.

    33

    34

    Значение орфографии в русском языке

    Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА.

    Литература

    1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
    2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
    3. СПб, 2000.
    4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.
    5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
    6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
    7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
    8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
    9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
    10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
    11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
    12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
    13. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
    14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
    15. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
    16. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
    17. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
    18. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Факультатив по русскому языку в 9 классе

    факультатив по русскому языку в 9 классе...

    Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса

    Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...

    факультатив по русскому языку для 8 класса

    Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....

    Факультатив по русскому языку в 7 классе "Хочу быть грамотным"

    Рабочая программа факультатива поможет в интересной форме закрепить основные темы 7 класса...

    Факультатив по русскому языку в 9 класс

    Факультативный курс "Секреты орфографии" разработан для учащихся 9 класса....

    факультатив по русскому языку в 8 классе

    Программа факультатива по русскому языку "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для 8 класса рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ и помогает выпускникам под...