Урок-мастерская "Ошибка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Батурина Светлана Олеговна

В данном материале представлен урок-мастерская для учеников пятого класса, в котором используется технология развивающего мышления.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_oshibka.docx26.94 КБ
Файл rabochiy_list.docx17.97 КБ
Файл urok_oshibka.pptx270.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солигаличская СОШ».

Урок-мастерская по русскому языку в 5 классе

«Ошибка».

                                                         

                                                                                           Выполнил:

                                                                            Батурина Светлана Олеговна ,

                                                                            учитель русского языка и литературы.

                                                      Урок-мастерская «Ошибка».

Цели урока:

1 .Обучающие: создать условия для конструирования собственного знания учащихся  по

лексике, морфологии, морфемике и орфографии, учиться составлять синквейн.

2. Развивающие: развивать творческое воображение, монологическую речь учащихся,

языковое чутьё, умение работать коллективно.

З.Воспитывающие: развитие ассоциативного и аналитического мышления с привлечением жизненного опыта учащихся, приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового, умение внимательно слушать и слышать , уважать мнение другого.

Тип урока: Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.

Вид урока: Нестандартный: урок – мастерская.

Реквизиты урока: голубки, сделанные из бумаги; фломастеры, листы чистой бумаги,

раздаточный материал с пословицами.

Ход урока .

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка, надеюсь, вы будете стараться  работать хорошо, активно,  творчески.

 Давайте, друзья, улыбнемся  друг другу,

 улыбки подарим гостям,

 к уроку готовы?

 Тогда за работу,  удачи желаю я вам!

2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

-Ребята, заметили ли вы, что-нибудь необычное на партах?  

(На партах учащихся лежат голубки, сделанные из бумаги).

-Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Какие ассоциативные слова (мысли),

(смысловые, звуковые, цветовые) у вас возникают, когда вы смотрите на этого голубка

или держите его в руках. Запишите эти слова.

(Дети  «включают»  воображение и записывают ассоциации:  небо,

мир, свобода, природа, счастье, одиночество и другие, затем зачитывают эти слова)

-А что вы хотели бы сделать с голубком? (Поиграть, подбросить вверх, чтобы он полетел;

отправиться с ним в путешествие).

-Но нашим голубкам предстоит другая роль.

Сегодня, ребята, у нас не простой урок, а урок-мастерская.

 Чем она отличается от традиционного урока? Главное на уроке - это ваше творчество, ваше ощущение, ваши чувства и эмоции, ваше видение и ваше слово. Запишем тему урока.

-Итак, главное, ключевое слово в теме - мастерская. Определите лексическое значение

этого слова, что такое мастерская?

-К какой части речи относится это слово? (Что? существительное).

(-А по  признаку  какая часть речи? (Прилагательное). )

-От какого слова образовалось слово «мастерская»? (Мастер).

-Кто такой мастер? Подберите синонимы. (Умелец, профессионал, золотые руки, творец).

-А почему творец? (Мастер занимается творчеством, творчество - его работа).

-Подберите однокоренные слова к слову «мастер».( Мастерок, мастерство, мастерить,

мастерски). Запишите в листы.

-А какие  пословицы, поговорки вам известны со словом

«мастер»? (Дело мастера боится)

3.Деконструкция. ( Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом и работа в группах).

-Прочитайте высказывания, пословицы, поговорки о слове «мастер». Выпишите по одному на каждое утверждение: «соглашаюсь и разделяю»,

                                                   «сомневаюсь и размьппляю»,

                                                    «отрицаю и аргументирую».

(Каждая группа выражает своё мнение, отстаивает его).

Каков мастер, такова работа.

Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство - по искусству.

Всяк  мастер на выучку берёт, а не всяк доучивает.

По работе и мастера знать.

У плохого мастера и пиша  плохая.

Работнику полтина, мастеру - рубль.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

У кого слишком чист инструмент, тот плохой мастер.

Всякая  работа мастера хвалит.

Люби дело - мастером будешь.

Всяк  мастер на свой лад.

Мастеру свой секрет все ворота открывает.

На все руки мастер.

Мастера по работе видно.

Мастер глуп - нож туп.

Мастер мастеру не указывай, а только бы помочь сказывай.

Мастер из печёного яйца живого цыпленка вытащит.

Мастерство не кнут: из рук в руки не перебросишь.

4.Выход на тему. Социализация. (Работа в группах).

-Поразмышляем: чего мы боимся, когда начинаем писать диктант, сочинение, тест? (Допустить ошибку; это ещё одно ключевое слово в теме урока).

Работа в группах (ребята пишут ответы маркером на листах).

1 группа:

Напишите ответ на вопрос: «Что вы переживаете, что испытываете, когда получаете

плохую оценку?» (Огорчение, стыд, разочарование, досаду, обиду).

2 группа:

Напишите ответ на вопрос: «Какие чувства испытывает учитель, когда обнаруживает

ваши ошибки?» (Обиду, огорчение, разочарование и т.д.).

3 группа:

Напишите ответ на вопрос: «Почему учитель исправляет ошибки?»

4 группа:

Напишите ответ на вопрос: «Что главное для учителя, а что – для ученика?»

5. Афишированне.

Каждая  группа зачитывает ответы и прикрепляет их на доску.

-Сравните ответы 1 и 2 групп: дети и учитель испытывают одинаковые чувства  при

 обнаружении ошибки.

6. Реконструкция.

-Какая у нас общая цель? Напишите.  (Научиться быть грамотным). Выписать на доску.

7. Деконструкция.

(Работа  с раздаточным материалом.)

- Сейчас вы окажетесь в роли корректоров.

-А вы знаете, в чём заключается работа корректора? (Исправление ошибок, правка текста).

-Прочитайте текст. В какой части слова допущена ошибка? На какое правило? Исправьте

ошибку и составьте алгоритм проверки ошибки.

Утренний ветерок проб..жал по лесу. Туман пришел в движение, и пок..зался противопол..жный бере.. реки с зар..слями кустарника.

Вдруг п..слышался ш..рох гальки. Я ..глянулся и ра..смотрел две тени. Я предпол..гал увидеть людей, но это ок..зались лоси. Они приближались к реке. Я з..любовался ж..вотными.

Лоси жадно пили воду. Вдруг самка поч..яла опас..ность и стала смотреть в мою сторону. Вода ст..кала у нее с губ, и от этого ра..ходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, и..дала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение вз..шло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться оч..ртания гор, р..стущих на том берегу деревьев.

Ну вот, ребята ,с работой корректора вы справились. Скажите, трудно быть гра-мотным . А теперь начнем подводить итоги.

Составьте синквейн по ключевым словам урока: мастер, ошибка.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Мастер,

способный, талантливый,

мастерит, создаёт, творит.

Мастера по работе видно.

Искусство.

Ошибка,

досадная, обидная,

огорчает, обижает, разочаровывает.

В ней неправильность действий, мыслей.

Дружба

Сильная, сплочённая.

Дружить, выручать, не предавать.

Никогда не оставлять друга в беде.

Верность.

     

 

Друзья

Верные, надёжные.

Помогут, спасут, подскажут.

Никогда не подведут товарища.

Опора.

8.Рефлексия.

Беседа.

-Что было важным в сегодняшней встрече?

-Какие этапы мастерской особенно понравились? Запомнились? О чём пришлось

задуматься?

-Какие пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас ? Напишите их на

наших голубках и подарите тому, кому оно предназначено.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку-мастерской «Ошибка»

Ф. И. ученика     …………………………

Число _____________________________

Тема урока__________________

                   1. Подберите однокоренные слова к слову  МАСТЕР. Выделите корень в этих словах.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте высказывания, пословицы, поговорки о слове «мастер». Выпишите по одному на каждое утверждение: «соглашаюсь и разделяю»,

                                                   «сомневаюсь и размьппляю»,

                                                    «отрицаю и аргументирую».

Аргументируйте свой ответ.

Каков мастер, такова работа.

Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство - по искусству.

Всяк  мастер на выучку берёт, а не всяк доучивает.

По работе и мастера знать.

У плохого мастера и пища  плохая.

Работнику полтина, мастеру - рубль.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

У кого слишком чист инструмент, тот плохой мастер.

Всякая  работа мастера хвалит.

Люби дело - мастером будешь.

Всяк  мастер на свой лад.

Мастеру свой секрет все ворота открывает.

На все руки мастер.

Мастера по работе видно.

Мастер глуп - нож туп.

Мастер мастеру не указывай, а только бы помочь сказывай.

Мастер из печёного яйца живого цыпленка вытащит.

Мастерство не кнут: из рук в руки не перебросишь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Прочитайте текст. В какой части слова допущена ошибка? На какое правило? Исправьте ошибку и составьте алгоритм проверки ошибки.

Утренний ветерок пробИжал по лесу. Туман пришел в движение, и покОзался противоположный береК  реки с зарАслями кустарника.

Вдруг пАслышался шЕрох гальки. Я оглянулся и раЗсмотрел две тени. Я предполОгал увидеть людей, но это окОзались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался жЫвотными.

Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого раЗходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, рОстущих на том берегу деревьев.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.Составьте синквейн по ключевым словам урока: мастер, ошибка.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

5. Оцени свою работу в мастерской (подчеркни нужный ответ)

1) Тебе понравилось исследование в мастерской? Да. Нет. 

2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет. 

3) Ты смог помочь кому-нибудь?  Да. Нет. 

                   4) Тебе помог кто-нибудь из ребят или учитель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Солигаличская СОШ » Урок-мастерская по русскому языку в 5 классе «Ошибка » Батурина Светлана Олеговна, у читель русского языка и литературы

Слайд 2

Цели урока: 1 . Обучающие : создать условия для конструирования собственного знания учащихся по лексике, морфологии, морфемике и орфографии, учиться составлять синквейн . 2. Развивающие : развивать творческое воображение, монологическую речь учащихся, языковое чутьё, умение работать коллективно. З. Воспитывающие : развитие ассоциативного и аналитического мышления с привлечением жизненного опыта учащихся, приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового, умение внимательно слушать и сльшать , уважать мнение другого.

Слайд 3

Мастерская К какой части речи относится это слово? От какого слова образовалось слово «мастерская»? Кто такой мастер? Подберите синонимы. Подберите однокоренные слова к слову «мастер».

Слайд 4

Пословицы и поговорки Каков мастер, такова работа. Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство - по искусству. Всяк мастер на выучку берёт, а не всяк доучивает. По работе и мастера знать. У плохого мастера и пища плохая. Работнику полтина, мастеру - рубль. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. У кого слишком чист инструмент, тот плохой мастер. Всякая работа мастера хвалит. Люби дело - мастером будешь. Всяк мастер на свой лад. Мастеру свой секрет все ворота открывает. На все руки мастер. Мастера по работе видно. Мастер глуп - нож туп. Мастер мастеру не указывай, а только бы помочь сказывай. Мастер из печёного яйца живого цыпленка вытащит. Мастерство не кнут: из рук в руки не перебросишь.

Слайд 5

Ошибка Напишите ответ на вопрос: 1 группа: «Что вы переживаете, что испытываете, когда получаете плохую оценку?» 2 группа: «Какие чувства испытывает учитель, когда обнаруживает ваши ошибки?» 3 группа: Напишите ответ на вопрос: «Почему учитель исправляет ошибки?» 4 группа: Напишите ответ на вопрос: «Что главное для учителя, а что – для ученика?»

Слайд 6

В чём заключается работа корректора? Утренний ветерок проб..жал по лесу. Туман пришел в движение, и пок .. зался противоположный бере .. реки с зар .. слями кустарника. Вдруг п..слышался ш .. рох гальки. Я ..глянулся и ра ..смотрел две тени. Я предпол .. гал увидеть людей, но это ок .. зались лоси. Они приближались к реке. Я з ..любовался ж.. вотными . Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода ст..кала у нее с губ, и от этого ра .. ходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, и..дала хриплый крик и бросилась к лесу. В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, р.. стущих на том берегу деревьев.

Слайд 7

Правила построения синквейна : 1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна , определяющее содержание (обычно существительным). 2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему. 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное. 4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному. 5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Слайд 8

Спасибо за работу