Добро творящий творит жизнь.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Кшишевская Елена Леонидовна

В работе  рассматривается вопрос о творческом подходе к изучению биографии писателей. Автор представляет  заочную экскурсию по литературным местам Ростова-на-Дону, составленную обучающимися 6-8 классов. 

Цель работы – формировать у обучающихся исследовательские навыки. Задача автора – привлечь внимание обучающихся к литературному краеведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добро творящий творит жизнь.

Автор: преподаватель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 56 Кшишевская Е.Л.

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.

                                            Паустовский К.Г.

   В последнее время много говорят и пишут о необходимости активизации учащихся. Но само понятие активизации лишено определенности.

   Ключевой общепедагогической   проблемой, от успешного решения которой в значительной мере зависит судьба многих, была и остается проблема увлеченности учением. Почему многие ученики равнодушны к урокам литературы? Почему чтение программных произведений навевает на них скуку?

   Можно предположить, что ответом на эти вопросы будет мысль о положении ученика в школе: он получает материал из учебника, рассказа учителя, заучивает, повторяет, воспроизводит чужое, готовое знание. А такое знание в малой степени может помочь человеку в саморазвитии, в формировании своего духовного облика.

   Слушать и самостоятельно решать задачи, требующие мышления, не одно и то же. Если обучающийся самостоятельно найдет  ответ на сложнейший вопрос, он поднимется на ступень выше в формировании самосознания. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем было не сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Если же в психологически комфортных условиях из урока в урок обучающийся слушает учителя, то формирует потребительское отношение к усвоению начал духовной культуры.

   Главная педагогическая задача сегодня – сделать учеников, в том числе и тех, кто не любит самостоятельного умственного труда, спокойно пользуется плодами деятельности учителей и авторов учебников, творцами-работниками. Для этого необходимо измениться нам, учителям. А это подчас трудно и занимает много времени.

   Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество учителя не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. В.А. Сухомлинский писал о творчестве педагога следующее: «Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним».

   Хочу рассказать о своей творческой деятельности, в ходе которой пытаюсь «произвести огромное влияние» на обучающихся. Я преподаватель русского языка и литературы в МОУ СОШ № 56 г. Ростова-на-Дону. Работаю в школе пятнадцать лет.

   В 2008 году я организовала группу шестиклассников, которая должна была составить виртуальную экскурсию по нашему городу к тематическому классному часу. Ребята сами определяли важные места города, достопримечательности, архитектурные памятники, о которых надо было рассказать. Кто-то сам фотографировал объекты, кто-то подбирал открытки, скачивал фотографии из Интернета. Потом была составлена живая газета из фотографий и сообщений, то есть ребята выходили к доске со своими сообщениями и фотографиями и располагали их на импровизированной карте Ростова-на-Дону. Классный час прошел великолепно. А я решила продолжить эту работу. Теперь желающие должны были организовать виртуальную экскурсию «Ростов литературный». На тот момент в нашем городе такого экскурсионного маршрута не было.

   Целю этой работы стало приобщение обучающихся к традициям, духовной культуре родного Донского края.

   Город Ростов-на-Дону по-разному вошёл в судьбы и творчество поэтов и писателей: для одних он стал родиной, другие побывали проездом в нашем городе и оставили о нем воспоминания в своих произведениях.

   Дома, которые стоят на старых улицах города, могут многое поведать о своих владельцах, людях, бывавших здесь, о событиях, происходивших рядом. Истории эти удивительные, поучительные, порой драматичные. А мы часто спешим мимо старых зданий, не замечая свидетелей прошлого, не понимая, что проходим мимо своей истории, нашего культурного наследия.

   В своей работе ребята должны были рассказать о литературных памятниках нашего города. Существует много обзорных экскурсий по Ростову-на-Дону, в ходе которых гиды упоминают имена и фамилии известных поэтов и писателей, побывавших в городе или родившихся в нем. Но эта экскурсия по Ростову литературному должна была пройти  по тем местам, которые редко попадают в официальные проспекты туристических фирм. Существует же в Санкт-Петербурге экскурсия «Петербург Достоевского». Хотелось, чтобы и в нашем городе была экскурсия «Ростов литературный», которая рассказала бы всем жителям города и его гостям о духовной культуре донской столицы.

   Перед ребятами была поставлена цель – выяснить, какие улицы в нашем городе связаны с пребыванием в Ростове-на-Дону известных поэтов и писателей; составить виртуальную экскурсию по этим местам.

   Перед началом работы будущие гиды провели социологический опрос своих одноклассников, в ходе которого выяснилось, что  обучающихся шестых и седьмых классов  не могут сказать о том, какие улицы города связаны с именами известных поэтов и писателей.

   Вопросы предлагались следующие:

- кто из писателей посещал наш город, где останавливался?

- кто из поэтов посещал наш город?

- какие улицы в Ростове-на-Дону названы в честь поэтов и писателей?

- кому из поэтов и писателей в городе поставлены памятники? Почему?

   Затем ребята разделились на четыре группы: одна искала материал о писателях, побывавших в городе; другая выясняла вопрос о поэтах,  третья отвечала за фотоальбом, а четвертая группа должна была систематизировать материал и составить виртуальную литературную экскурсию по городу.

   В результате этой работы появилась экскурсия, связанная с именами А.П. Чехова и С.А. Есенина. Ребята выяснили,  что 20 ноября 1896 года на сцене императорского Александринского театра с треском провалилась чеховская «Чайка». А на Дону премьера прошла с большим успехом.

   Пьесы великого земляка в донской столице ставились на сцене Асмоловского театра, который располагался на проспекте Буденовском. Театр так прозвали по фамилии владельца табачной фабрики Асмолова, получившего от Городской думы разрешение на строительство в городе «концертного зала». К сожалению, в годы гражданской войны здание сгорело. Сейчас на этом месте находится западный вход в парк культуры им. М.Горького.

   Путешествуя по стране, Чехов навещал Льва Филипповича Волкенштейна и его брата Михаила. В дневнике 1896 года писатель сделал следующую запись:  « В Ростове ужинал с товарищем по гимназии Львом Волкенштейном. Был в Нахичеване…». 

   Жили братья в доме, расположенном на углу Старопочтовой улицы (ныне улица Станиславского) и Казанского переулка (переулок Газетный). Дом сохранился и сегодня по адресу: улица Станиславского, 104-Б. Это строение является свидетелем трех веков. 

   Еще одно здание связано с именем А.П.Чехова – это дом купца Максимова, расположенный на пересечении улицы Станиславского и переулка Семашко. В середине XIX века здесь находились торговые лавки. В одной из них служил приказчиком, а затем, став купцом, торговал отец А.П.Чехова – Павел Егорович Чехов.

   К 150-летнему юбилею со дня рождения А.П.Чехова на пересечении улицы  Пушкинской и улицы Чехова 29 января 2010 года открылся первый в Ростове памятник писателю.

   Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин посетил наш город три раза. Некоторые ростовские дома хранят воспоминания о поэте.

   Первый раз Сергей Есенин приехал в Ростов 12 июля 1920 года. Жил поэт вместе с другом Анатолием Мариенгофом, тоже поэтом, на ростовском вокзале в служебном вагоне.

   В день приезда Есенин пришел в книжную лавку Ростовского отделения союза поэтов, находившуюся в центре города – на улице большой Садовой, 108 (сейчас в этом здании находится магазин модной одежды).

   Кто-то из любителей поэзии сразу узнал его, и началась оживленная беседа. Поэт сообщил, что приехал провести вечер поэзии. Это мероприятие состоялось в кинотеатре «Колизей». Здание сохранилось. До недавнего времени в нем находился известный многим ростовчанам кинотеатр «Буревестник». Сейчас это помещение принадлежит ЮФУ. На одной из стен бывшего кинотеатра есть мемориальная доска, сообщающая любопытным прохожим о том памятном вечере.

      В августе 1920 года Есенин уезжал из Ростова в Баку. Прощальная встреча с поэтом проходила на квартире Александра Васильевича Фомина – начальника Ростовского отделения Союза поэтов. Дом, который помнит Есенина и этот вечер, расположен на перекрестке Сенной улицы и Малого проспекта (ныне улицы имени М.Горького и улицы имени А.П.Чехова). Двухэтажный особняк, давно не ремонтированный, на первом этаже которого разместился бар «Пражская пивница».

   Эта виртуальная экскурсия была проведена на уроке литературы в нескольких классах. Экскурсоводом была самая активная участница работы Худякова Арина. Девочка решила продолжить составлять экскурсию. Теперь она самостоятельно работала над темой «Ростов Чехова». Цель - рассказать о роли города в жизни А.П.Чехова. В своей работе она опиралась на исследования таких известных ученых-филологов, как И.Гегузин, А.Данцев, В.Ф.Волошинова и Л.Ф.Волошинова, а также на свои наблюдения. 

   И вот что у нее получилось.

   Многие города имеют виды на Чехова. Таганрог считает себя городом Чехова, потому что Антон Павлович в нем родился, и типы характеров, которые представил в своих произведениях писатель, взяты оттуда. Трудно переоценить влияние Московского университета на формирование мировоззрения студента Чехова. Чеховской считает себя Ялта. Там писатель приобрел дом в собственность. Претендует на ведущее место в формировании личности писателя и остров Сахалин, и Мелихово. Можно добавить в список и остров Цейлон, где побывал драматург. Ростова в этом списке нет. Здесь писатель бывал редко и задерживался ненадолго. Но в городе жили его друзья, о которых мало кто знает.

  Постановки чеховских пьес на сцене Асмоловского театра начались еще при жизни писателя. Это были успешные попытки привить городской театральной публике, испорченной опереткой, вкус к драме. В декабре 1896 года была поставлена «Чайка», а в ноябре 1897 года – «Дядя Ваня».

   «Дядя Ваня» - это чуть ли не единственная пьеса, которая сначала была  поставлена на провинциальной сцене. Режиссер, поставивший пьесу, Николай Николаевич Синельников, отправил А.П.Чехову телеграмму об успехе постановки. Антон Павлович, тогда еще мало кому известный драматург, был очень удивлен. Он даже не подозревал, что его пьесу где-то играют.

   Еще одно здание связано с именем А.П.Чехова – это доходный дом купца Максимова, расположенный на пересечении улицы Станиславского и переулка Семашко (21/60). Сегодня затерявшийся среди рыночных ларьков и павильонов главный фасад здания, обращенный на запад, к Кафедральному Собору Рождества Пресвятой Богородицы, выделен весьма эффектным мезонином, на котором расположились пять окон, каждое из которых состоит из трех соединенных между собой арочных окон.

   Это здание представляет собой архитектурную и историческую ценность. Оно является редким, сохранившимся на юге России типом общественного строения с характерными для позднего классицизма планировочными и объемно-пространственным решениями. Вряд ли в городе есть еще одно столь древнее здание с почти двухсотлетней историей.

   Построил его в 1816 году казак Роман Андреевич Максимов, торговец зерном.  Проект здания приписывается Трофиму Шаржинскому, одному из первых ростовских архитекторов. Чтобы щегольнуть перед купечеством, Максимов вложил в строительство 10 тысяч рублей серебром и потребовал от архитектора каменный дом в два этажа. Такое здание было диковинкой для обывателей, селившихся преимущественно в традиционных деревянных и саманных куренях.

   Купец сделал дом доходным. Сдал второй этаж в аренду Городской Думе, мещанской управе, словесному и сиротскому судам, магистрату, а первый этаж занимали мелкие лавочники. В разные годы в этом доме размещались: женское училище М.Л.Лыковой и канцелярия купеческого старосты, различные магазины и торговые лавки.

    В середине XIX века в этом двухэтажном здании на втором этаже была Городская дума (заседания проходили до 1899 года), а на первом этаже находились торговые лавки. В одной из них в 1841 году служил приказчиком у купца Якова Морозова отец А.П.Чехова – Павел Егорович Чехов. В лавке торговали сушеной рыбой. Некоторое время отец писателя был ратманом Думы (выборным от своего сословия). В 1857 году распоряжением местного самоуправления Павел Егорович был уволен из ростовского мещанского сословия для перевода в таганрогские купцы.

    К сожалению, туристов к этому месту провести сложно, потому что сейчас в этом доме находится магазин-склад. Даже сфотографировать здание невозможно – оно плотно обставлено торговыми палатками, с утра и до вечера здесь очень много продавцов и покупателей.

      Разговоры об установке памятника нашему гениальному земляку шли давно: краеведы предлагали несколько мест, связанных с именем Чехова. Во-первых, это дома купца Максимова и адвоката Льва Волькенштейна, но площадок для установки памятника рядом с этими домами нет.

    Было еще три адреса.

   На проспекте Буденовском, в сквере возле Дома книги. Напротив место, где раньше находился Асмоловский театр, в котором состоялась премьера чеховской пьесы «Дядя Ваня».

   На улице Пушкинской возле Публичной библиотеки.

   Архитекторы остановились на третьем адресе - одноименной улице писателя. К 150-летнему юбилею со дня рождения А.П.Чехова на пересечении улицы  Пушкинской и улицы Чехова 29 января 2010 года открылся первый в Ростове памятник писателю.

   Автор памятника, известный ростовский скульптор, заслуженный художник России Анатолий Скнарин отметил: «Вопреки модным тенденциям мы старались не отходить от иконографии и сделать Антона Павловича похожим на себя – высоким, красивым и немного ироничным». Драматург изображен с томиком книги в руке, опирающимся на перила и задумчиво смотрящим сквозь пенсне на прохожих.

   Скульптура писателя высотой около двух с половиной метров и весом около тонны была установлена на метровый постамент из гранита.

   По словам скульптора, бронзовое изваяние Антона Павловича Чехова было создано в рекордно сжатые сроки – менее чем за месяц. Сотрудники мастерской художественного литья РГСУ Валерия Тарасенко совершили настоящий трудовой подвиг, работая по 18 часов в сутки, чтобы успеть к юбилею писателя. Создать образ скульптору помогли архивные фотографии. На открытии памятника присутствовали губернатор области и мэр города. Михаил Анатольевич Чернышев сказал: « Мне очень приятно, что, несмотря на мороз, ростовчане пришли, что они любят Антона Павловича. Великое искусство порождает великую культуру. Великая культура порождает Человека с большой буквы. А ростовчанин всегда должен чувствовать и вести себя как Человек с большой буквы».

      Весной в скверике возле памятника (раньше на этом месте была большая пивная палатка) высадили около десятка вишневых деревьев, и через несколько лет мы увидим писателя Антона Павловича Чехова, окруженного вишневым садом.

   Арина закончила составлять экскурсию «Ростов Чехова» в апреле прошлого учебного года. Из шестиклассницы, начавшей когда-то работу о Ростове, она превратилась в восьмиклассницу. Приняла участие в городском поэтическом конкурсе «Музыка слова», который проводил Городской дворец молодежи в рамках общероссийского конкурса «В начале было Слово». На конкурс девочка представила стихотворение «Чехов и Ростов», написанное ей во время работы над экскурсией «Ростов Чехова». Оно было опубликовано в сборнике «В начале было Слово» в мае 2011 года.

                                 Чехов и Ростов

Ростов для поэтов был домом и кровом.

Ростов для писателей вечно открыт.

Так трудно пробиться нам

В мире суровом, но счастье  –

Сильнейший в мире магнит.

Наверное, город так счастьем наполнен:

Великих людей он к себе все манил.

Давайте же вместе на это посмотрим.

Поверьте, и Чехов Ростов возлюбил!

Начнем же по датам и улицам шествие

И по родному городу путешествие.

Во-первых, наш город и в ряд

Не входил тех городов,

Где Чехов бродил, где он творил,

Где часто бывал, где он родился,

Где проживал.

Его родина рядом с Ростовом,

В городе маленьком, но уже не новом.

Из Таганрога родом он был,

В Москве обучение он проходил,

В Ялте купил он себе дом,

И заезжал он на остров Цейлон.

В Ростове же редко он взрослым бывал,

Но театр Асмолова пьесы его прославлял.

Здесь, в театре Асмолова,

«Чайка» с успехом прошла.

Жизни начало новое

Пьеса ему дала.

Пусть удивлен успехом был

Чехов, молодой драматург.

А во-вторых, в Ростове

Жил Чехова дальний друг.

Лев Волькенштейн товарищем

Чехову с юности был

И гениальность приятеля

Сразу он оценил.

Да, невозможно, в общем-то,

Чехова не признать.

Все же историю дружбы

Должна я вам рассказать.

В гимназии с Львом Волькенштейном

Случилась однажды беда.

Пощечину дал он однокласснику,

Что выведал в нем «жида».

За что исключен был сразу же

Без следствия и суда.

Но Чехов несправедливости

Игрой управлять не дал,

И на защиту товарища

Антон Павлович встал.

Хитростью и дипломатией

Поднял учеников.

Был невозможно старателен,

Был он на все готов!

И только вернули в гимназию

Льва Волькенштейна опять,

Судьба решила дружбу их

Нитью одной связать.

   



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 8 классе

с использованием технологии критического мышления

с формированием УУД

                                                                учителя русского языка и литературы

                                                            МБОУ лицей № 56  г.Ростова-на-Дону                         

                                                            Кшишевской Елены Леонидовны,            

                                                            учителя русского языка и литературы

                                                            МБОУ СОШ № 32 г.Ростова-на-Дону

                                                            Шумилкиной Людмилы Михайловны

Общество сегодня изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Использование современных образовательных технологий в прак-тике обучения является обязательным условием  интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, повышает качество обучения и стабилизирует результативность качества обученности в целом.

Применение разных педагогических технологий позволяет добиться решения основной задачи:

*    развитие познавательных   навыков   учащихся,  

*    умение  самостоятельно конструировать свои знания,

*    ориентирование в информационном пространстве,

    *    развитие  критического и творческого мышления.

На  уроках русского языка мы применяем технологию развития критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках.   

         Урок, который мы представляем,  является звеном в цепочке  уроков (5-6-7-классов), основанных  (независимо от темы урока) на работе с текстом,  которая  формирует навыки направленного, вдумчивого чтения и развивает критическое мышление. 

 Поскольку тексту в данной технологии отводится приоритетная роль,     чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом.

          Наш урок разработан в свете требований, предъявляемых  временем.  В нём чётко прослеживается  структура инновационного процесса:

мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

 

Согласно Новым Федеральным государственным образовательным стандартам приоритетной целью школьного образования становится       развитие способностей  ученика через умение 

- самостоятельно ставить учебные цели,

- добывать необходимую информацию,

- контролировать и оценивать свои достижения, то есть формировать умения учиться.

Это даёт следующие результаты:

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе,

- формирование и развитие компетентности в области исполь-зования информационно-коммуникационных технологий. А так как большие возможности в этом плане открывает использование на уроке (как было упомянуто выше) технологии развития критического мышления через чтение и письмо, то задачей нашей группы стало именно развитие у обучающихся

- стремления к проявлению  детской любознательности,

- выработки у  учеников  собственной точки зрения по определенному вопросу,

- способности отстоять ее логическими доводами,

- использования исследовательских методов.

Эта технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как

* умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;  

*  умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

* умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы;

* способность самостоятельно заниматься своим обучением;

*  умение сотрудничать и работать в группе;

* способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.                                                                                                     Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Их  три:

I . Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

          II . Осмысления содержания (получение новой информации)

          III . Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Технология критического мышления предполагает применение различных приёмов, некоторые из которых будут представлены  ниже.

План-конспект урока

(45  минут)

на тему:

«Роль односоставных предложений в текстах разных стилей, жанров и типов речи  с использованием технологии критического мышления».

Тип урока – повторение и обобщение материала.

На изучение темы «Односоставные предложения» в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено 10 часов (по программе под редакцией С.И. Львовой).

 Это 9-ый урок по изучению видов односоставных предложений

 Ему предшествовали уроки по изучению следующих тем:

                * определённо-личные предложения (2 часа),

                * неопределённо-личные предложения (2 часа),

                 * обобщённо-личные предложения (1 час),

                 * безличные предложения (2 часа),

                 * назывные предложения (1 час).

Причём данный урок предшествует контрольному уроку, уроку целевого применения усвоенного.

Вид урока – комбинированный урок.

Цель: обобщение знаний об односоставных предложениях.

Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами освоения учебного материала  является формирование следующих умений:

* распознавание односоставных предложений в тексте;

* классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;

* построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений  разного вида.

На таких уроках происходит формирование  универсальных учебных действий. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.

            Коммуникативные УУД  предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.                                                                                                                               Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

Личностные УУД:

* испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

* уметь видеть прекрасное в донской  природе, языке, в донском художественном творчестве;

* осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;

* эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

* понимать эмоции других людей, сопереживать;

* обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, краеведческий материал.

Регулятивные УУД:

* самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

* владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

* работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология развития критического мышления и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

* находить ответы на вопросы;

* делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

* преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Средством формирования познавательных УУД на представленном уроке служат художественные тексты регионального компонента и тексты учебников, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД:

* оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

* выразительно читать и пересказывать текст;

* учиться работать в паре, группе;

* умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.

                                                   Главная  задача:

Формирование общеучебных и междисциплинарных (надпредметных) метаумений,  а именно формирование:

- теоретического  мышления (умение обобщать, систематизировать, определять  понятия, классифицировать);

- навыков переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- творческого  мышления (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивных умений (определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);

- качества мышления (гибкость).

Цель работы:   поиск ответа на проблемный  вопрос:

  - Как тексты (в данном случае) краеведческой направленности помогают  повторить пройденный материал, развивать интерес к языку, воспринимать текст как целостную единицу не только языка и речи, но и  культуры?                                                                                                              - Как  тексты  помогают  увидеть    взаимосвязь:  «литература  – текст – русский язык» и сформировать  метазнания,  метаспособы,  метадеятельность?

ОБОРУДОВАНИЕ:

- ИКТ,

- учебники по русскому языку,

- тетради,

- карточки отслеживания работы на уроке,

- материал донского краеведения («Текстовая деятельность учащихся на уроках русского языка», Павлова Т.И., изд. ГБОУ ДПОР РО и ППРО 2013),

- проектор,

           - экран.    

                                    Приемы:

- верные - неверные утверждения,

- «корзина идей»,

- уже  знал - хочу знать (новое) – думал иначе – узнал  (метод Инсерт), 

- кластер (графическая организация текста);

- синквейн (нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии) и другие.

План-конспект урока.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. 

I. Организационно-мотивирующий этап. Вызов интереса.

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок. Что вы должны сделать, чтобы работа на уроке была результативной?

- Посмотрите на подготовку своих товарищей. (После того как учащиеся прокомментировали готовность  к уроку, учитель начинает урок).

Для стимулирования мыслительной деятельности  предлагаем  использовать  приём «корзина идей». ( На доске нарисован значок корзины, в которую  условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изученной теме. Обучающиеся  знают этот приём. Они сами   определяют

цель своей работы:  актуализировать  имеющиеся у них  знания по данной теме.

         Цель работы учителя: организовать работу учащихся, записать в «корзине» все факты, мнения,  понятия, собрать  их вместе с учениками в корзину.

1. На интерактивной доске   появляется запись   предложения:

Едешь час-другой…

2. Учащимся (их разбили на группы) в течение 2-х  минут предлагается задание.

Для первой группы:

а)  найти в  материалах донского краеведения, в  тексте казачьей сказки «Доброе сердце дороже красоты»,   однотипное предложение и определить стиль текста;

Для второй группы:

б) преобразовать данное на доске предложение в пословицу на тему «Дорога». (Любишь кататься, люби и саночки возить);

Для  третьей группы:

в) выписать из текстов разных стилей простые односоставные предложения: определённо-личные,  неопределённо-личные, безличные и т.д.

Учащиеся записывают столько предложений, сколько найдут, пока не закончится время.

 В зависимости от подготовки у них записано разное количество предложений. Потом ученики делятся своими мнениями и результатами поиска   с другими группами.

3) Затем необходимо «сложить в корзину» односоставные предложения, определяя  их  вид (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные) и указать, в каких жанрах и стилях речи они встречаются.

(Этот приём позволяет учащимся

- расширить лексический словарь по теме,

- лучше усвоить грамматическое явление,

-  развивать коммуникативные умения. Проявляется  дух соревнования,  в  «корзине  знаний» условно собирается всё, что обучающиеся знают по этой теме.

Затем ученики подводят итоги  работы первого этапа урока  на стадии вызова интереса и переходят  к проверке домашнего задания.

II этап урока. Стадия осмысления. Для  проверки домашнего задания можно использовать приём  «фишбоун». Мы сочли необходимым  опросить учащихся по заданному на дом материалу, который состоял из  пословиц и поговорок.

Дано было  задание:

  1. подумать над содержанием предложенного материала;
  2. продумать возможные варианты заданий по теме «Односоставные предложения»;

3. предложить свои вопросы и задания.

Цель перед учениками:  

     - уметь работать с мини-текстом;

     - формулировать новые задачи;

     - правильно оценивать ответы одноклассников;  

     - сотрудничать с учителем .                                                                        

Цель перед учителем:

     -  учить детей преобразовывать имеющийся  материал в «фишбоун».

  1. Классу предлагаются уже известные  пословицы и поговорки. Они    «нарисованы» на экране.

Необходимо:

а) определить тип односоставного предложения;

б) сформулировать правила общения, рекомендуемые этими выражениями;

в)  определить поучительный смысл пословиц, распределив их по смысловым группам;

г) предложить варианты такого заголовка, чтобы он являлся односоставным назывным предложением («Правила поведения», «Золотое молчание, «Добро» и т.д.);

д) предложить свои варианты заданий.

1. Пословицы и поговорки.

Гордым быть – глупым слыть.

Знай более, а говори менее.

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди.

Что поставят, то и кушай. А хозяина дома слушай.

В чужой монастырь со своим уставом не ходи.

Чин чина почитай, а меньшой садись на край.

Добра не мыслишь – и худа не говори.

В спорах да во вздорах пути не бывает.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

2. Работа по пунктам (а - г).

3. Работа по вариантам тех заданий, которые предложили ученики.

4. Определение лучшего(-их)  варианта(-ов) домашней работы.

5. Оценка  своей  работы и работы своих  одноклассников.

6. Подведение итогов данного этапа урока

(пословицы и поговорки, представляющие типы односоставных предложений «выстроены» в схему «фишбоун». В голове обозначена проблема:

«нахождение односоставных предложений». На верхних косточках записаны типы односоставных предложений, на нижних примеры, подтверждающие эти типы).

«Фишбоун» - периодически появляется на экране, «держит тему».

III этап урока.  Стадия рефлексии. Обобщение и повторение изученного материала.

Данная работа предполагает,  по мнению учителя, отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изученной  темы. Учащиеся  озвучивают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.

Это насыщенная творчеством работа на уроке, так как здесь предполагается творческая переработка, анализ его, интерпретация текста. работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Итак, первый шаг стадии рефлексии.

  1. Работа с текстами.

                                     Приёмы:

А)  «Составление кластера» (подведение итогов того, что учащиеся изучили по теме «Односоставные предложения»

Цель перед учениками:

- учиться находить односоставные предложения в текстах разных стилей и жанров,  

- сравнивать предложения;

- планировать деятельность.

Цель перед учителем:

- учить обучающихся планировать свою  деятельность;

- учить строить устное высказывание;

- создавать условия для работы в группах;

- вносить коррективы в ответы учащихся

Б)  «Перепутанная цепочка»

1. Ученикам предлагается  слайд с данными об односоставных предложениях, но   данные о предложениях перепутан, например:

(Безличное. Главный член - сказуемое (глагол в форме 1-2 лица):  

Весна!

Определённо-личное. Главный член – подлежащее:

Тебе звонили. 

Неопределённо-личное. Главный член - сказуемое (безличный глагол):

Светает.

Назывное. Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн. числа):

Встаю каждый день рано.

2.Необходимо вернуть всё на свои места. Работаем в парах. Правильные ответы   предлагается  занести   в тетрадь.

3. Проверка решения   задания. Защита результатов исследования по плану» (вид предложения,  признаки,  пример).

(Учащиеся оценивают работу, отмечают удачи и недостатки).

На взгляд учителя уместен и такой приём, как

В)  «Погружение» в синтаксис. Оно осуществляется через знакомство с мастерством лингвистов (это индивидуальное задание, которое  на предыдущем уроке получил ученик). Он сообщает о значении исследовательской работы  лингвистов и представляет  презентацию об учёном: (по мере сообщения на интерактивной доске появляется таблица односоставных предложений и краткие сведения о лингвисте). Такая работа может выглядеть примерно так:

«Впервые вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике  поднял великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Именно он «впервые собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». Научные интересы языковеда многогранны: А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков, возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии. Учёный  внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка».

(Это сообщение может быть хорошим примером для следующего вида работы).

2. Исследовательская работа ученика.  

Цель для ученика:

Определить, с какой целью и  в текстах каких стилей, жанров и типов речи употребляются  односоставные предложения.

Перед вами тексты из «Текстовой деятельности учащихся на уроках русского языка» (текст №3, №5, №9).

Ваша задача:

1) Определить стиль текста.

2) Найти в тексте односоставные предложения.

3) Определить вид односоставных предложений.

4) Сделать вывод о целесообразности использования односоставных предложений в данном стиле.

Переходом к следующей части заключительного этапа может стать «творческая мастерская» обучающегося.

3.  Перед вами красивый пейзаж (он представлен на интерактивной доске) Попробуйте описать увиденное с помощью односоставных предложений. Работаем в группах.

И, наконец, несомненной творческой удачей может стать

4. закрепление материала через приём  «Синквейн».

( Каждый ученик имеет 2-3 минуты, чтобы написать синквейн. Но самый эффективный способ организации такой работы – работа в парах. Ученики тогда как бы дополняют один другого. У некоторых иногда складываются стихи по такой схеме. Обучающимся  нравится этот вид работы, поэтому его можно часто применять на уроках русского языка.

Задание: Составьте синквейн по теме «Односоставные предложения». Работают в парах.

Цель перед учениками – составление  синквейна как способа определения понимания  темы.

Цель перед учителем – развивать творческое мышление ученика, обучать синтезированию информации, создавать благоприятную атмосферу на уроке.

Затем ученики зачитывают вслух полученные творческие работы и оценивают ответы товарищей.

(По окончании урока обучающиеся «суммируют» всё, что они повторили по предложенной теме и, несомненно, в завершение  урока должна прозвучать мысль о том, что к итоговой контрольной работе по теме «Односоставные предложения» они готовы).

Не менее важным является и этап

 5. Рефлексия.

- Что было наиболее ценным для вас на этом уроке?

- Что было самым трудным на уроке?

- В каких жизненных ситуациях могут быть  применены односоставные предложения?

6. Задание на дом.  

Цель для ученика: осмысление  работы   на уроке, подготовка к предстоящей контрольной (тестовой) работе.

Домашнее задание определяет сам ученик с учётом предстоящей контрольной тестовой работы по теме «Односоставные предложения».

Это могут быть  

- контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс. Под редакцией Сениной. Например,  тест № 13 (для первого варианта), тест № 14 (для второго варианта)

- творческие работы по составлению текстов различной тематики, стиля, жанра, типа речи, усложнённые применением односоставных предложений.

  1. Завершение урока.

В начале урока перед учащимися были  поставлены  

проблемные   вопросы:

  - Как тексты краеведческой направленности помогают повторить пройденный материал,  развивать  интерес к языку, воспринимать текст как целостную единицу не только языка и речи, но и культуры?

   - Как  они помогают  увидеть    взаимосвязь:  «литература  – текст  – русский язык» и сформировать  метазнания,  метаспособы,  метадеятельность?

(Ученики отвечают на эти вопросы).

Необходимо обязательно поблагодарить учащихся за урок (например: на уроке вы были активны и работать с вами было приятно).

 Хорошо выразить надежду на то, что из урока учащимися было извлечено  достаточно полезного материала.

После проведения урока.

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те  универсальные учебные действия (УУД), которые формируются при правильной организации деятельности учащихся:

Требования к уроку

На уроке

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

                                      Приём «фишбоун».

Синквейн

Сказуемое

Односоставные, глагольные

Характеризуют, обобщают, определяют

Делятся на четыре вида

Главный член

Подлежащее

Односоставные, назывные

Сообщают, указывают, акцентируют

Вводят читателя в обстановку действия

Главный член

Предложения

Именные, глагольные

Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные

Каждый вид односоставных предложений имеет свои особенности.

Односоставные предложения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль односоставных предложений в текстах различных стилей, жанров и типов речи (технология критического мышления) Урок русского языка в 8 классе с использованием технологии развитие критического мышления учителя русского языка и литературы МБОУ лицей № 56 г.Ростова-на-Дону Кшишевской Елены Леонидовны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 32 г.Ростова-на-Дону Шумилкиной Людмилы Михайловны

Слайд 2

Корзина идей Едешь час - другой…

Слайд 3

Задание для 1 группы. Найти в тексте казачьей сказки «Доброе сердце дороже красоты» (материалы донского краеведения) предложение, подобное предыдущему (из корзины). Определить стиль текста сказки.

Слайд 4

Задание для 3 группы. Выписать из текстов разных стилей простые односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) Задание для 2 группы. Преобразовать данное предложение в пословицу на тему «Дорога»

Слайд 5

Корзина идей Едешь час - другой…

Слайд 6

Задание «Сложить в корзину» все односоставные предложения, указать жанр и стиль речи.

Слайд 7

Корзина идей 1. Едешь час - другой… 2. Ищи такую красоту по всему свету – не найдёшь. 3. Любишь кататься, люби и саночки возить. 4. Любят, поют… хранят песни у нас на Дону. 5. Крутой поворот.

Слайд 8

Стадия осмысления. II этап урока.

Слайд 9

Пословицы и Поговорки.

Слайд 10

Гордым быть - глупым слыть.

Слайд 11

Знай больше, а говори меньше.

Слайд 12

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди.

Слайд 13

Что поставят, то и кушай. А хозяина дома слушай.

Слайд 14

В чужой монастырь со своим уставом не ходи.

Слайд 15

Чин чина почитай, а меньшой садись на край.

Слайд 16

Добра не мыслишь – и худа не говори.

Слайд 17

В спорах да во вздорах пути не бывает.

Слайд 18

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Слайд 19

Проблема : как находить в тексте односоставные предложения Определенно-личное Знать признаки односоставных предложений. Неопределенно-личное Безличное Назывное Знай более, а говори менее. Добра не мыслишь – и худа не говори. Что поставят, то и кушай. Гордым быть – глупым слыть. В спорах да во вздорах пути не бывает. Золотое молчание. Мир. Гордость.

Слайд 20

Приём «Кластер». Односоставные предложения 1, 2 л. Ед.ч. Мн.ч. 3 л. Мн.ч. Наст. Буд. время Мн.ч. Прош. время Обобщенно-личное предложение Назывные предложения Безличные глаголы

Слайд 21

Перепутанная цепочка

Слайд 22

Перепутанная цепочка Безличное . Главный член - сказуемое (глагол в форме 1-2 лица): Весна! Определённо-личное. Главный член – подлежащее: Тебе звонили. Неопределённо-личное. Главный член - сказуемое (безличный глагол): Светает. Назывное. Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн. числа): Встаю каждый день рано.

Слайд 23

Восстановленная цепочка

Слайд 24

ОПИШИТЕ УВИДЕННОЕ С ПОМОЩЬЮ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Слайд 25

Синквейн Сказуемое Односоставные, глагольные Характеризуют, обобщают, определяют Делятся на четыре вида Главный член Подлежащее Односоставные, назывные Сообщают, указывают, акцентируют Вводят читателя в обстановку действия Главный член Предложения Именные, глагольные Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные Каждый вид односоставных предложений имеет свои особенности. Односоставные предложения

Слайд 26

Вывод Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творящий добро творит жизнь

В методической разработке внеклассного мероприятия для второго класса "Творящий добро творит жизнь" педагог., опираясь на примеры Священной истории и библии, ведет диалогическое общение с обучающимися...

Сценарий презентации добрых дел "Твори добро"

Сценарий презентации добрых дел, выполненных активистами детского общественного объединения "РИТМ" МБОУ СОШ № 20, на  областном  конкурсе  школьных и молодежных проектов «Дари добро». М...

Добрая история из жизни. День, когда я перестала торопиться

Порой дети, сами того не подозревая, способны преподать взрослым очень мудрый и важный урок в жизни. Именно об этом сегодня будет поучительная история одной очень занятой мамы....

Классный час ко Дню донора "Твори добро. Капелька жизни"

Цель: расширить знания о доброте, о милосердии, дать понятие слова «донор»; воспитывать способность подавить в себе страх, неуверенность, растерянность, мешающие проявлению сострадания; выполнить плос...

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь»

Цель:-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;-  расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;Задачи: -   учить детей ...

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь»

Цель:-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;-   расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;Задачи: -   учить ...

Буклет к исследовательской работе "Силы зла, творящие добро" (по произведению М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Буклет к исследовательской работе (проекту) "Силы зла, тврящие добро" (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита")....