презентация к уроку "Типы речи" в 7 классе
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Презентация к уроку "Типы речи" в 7 классе, составленному на основе системно- деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_tipy_rechi_v_7_klasse.pptx | 406.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Создать условия для учащихся ,чтобы Предметные: повторить и систематизировать знания учащихся о типах речи; ввести новое для них понятие «комбинированный тип речи»; они могли оценить красоту и многообразие русского языка; Личностные: они могли определять свои ближайшие цели саморазвития; проявлять свою собственную точку зрения.
Метапредметные: они могли формулировать цели предстоящей учебной деятельности; они могли планировать последовательность своих действий; контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности; аргументировать своё мнение; перерабатывать ,систематизировать информацию; вступать в диалог; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
План урока: 1.Оргмомент. 2.Этап мотивации (работа с эпиграфом). 3.Запись темы ,целеполагание . 4.Работа над темой урока : А) актуализация знаний -заполнение таблицы типы речи; -составление памятки (кластера) по определению типа речи; Б) тренировочно - обобщающий этап: -анализ текстов разных типов речи; В) этап подготовки к домашнему заданию ,включение в систему знаний. -составление модели (кластера) своего текста (отзыва ,сочинения , другого вида работы), написание своего вступления. • 5.Домашнее задание • 6.Рефлексия.
Организационный момент На усмотрение учителя
2.Этап мотивации Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний сад – «Онегина» глава, О Блоке вспоминают острова, А по Разъезжей бродит Достоевский… С.Я.Маршак
Целеполагание -Привет! Ну что, типа, ты вернулся из Санкт-Петербурга? -Привет! Ну, типа, да… -Ну и как там? -О! Всё здорово, были везде, и всё очень красиво! -О, да ты, типа, зазнался…
Работа над темой урока: актуализация знаний. Сформулируйте себе учебные задачи по данной таблице. Тип речи-это способ изложения, избираемый автором в зависимости от задач. Вопросы Характерные особенности В каких стилях чаще используется ? Что делает предмет? Что с ним происходит сначала, а что- потом? Что? Где? Когда? Главный жанр- рассказ, который строится по опред. структуре:экспозиция (не всегда есть), завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Используются глаголы сов. вида, различные обстоятельства. Главная мысль выражается через Художественный ( описание путешествий, в мемуарах, письмах), Разговорный Публицистический Официально- деловой
поступки героев, оценку их автором. ? Какой предмет? Каков предмет? Как он выглядит? Описание строится чаще по структуре: общая хар-ка предмета, признаки предмета, общая оценка предмета- описания.Виды описания: описание предмета, животного или человека; описание места; описание состояния (среды или человека); описание действия. Использование прилагательных, отглагольных сущ., глаг. несов. вида наст., прош. времени, сравнений, оценочных слов. Художественный Разговорный Публицистический
? Почему? Что это такое? Как быть? В чем причина? Бывает Р- объяснение, Р- доказательство, Р- размышление. Строится по структуре : тезис (почему?), доказательства ( что из этого следует?), вывод ( поэтому, итак, следовательно). Содержит умозаключение. Имеет в составе вводные слова и предложения. Публицистический Художественный Разговорный Научный ? Свои вопросы к каждой смысловой части Свои характерные особенности к каждой смысловой части. Художественный Разговорный Научный Публицистический Официально- деловой
С какими затруднениями вы встретились? Что мы еще не знаем? - Комбинированный тип речи. Сравните свою составленную таблицу с правильным вариантом ответа. Тип речи-это способ изложения, избираемый автором в зависимости от задач. Вопросы Характерные особенности В каких стилях чаще используется Повествование Что делает предмет? Что с ним происходит сначала, а что- потом? Что? Где? Когда? Главный жанр- рассказ, который строится по опред. структуре:экспозиция (не всегда есть), завязка, развитие действия, кульминация, Художественный ( описание путешествий, в мемуарах, письмах), Разговорный Публицистический Официально- деловой
развязка. Используются глаголы сов. вида, различные обстоятельства. Главная мысль выражается через поступки героев, оценку их автором. Описание Какой предмет? Каков предмет? Как он выглядит? Описание строится чаще по структуре: общая хар-ка предмета, признаки предмета, общая оценка предмета- описания.Виды описания: описание предмета, животного или человека; описание места; описание состояния (среды или человека); описание действия. Использование прилагательных, отглагольных сущ., глаг. несов. вида наст., прош. времени, сравнений, оценочных слов. Художественный Разговорный Публицистический
Рассуждение Почему? Что это такое? Как быть? В чем причина? Бывает Р- объяснение, Р- доказательство, Р- размышление. Строится по структуре : тезис (почему?), доказательства ( что из этого следует?), вывод ( поэтому, итак, следовательно). Содержит умозаключение. Имеет в составе вводные слова и предложения. Публицистический Художественный Разговорный Научный Комбинированный Свои вопросы к каждой смысловой части Свои характерные особенности к каждой смысловой части. Художественный Разговорный Научный Публицистический Официально- деловой
Составление памятки, кластера алгоритма по определению типа речи Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание: А) если охарактеризовать какой- либо предмет, место, действие, то это ………; Б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это ………………; В) если дать объяснение какому- либо факту, явлению, событию, то это …………; Г) если идет объединение характеристик, то это ………………… тип речи. 2. Если Вы сомневаетесь в правильности ответа, то прибегните к приему фотографирования: А) если содержание текста можно передать одной фотографией, то это …………………….; Б) если содержание текста можно передать несколькими фотографиями, то это …………………; В) если содержание текста нельзя передать при помощи фотографий, то это ………………………; Г) если к каждой части текста можно подобрать свой способ- то это ……………………….. тип речи.
Составление памятки, кластера алгоритма по определению типа речи Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание: А) если охарактеризовать какой- либо предмет, место, действие, то это описание; Б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование; В) если дать объяснение какому- либо факту, явлению, событию, то это рассуждение; Г) если идет объединение характеристик, то это комбинированный тип речи. 2. Если Вы сомневаетесь в правильности ответа, то прибегните к приему фотографирования: А) если содержание текста можно передать одной фотографией, то это описание; Б) если содержание текста можно передать несколькими фотографиями, то это повествование; В) если содержание текста нельзя передать при помощи фотографий, то это рассуждение; Г) если к каждой части текста можно подобрать свой способ- то это комбинированный тип речи.
Анализ предложенных текстов. Санкт- Петербург со времени своего основания играет важную роль в развитии культуры. Ведь даже в самом имени города соединились три языка: Санкт (Sant a - святой))- слово латинское; Петр (Peter-от P etros -камень, скала)- слово греческое; бург (B urg -замок, крепость)- слово немецкое. Таким образом, он связывает античное язычество, христианство и Возрождение. ( по страницам Интернета)
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит это улица- красавица нашей столицы?» «…Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, -- все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости.» (Н.В. Гоголь «Невский проспект»)
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено- бледный, Скука, холод и гранит- все же мне вас жаль немножко, Потому что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой. (А.С. Пушкин. «А. Олениной» )
«Молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошел в ту сторону, где развевался вдали пестрый плащ, то окидывавшийся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря, то мгновенно покрывавшийся тьмою по удалении от него. Сердце его билось, и он невольно ускорял шаг свой. Он не смел и думать о том, чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей вдали красавицы, тем более допустить такую черную мысль, о какой намекал ему поручик Пирогов; но ему хотелось только видеть дом, заметить, где имеет жилище это прелестное существо, которое, казалось, слетело с неба прямо на Невский проспект и, верно, улетит неизвестно куда. Он летел так скоро, что сталкивал беспрестанно с тротуара солидных господ с седыми бакенбардами». (Н.В. Гоголь «Невский проспект»)
Включение нового знания в систему. Выход на дом. задание. Где мы сможем применить наши знания? - при создании текстов, при анализе текстов, при решении ЕГЭ. Вернемся к эпиграфу. - Что нового о Санкт- Петербурге Вы сегодня узнали? Добавьте еще одно предложение к своей первой записи. - Какой текст мы можем создать по результатам поездки? - Отзыв о поездке, отзыв о посещении театра, о фильме. Давайте попробуем создать схему своего отзыва. Сконструируйте из букв, которые вы приготовили, схему вашего будущего текста и объясните, почему в такой последовательности.
Домашнее задание Индивидуально: Написать на выбор сочинение-рассуждение, отзывы о поездке в Санкт- Петербург. Или другие задания, предложенные учащимися.
Рефлексия Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно Я знаю теоретический материал о типах речи Я умею анализировать тексты с разными типами речи Я могу создавать тексты с разными типами речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"
Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....
Урок-презентация "Служебные части речи. Предлог". 5-й класс
Представляю вашему вниманию урок с презентацией по теме"Служебные части речи. Предлог". 5-й класс....
Конспект урока с презентацией по развитию речи на тему "Дикие и домашние животные" для коррекционных школ 8 вида, 4 класс "Особый ребенок"
Цель урока:- закрепить знания учащихся о диких и домашних животных.Тип урока – повторительно-обобщающийЦель урока – закрепить умение дифференцировать диких и домашних животныхЗадачи урока:-...
Презентации к курсу "Речь" Соколовой Т.Н.: Школа развития речи. 1 класс
Презентации созданы в соответствии с методическими рекомендациями и позволяют провести занятия интересно и наглядно....
Презентации к курсу "Речь" Соколовой Т.Н.: Школа развития речи. 1 класс
Презентации созданы в соответствии с методическими рекомендациями и позволяют провести занятия интересно и наглядно....
Презентация. Факультатив "Культура речи" 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида. Тема: "Похвала и критика"
Презентация с практическими материалами к факультативу "Культура речи". Тема: "Похвала и критика"....
Презентация по развитию речи " Доказательства в рассуждении", 5 класс
Презентация по развитию речи на тему " Доказательства в рассуждении", 5 класс. учебник под редакцией Т. А. Ладыженской. М. Т. Баранова, Л.А.Тростецовой. В данной презентации вспомина...