презентация к уроку "Типы речи" в 7 классе
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Коновалова Галина Анатольевна Ухта

Презентация  к уроку "Типы речи" в 7 классе, составленному  на основе системно- деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_tipy_rechi_v_7_klasse.pptx406.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка на основе системно - деятельностного подхода в 7 классе на тему: «Типы речи» Учителя русского языка МОУ «СОШ№19 » Республики Коми Коноваловой Галины Анатольевны

Слайд 2

Цели: Создать условия для учащихся ,чтобы Предметные: повторить и систематизировать знания учащихся о типах речи; ввести новое для них понятие «комбинированный тип речи»; они могли оценить красоту и многообразие русского языка; Личностные: они могли определять свои ближайшие цели саморазвития; проявлять свою собственную точку зрения.

Слайд 3

Метапредметные: они могли формулировать цели предстоящей учебной деятельности; они могли планировать последовательность своих действий; контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности; аргументировать своё мнение; перерабатывать ,систематизировать информацию; вступать в диалог; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Слайд 4

План урока: 1.Оргмомент. 2.Этап мотивации (работа с эпиграфом). 3.Запись темы ,целеполагание . 4.Работа над темой урока : А) актуализация знаний -заполнение таблицы типы речи; -составление памятки (кластера) по определению типа речи; Б) тренировочно - обобщающий этап: -анализ текстов разных типов речи; В) этап подготовки к домашнему заданию ,включение в систему знаний. -составление модели (кластера) своего текста (отзыва ,сочинения , другого вида работы), написание своего вступления. • 5.Домашнее задание • 6.Рефлексия.

Слайд 5

Организационный момент На усмотрение учителя

Слайд 6

2.Этап мотивации Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний сад – «Онегина» глава, О Блоке вспоминают острова, А по Разъезжей бродит Достоевский… С.Я.Маршак

Слайд 7

Целеполагание -Привет! Ну что, типа, ты вернулся из Санкт-Петербурга? -Привет! Ну, типа, да… -Ну и как там? -О! Всё здорово, были везде, и всё очень красиво! -О, да ты, типа, зазнался…

Слайд 8

Работа над темой урока: актуализация знаний. Сформулируйте себе учебные задачи по данной таблице. Тип речи-это способ изложения, избираемый автором в зависимости от задач. Вопросы Характерные особенности В каких стилях чаще используется ? Что делает предмет? Что с ним происходит сначала, а что- потом? Что? Где? Когда? Главный жанр- рассказ, который строится по опред. структуре:экспозиция (не всегда есть), завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Используются глаголы сов. вида, различные обстоятельства. Главная мысль выражается через Художественный ( описание путешествий, в мемуарах, письмах), Разговорный Публицистический Официально- деловой

Слайд 9

поступки героев, оценку их автором. ? Какой предмет? Каков предмет? Как он выглядит? Описание строится чаще по структуре: общая хар-ка предмета, признаки предмета, общая оценка предмета- описания.Виды описания: описание предмета, животного или человека; описание места; описание состояния (среды или человека); описание действия. Использование прилагательных, отглагольных сущ., глаг. несов. вида наст., прош. времени, сравнений, оценочных слов. Художественный Разговорный Публицистический

Слайд 10

? Почему? Что это такое? Как быть? В чем причина? Бывает Р- объяснение, Р- доказательство, Р- размышление. Строится по структуре : тезис (почему?), доказательства ( что из этого следует?), вывод ( поэтому, итак, следовательно). Содержит умозаключение. Имеет в составе вводные слова и предложения. Публицистический Художественный Разговорный Научный ? Свои вопросы к каждой смысловой части Свои характерные особенности к каждой смысловой части. Художественный Разговорный Научный Публицистический Официально- деловой

Слайд 11

С какими затруднениями вы встретились? Что мы еще не знаем? - Комбинированный тип речи. Сравните свою составленную таблицу с правильным вариантом ответа. Тип речи-это способ изложения, избираемый автором в зависимости от задач. Вопросы Характерные особенности В каких стилях чаще используется Повествование Что делает предмет? Что с ним происходит сначала, а что- потом? Что? Где? Когда? Главный жанр- рассказ, который строится по опред. структуре:экспозиция (не всегда есть), завязка, развитие действия, кульминация, Художественный ( описание путешествий, в мемуарах, письмах), Разговорный Публицистический Официально- деловой

Слайд 12

развязка. Используются глаголы сов. вида, различные обстоятельства. Главная мысль выражается через поступки героев, оценку их автором. Описание Какой предмет? Каков предмет? Как он выглядит? Описание строится чаще по структуре: общая хар-ка предмета, признаки предмета, общая оценка предмета- описания.Виды описания: описание предмета, животного или человека; описание места; описание состояния (среды или человека); описание действия. Использование прилагательных, отглагольных сущ., глаг. несов. вида наст., прош. времени, сравнений, оценочных слов. Художественный Разговорный Публицистический

Слайд 13

Рассуждение Почему? Что это такое? Как быть? В чем причина? Бывает Р- объяснение, Р- доказательство, Р- размышление. Строится по структуре : тезис (почему?), доказательства ( что из этого следует?), вывод ( поэтому, итак, следовательно). Содержит умозаключение. Имеет в составе вводные слова и предложения. Публицистический Художественный Разговорный Научный Комбинированный Свои вопросы к каждой смысловой части Свои характерные особенности к каждой смысловой части. Художественный Разговорный Научный Публицистический Официально- деловой

Слайд 14

Составление памятки, кластера алгоритма по определению типа речи Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание: А) если охарактеризовать какой- либо предмет, место, действие, то это ………; Б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это ………………; В) если дать объяснение какому- либо факту, явлению, событию, то это …………; Г) если идет объединение характеристик, то это ………………… тип речи. 2. Если Вы сомневаетесь в правильности ответа, то прибегните к приему фотографирования: А) если содержание текста можно передать одной фотографией, то это …………………….; Б) если содержание текста можно передать несколькими фотографиями, то это …………………; В) если содержание текста нельзя передать при помощи фотографий, то это ………………………; Г) если к каждой части текста можно подобрать свой способ- то это ……………………….. тип речи.

Слайд 15

Составление памятки, кластера алгоритма по определению типа речи Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание: А) если охарактеризовать какой- либо предмет, место, действие, то это описание; Б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование; В) если дать объяснение какому- либо факту, явлению, событию, то это рассуждение; Г) если идет объединение характеристик, то это комбинированный тип речи. 2. Если Вы сомневаетесь в правильности ответа, то прибегните к приему фотографирования: А) если содержание текста можно передать одной фотографией, то это описание; Б) если содержание текста можно передать несколькими фотографиями, то это повествование; В) если содержание текста нельзя передать при помощи фотографий, то это рассуждение; Г) если к каждой части текста можно подобрать свой способ- то это комбинированный тип речи.

Слайд 16

Анализ предложенных текстов. Санкт- Петербург со времени своего основания играет важную роль в развитии культуры. Ведь даже в самом имени города соединились три языка: Санкт (Sant a - святой))- слово латинское; Петр (Peter-от P etros -камень, скала)- слово греческое; бург (B urg -замок, крепость)- слово немецкое. Таким образом, он связывает античное язычество, христианство и Возрождение. ( по страницам Интернета)

Слайд 17

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит это улица- красавица нашей столицы?» «…Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, -- все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости.» (Н.В. Гоголь «Невский проспект»)

Слайд 18

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено- бледный, Скука, холод и гранит- все же мне вас жаль немножко, Потому что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой. (А.С. Пушкин. «А. Олениной» )

Слайд 19

«Молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошел в ту сторону, где развевался вдали пестрый плащ, то окидывавшийся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря, то мгновенно покрывавшийся тьмою по удалении от него. Сердце его билось, и он невольно ускорял шаг свой. Он не смел и думать о том, чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей вдали красавицы, тем более допустить такую черную мысль, о какой намекал ему поручик Пирогов; но ему хотелось только видеть дом, заметить, где имеет жилище это прелестное существо, которое, казалось, слетело с неба прямо на Невский проспект и, верно, улетит неизвестно куда. Он летел так скоро, что сталкивал беспрестанно с тротуара солидных господ с седыми бакенбардами». (Н.В. Гоголь «Невский проспект»)

Слайд 20

Включение нового знания в систему. Выход на дом. задание. Где мы сможем применить наши знания? - при создании текстов, при анализе текстов, при решении ЕГЭ. Вернемся к эпиграфу. - Что нового о Санкт- Петербурге Вы сегодня узнали? Добавьте еще одно предложение к своей первой записи. - Какой текст мы можем создать по результатам поездки? - Отзыв о поездке, отзыв о посещении театра, о фильме. Давайте попробуем создать схему своего отзыва. Сконструируйте из букв, которые вы приготовили, схему вашего будущего текста и объясните, почему в такой последовательности.

Слайд 21

Домашнее задание Индивидуально: Написать на выбор сочинение-рассуждение, отзывы о поездке в Санкт- Петербург. Или другие задания, предложенные учащимися.

Слайд 22

Рефлексия Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно Я знаю теоретический материал о типах речи Я умею анализировать тексты с разными типами речи Я могу создавать тексты с разными типами речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Урок-презентация "Служебные части речи. Предлог". 5-й класс

Представляю вашему вниманию урок с презентацией по теме"Служебные части речи. Предлог".   5-й класс....

Конспект урока с презентацией по развитию речи на тему "Дикие и домашние животные" для коррекционных школ 8 вида, 4 класс "Особый ребенок"

Цель урока:- закрепить знания учащихся о диких и домашних животных.Тип урока – повторительно-обобщающийЦель урока – закрепить умение дифференцировать диких и домашних животныхЗадачи урока:-...

Презентации к курсу "Речь" Соколовой Т.Н.: Школа развития речи. 1 класс

Презентации созданы в соответствии с методическими рекомендациями и позволяют провести занятия интересно и наглядно....

Презентации к курсу "Речь" Соколовой Т.Н.: Школа развития речи. 1 класс

Презентации созданы в соответствии с методическими рекомендациями и позволяют провести занятия интересно и наглядно....

Презентация. Факультатив "Культура речи" 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида. Тема: "Похвала и критика"

Презентация с практическими материалами к факультативу "Культура речи". Тема: "Похвала и критика"....

Презентация по развитию речи " Доказательства в рассуждении", 5 класс

Презентация по развитию речи на тему " Доказательства в рассуждении", 5 класс. учебник  под редакцией Т. А. Ладыженской. М. Т. Баранова, Л.А.Тростецовой.  В данной презентации  вспомина...