Второстепенные члены предложения
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Овчаренко Людмила Петровна

учащиеся работают вместе с учителем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_90.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

УРОК 90.

Тема:         Второстепенные члены предложения. Определение* (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию (текст в план, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

ЛР: находить второстепенный член предложения – определение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать.

- выявлять роль определений в тексте.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Блицопрос.

1) Словосочетания построены на основе связи …(подчинительной).

2) Между однородными членами связь… (сочинительная).

3) Предложения по цели высказывания бывают…

4) Члены предложения делятся на две группы: … (главные и второстепенные).

5) Двусоставные предложения состоят из … (двух главных чле­
нов – подлежащего и сказуемого).

6) Если предложение содержит только один главный член, оно называется … (односоставным).

2. Проверка домашнего задания.

– Найдите в домашнем задании нераспространённое предложение. Преобразуйте его в односоставное. (Зима.)

– Приведите пример предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

3. Диктант с грамматическим заданием.

а) Вечерний лес ещё не спит.

б) Чернеют прибрежные ивы.

в) Вокруг прудов кусты в пушистых полушубках.

г) Меж высоких и прямых стволов сто ворот зовут под хвойный кров.

Задание:

– найдите и графически обозначьте главные члены предложения;

– поставьте вопросы к второстепенным членам третьего предложения.

– К какому из второстепенных членов можно поставить вопрос каких?

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

III. Введение в тему и формулирование проблемы урока.

(Презентация – урок 90)

– Составьте предложение по схеме:

                  [   ~~~~~~                                                 ].

– Что вызвало у вас вопросы? (Какой это член предложения – первое слово?)

– А есть ли какие­то предположения? Проверим их.

Примечание. зафиксировать внимание на  второстепенном члене и определить цель урока: выявить признаки определения как второстепенного члена предложения.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Открытие нового знания.

1. Упр. 455 – наблюдение проводится с помощью вопросов после текста упражнения.

Учащиеся выписывают названные слова, задают вопросы, определяют значение зависимого слова и делают вывод об особенностях слов­названий признаков.

Самостоятельная формулировка вывода о новом члене предложения – определении.

Запись темы: Второстепенные члены предложения. Определение.

2. Анализ текста в рамке после упр. 455.

Чтение текста вслух одним из учеников; сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника.

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

– Можно ли дополнить свою формулировку определения той информацией, которая предложена в учебнике?

– Обозначьте карандашом каждый признак в определении. Сколько признаков можно назвать? (Три: второстепенный член, признак предмета, вопрос.)

– Составьте вопросный план текста в рамке.

1) Что такое определение?

2) К чему относится?

3) Чем выражено?

4) Как подчёркивается при разборе?

3. Составление графической схемы определения.

                      прил. (сущ.)                                  сущ.

                                                какой?

                                                 чей?

                    ~~~~~~~~~~~~                      

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

3. Выделять главное, свёртывать информацию.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема).

V. Развитие учебно­языковых умений.

1. Выполнение упражнений.

Упр. 256 – развивается умение находить в предложении второстепенный член – определение и графически его обозначать.

Совместно разрабатывается алгоритм нахождения определения в предложении:

а) Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.

б) Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?

в) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают признак предмета.

г) Если есть, значит, это определение.

Выборочное списывание с комментированием (2–3 ученика устно).

Упр. 457 – развивается умение распространять предложения определениями, графически обозначать определение в предложении.

2. Диктант с грамматическим заданием.

Задание: найдите и графически обозначьте определения.

1) Поздней осенью поля опять зеленеют. 2) Наверху слышен журавлиный крик. 3) Снежные горы похожи на волны. 4) Над долиной спустились тёмные тучи. 5) Над дорогой поднималась жёлтая пыль.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова темы. Сравните со словами в конце темы.

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

1. Записать план текста (об определении) на листочке, уметь рассказать по плану.

2. Упр. 458.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...